Проект по физическому воспитанию "Мячи разные, мячи прекрасные, в них сейчас ты поиграй и здоровье получай!"
проект (подготовительная группа)

Алхасова Рафинат Алибашировна

Аннотация

Проект «Мячи разные, мячи прекрасные. С ними ты сейчас играй, и здоровье получай» может быть реализован в ДОУ с детьми 4-7 лет.

Проект представляет основные направления работы по ознакомлению дошкольников с историей возникновения и применения в игре мяча. Знания подвижных игр и практические умения детей играть в мяч, помогут им обучить игре своих сверстников и друзей во дворе дома.

Кроме того, с помощью игры в мяч, пополняется словарный запас детей,  они учатся составлять рассказы о том, как они играют в мяч, а если пофантазируют, то придумают, нарисуют или изготовят из разного материала свой мяч.

Данный проект является мало затратным и доступным для большого количества участников.

 

Актуальность:

Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

Игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка. Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают игровые действия с мячом. 

Для ребенка мяч – предмет увлечения с первых лет жизни. Играя в мяч, ребёнок берёт его в руки, переносит, кладет, бросает, катает, выполняет и другие действия. Всё это развивает его эмоционально и физически.

Малыши, выполняя разнообразные действия с мячом, получают нагрузку на все группы мышц: туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей. У них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка.

Можно сказать, что игры с мячом – специальная комплексная гимнастика: развивается умение схватывать, удерживать, перемещать мяч в процессе ходьбы, бега или в прыжке. Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для подвижных детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Игры с мячом важны и для развития руки малыша. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а, следовательно, и интеллектуальное развитие ребенка. Движения рук способствуют также и развитию речи ребенка. Современные научные данные подтверждают эти положения: области коры головного мозга, «отвечающие» за артикуляцию органов речи и мелкую моторику пальцев рук расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от двигающихся рук стимулируют расположенные по соседству речевые зоны, усиливая их активность. А это значит, что для улучшения речевой деятельности дошкольников так же желательно применение мяча, будь он резиновым или пластмассовым шариком. Мяч на занятиях играет роль игрового атрибута, отвлекая ребенка от необходимости заучивать.

Ребенок, увлеченный идеальной сферой мяча, расслабляет аппарат речи и легче переступает через условные преграды. Кроме того, забавы с чем-то круглым и ярким включают непроизвольное внимание, и одновременно активизирует произвольное внимание. Представьте, как активно задействуются сразу несколько моментов: услышать вопрос, поймать, сообразить, ответить, бросить обратно! Кроме того, занятия с дополнительными атрибутами делают обучение более приятным, разнообразным. Ребята не так устают и сохраняют внимание на протяжении необходимого времени.

Систематические игры и упражнения с мячом способствуют появлению радостных эмоций у ребёнка, а положительные эмоции самые действенные!

Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах…) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе».

Таким образом, обыкновенный детский мяч незаменим для физического развития и здоровья дошкольников, он же помощник в речевом развитии и, конечно же, игровой атрибут для социализации ребёнка в обществе.

 


Проблема

Значимость мяча понятна, но тогда в чём проблема?

Да, почти в каждой семье у ребёнка есть мяч для игры. Но часто ли он используется? Нет. А почему? У родителей и детей поверхностный интерес к мячу, играм с ним. К тому же современные дети – это дети, которые большую часть свободного времени проводят не на улице среди сверстников, а у телевизоров, компьютеров, с телефонами. Им уже не хочется много двигаться, а снижение двигательной активности отрицательно влияет на здоровье. Что же можно предпринять? Как замотивировать детей на занятия спортом, физической культурой, прогулками на свежем воздухе в кругу сверстников? В этом деле может помочь тот самый мяч, который лежит дома. Но сам по себе мяч ничего не даст для здоровья ребёнка, ведь если мяч использовался крайне редко, то дети плохо владеют мячом, поэтому-то играть в мяч не хочется. Значит, надо детей научить играть. А это могут сделать воспитатели в детском саду и родители дома, которым тоже надо рассказать о значимости мяча для здоровья детей. Существует множество игровых упражнений и подвижных игр с мячом, которые могут быть гораздо интереснее, чем компьютерные игры. Только их надо выучить и показать детям, как интересно в них играть.

Опираясь на всё, выше изложенное и поняв, что укреплять здоровье детей, можно начать с детского мяча, я  разработала этот проект

Цель проекта: способствовать познавательному, двигательному развитию ребенка в разных видах деятельности (физкультурно-оздоровительном, речевом) посредством игровых действий с мячом.

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить и закрепить знания детей о различных видах мячей их назначении и значимости для людей.
  • Сформировать у детей представление о мяче, как игрушке и как спортивном инвентаре.
  • Дать первичные знания об истории мяча.
  • Расширить и закрепить знания детей о мяче, использовании его в различных видах спорта;
  • Учить составлять короткий описательный рассказ о выбранном мяче.
  • Развивать лексико-грамматический строй речи в процессе использования дидактических игр с мячом
  • Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами.
  • Познакомить детей с подвижными играми с мячом, привлечь к употреблению в самостоятельной деятельности.

 

Развивающие:

 

  • Стимулировать интерес детей к играм с мячом. Расширять представления детей о спортивных играх с мячом.
  • Формировать двигательные умения и навыки у дошкольников в процессе приобщения их к играм с мячом
  • Развивать физические качества: силу, быстроту, ловкость.
  • Способствовать развитию связной речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом, используя игры с мячом;
  • Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию

коммуникативных навыков;

 

 

 

Воспитательные:

  • Воспитать созидательное отношение к своему здоровью;
  • Побуждать использовать игры с мячом в самостоятельной деятельности
  • Воспитывать умение договариваться, работать рядом.
  • Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
  • Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх с мячом.

 

 

Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни может быть достигнута, если в разные виды непрерывной образовательной деятельности  будут включены игровые действия с мячом.

 

Методы и приёмы, используемые в работе над проектом

  • Наглядные: использование ИКТ – технологий, просмотр презентаций по истории возникновения мяча, рассматривание иллюстраций с разными видами мячей
  • Словесные: рассказычтение художественной литературы о мяче, считалки, загадки о мячах, беседы, решение проблемных ситуаций
  • Практические: игровые ситуации, физкультминутки и подвижные игры с мячом, использование показ упражнений со словесным описанием различных способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку.
  • Наблюдение: за показом взрослого игровых упражнений с мячом, во время проведения подвижных игр с детьми

 

Формы реализации проекта:

  •  Образовательная деятельность.
  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Досуговая деятельность (конкурсы, викторины).
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Чтение познавательной и художественной литературы о мяче
  • Подвижные игры с мячом, игры на развитие речи с  мячом

 

 

Художественная литература про мяч для дошкольников;

  • С. Маршак. Мяч.
  • Михаил Демиденко. Волшебный мяч. (Веселая повесть-сказка о ребятах младших классов, о том, как ни в чем нельзя быть ленивым, особенно в спорте).
  • Бригит Винингер. Мячик для всех.
  • Крис Рашка. Мяч для Дейзи.
  • Н. Артюхова. Мяч и песочные пироги.
  • Андрей Тюняев. Мы играем в мяч.
  • Асен Босев. Грач и мяч.
  • Линдгрен Барбру. Макс и мячик.

  Материально-техническое обеспечение:

  • Спортивный уголок в группе, корзина с мячами.
  • Разные виды мячей;
  • Предметные картинки с изображением мячей;
  • Разрезные картинки «Мячи»;
  • Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди два одинаковых мяча», «Посчитай мячи от одного до пяти» и др.;
  • Фотоиллюстрации разных мячей и  фотоиллюстрации соответствующих им видов сорта;
  • Презентации о  мячах; 
  • Мини – музей в центре двигательной активности «Такие разные мячи»

формы работы  с родителями:

 

Информация на стендах для родителей, в папках передвижках  о значении и многообразии современных мячей,  истории его возникновения, рекомендации родителям по выбору мячей для детей, картотека русских народных игр с мячом, упражнения с мячом.

Памятки -  «Упражнения с мячом», «Речь и мяч», «Игры с мячом для развития речи ребёнка»;

Буклет «Значение мяча в развитии организма ребенка»; «Мяч в жизни дошкольника»;

 Консультации :  

                 «Роль мяча в жизни ребёнка»,

            «Игры с мячом – польза для всего организма»;

 

 

 

Ожидаемые результаты по окончании работы над проектом:

У детей:

·       Заинтересованное отношение детей к активной деятельности с использованием мяча;

  • Дети знают историю мяча, его свойства;
  • Владеют разнообразными игровыми действиями с разными видами мячей;
  • Выучили новые игры с мячом (подвижные, дидактические игры с мячом для развития речи, используют мяч в эстафетах) и проявляют интерес к ним;
  • Применяют мяч в самостоятельной деятельности;
  • Дети знают о правилах безопасности игр с мячом;

 

В работе воспитателя:

 

  • Пополняется методическая копилка новыми конспектами занятий, физкультурных досугов, бесед с детьми, фотоиллюстрациями, картотеками игр по теме проекта
  • Дополняется новым содержимым игровой материал для детей (мишени, кольца, мячи-мякиши для бросания);
  • Систематизируется и обобщается методический материал для педагогов и родителей по организации деятельности по ознакомлению с мячом и играми с ним

 

В работе с родителями:

  • Родители информированы  по вопросу использования мяча в целях всестороннего развития ребенка;
  • Заинтересованное отношение родителей к совместной активной деятельности с детьми, с использованием мяча.
  • Родители приобщатся к занятиям физической культурой и играм с мячом, для сохранения и укрепления здоровья своих детей;

 

 

Особенности проекта:

по составу участников

дети подготовительной группы №2 и педагог

 

по типу 

спортивно – познавательный

 

по виду 

творческий

 

по сроку реализации

долгосрочный  (10.03. – 31.03.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участники проекта:

           Дети

Педагог

   Родители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы работы над проектом

 

  • I этап -   Подготовительный

Цель этапа: привлечение детей, родителей и педагогов к активному участию в проекте «Мячи разные, мячи прекрасные. С ними ты сейчас играй, и здоровье получай».

На данном этапе определяется актуальность проекта, выявляется проблема, для разрешения которой ставится цель и задачи для достижения этой цели проекта.

Воспитатель проводит наблюдение за детьми в различных видах деятельности с использованием мяча, а также проводятся индивидуальные и групповые беседы с целью выявления знаний о мяче и умений использования его в игре и упражнениях.

Далее мы устанавливаем наличие имеющихся методических и материально-технических ресурсов и определяем недостающие.

Перечислим мероприятия этого этапа.

  • Подбор и изучение методической литературы,  периодической печати, специальной литературы, материалов с интернета и других информационных носителей по данной теме;
  • Создание условий для реализации проекта «Мячи разные, мячи прекрасные. С ними ты сейчас играй, и здоровье получай»

 

Свою работу начала с организации  и обогащения  предметно - развивающей среды в группе.

Развивающая среда для игр, занятий, спортивных развлечений с мячом включает в себя:

  • «Спортивный центр», наборы мячей детских, спортивных, для массажа,  для игр (мячи-мякиши, раскрывающиеся при подбрасывании и др.).
  • «Книжный центр» (художественные произведения про мяч)
  • «Познавательно-исследовательский центр» (материалы для исследовательской деятельности: различие мячей по размеру, весу, цвету, материалу из которого он сделан, изучение прыгучести мяча, тонет-не тонет, современный мяч и мяч прошлого);
  • «Центр изобразительного творчества» (изобразительные средства для рисования, лепки, аппликации мячей, бросовые материалы для поделок из них мяча, раскраски с мячами);
  • Подготовка наглядного иллюстративного материала:
  • картинки с изображением спортивных мячей,  детских мячей, гимнастических, массажных; 
  •  сюжетные картинки игр детей с мячом для составления рассказов;
  •  картинки с изображением видов спорта, в которых используется мяч;
  •  картинки с изображением различных ситуаций, возникающих при игре в мяч: мяч летит в окно, на проезжую часть, в человека и др.
  • Подбор стихов, загадок, физкультминуток, пальчиковых гимнастик  про мяч и спорт
  • Подбор видео с мультфильмами про мяч, аудиозаписей детских песен и т. п.
  • Подбор настольно-печатных, дидактических игр по теме проекта «Лото. Игрушки», «Подбери мяч к виду спорта» и др.;
  • Создание и пополнение картотеки с игровыми упражнениями, подвижными играми с мячами  «Игры на улице», «Школа мяча»,  «Мяч и речь» (игры с мячом для развития речи).

 

  • II этап - Основной

На данном этапе идёт реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности и работу с родителями.

Цель этапа: дать теоретические знания о происхождении мяча, проведение познавательно – развивающих, физкультурных занятий для дошкольников, закрепление умений и навыков в играх и упражнениях с мячом в повседневной жизни, участие детей и родителей в практической деятельности проекта.

 

Реализация проекта

  • Знакомство с историей возникновения мяча для детей по средствам презентации «Эти разные мячи»;
  • Беседа «А есть ли памятник мячу»?
  • Показ видео презентаций по видам спорта с мячом.
  • Чтение произведений познавательной и художественной литературы про мяч;
  • Рассматривание иллюстраций, предметных, сюжетных картинок про мячи;
  • Проведение бесед о мячах с просмотром презентаций по теме проекта;
  • Литературная гостиная. Чтение стихов про мяч;
  • Вечер загадок про спорт и мяч;
  • 10.Дидактические, словесные, пальчиковые,  подвижные игры с использованием мяча 11.Познавательно-исследовательская деятельность по теме проекта.

 

 

 

 

 

 

          Непосредственно-образовательная деятельность:

 

 

Образовательная область

Задачи

Методы и формы.

Художественно - эстетическое развитие

Развивать художественный вкус, творческие способности

Рисунки детей по теме. Оформление выставки рисунков «Мы любим спорт!»

«Такие разные мячи»

Познавательное развитие

познакомить детей с историей возникновения мяча, его

разновидностями;

создавать условия для исследования свойств мячей и их возможностей;

развивать представления детей о способах использования мячей в играх, в спорте, медицине

Беседа «История возникновения мяча, мячи разных видов спорта»

Беседа «Как и где, изготавливают мячи»

Постановка проблемы: Почему мы метаем набивной тяжёлый мяч, а отбиваем от пола резиновый. Почему прыгаем на больших мячах, а садиться на маленькие резиновые мячи нельзя? Почему с кожаным

волейбольным мячом нельзя плавать? Какие упражнения можно выполнять с разными видами мячей?

Дидактическая игра «Спортивное лото», «Что перепутал художник» Рассматривание мячей разного назначения.

Социально - коммуникативное развитие

активизировать роль семьи в физическом воспитании дошкольников закреплять навыки безопасной игры в мяч

Беседа с детьми «Мяч - удивительное изобретение человечества»

Знакомство со стихами, загадками о мяче.

Игры на командное взаимодействие

Речевое развитие

обогащать словарь детей; знакомить с произведениями о мячах, видах спорта

Чтение Прокофьев С. Л. «Сказка о непослушном мячике». Чтение стихотворения А. Барто  «Петя на футболе»

Составление описательного рассказа по картинке «Мы играем в мяч» Заучивание стихов о мяче.

Организовать выставку книг для чтения детям по теме проекта

 

 

 

  • II этап - Заключительный

Цель этапа: анализ эффективности реализации проекта и результат проведенной работы.

Подведение итогов проделанной работы:

  • Создание мини музея «Такие разные мячи» 
  • Квест - игра «Непослушные мячи»
  • Создание картотеки «Игры и упражнения с мячом»
  • Фотоотчёт  по проекту «Я и мой друг мяч»;

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1.       Бабунова     Т.М.   Дошкольная педагогика. Учебное      пособие.      М.:     ТЦ Сфера,                                                                                                                                 2007. 2.Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. –М.: ТЦ Сфера, 2006. 3.  Селевко     Г.К.     Современные     образовательные     технологии.     –     М.,     1998.

4.Адашкявячене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн..для воспитателя дет.сада. — М. «Просвещение» , 1992 – 159с.

5. Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет / — М. АРКТИ, 2004. — 144 с.

6..Овчинникова Т., Черная О.В., Баряева Л.Б., Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Учебно-методическое пособие.- СПб: КАРО, 2010 – 2481

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по физическому воспитанию в средней группе "Эти разные мячи"

Проект может быть полезен воспитателям средней группы и инструктору физкультуры...

Проект по физической культуре "Эти разные мячи"

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и инт...

Проект на тему «Эти разные мячи»

Проект на тему «Эти разные мячи»АктуальностьФизическое воспитание должно выступать, как основной фактор повышения двигательных возможностей детей в подготовке их к жизни и, в следующе...

Проект по физическому развитию «Мячи бывают разные»

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и инт...

Проект на тему: «Такие разные мячи» для детей 4-5лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 27 «Сказка» городского округа город Выкса     Проект на тему: «Такие разные мячи&r...