Картотека подвижных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста
картотека по физкультуре (младшая, средняя группа) на тему

Михайлова Наталия Александровна

Данная картотека содержит популярные подвижные игры для организации двигательной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pikartochki_ml._sr._gr.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

подвижных игр

для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Составлена: Михайловой Н.А.

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

Цель: формирование умения ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь, друг на друга, действовать по сигналу.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит «Солнышко!». Дети ходят и бегают по залу в разных направлениях. После сов «Дождик!», они бегут на свои места.
Игра может проходить с музыкальным сопровождением. После того как игра хорошо освоена, слова можно заменять звуковыми сигналами.



ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ

Цель: формирование умения двигаться в разных направлениях, не наталкиваясь, друг на друга; совершенствование  реакции  на сигнал, развитие ориентировки в пространстве.

Ход игры: дети сидят на стульчиках на одной стороне зала. Это «воробушки» в гнездышках. На противоположной стороне – воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Воробышки полетели» дети поднимаются со стульев, бегают по залу, размахивая руками. По сигналу воспитателя «Автомобиль», дети убегают на свои стульчики.

После того, как игра освоена детьми, вместо слов можно использовать звуковые сигналы.

ПОЕЗД

Цель: формирование умения ходить и бегать друг за другом небольшими группами, сначала держась друг за друга, затем сохраняя зрительный ориентир, двигаться по звуковому сигналу.

Ход игры: сначала к игре привлекается небольшая группа детей. Первое время каждый ребенок держится за одежду впереди стоящего, затем свободно двигаются друг за другом, двигая руками, имитируя движения колес. Роль паровоза сначала исполняет воспитатель. Лишь после многократных повторений роль ведущего поручается наиболее активному ребенку.
Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

ОГУРЕЧИК, ОГУРЕЧИК…

Цель: формирование умения прыгать на двух ногах в прямом направлении;  бегать, не наталкиваясь друг на друга, согласовывать движения рук и ног.                                                     

Ход игры: на одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,                                                              Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.
После окончания речевки, дети убегают в свой дом, воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза.

НАСЕДКА  И ЦЫПЛЯТА

Цель: совершенствование  подлезания под веревку, не  задевая ее; развитие ловкости, внимания; умения действовать по сигналу; воспитывать взаимовыручку, товарищество.

Ход игры: дети изображающие цыплят вместе с наседкой находятся за натянутой веревкой. Наседка выходит из дома и зовет цыплят «ко-ко-ко». По ее зову цыплята, подлезают под веревкой бегут к ней. На слова «Большая птица» цыплята быстро убегают. Когда цыплята убегают в дом, можно приподнять веревку повыше, чтобы дети не задевали ее

НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТ

Цель: формирование ориентировки в пространстве, умения действовать по сигналу, развитие ловкости, внимания.

Ход игры: воспитатель раздает детям флажки 3-4 цветов. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах зала, возле флажков определенного цвета. После слов воспитателя «Идите гулять» дети расходятся в разные стороны. Когда воспитатель скажет «Найди свой цвет» дети собираются у флага соответствующего цвета. Игра может сопровождаться музыкальным оформлением. Как усложнение, когда игра освоена детьми, можно менять ориентировочные флажки местами, располагая их в разных местах спортивного зала.

САМОЛЕТЫ

Цель: формирование умения двигаться в разных направлениях не наталкиваясь друг на друга; приучать действовать по сигналу.

Ход игры: перед игрой необходимо показать все игровые движения. Дети становятся на одной стороне площадки. Воспитатель говорит «К полету готовы. Завести моторы!». Дети делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу «На посадку!» играющие направляются на свою сторону площадки.
Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.



НАЙДИ СВОЙ ДОМИК

Цель: формирование ориентировки в пространстве; развитие ловкости, внимания, умения двигаться в разных направлениях, действовать по сигналу.

Ход игры: с помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая из которых становится у определенного места. По сигналу они разбегаются по залу в разные стороны. После сигнала «Найди свой домик» - дети должны собраться группами у того места, где стояли вначале.

После освоения игры, исходные дома можно менять местами. Игра эмоциональнее проходит с музыкальным сопровождением.

КРОЛИКИ

Цель: формирование умения прыгать на двух ногах продвигаясь вперед ползании; развитие ловкости, внимания, уверенности.

Ход игры:  на одной стороне зала, полукругом расставлены стулья – это клетки кроликов, на противоположной, стул – это дом сторожа. Дети сидят на корточках за стульями. Когда сторож выпускает кроликов на лужок – дети один за другим проползают под стульями, а затем прыгают, продвигаясь вперед. По сигналу «Бегите в клетки» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.

Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

ПУЗЫРЬ

Цель: закрепление умения образовывать круг, меняя его размер в зависимости от игровых действий; формирование  умения согласовывать действия с произносимыми словами.

Ход игры: дети вместе с воспитателем, взявшись за руки, образуют круг и проговаривают слова:
Раздувайся пузырь, раздувайся большой.
Оставайся такой да не лопайся.
Играющие в соответствии с текстом отходят назад,  держась за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет «Лопнул пузырь!». Тогда играющие приседают на корточки и говорят «Хлоп!». И идут в цент круга со звуком «ш-ш-ш», затем снова становятся в круг.        

 ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Цель: закрепление знания цветов, совершенствование ориентировки в пространстве, развитие реакции

Ход игры: дети размещаются по краям зала, они – автомобили. Каждому свой цветной круг. Воспитатель в центре зала, в руках у него три цветных флажка. Он поднимает один, де, имеющие круг этого цвета разбегаются по залу в разных направлениях. Когда воспитатель опускает флажок, дети останавливаются. Воспитатель поднимает флажок другого цвета и т.д.

Игра проходит эмоциональнее с музыкальным сопровождением.

ГДЕ ЗВЕНИТ КОЛОКОЛЬЧИК?

Цель: развитие глазомера, слуховой ориентации, умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель просит их отвернуться. В это время другой взрослый, спрятавшись, звенит колокольчиком. Детям предлагают послушать, где звенит колокольчик и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук.
Звонить в колокольчик нужно сначала громко, затем понижать звук.



КОТ И МЫШИ

Цель: совершенствование ориентировки в пространстве, избегая столкновений и  двигаясь в общей игровой ситуации.

Ход игры: с одной стороны зала огораживается участок – это дом мышей (высота 50 см.) на другой стороне зала дом кота. Воспитатель говорит:
Кот мышей сторожит, притворился, будто спит! Дети проползают под рейками и бегают. Воспитатель приговаривает:
Тише, мыши, не шумите.
И кота не разбудите!                                      Дети бегают легко и бесшумно. Со словами «Кот проснулся», ребенок, изображающий кота, бежит за мышами. Дети не подлезают под рейки, а вбегают в норки через неогороженную часть.        

УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ

Цель: обучение ориентировке в пространстве, соблюдению правил игры.

Ход игры: дети становятся в круг, выбирается водящий, который стоит в центре круга с завязанными глазами. Дети идут по кругу, выполняя какое – либо движение, останавливаются:

«Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя – узнай.

Воспитатель показывает на одного из играющих, который говорит: «Кто я?»

Если водящий угадывает, они меняются местами. Если водящий не угадывает три раза подряд, выбирается другой водящий.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Цель: формирование умения двигаться врассыпную, имитировать игровые движения, двигаться в соответствии с текстом.

Ход игры: дети располагаются на одной стороне зала, а водящий на другой. Игроки двигаются к спящему медведю со словами:

У медведя во бору
Грибы-ягоды беру.
А медведь не спит
И на нас рычит.

Медведь с рычанием пытается поймать детей, те убегают. Поймав кого-либо, отводит к себе. Игра повторяется.

ЛОХМАТЫЙ ПЕС

Цель: совершенствование умения двигаться в заданном направлении, в соответствии с текстом, развитие ориентировки в пространстве, ловкости.

Ход игры: дети стоят на одной стороне зала. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами:
Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос

Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим,   и  посмотрим, что-то будет! После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.  

БЕРЕГИ ПРЕДМЕТ

Цель: формирование навыка  действовать по сигналу; развитие ловкости, выдержки, глазомера.

Ход игры: дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик. Воспитатель находится в кругу и старается взять кубик то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается водящий, приседает и закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Вначале водящий не забирает кубики у детей, а только делает вид. Затем при повторении он может взять кубик у игрока, не успевшего закрыть его руками. Этот ребенок временно не участвует в игре.
Впоследствии роль водящего может быть предложена наиболее активным детям.

ВОРОБЫШКИ И КОТ

Цель: совершенствование умения: ориентироваться в пространстве, упражнение в беге, избегая столкновений.

Ход игры: дети стоят вдоль стены на кубах, в обручах или на скамейках. Это воробышки на крыше или в гнёздах. В стороне сидит кошка, роль которой выполняет ребёнок или взрослый.  «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Дети спрыгивают со скамейки, отводят руки в стороны – воробышки машут крыльями – и бегают врассыпную по всей комнате. Кошка просыпается, произносит «мяу – мяу» и бежит за воробышками. Дети должны быстро улететь в гнёздышки, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом (они пропускают одно повторение игры). Игра повторяется 3-4 раза.

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ

Цель: формирование умения действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве двигаясь в разных направлениях; развитие ловкости, внимания.                                                      

Ход игры: в разных концах зала устраивается  3-4 гнезда из обручей большого диаметра или другого оборудования. Дети – птички размещаются в гнёздах. По сигналу воспитателя они вылетают из гнёзд, перешагивают или перепрыгивают через препятствие и разбегаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, - клюют зёрна. Затем вновь бегаю. По сигналу «птички в гнёзда»  дети убегают в свои домики. Игра повторяется 4-5 раз. При проведении данной игры важно, чтобы педагог, умело чередовал двигательную активность и отдых детей.

БЕГИТЕ КО МНЕ

   

Цель: обучение детей действовать по сигналу педагога, бегать в прямом направлении одновременно всей группой или подгруппой.

Ход игры: воспитатель предлагает детям встать к стене или с одной стороны площадки так, чтобы не мешать, друг другу, а сам переходит на противоположную сторону и говорит: «Лужи высохли. Ура! Выбегайте со двора». Приветливо зовёт детей, широко раскрыв руки. Когда дети соберутся, педагог переходит на другую сторону и вновь зовёт детей к себе. Игра повторяется 3-4 раза. Перед началом игры воспитатель напоминает, что бежать можно только после произнесённых слов «выбегайте со двора».

ТРАМВАЙ

Цель: закрепление знания цвет, развитие ориентировки в пространстве, избегая столкновений, двигаясь в общей игровой ситуации.

Ход игры: дети стоят вдоль стены зала в колонне парами, держа друг друга за руку.  Свободными руками они берутся за шнур, один ребёнок левой рукой, другой правой. Воспитатель  исполняет роль светофора.  Поднимает жёлтый флажок – приготовились, зелёный – поехали, красный – стоим.  Если детей много, то можно устроить остановку, на которой  часть детей ждёт прибытия трамвая. Когда трамвай подъезжает к остановке, он замедляет ход и останавливается; одни пассажиры выходят, другие – садятся. Можно организовать поездку на двух трамваях.

ХОХЛАТКА

Цель: совершенствование умения двигаться врассыпную в соответствии с текстом; развитие ориентировки в пространстве, ловкости.

Ход игры: дети гуляют по залу или площадке.

Воспитатель говорит:

По дворику хохлатка

С  цыплятами идёт.

Чуть мама зазевается,

Шалят и разбегаются.

Она к себе зовёт:

Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать.

Дети прибегают к воспитателю.

СОВА

Цель: формирование умения действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве двигаясь в разных направлениях; развитие ловкости, внимания.

Ход игры: дети встают в круг, в центре сидит ребёнок или взрослый, он сова.

В лесу темно.

Все спят давно.

Дети ходят по кругу, изображая птиц.

Одна сова не спит,

Летит, кричит.  

Совушка – сова

Большая голова,

На суку сидит

Головой вертит,

Во все стороны глядит.

Сова показывает «большую» голову – смотрит по сторонам.

Да вдруг – как полетит.

Дети убегают.

ЗАЙКИ В ОГОРОДЕ

Цель: формирование умения; бегать, не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.     

                                               

Ход игры: дети становятся в два круга. Внутренний круг движется в одну сторону, внешний в другую со словами.

Целую ночь в огороде на грядке

Зайцы играют в салочки, в прятки

Бабушка утром придет за капустой,

Батюшки, а в огороде - то пусто.

По окончании слов  оба круга останавливаются. Внутренний круг поднимает руки, дети из внешнего круга то вбегают, то выбегают из него. По команде воспитателя дети опускают руки. Дети, оказавшиеся в западне, соединяются с детьми внутреннего круга. Икра продолжается пока не останется игроков во внешнем круге.

ВОРОНЫ

Цель: формирование умения прыгать на двух ногах продвигаясь вперед; развитие внимание.

Ход игры: дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Вот под ёлочкой зелёной,

Скачут весело вороны

Кар – кар – кар (громко)

Дети «летают» изображая ворон.

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали

Кар – кар -  кар (громко).

Только к ночи умолкали,

И все вместе засыпали

Кар – кар – кар (тихо).

Дети останавливаются, присаживаются на корточки и закрывают глаза.

КУРОЧКА - ХОХЛАТКА

Цель: совершенствование умения двигаться врассыпную, в соответствии с текстом; развитие ориентировки в пространстве, ловкости.

Ход игры: воспитатель произносит текст.

Вышла курочка - хохлатка,

С нею жёлтые цыплятки,

Квохчет курочка:

«Ко – ко, не ходите далеко».

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка…

Дети ходят по площадке, имитируя движения цыплят (клюют зернышки, пьют водичку). Ребёнок, изображающий кошку, сидит в стороне на стульчике с прикрытыми глазами.

«Кошка глазки открывает.

И цыпляток догоняет!» - говорит воспитатель.

Кошка вскакивает и бежит за цыплятками, которые убегают в свой домик. Кого кошка поймала, выбывает из игры.

Мы топаем ногами, мы хлопаем руками

Цель: совершенствование умения двигаться в соответствии с текстом.

Ход игры: играющие дети становятся в круг на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Воспитатель медленно читает стихотворение, дети действуют согласно его содержанию.

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головами.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём».

Дети соединяют руки, образуя круг.

«И бегаем и бегаем,

И бегаем кругом». Все бегут, воспитатель говорит: «Стой!».  

Малыши останавливаются.

Игра повторяется.

МЫШИ В КЛАДОВОЙ

Цель: совершенствование подлезания под веревку, избегая столкновений, имитируя игровые движения (мышки).

Ход игры: дети – мыши сидят в норках – на стульях или на скамейках, расположенных вдоль стены зала или по одной стороне площадки. На противоположной стороне протянута верёвка на высоте 40-50см.- это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает и мыши бегут в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Они убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Игра повторяется 3-4 раза. После неоднократного проведения игры роль кошки исполняет ребёнок.

ПТИЧКА И ПТЕНЧИКИ

Цель: формирование умения действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развитие ловкости, внимания, умения двигаться в разных направлениях.

Ход игры: педагог говорит - «Я буду птица, а вы мои птенчики», - говорит воспитатель, чертит большой круг или  выкладывает круг из шнура.  «Вот какое большое гнездо у нас. Залетайте в него». Дети входят в круг и присаживаются на корточки.  «Полетели птенчики зёрнышки искать», - говорит воспитатель. Птенчики выпрыгивают из гнезда и летают по всей площадке, птица – мама летает вместе с ними. По сигналу «полетели, птенчики домой» все бегут в круг. Игра повторяется несколько раз.

ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

Цель: закрепление умения ходить в колонне, избегая столкновений, выполняя определенные движения в соответствии с текстом.

Ход игры: воспитатель предлагает детям построиться  в колонну друг за другом и пойти погулять.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два.

По камешкам, по камешкам,

В ямку – бух.

Дети идут, на слова «по камешкам, по камешкам»  прыгают на двух ногах,  продвигаясь вперёд на слова «в ямку – бух», присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется.

КОНЬ

Цель: совершенствование умения двигаться в колонне, избегая столкновений, имитируя движения «Лошадки»

Ход игры: педагог произносит текст.

Гоп – гоп – гоп

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро – скоро,

Через реки, через горы,

Всё в галоп, в галоп, в галоп

Гоп – гоп – гоп.

Дети скачут по кругу, имитируя бег лошадки.

Тпру…

Останавливаются

ПТИЧКИ И АВТОМОБИЛЬ

Цель: совершенствование умения двигаться врассыпную, в соответствии с текстом; развитие внимания, ловкости.

Ход игры: воспитатель произносит текст.

Прилетели птички

Птички невелички

Весело скакали

Зёрнышки клевали

Дети изображают птиц: летают, прыгают, клюют зёрна.

Автомобиль по улице бежит,

Пыхтит, спешит, гудок гудит.

Пип – пип – пип, посторонись!

Дети убегают от автомобиля.

Автомобиль изображает взрослый или ребенок. Может быть несколько автомобилей.

ЗАЙЦЫ

Цель: совершенствование умения двигаться врассыпную в соответствии с текстом; развитие ориентировки в пространстве,  быстроты, внимания, ловкости.

Ход игры: один ребенок или взрослый изображает волка и стоит в стороне, остальные дети зайцы. Волк отворачивается. Воспитатель произносит слова, дети выполняют движения.

Зайки скачут, скок, скок, скок,

На зелёный, на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают

Не идёт ли серый волк.

Ах, идёт, зубами щелк.

Волк поворачивается и рычит на зайцев, зайцы убегают в обозначенное место.

ПАСТУХ И СТАДО

Цель: совершенствование умения выполнять движения  в соответствии с текстом.

Ход игры: дети изображают стадо коров или овец и находятся в «хлеву» (за чертой или верёвкой). Водящий – пастух, он в шапке, за поясом хлыст, в руке рожок. Он находится поодаль от стада.

Воспитатель говорит:

«Ранним - рано по утру

Пастушок: ту – ру – ру - ру!

А коровки  в лад ему

Затянули: му – му – му!»

На слова «ту – ру – ру – ру» пастух играет в рожок, после слов «му – му – му», коровы мычат. Затем стадо идёт на зов пастуха. Через некоторое время пастух гонит стадо обратно. Выбирается новый пастух.

КОТ ВАСИЛИЙ

Цель: совершенствование умения двигаться по кругу в соответствии с текстом; развитие ориентировки в пространстве,  быстроты, внимания, ловкости.

Ход игры: в середине стульчик, на нём сидит кот, вокруг него, взявшись за руки, стоят дети (это мыши).

Воспитатель произносит слова:

«Мыши водят хоровод

На лежанке дремлет кот

 Тише мыши, не шумите

И кота не разбудите

Вот проснётся Васька кот

Разобьёт весь хоровод».

Мыши:

« Тра – та – та, тра – та – та

Не боимся мы кота!»

Воспитатель: «Проснулся кот!»

Кот: «МЯУ!»

Дети убегают в установленное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР для детей младшего и среднего дошкольного возраста

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППАДогоните меня!Найди свой домик!ПтичкиДети в лесуБукетИгра с косынкамиПузыриНаш поездКот и мышиКот, мыши и домикПоездКрасные флажки поднять вверх!Найди флажок!Кто найдет флажок?Най...

Картотека подвижных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста

Подбор подвижных игр для младшей и средней группы...

Картотека подвижных игр для детей младшего и среднего дошкольного возраста по экологии

Картотека подвижных игрдля детей младшего и среднего дошкольного возрастапо экологии Картотеку подготовила: воспитательГолубева Ирина Геннадьевна...

Картотека подвижных игр для детей младшего и старшего дошкольного возраста

Подвижная игра - сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные про...