"Реализация потребности в двигательной активности дошкольников в течении дня"
материал по физкультуре (старшая группа) на тему

    Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду.          

    От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности. Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация потребности в двигательной активности дошкольников в течение дня»

   Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы обеспечили им педагогически целесообразную среду.          

    От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности. Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.  

    Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделить большое внимание планированию.

   Я стараюсь так организовать физическое воспитание детей в повседневной жизни, чтобы максимально удовлетворить потребность в активных движениях, необходимых для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

       Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей детский сад осуществляет  не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движений, подвижные игры с элементами развития речи,  конструирования и прочее.

   На протяжении всего года в группе велась оздоровительная и лечебно-профилактическая работа, проводились  закаливающие мероприятия.

   Ежедневно в группе проводились и проводятся: утренняя зарядка, оздоровительная гимнастика после сна под музыку, дыхательные упражнения.

  Помимо ежедневной утренней гимнастики в течение дня я обязательно предусматриваю время для разнообразных подвижных игр, предоставляю возможность детям самостоятельно объединяться  играть или упражняться.

   В перерыве между занятиями я провожу  двигательные разминки. Они позволяют детям активно отдохнуть, снять эмоциональное напряжение после умственной нагрузки и вынужденной статической позы. Мы предлагали  детям упражнения  типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Сбей кеглю», а также произвольные движения детей с использованием разнообразных физкультурных пособий. Детям можно было в любой момент войти и выйти из игры.

   Также я  уделяю большое внимание организации двигательной активности детей на прогулке. На прогулке с детьми я провожу игры с элементами спортивных игр – хоккей, футбол, баскетбол.  Эти игры  подготавливают детей к ознакомлению с правилами этих игр  и занятию спортом.

  Для стимулирования двигательной активности детей на участке я предлагаю им ролевые игры  ("Найти клад", "Спортивные состязания" и т.д.) тем самым создавали условия, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, спрыгнуть со скалы, подняться по пожарной лестнице).

  Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию я строю на основе знаний возрастных  особенностей детей. Планировала  ее в течение всего дня в часы игр, прогулок. Бывают такие моменты, когда  ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Тогда я ему предлагаю  поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать.

   Не менее важное значение, я уделяю самостоятельной двигательной деятельности детей в течение дня. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Я стараюсь, чтобы стимулом самостоятельной двигательной активности детей служили, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий (хотя они быстро ломаются и не всегда вовремя их удаётся пополнять).

   Большое место в самостоятельной деятельности детей у нас в группе занимают подвижные игры с правилами: они развивают творческую инициативу, организаторские умения, сближают детей. Объединяя детей в небольшие группы при проведении подвижных игр с правилами, я стараюсь выделить застенчивых детей, в роли ведущих, вовлечь малоподвижных детей в двигательную деятельность.

   Вся многообразная двигательная деятельность детей в течение дня проходит в нашей группе под руководством воспитателя. От этого зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка. Я готова в любом случае помочь детям и в то же время не спешу, и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий.

  Я стараюсь, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру.

   К концу года у детей улучшилась координация движений. Дети лучше стали бросать  и ловить  мяч, освоили  прыжки в длину, различные спортивные упражнения и элементы спортивных игр. Научились самостоятельно выполнять игровые правила. Дети стали проявлять больше самостоятельности в организации знакомых игр с группой сверстников.

  Известно, что профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь тогда, когда родители становятся активными помощниками и единомышленниками. Несогласованность требований, предъявляемых в детском саду и дома, вызывает у ребёнка чувство растерянности, обиды и даже агрессии. Поэтому я стараюсь заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе. Родителей я постоянно держу в курсе событий, знакомлю с работой детского сада на совместных мероприятиях, оформляю информацию в «Уголке для родителей». При этом использую традиционные и современные формы работы с родителями: они помогали нам в оформлении спортивного уголка для группы.  Для родителей были предоставлены консультации по теме: «Физическое развитие детей старшего возраста», «Здоровый образ жизни в семье», «Двигательная активность» буклеты «Веселая зарядка».    

  В нашей группе созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей. В группе оборудован спортивный уголок, в котором представлено разнообразное оборудование, пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивает физические качества. Все оборудование размещено так, что оно доступно для детей:

- для ходьбы, бега и равновесия: дорожка массажная, со следочками (для профилактики плоскостопия); мешочки с крупой; ходунки.

- для прыжков: обручи плоские, палки гимнастические короткие.

- для катания, бросания, ловли: кегли, мячи резиновые маленькие, средние, большие, мяч-шар надувной.

- для пользования и лазания: дуги.

- для ОРУ: гантели детские, скакалки, модули.

   Так же есть оборудование сделано своими руками для пополнения предметно – развивающей среды. На первый взгляд это всего лишь поделки, сделанные мною и родителями, но в работе они незаменимые помощники. Интерес детей к различным новшествам вызывает у детей положительные эмоции и это тонизирует организм в целом.      

  Совместное изготовление оборудования активизирует родителей, настраивает их на сотрудничество с педагогами. 
  Изготовления таких пособий не требует больших затрат. В основном мною был использован разнообразный бросовый материал: все то, что наверняка найдется в любом доме из разряда ненужных вещей. Минимум затрат и времени! А в результате получаются очень яркие привлекающие к себе внимание пособия. Они помогают развивать мышцы рук, ног, координацию движений, меткость, ловкость, внимание. 
Нестандартное оборудование должно быть:
Безопасным
Максимально эффективным
Удобным к применению
Компактным
Универсальным
Технологичным и простым в применении
Эстетичным.

   Я хочу подробно описать это оборудование, например, тоннель. Предназначен для пролезания. Используется в подвижных играх, при выполнении основных видов движения, в сюжетно-ролевых играх. Изготовлен из пластмассового обруча и прозрачной ткани. Детям очень нравится, можно сделать его длиннее.

 - Спортивные мешочки: изготовлены из плотной ткани и наполнены фасолью можно, использовать другой наполнитель (мелкие камушки, бусины, горох и др.), у нас крупа (рис и гречка). Предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, основных видов движений, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия.

 При первом знакомстве, дети угадывали, что находиться внутри. Затем, когда наступали на мешочки должны были угадать, что за крупа.

 - Дорожка для профилактики плоскостопия: узкая полоска линолеума, разнообразный материал для массажа стопы (следы из самоклеящейся бумаги, крышечки, пуговицы, использованные фломастеры)
 Осуществлять профилактику плоскостопия; укреплять иммунитет, развивать внимание, мышление, сообразительность. 

 - Игра «Попади в цель». Данная игра изготовлена из коробки, ворот и бумажных трубочек. Используется для дыхательных упражнений. Развивает органы дыхания.

 - Игра «Кто первый?». Для этой игры понадобился большой кусок линолеума,

самоклеящейся бумага двух цветов, деревянные палки и две крышки из-под пластиковых бутылочек. Цель использования: поднимает интерес к соревнованию. Умению быть ловким, быстрым.

- «Дуги или ворота для мини футбола». Для этого оборудования понадобилось толстая проволока, контейнеры из-под киндера сюрприза, две дощечки. Цель этого оборудования выполнения общеразвивающих упражнений, организации подвижных игр, игр-соревнований.

- «Тихий тренажер» состоит из самоклеящейся бумаги- следы стоп и рук. развитие координаций движений, пространственного восприятия, понимание пространственных отношений (право – лево). Тренировка мышц плечевого пояса, спины, рук и ног, релаксация.

 Нестандартное оборудование по физкультуре при правильном подходе поможет ребенку в детском саду развиваться и расти. Сделайте его своими руками и внесите вклад в будущее своих детей.

   

 Список литературы

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992.

2. Боген М.М. Физическое совершенство как основное понятие теории физической культуры // Теория и практика физической культуры 1997. - 5. - С. 18-21.

3 .Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей дошкольного возраста. М., Просвещение 1988 г.

4. Буцинская П. П. Планирование основных движений на физкультурных занятиях // Педагогическая практика студентов по курсу Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.

5. Бондаревский Е.Я., Кадетова А.В. О дошкольных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. - 1987.

6. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.

7. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. М.: Просвещение, 1981.

8. Голомазов С.В, Точность движений. - М.: ГЦОЛИФК, 1979. - 43 с.

9. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П- Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека // Теория и практика физической культуры. 1975, -6. - С. 22-29.

10. Коренберг В.Б, Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры. - 1996. - 7. - С. 2 ~ 5-

11. Костюков В.В. Научно-технологическая концепция использования спортивных игр при организации физической деятельности людей разного возраста // Теория и практика физической культуры, - 1994. - 11, - С. 23 -

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль «Организация двигательной активности дошкольников в течение дня».

Оценка создания условий:в группахОценка планирования работыОрганизация  режимных моментов. Оценка профессионального мастерства педагога. Обследование уровня развития двигательной актив...

Консультация для педагогов: «Двигательная активность дошкольников в течение дня»

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному ф...

" Нетрадиционное оборудование для обеспечения самостоятельной двигательной активности дошкольников в течении дня.

Преентация опыта работы по обогащению равивающей среды нетрадиционным оборудованием....