«ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ»
консультация

Василевская Оксана Николаевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №6 комбинированного вида

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  ДОШКОЛЬНИКОВ  В  ТЕЧЕНИЕ  ДНЯ»

Выполнила воспитатель

Василевская О.Н.

11 ноября 2013 г.

2013

«Физкультура – 24 часа в сутки!»

Н.А. Семашко

Движение – главное проявление жизни; без него немыслима творческая деятельность. Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех жизненных процессах.

Особенно большое количество движений требуется растущему организму. Неподвижность для маленьких детей утомительна, она приводит к замедлению роста, задержке умственного развития и снижению сопротивляемости инфекционным заболеваниям.

В огромном количестве движений ребенка проявляется естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию. Разнообразная мышечная деятельность благотворно сказывается на физиологических функциях всего организма, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Увеличение объема и интенсивности двигательной активности способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной); физическому и нервно-психическому развитию; развитию моторики.

Современный выпускник дошкольного образовательного учреждения должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, высоким уровнем физической подготовленности, умением сохранять правильную осанку, потребностью регулярно заниматься физической культурой по собственной инициативе, стремлением совершенствовать свои достижения, проявляя выдержку, смелость и инициативу, высокой (соответственно возрасту) работоспособностью (как физической, так и умственной), что особенно важно в плане подготовки его к школе. Воспитание здоровой личности в самом широком смысле – основное требование модернизации системы образования.

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет – это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития для детей была обеспечена педагогически целесообразная среда. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

Содержание образовательной области «Физическая культура» в соответствии с ФГТ направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

Основные задачи для достижения поставленной цели это:

  • накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации).

Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Общие принципы организации двигательной активности детей в течение всего дня.

Содержание образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» направлено на достижение целей охраны здоровья детей, формирования основы культуры здоровья, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • накопление и обогащение двигательного опыта детей;
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

   Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движений, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и прочее.

    Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная двигательная активность во всех видах деятельности (не просто ответ на вопрос, а ответ и хлопок, ответ и передача мяча и пр.). Такой подход не только стимулирует физическое развитие, но и способствует успешному решению остальных образовательных задач.

    С другой стороны, в процессе образовательной деятельности по физическому развитию следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

  • формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
  • создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение положительных проявлений, побуждение детей к самооценке и оценке действий сверстников («Социализация»);
  • участие детей в подготовке физкультурного инвентаря («Труд»);
  • активизация мышления детей (самостоятельный выбор игры, инвентаря, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение информации о здоровом образе жизни («Познание»);
  • проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы занятий («Коммуникация»);
  • игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок («Чтение художественной литературы»);
  • привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);
  • ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

    Процесс обучения двигательным действиям, развития физических качеств должен проходить в рамках физкультурных занятий, в каждой части которых (подготовительная, основная и заключительная) решаются свойственные только ей задачи, а совершенствуются освоенные движения при интеграции с другими видами деятельности.

    На первом физкультурном занятии недели создаются условия для восприятия будущего основного движения, на втором - для изучения двигательного навыка, на третьем- оно закрепляется или совершенствуется. В конце подготовительной части занятия проводится подвижная игра, включающая простые упражнения, изученные прежде и являющиеся подводящими к основным движениям последующей недели. Используются игры, хорошо известные детям. Подвижная игра в основной части направлена на совершенствование основных движений предыдущей недели. В заключительной части используется игра малой подвижности (вид основного движения).

    Сочетание и чередование видов основных движений следующее:

  • младший возраст: прыжки, равновесие, метание, лазанье;
  • средний и старший возраст: акробатические упражнения; прыжки и равновесие; метание; лазанье и равновесие (см. таблицу в журнале «Дошкольное воспитание» № 6 2011 год, стр. 106-107).

    Важный момент в ходе физкультурных мероприятий – создание условий для осуществления двигательной активности:

  • наличие просторного помещения;
  • наличие крупного спортивного оборудования, атрибутов;
  • наличие у детей удобной одежды и обуви;
  • своевременная подготовка детей перед занятием (туалет, переодевание).

   Порядок в зале во время свободной двигательной деятельности помогают поддерживать правила:

  • не скучать без дела; найти себе занятие по душе;
  • не выполнять без помощи сложные движения;
  • не спрыгивать с большой высоты;
  • играть мячом только руками;
  • знать место спортивных предметов, не бросать  где попало;
  • быть доброжелательным, внимательным, уступчивым;

   Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм организации двигательной деятельности: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные и спортивные игры, прогулки (на участке и за его пределами), самостоятельная двигательная активность детей, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья и другое.

   Организуя различные виды деятельности, педагог способствует ее оптимизации, осознанному и творческому освоению движений. Главное – формирование гармонично развитой личности ребенка.

   Начиная с младшей группы,  ежедневно проводится утренняя гимнастика, куда включаются разные виды ходьбы, бега, прыжки, общеразвивающие упражнения, танцевальные движения, упражнения на внимание и формирование правильной осанки. Большему творческому выполнению способствует музыкальное сопровождение.  Во время физкультминуток можно использовать упражнения для плечевого пояса, подтягивания, наклоны, повороты, упражнения для кисти. Во время перерывов между занятиями можно давать упражнения с мячами, скакалками, а также подвижные игры.

  Подвижные игры с правилами имеют очень большое воспитательное значение. Специфика этой игры – молниеносная ответная реакция на сигналы типа «Лови!», «Беги!», «Стой!». Выбор методики проведения подвижной игры определяется задачами эмоционального воспитания. Обязательно надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, состояние его здоровья, время года, место проведения, интересы детей. Педагог должен познакомить воспитанников с правилами игры, подготовить необходимые атрибуты, разумно объединить детей в команды, распределить роли. Во время игры педагог формирует у каждого ребенка адекватную самооценку, учит преодолевать трудности.

   Работу по физическому воспитанию необходимо проводить в тесном контакте с семьей.

Формы физкультурно-оздоровительной работы:

Таблица 1

Форма организации двигательной активности в режиме дня

Младшие группы

Средние группы

Старшие группы

Подготовительные группы

Зарядка, утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 минут

Упражнения после дневного сна, гимнастика после сна

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

Подвижные игры

6-10 минут 2-4 раза в день

10-15 минут

2-4 раза в день

15-20 минут

2-4 раза в день

15-20 минут

2-4 раза в день

Спортивные игры

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Спортивные упражнения

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

Физкультурные упражнения на прогулке

10-12 минут

10-15 минут

10-15 минут

10-15 минут

Спортивные развлечения

20 минут в месяц

30 минут в месяц

30 минут в месяц

40-50 минут в месяц

Спортивные праздники

30 минут 2 раза в год

40 минут 2 раза в год

50 минут 2 раза в год

60 минут 2 раза в год

Самостоятельная двигательная активность

Ежедневно

Комплекс упражнений для пробуждения.

1. Воспитатель звонит в колокольчик:

Колокольчик звонкий мой, Он всегда, везде со мной.

«Просыпайтесь!» — говорит, «Закаляйтесь!» — всем велит.

«Kотята просыпаются»

Предложить детям вытянуться в кроватке, прогнуть спину, вытянуть вверх руки, перевернуться с боку на бок.

На ковре котята спят, Просыпаться не хотят. Вот на спинку все легли, Расшалились тут они. Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Потянуться, улыбнуться, Всем открыть глаза и встать.

Игры с одеялом

Дети прячутся под одеяло, и так 2—Зраза.

Вот идет лохматый пес, А зовут его — Барбос! Что за звери здесь шалят? Переловит всех котят.

Лёгкий массаж

«Поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь.

Бег босиком из спальни в группу

Потянулись, быстро встали, На носочках побежали... 

Ходьба по «дорожкам здоровья»

1-я дорожка — обычная, 2-я дорожка — ребристая, 3-я дорожка с плоскими пуговицами, 4-я дорожка с камешками.

Зашагали ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Ну-ка веселее, топ, топ, топ! Вот как мы гуляем, топ, топ, топ! Топают ножки, топ, топ, топ! Прямо по дорожке, топ, топ, топ! Это наши ножки, топ, топ, топ!

Завершается подъем гигиеническими процедурами.

Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу оба глаза! Мойтесь, уши, мойся, шейка! Шейка, мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

2. Воспитатель ходит между кроватками и поглаживает детей.

Постепенно все проснулись, Потихоньку потянулись. Встали, тихо улыбнулись, Слышим, едет паровоз, Ребяток в группу он повёз.

(Картушина М.Ю.)

Три часа. Вставай! Подъём! В полдник молоко попьём, Булочку съедим с вареньем

Или вкусное печенье. А потом, детвора, Ждёт нас новая игра.

(Картушина М.Ю.)

 Вот уж полдень далеко, Солнце смотрит к нам в окно. Потянулись, ребятишки, Поднимаем ручки выше, Ножки нужно разбудить, Долго им ещё ходить,

Мы погладили животик, и головку, и лицо, Просыпаемся, ребятки, Солнце очень высоко. Лучик солнца прикоснулся, Замер он на щёчке, Зайчик, друг его, проснулся, Поскакал по кочкам, На головку, на плечо, Стало вдруг мне горячо, Милый зайка — не шали, Нам здоровье подари. Как мы сладко спали, Вместе отдыхали. Надо нам теперь проснуться, Потянуться, встрепенуться И друг дружке улыбнуться. Открываем глазки, Что мы видим? Сказку!Вот медведь из леса, А за ним принцесса, А вот и серый зайка, Быстро догоняй-ка, По дорожке побежим — Всех гостей опередим. Помассируем ступни На лесной дорожке, Чтобы было веселей, Хлопаем в ладошки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".

Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....

"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"

консультация для воспитателей  по образовательной области "Физическое развитие"...

Оптимизация двигательного режима. Тема:"Организация двигательного режима дошкольников в течении дня".

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"16032187","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"294","width":"643"}}]]...

Конспект занятия НОД«Развитие двигательных навыков через организацию двигательных спортивных игр» для детей 5-7 лет."

Цель: Развитие интереса к подвижным играм и здоровому образу жизни.               Задачи: Образовательные:1. совершенствовать...

Организация двигательной активности на основе двигательных сказок или рассказов

Работа по развитию у детей двигательного творчества продолжается, но уже сейчас можно отметить положительные результаты в развитии эмоционально-волевой сферы, кроме того, дети стан...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Организация двигательной деятельности воспитанников в дошкольной образовательной организации.

Организация двигательной деятельности воспитанников  в дошкольной образовательной организации....