Эти разные, удивительные мячи!
проект по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Шалган Татьяна Юрьевна

Сегодня, наверно, нет человека, который бы не знал, что такое футбол? Среди всех видов спорта, безусловно, особое место занимает футбол, который по справедливости называют «королем спорта». Это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eti_raznye_udivitelnye_myachi.doc874.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида»

Исследовательская работа

в подготовительной к школе группе

«Эти разные, удивительные мячи»

Инструктор по физической культуре: Шалган Т.Ю.

- Сыктывкар, 2017 -

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы

  1. История возникновения футбольного мяча……………………..……..4
  2. Основные характеристики футбольного мяча………………….…….11

Глава 2. Практическая часть

Анкетирование………………………………………………………………...13

Тестирование спортивных мячей…………………………………………….14

Заключение…………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………17

Приложение………………………………………………………………...…18


Введение.

Сегодня, наверно, нет человека, который бы не знал, что такое футбол? Среди всех видов спорта, безусловно, особое место занимает футбол, который по справедливости называют «королем спорта». Это одно из самых доступных, популярных и массовых средств физического развития и укрепления здоровья широких слоев населения. Футболом в России занимается около 3 млн. человек. Его популярность среди взрослых и детей чрезвычайно велика. Футбол привлекает своей зрелищностью, обилием разнообразных технических и тактических приемов борьбы, эмоциональностью, слаженностью действий команды спортсменов. Однако, трудно себе представить эту игру без мяча. Пожалуй, самым основным элементом в футболе является мяч.

Объект исследования: спортивные мячи, предназначенные для конкретных видов спорта.

Предмет исследования: влияние спортивных мячей на выполнение технических приемов в футболе.

Цель: на основе исследования выяснить, любым ли мячом можно играть в футбол.

Гипотеза: мы предполагаем, что лучше играть в футбол кожаным мячом, чем бумажным.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу об истории футбольного мяча.
  2. Изучить литературу и выяснить особенности мячей разных форм и вида.
  3. Провести исследование по изучению влияния спортивных мячей на технику выполнения технических приемов в футболе.

Глава 1. Теоретическая часть

  1. История возникновения футбольного мяча.

Футбольные снаряды в древние времена.

Футбольный мяч, в свою очередь, - это волшебный предмет, который может часами удерживать мужчин перед экранами телевизоров, а детей - во дворах. Мяч — одна из самых древних и любимых игрушек всех стран и народов. В Древней Греции, Риме и Египте мяч не только любили, но и уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит (по мнению греков) обладал его волшебной силой.  У эскимосов игра в мяч тоже была обрядовым действом, которое совершалось во время празднества, знаменующего победу над зловредным мифическим существом по имени Седна.

Согласно историческим ссылкам и легендам, ранние мячи создавались из человеческих голов, завернутых в кожу животных или мочевые пузыри свиней и коров. Свиные пузыри пытались раздуть  до необходимых для игры размеров, однако, они быстро приходили в негодность, если по ним наносить достаточно сильные удары. С помощью ног и рук они пытались удержать шар в воздухе. Со временем пузыри стали обтягивать кожей для придания им правильной формы и для долговечности.

Но, на самом деле мужчины еще в древние времена были неравнодушны к круглым «мячеобразным» предметам. То, чем они играли, мячом назвать сложно, конечно, но его прообразом - можно. Одно из первых упоминаний об игре в мяч ногами относится к 2000 г. до н.э, когда Китайские воины с ее помощью улучшали свою физическую форму. Так в Древнем Китае любимым народным развлечением была игра ногами в набитый перьями птиц  и шерстью животных кожаный мяч. Такой пернатый мяч китайцы старались забить в ворота - сетку, натянутую между двумя бамбуковыми шестами.

Был футбол и у древних римлян (точнее, не футбол, а «Харпастум», как его тогда называли), только мяч был совсем небольшим, но зато тяжелым - внутри него находился песок.

Мексиканские ацтеки пошли дальше - в качестве мяча они использовали камень, который оборачивали специальным толстым прорезиненным материалом.

Древние викинги были завоевателями, а значит и футбол у них был особый, вместо мяча они использовали головы своих пораженных врагов.

В Средневековье чаще всего в качестве мяча использовали емкости для вина, которые делали из кожи.

Самым старым футбольным мячом считается мяч, изготовленный более 450 лет назад. [1] Он был найден в замке Стерлинг в Шотландии в 1999 году. По мнению историков, этот мяч в XVI веке принадлежал шотландской королеве Мэри. Камера древнего футбольного мяча была изготовлена из свиного пузыря. Сверху камера покрыта сшитыми кусочками очень толстой, предположительно оленьей, кожи. В настоящее время мяч находится в Шотландии в музее Стирлинга Смита.

Футбольные мячи XIX века.

Только ближе к двадцатому веку большинство мячей стали делать с использованием резины.  

В 1836 году Чарльз Гудиер запатентовал вулканизированный каучук, а в 1855-ом спроектировал первый каучуковый футбольный мяч. [2] Он до сих пор хранится в национальном футбольном зале славы, который расположен в Онеонте (Нью-Йорк, США). Применение каучука позволило усилить качество отскока мяча и его прочность.

В 1862 году изобретатель Лайндон создал первую надувную резиновую камеру. Его целью было создать такую камеру, которая бы не взрывалась от каждого прикосновения ногой. Каучуковые камеры обеспечивали мячам форму и плотность. Позже он разработал к камере насос, и на выставке в Лондоне его изобретение завоевало медаль. Благодаря открытию каучука и изобретению надувной камеры создались необходимые технические условия для промышленного производства футбольных мячей. 

В 1863 году была основана Футбольная ассоциация Англии, которая впервые разработала и обобщила правила новой игры — футбол. В 1872 году был официально установлен размер и масса мяча. В соответствии с новыми правилами, футбольный мяч должен иметь сферическую форму  с объемом (длиной окружности) от 68,6 до 71,7 см. Масса мяча могла колебаться в пределах от 368 до 425 граммов.

В 1937 году масса мяча была увеличена до 410—450 граммов, и с того момента это правило останется неизменным и по сегодняшний день. Внешняя оболочка мяча состояла с 18 кожаных секций, которые сшивались между собой конопляной веревкой с пяти слоев. Со временем качество камеры улучшилось, и она стала выдерживать сильные удары, что существенно повысило износостойкость мяча, а значит и качество футбола. Такие мячи нам сегодня показались бы жутко неудобными, так как они не были идеально круглыми, а натуральная кожа впитывала воду и заметно тяжелела. В послевоенное время мяч модернизировали плотной тканевой прослойкой между камерой и внешним слоем, что позволило ему лучше держать форму, внешнюю кожу сменили на синтетику и непористые материалы.

Мячи XX века.

В начале XX века  качество футбольных мячей существенно улучшилось.

С 1900 года были созданы еще более прочные каучуковые камеры. Они могли выдерживать сильное давление. Все профессиональные мячи к тому времени, создавались на основе резиновых камер. Они покрывались грубой коричневой кожей. [3]  Большинство кожаных сфер имели покрытие с восемнадцатью секциями (шесть групп по три полосы). Ненадутая камера вставлялась в заранее подготовленный разрез. Оставляли отверстие для последующего надувания мяча с помощью специальной трубки. После этого приходилось шнуровать покрытие. Эти мячи хорошо держали удары ногами, но имели ряд недостатков — трудоемкий процесс сшивания и водопоглотительные особенности кожи. Когда шел дождь, кожа разбухала, мяч становился очень тяжелым и опасным. Летал намокший мяч плохо, прыгал низко, а бить его головой было совсем уж сомнительным удовольствием. В течение только лишь одного состязания качество мячей могло сильно ухудшиться, падало качество самой игры. Из-за отсутствия клапана мяч часто терял форму. Шнурок сбоку делал его неидеально круглым, при этом степень некруглости больше зависела не от того, кто шил мяч, а от того, кто его накачивал. В течение Второй Мировой войны производство мячей значительно увеличивалось. Появилась прокладка между камерой и внешним покрытием. Сфера стала более прочной, а формы конструкции — правильнее. Но обшивка все еще часто рвалась из-за низкого качества кожаных покрытий.

В 1951 году на смену однотонному белому мячу, пришел снаряд с широкими цветными полосками. Они помогали зрителям более уверенно ориентироваться в событиях на поле и следить за мячом. Появляются первые оранжевые мячи [4]. Они создавались для того, чтобы помочь зрителям видеть сферу при обильном снегопаде.

В начале 1960 был изготовлен полностью синтетический футбольный мяч. Натуральная кожа всё ещё находила применение в производстве, но в конце 1980 синтетические материалы полностью её заменили. Массовое производство футбольных мячей началось благодаря заказам английской футбольной лиги (основана в 1888 году). «Mitre» и «Thomlinson’s of Glasgow» были первыми компаниями, которые освоили в то время производство мячей. Эти фирмы убеждали покупателей, что главным конкурентным преимуществом их товара было то, что форма их мячей была неизменной. Качество и прочность кожи и швов — вот, что было их главным козырем. Самые лучшие сорта кожи брались с огузков туши коровы и шли на производство самых качественных моделей мячей. В то время как менее прочная кожа лопатки шла на производство более дешевых мячей. 

Дизайн нового мяча был основан на проекте «Мяч Бакминстера», известном как «Buckyball». Американский архитектор Ричард Бакминстер пытался придумать новые способы пошива с использованием минимума материалов. Форма мяча представляет собой ряд шестиугольников и пятиугольников, которые состыковываются вместе, для придания мячу округлой формы.

Первым «официальным» мячом в футболе стал «Telstar» Adidas на Кубке Мира в 1970 году в Мексике. Он был сшит вручную из 32 элементов – 12 пятиугольных и 20 шестиугольных панелей – и стал самым круглым мячом тех лет. Черные пятиугольники помогли игрокам более тонко чувствовать любые отклонения при полете мяча. Его дизайн навсегда вошел в историю футбола [5].  Этот мяч стал прототипом последующих поколений.

В чемпионате мира в Германии в 1974 году «участвовали» два мяча «Telstar» Durlast [6]. Для мячаTelstar это было уже второе появление, только логотип был теперь не золотым, а черным. Компания adidas представила также белую версию мяча – adidas Chile – в честь полностью белого мяча Кубка 1962 года в Чили. От Telstar 1970 года они отличались лишь рисунком, материалы и технологии остались теми же.

В 1978 году был представлен adidas Tango [7] – модель, ставшая впоследствии «классикой дизайна». Хотя мяч был сшит из тех же 32 панелей, рисунок из 20 идентичных триад создавал впечатление 12 окружностей, опоясывающих мяч. Дизайн официальных мячей следующих пяти чемпионатов FIFA был основан именно на этой идее. Tango обладал также большей стойкостью к атмосферным воздействиям.

         В 1982 году дизайн Tango изменился несильно. А вот технологические изменения Tango Espana [8] были более существенны. Мяч по-прежнему шили из кожи, но швы проклеили и сделали водонепроницаемыми. Это значительно повысило износостойкость и сократило поглощение воды мячом, а, следовательно, минимизировало увеличение веса в мокрую погоду.

В 1986 году в Мексике появился  первый официальный мяч чемпионата FIFA, сделанный из синтетических материалов. В результате срок его службы значительно возрос, а степень поглощения воды уменьшилась. Azteca [9] обладал прекрасными характеристиками при игре на твердых поверхностях, в высокогорных условиях и в мокрую погоду , что было значительным шагом вперед. Триады, опоясывавшие этот мяч, были украшены ацтекскими орнаментами.

В 1990 году в Италии при создании adidas Etrusco Unico использовались только синтетические материалы. Etrusco Unico [10] стал первым мячом, внутренний слой которого был выполнен из полиуретановой пены, благодаря чему мяч стал более живым, быстрым и совершенно водонепроницаемым. В имени и дизайне улавливается влияние древней истории Италии и культурного наследия этрусков. Три головы этрускских львов украшают каждую из 20 триад.

В 1994 году в США официальный мяч «Questra» [11] стал воплощением высоких технологий. Использование внутреннего энерговозвращающего слоя полиуретановой пены позволило мячу стать мягче (то есть послушнее) и гораздо быстрее. Вдохновленный космическими технологиями и американским стремлением к звездам (Quest for the Stars, отсюда и название), Questra установил новые стандарты.

 В 1998 году во Франции мяч «Tricolore» [12] первый многоцветный официальный мяч чемпионата. Французский флаг и хвост петуха, традиционного символа Франции и Французской футбольной федерации, нашли отражение в названии и дизайне. В adidas Tricolore использовался слой синтетической пены с регулярной матрицей из прочных микроячеек, заполненных газом. Такая структура обеспечивала долговечность и хороший тактильный контакт с мячом.

 В 2002 году в Японии мяч «Fevernova» [13]  - первый официальный мяч, дизайн которого отличался от традиционного мяча Tango 1978 года. Рисунок и цветовая гамма Fevernova навеяны культурой стран Дальнего Востока. Специальная прослойка из синтетической пены способствовала улучшению характеристик мяча, а трехслойный тканый каркас обеспечивал большую точность удара и предсказуемость траектории полета.

 В 2004 году в Португалии мяч «Adidas Roteiro» [14] был специально создан к европейскому первенству 2004 в Португалии, с использованием самых современных технологий и материалов. С современного португальского языка название «Roteiro» переводится как «путеводитель, маршрут». Мяч вызвал много споров между игроками и вратарями, между сторонниками развития футбола и консерваторами. Действительно, для полевых игроков мяч идеален — легкий, удобный. А вот для вратарей он стал настоящим кошмаром из-за непредсказуемости траектории полета.

В 2006 году в Германии мяч «Teamgeist» [15] впервые за 36 лет компания adidas отступила от классического 32-панельного дизайна. Каркас и панели, соединенные по технологии термосклейки, обеспечивают водонепроницаемость и более ровную поверхность, повышающую результативность ударов. Рисунок выполнен в черно-белой гамме – традиционных цветах немецкой сборной, с золотой окантовкой – символом Кубка мира, и покрыт прозрачным защитным слоем.

В 2010 году в Южной Африке мяч «Jabulani» [16] предназначенный для южноафриканского чемпионата – это дитя технического прогресса. Он круглее круглого, глаже гладкого и водонепроницаемее водонепроницаемого. В стандарты ФИФА для веса и размера, которым уже больше семидесяти лет, он вписывается по верхней границе: вес – 440 г при норме 420-445 г, длина окружности – 69,0 см при норме 68,5-69,5 см. Одиннадцать разных цветов, используемых в Jabulani, одиннадцатый Чемпионат мира по футболу, играемый мячами компании Adidas. Эти 11 цветов представляют 11 игроков в каждой команде, 11 официальных языков в Южной Африке и 11 южноафриканских общин, которые делают эту страну одной из самых этнически разнообразных стран на африканском континенте. Красочный дизайн объединяет огромное разнообразие страны в гармоничном единстве. Четыре треугольных элемента дизайна на белом фоне придают мячу свой неповторимый облик в африканском стиле.

В 2012 году на чемпионате Европы  мяч «Tango 12» [17] разрабатывался в течение двух лет. Тестирование мяча было поделено на два этапа. Первая часть тестирования проходила в восьми странах, где футболисты испытывали новые мячи. Вторая часть исследования проходила в лабораториях "Адидас". "Танго 12" не просто соответствует, но превосходит все стандарты ФИФА для официальных мячей. Мяч весит 432 грамма. Потеря давления до 4%. Намокание до 0,3%. Сфера состоит из 32 термосклееных панелей. В дизайне есть треугольные панели для правильной и стабильной траектории полёта мяча. Поверхность каждой панели помогает лучше контролировать мяч (для полевых игроков) и держать круглую сферу в руках. Под внешней поверхностью мяча расположен тканый каркас и новая камера для улучшенного содержания воздуха и снижение поглощения влаги. В оформлении использована современная версия классического дизайна. Светлые элементы обрамляет темная полоса с флажками двух стран-хозяек (Польша-Украина). В дизайне присутствуют три графических элемента, основанные на традициях вырезания из бумаги декоративных узоров и панелей, которые исторически использовались для обрамления в сельских районах Польши и Украины - символизируют ключевые характеристики футбола: единство, соперничество и страсть.


1.2 Основные характеристики футбольного мяча.

Футбольный мяч должен быть сферической формы, используемый для игры в футбол, параметры которого регламентируются основными правилами игры в футбол.

Мяч состоит из 3 частей: покрышки, подкладки и камеры.

Покрышка — верхняя оболочка мяча, по которой наносятся удары. Большинство современных мячей состоят из 32 водонепроницаемых панелей, 12 из них имеют пятиугольную форму, 20 — шестиугольную. Панели футбольного мяча сшивают нитками ручным или машинным способом или склеивают.

Подкладка — средняя оболочка мяча, от толщины которой зависит прочность мяча (чем толще, чем прочнее). Она влияет на качество отскока мяча и помогает сохранить его форму. Материалом для изготовления служит полиэстер или спрессованный хлопок. Современный профессиональный футбольный мяч состоит из четырёх и больше слоев подкладки.

Камера — центральная оболочка мяча, в которую закачивается воздух для более удобного нанесения ударов. Изготавливается из синтетического бутила или натурального латекса, иногда из полиуретана. Латексная камера сохраняет воздух менее продолжительное время, чем бутиловая. Но латексная камера имеет преимущество по сравнению с камерами, изготовленными из бутила или полиуретана по трём основным параметрам: мягкость, отскок и эластичность.

Используется 5 основных размеров футбольного мяча.

  • Размер 1

Мячи этого размера используются в основном с целью рекламы и производятся с отображенными логотипами или надписями рекламного характера. Обычно они изготовлены из синтетических материалов, состоят из 32 панелей (12 пятиугольников и 20 шестиугольников), и окружность их не превышает 43 см. По своей структуре мячи первого размера ничем не отличаются от стандартных мячей, лишь уступают им в размерах.

  • Размер 2

Мячи этого размера используются в основном с целью рекламы и для обучения детей в возрасте до четырёх лет. Мяч изготавливается из синтетических материалов, пластика. Максимальная длина окружности составляет 56 см, а масса не превышает 283,5 г. Мячи этого размера наилучшим образом подходят для тренировок и повышения техники владения мячом. Мяч может состоять из 32 или 26 панелей. Иногда на нём изображают логотипы, знаки и различные надписи рекламного характера.

  • Размер 3

Мячи этого размера предназначены для тренировок детей в возрасте до 8 лет. Масса мяча не превышает 340 г, а окружность не превышает 61 см. Обычно мячи этого размера состоят из 32 сшитых или склеенных панелей, изготовленных из синтетических материалов или поливинилхлорида. Иногда мячи этого размера сшивают из 18 или 26 панелей.

  • Размер 4

Мячи этого размера являются стандартными для мини-футбола, а также предназначаются для тренировок детей в возрасте до 12 лет. В соответствии с правилами ФИФА, мяч должен:

- быть сферичным;

- быть изготовлен из кожи или другого одобренного материала;

- иметь длину окружности не более 64 см и не менее 62 см;

- иметь вес в начале матча не более 440 г и не менее 400 г;

- иметь давление, равное 0,6 - 0,9 атмосферы;

- иметь первый отскок не менее 50 см и не более 65 см при падении с высоты 2 метров.

  • Размер 5

Мячи этого размера используются во всех официальных соревнованиях, которые проводятся под эгидой ФИФА во всём мире. Мяч этого размера используется наиболее широко в футболе. Футбольных мячей пятого размера производится больше, нежели всех остальных мячей с первого по четвёртый размеры вместе взятых. Мяч имеет длину окружности 68—70 см, и весит не более 450 г.


Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование.

В своей исследовательской работе мы провели анкетирование среди родителей, с целью выявления представлений и знаний об основных характеристиках футбольного мяча. Нами было опрошены 16 родителей. На основании данного анкетирования были выявленные следующие результаты:

1. Любым ли мячом можно играть в футбол? 11 % родителей ответили – да, 89 % - нет.

2. Каким мячом можно играть в футбол? 90 %  опрошенных ответили - футбольным мячом, 2 % - волейбольным и 8 % - регбийным.

3. Какой формой мяча удобнее играть в футбол? 97 % родителей ответили – круглой и 3 % - овальной.

Анализ анкет показывает, что большинство родителей выбирают соответствующий мяч по форме и размеру для игры в футбол, на основании чего мы делаем вывод, что во время выполнения технических приемов в футболе, использование футбольного мяча, соответствующего стандарта, понижает риск получения травм, повышается качество и результативность игры.


2.2. Тестирование спортивных мячей.

Цель: использование спортивных мячей (бумажный и футбольный) во время выполнения технических приемов в футболе влияют на снижение качества техники выполнения упражнений.

Инвентарь: бумажный и футбольный мячи.

1 задание. Удар по неподвижному мячу в створ ворот указанными способами (серединой подъема и внутренней частью подъема).

Наблюдения:

  • Бумажный мяч в отличие от футбольного мяча обладает наименьшей массой (от 260 до 280 грамм), поэтому при выполнении технического приема удара в створ ворот, мяч летит с наибольшей скоростью, время полета уменьшается, но, однако, точность удара по воротам ухудшается.
  • Футбольный мяч – таким мячом лучше всего выполнить удар серединой подъема и внутренней частью подъема, во время выполнения ударов мяч летел по правильной траектории, скорость мяча большая, а  время полета мяча минимальное, что значительно отличается по сравнению с предыдущими спортивными мячами, а значит, вес и размер мяча играет большую роль.

2 задание. Удар по неподвижному мячу в створ ворот указанными способами (серединой подъема и внутренней частью подъема) по бумажному и футбольному  мячу).

Наблюдения:

Проводили тестирование мячей с целью выявления их скорости полета, времени полета, а также траектории мяча. Для проведения теста мы взяли один футбольный мяч, а второй бумажный мяч.  Тест показал, что бумажный мяч летит быстро, скорость полета мяча увеличивается, время полета уменьшается, что значительно отличается от мяча футбольного.

3 задание. Футбол.

Правила игры в футбол

С детьми дошкольного возраста проводится упрощенный вариант игры в футбол (на площадках меньших размеров и с меньшим числом игроков в командах).

Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются трудные и недоступные детям требования, например одиннадцатиметровый, угловой удары и другие правила большого футбола. Кроме того, воспитатель может сам оговорить некоторые правила: например, играть с вратарем или без него и т. д.

Цель игры. Цель команды в игре — забить как можно больше мячей в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры.

Участники игры. Каждая команда состоит из 5—8 детей и нескольких запасных. Один из игроков — капитан. Игроки команд должны иметь отличительные знаки.

Судейство. Воспитатель следит за выполнением правил игры и принимает решения во всех спорных случаях. Он останавливает игру при нарушениях правил игроками, следит за поведением детей, контролирует время игры.

Время игры. Игра продолжается 30 мин. Время игры делится на две половины по 15 мин с пятиминутным перерывом. В конце игры проводится малоподвижная игра (продолжительностью 3— 5 мин) с целью приведения организма ребенка в более спокойное состояние.

Результат игры. Мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот между стойками под перекладиной и если при этом не были нарушены правила игры. Команда, забившая большее количество мячей, считается победившей. Если не забито ни одного мяча или обе команды забили одинаковое количество мячей, игра считается законченной вничью.

Правила проведения игры. Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его (ногами) товарищу по игре, забивать мяч в ворота. Задача игроков противоположной команды — не пропускать противника к своим воротам и не давать забить мяч. Все действия с мячом выполняются только ногами. Касание мяча головой или туловищем не считается ошибкой, а руками касаться мяча разрешается только вратарю.

Начало игры. Перед началом игры проводится жеребьевка для выбора стороны или начального удара.

Мяч для начального удара ставится на землю в центре поля, и игра начинается по сигналу воспитателя одним из игроков команды, начинающей игру. Ребенок направляет мяч в сторону противника. После установленного перерыва команды меняются сторонами и начальный удар производится с центра поля игроком противоположной команды, т. е. той, которая не начинала игру.

Выход мяча из игры. Мяч, пересекший боковую линию или линию ворот по земле или по воздуху, считается вышедшим из игры.

Нарушение правил и наказание за них. Игрокам не разрешается ставить товарищу подножку, ударять противника ногой, толкаться, тянуть за одежду, за руки, нападать на вратаря, стараясь отобрать у него мяч. Нарушением правил игры считается также бег с мячом в руках, попытка ловить его. Если игрок нарушает правила, воспитатель останавливает игру и делает ему замечание.

Элементы футбольной техники.

Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, приемы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря.

Передвижение игроков по площадке:

• различные виды бега («змейкой»; беге изменением темпа по команде (ускорение, замедление); спиной вперед; со сменой направляющего; в колонне по одному с перестроением в пары по сигналу; с препятствиями; в чередовании с другими движениями; обегая предметы и т.п.);

• различные виды прыжков, подскоки;

• подвижные игры «Ловишки», «Пятнашки», «Заморожу» и т.п.

Перемещения в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в футбол. Быстрая смена игровых ситуаций, неожиданные действия противника требуют разнообразных способов перемещений: предельно быстрого бега с места, ускорения, бега приставными шагами; кроме того, ребенку приходится двигаться в самых различных направлениях: по прямой, по дуге, в противоположную сторону, зигзагом и т. п.

Удары по мячу:

-носком ноги по неподвижному мячу в стену с расстояния 2,5-3,5 м с места;

• носком ноги в ворота шириной 2—2,5 м с расстояния 3—4 м с места;

• 5-6 ударов подряд на точность с расстояния 2-4 м в уменьшенные ворота (1,5—1,7 м) без вратаря;

• с разбега по неподвижному мячу в стену;

• передача мяча друг другу носком ноги, стоя в паре (тройке), с места;

• по команде коснуться носком центра мяча, лежащего неподвижно;

• игровое упражнение «Снайпер»;

• пяткой: подбежав с расстояния 2—3 м к 5—6 мячам, лежащим на одной линии, выполнить поочередные удары по ним;

• пяткой по неподвижно лежащему мячу в ворота шириной 2,5 м с расстояния 2,5—3 м;

• передача мяча в паре, ударяя пяткой (расстояние между партнерами - 2—2,5 м);

• передача мяча пяткой, стоя по обе стороны дуги (ворот);

• игровое задание «Кто быстрее»;

• серединой подъема (имитация удара по мячу);

• с места по неподвижному мячу в стену с расстояния 3—4 м;

• с места (с разбега) по неподвижно лежащему мячу с целью попасть в предмет (расстояние до предмета — 2—3 м);

• (с постепенным увеличением силы удара) с места (с разбега) по неподвижному мячу в стену (3—4 м);

• отбивая мяч от пола, посылать его через натянутый шнур (высота шнура — 20 см);

• по цели, нарисованной на стене, после передачи мяча партнером (взрослым);

• внешней стороной стопы (выполнить 6-8 ударов, имитируя удары по мячу с разбега);

• отметив мелом соответствующую часть подъема, выполнить 8—10 ударов по мячу в стену (по предмету) с места (с разбега);

• внутренней стороной стопы («щечкой»);

• по мячу с места (с разбега) в стену (расстояние - 3-4 м);

• ударив по мячу с места (с разбега), попасть через шнур (высотой 20 см) в стену;

• после передачи мяча партнером ударить по мячу и попасть в цель (или предмет) с расстояния 2,5-3 м;

• передача мяча от водящего игрокам, стоящим по кругу;

• мячом по предмету, который размещен в центре круга (диаметр круга — 4-5 м), игроками, стоящими по периметру круга.

Остановка (прием) мяча ногой:

• остановка катящегося мяча подошвой ноги: передача мяча в парах (тройках) любым способом и остановка подошвой ноги;

• передача мяча от водящего, находящегося в центре круга, игрокам, образующим этот круг.

выносится вперед - влево, левая — вперед -вправо. Прием мяча осуществляется в момент его приземления.

Ведение мяча ногой:

• по прямой (10 м) попеременно: то правой, то левой ногой;

• по начерченной прямой линии (10м) попеременно: то правой, толевой ногой;

• по извилистой линии;

• между предметами (медболы, кегли и т.п.), обводя их;

• по коридору (шириной 2 м и длиной Юм), постепенно уменьшая его ширину;

• произвольное ведение мяча любым способом.

Финты (уход с мячом в сторону от соперника):

• в паре с тренером, а по мере усвоения техники — с другим игроком;

• пронося ногу над мячом, другой ногой подтолкнуть его на ход.

Отбор мяча:

• игровое упражнение «Ну-ка отними!» в паре с тренером;

• игровое упражнение «Горячий мяч» (по принципу «Горячей картошки» — только ногами).

Вратарская техника:

• ловля высоколетящего мяча в прыжке (перебрасывание мяча руками друг другу);

• ловля мяча, стоя в паре (тройке) на расстоянии 2-3 м;

• ловля мяча, брошенного через сетку, натянутую выше роста детей на 20 см;

• ловля мяча во время бега попарно (расстояние в паре — 2,5-3 м);

• подбрасывание и ловля мяча двумя руками, стоя на месте и с продвижением вперед;

бег с прыжком в высоту (игровое упражнение «Дотронься до колокольчика»);

• ловля и отбивание высоколетящего мяча в стороне от ворот (игроки поочередно бросают вратарю мяч руками из разных точек с расстояния от 2 до 4 м, затем игроки выполняют подачу ногами любым известным им способом).

• ловля мяча, летящего на уровне груди (игроки подают мяч вратарю сначала руками — игровое упражнение «Горячая картошка»: вратарю во время ловли мяча необходимо подпрыгнуть вверх так, чтобы мяч оказался на уровне живота, - затем ногами);

• ловля низколетящего мяча (перемещаясь боком с одной стороны гимнастической скамейки к другой, отбивать ладонями брошенный тренером мяч с расстояния 2,5-3 м);

• из и. п. - полуприсед с сомкнутыми ногами, ладони обращены навстречу мячу - отбивать мяч, брошенный водящим;

• прием катящегося мяча (перемещаться вдоль линии и отбивать ладонями, с широко расставленными пальцами, катящиеся мячи, которые поочередно посылают игроки ногами с расстояния 3-4 м);

• бросок мяча двумя руками:

• из-за головы;

• из-за плеча правой (левой) рукой;

• одной рукой сбоку низом;

• выбивание мяча в поле (пробежав несколько шагов, подбросить мяч невысоко вверх - вперед и ударить по нему подъемом ноги).

Приемы игры вратаря. В ходе игры вратарь почти не стоит на месте: он ловит мяч, отбивает его, защищая ворота, бросает пойманный мяч на поле или ведет его ногой, если есть возможность продвинуться вперед. Во время подвижных игр с мячом и самой игры в футбол дети учатся видеть мяч, партнеров по игре и расположение защитников. Они должны учиться выбегать на свободное место для получения мяча и не гоняться всем за мячом.

Вбрасывание мяча

• бросок мяча двумя руками из-за головы с места (с разбега) на дальность;

• перебрасывание мяча способом двумя руками из-за головы через сетку, стоя в паре.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии осуществляется так: ребёнок берёт мяч обеими руками, пальцы расставлены, ноги ставятся в положение небольшого шага или параллельно. Отклонившись назад, он быстро бросает мяч, выпрямляя руки.

Подвижные игры и упражнения с мячом (элементы футбола)

1. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с одного, двух, трех шагов

2. Удары по неподвижному мячу правой и левой ногой с разбега.

3. Одни ребенок катит мяч, другой сбоку ударяет по нему ногой.

4. Бросать мяч руками вверх и принимать его на подошву.

5. Один ребенок катит мяч руками, другой останавливает его ногой.

6. Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает (тоже ногой) .

7. Вести мяч правой и левой ногой по прямой.

8. Вести мяч толкая его поочередно то правой, то левой ногой по прямой.

9. Вести мяч вокруг конусов

10. Вести мяч с ускорением и ударять по воротам.

11. Бросать мяч из-за головы двумя руками.

12. Бросать мяч по цели на точность попадания.

13. Один ребенок бросает мяч, другой принимает его.

14. Одни ребенок ведет мяч ногой, другой улавливает момент и вступает в борьбу за мяч.

15. Один ребенок стоит в воротах, другой с 4 - 5 м легко ударяет по мячу, тот ловит и бросает обратно.

16. Игровое упражнение «Ну-ка отними! » в паре с воспитателем.

Подвижные игры

Точно в цель.

Выбираются 2 охотника, которые встают на противоположных сторонах площадки. Остальные игроки встают в центр. Охотник ударом по мячу ногой, старается попасть в игроков находящихся в центре. Второй охотник останавливает мяч ногой и выполняет ответный удар. Удары по мячу выполняются различными частями стопы. Игрок, в которого попал мяч, выходит из игры.

Попади в цель.

Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится в круг, водящий - в центре. Дети передают друг другу мяч ногой, стараясь попасть в водящего. Попавший становятся водящим, а ребенок, бывший водящим, встает в круг. Мячом можно ударять только в ноги водящего.

Гонка мячей.

Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого - по мячу. После свистка все ведут мяч ногой, до определенной черты, стараясь, не сталкиваться друг с другом.

У кого больше мячей.

Дети образуют две разные команды. Каждая из них берет два мяча и располагается на своей половине площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 40 - 50 см от земли. После сигнала воспитателя дети стараются ударом ноги так направить мяч, чтобы он, прокатившись под сеткой, остановился на противоположной стороне площадки. Выигрывает та команда, у которой после второго сигнала воспитателя находится меньше мячей, или проигрывает та команда, у которой одновременно окажется четыре мяча.

Игра «Стоп»

Дети ведут мяч, толкая его поочередно то правой, то левой ногой; по сигналу «Стой! » они быстро останавливают мяч подошвой ноги сверху.

Не пропусти мяч

один ребенок бросает мяч, другой — с расстояния 3 — 4 м принимает его.

Ловкий вратарь

один ребенок стоит в воротах, другой — с расстояния 4 — 5 м слегка ударяет по мячу, вратарь ловит мяч и бросает обратно. Еще один вариант: несколько детей поочередно посылают мяч вратарю.

Эстафеты

Бег с мячом

На площадке обозначается линия старта, за которой команды по 6-8 игроков строятся в колонны. Первые номера каждой команды имеют по мячу. Перед каждой командой на расстоянии 2, 5 м - 3 м один от другого устанавливают 4-5 конуса. По сигналу первые номера устремляются вперед, обводя "змейкой" конусы, и таким же образом возвращаются назад. На линии старт - финиш игрок останавливает мяч и передает его следующему участнику и т. д. Побеждает команда, быстрее закончившая игру.

Пингвины с мячом.

В игре участвуют две команды, которые выстраиваются в колонны за линией старта. В 5 - 8 м от детей - флажки. По сигналу первые номера каждой команды, зажав между коленями мяч, устремляются к флажку (дети переваливаются с ноги на ногу, словно пингвины). Добежав до флажка, они ударом ноги направляют мяч через площадку вторым номерам, а сами становятся в конец колонны. Игра заканчивается, когда все "пингвины" выполнят перебежки и мяч снова окажется у первого номера колонны. Если ребенок потеряет мяч во время бега, нужно взять его и продолжать игру.

Ведение мяча парами.

Дети становятся в линию или круг. В центре круга (или перед играющим) кладется мяч. По сигналу воспитателя дети делятся по двое. У одного из них — мяч. Он ведет мяч ногой по прямой, а другой бежит рядом без мяча меняя темп бега. Ведущий мяч должен не отставать от партнера. Через несколько минут дети меняются ролями.

Все перечисленные выше приемы совершенствуются в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности детей, в подвижных играх, эстафетах и, конечно, в самой игре ФУТБОЛ.

4 задание. Футбол паучками. И. П. Дети упор на руки, животом вверх. Игра.

5 задание. Весёлые эстафеты.

Эстафета "Гонка мячей над головой"

Участники эстафеты делятся на несколько команд. Команды встают в колонны по одному на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Игрок, который стоит первым является капитаном. Капитан берет в руки мяч.

Эстафета передача мячей в колоннах

По команде Старт эстафета начинается. Капитан передает поднимает мяч над головой и передает его второму участнику, который стоит за ним. Второй участник передает мяч аналогичным образом следующему частнику и так далее.

Когда мяч получит последний участник, то он перебегает вперед команды и снова передает мяч игроку, стоящему за ним. Игра продолжается до тех пор, пока капитан, выбранный в начале игры, снова не окажется первым в колонне.

Та команда, которая первая закончит эстафету, становится победителем.

Если какой-либо игрок уронит мяч, то он должен сбегать за ним, встать на свое место и продолжить игру.

Для разнообразия и усложнения правил эстафеты можно выполнять передачу мячей еще несколькими способами. Например, передавать мяч под ногами, можно подбрасывать мяч вверх, можно прокатывать мяч под ногами всех участников, чтобы он сразу попадал к последнему в колонне.

Эстафета "Гонка мячей под ногами"

Игроки делятся на 2 команды. Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперёд, встаёт в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и так далее. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.


Заключение

Организм ребенка дошкольного возраста быстро растет и развивается, в то же время, сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды еще низка, ребенок легко заболевает. Качественно организованный двигательный режим положительно влияет на жизнедеятельность, в частности на эмоциональную сферу и настроение ребенка.

С раннего детства любимой и одной из первых игрушек и забав у ребенка был и остается мяч. Дети мяч бросают, ловят, катят рукой и ногой без особых физических усилий, и каких либо указаний. Мини-футбол – спортивная игра с мячом, одна из самых популярных игр в нашей стране и мире. 

На основании вышесказанного, можно сделать следующий вывод, наше предположение, о том, что лучше играть в футбол в кожаный мяч, чем в бумажный – подтвердилось. А значит, не любым мячом можно играть в футбол, что нами доказано при тестировании мячей. Следовательно, необходимо выбирать мячи для конкретных видов спорта.


Список литературы

  1. Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – Москва. Просвещение, 1992г.
  2. Желобкович Е.Ф. Футбол в детском саду. Конспекты занятий. – Москва. ООО «Издательство «Скрипторий 2003», 2009г.
  3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Изд. Центр ВЛАДОС. 2003. – 176 с.
  4. Колодницкий Г.А., Маслов В.М. , Кузнецов В.С.. Внеурочная деятельность. Футбол. Пособие для учителей и методистов. – М.: Просвещение, 2011.- 95 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
  5. Википедия. Футбольный мяч. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%8F%D1%87
  6. Роль спортивных мячей различной формы в физическом развитии учащихся и формировании спортивных навыков. URL: http://xreferat.com/103/2582-1-rol-sportivnyh-myacheiy-razlichnoiy-formy-v-fizicheskom-razvitii-uchashihsya-i-formirovanii-sportivnyh-navykov.html
  7. Фан-зона: история футбольного мяча. URL: http://www.club58.com.ua/bolelschiky_hitory_ball.htm


Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Эти удивительные мячи"

Мяч -  удивительное изобретение человечества. Он присутствует практически во всех известных спортивных играх: это футбол, баскет...

Познавательно-исследовательская деятельность в средней группе. Тема: Разные, разные мячи.

ЦЕЛЬ:способствовать формированию и развитию речевой активности и познавательных интересов детей c общим  недоразвитием речи  через опытно-экспериментальную деятельностьЗадачиРазвивать умение...

Мячи разные нужны, Мячи всякие важны.

Рассказать детям какие бывают мячи,в каких видах спорта они присутвуют вам поможет плакат "Мячи для игр"...

Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками «Мячи разные нужны, мячи всякие важны»

Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками «Мячи разные нужны, мячи всякие важны»...

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны" (о видах мячей и видах спорта с мячами).

Презентация "Мячи разные нужны, мячи разные важны"(о видах мячей и спорта с мячами) подготовлена для беседы с детьми о наиболее популярных  видах спорта с мячами в рамках проекта «...

«Школа мяча»: приёмы работы с мячом в разных возрастных группах

laquo;Школа мяча»: приёмы работы с мячом в разных возрастных группахЦели:1. Развитие координации движений, крупной, средней и мелкой моторики.2. Развитие координации зрения, моторики и речи.3. ...

Проект по физическому воспитанию "Мячи разные, мячи прекрасные, в них сейчас ты поиграй и здоровье получай!"

АннотацияПроект «Мячи разные, мячи прекрасные. С ними ты сейчас играй, и здоровье получай» может быть реализован в ДОУ с детьми 4-7 лет.Проект представляет основные направления работы по о...