картотека народных игр
картотека по физкультуре на тему

Ольга Николаевна Жиглова

картотека народных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_narodnyh_podvizhnyh_igr.doc226 КБ

Предварительный просмотр:

«У медведя во бору»

Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит,

Он на нас рычит!

Медведь просыпается, выбегает из берлоги и начинает догонять детей. Пойманный, становится медведем.

«Салка»

Водящий бегает за детьми и, стараясь кого-то осалить, приговаривает: «Я осалил тебя, ты осалишь другого!». Новый водящий, догоняя одного из играющих, повторяет эти же слова.

«Летит не летит»

Эта игра проходит в кругу. Ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы, предметы и т. д. При  названии летающего предмета дети должны поднять руки вверх, а когда называют не летающий предмет, дети садятся на корточки.

Орнаментальная игра

 «Челночок»

Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все пройдут под воротами.


«Стадо»

Играющие выбирают пастуха и волка, все остальные – овцы. Дом волка в середине площадки, а у овец два дома на противоположных сторонах площадки.

Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая.

Гони стадо в поле.

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они там бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк» овцы бегут в дом. Всех кого поймал волк, выходят из игры.

«Змейка»

Дети берут друг друга за талию, образуя цепь. Одного из крайних, в цепи играющих выбирают в цепи ведущим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая её вокруг крайнего игрока, затем её развивает.

«Филин и пташки»

Играющие выбирают филина, он уходит в своё гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнёзда. Если Филин успеет кого-то поймать, тот становится Филином.

«Пузырь»

Дети стоят в кругу и постепенно начинают двигаться назад, произносят слова: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся таким, и не лопайся!». Затем пузырь лопается, и дети сужают круг.

«Перебежки»

На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два дома. Участники игры делятся на две равные команды и занимают дома. В середине площадки стоит водящий. Игрокам нужно из одного дома перебежать в другой, водящий их не пропускает. Побеждает та команда, в которой больше осталось игроков.

«Курочки»

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные – курочки. Петушок ведёт курочек гулять, зёрнышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: «Петушок, петушок, не видал ли мою курочку». «А какая она у тебя?» - спрашивает петушок. «Рябенькая, а хвостик чёрненький». – «Нет, не видал». Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: «Кшш! Кшш!» Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит домой.

«Кошка и мышка»

Играющие перед началом игры выбирают кошку и мышку, берут друг  друга за руки и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка – в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают круг перед ней. Она старается подлезть под ворота, играющие приседают, и не пропускают её в круг. Когда наконец кошка пробирается в круг, дети сразу же открывают ворота и мышка выбирается из круга. Когда кошка ловит мышку, дети встают в круг, а на роль кошки и мышки выбираются другие дети.

«Воробушки и кот»

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий – кот встаёт в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зёрна (внутри рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зёрна высыпает, затем вновь начинает собирать их. В конце игры отмечают самых проворных воробьёв.

Хороводная игра

«Пошла коза по лесу»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Выбирается водящий («коза» или «козёл»). Стоя внутри круга, он выбирает из играющих пару и выводит её в круг. Все хором:

Пошла коза по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, Принцессу, принцессу,

Давай, коза попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, Похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.

Дети вместе с водящим

«Жмурки»

Выбирают водящего, завязывают ему глаза и раскручивают. Водящий начинает ловить убегающих от него игроков. Дети хлопают в ладоши. Когда водящий поймает кого-нибудь, должен угадать кто это. После чего водящим становится пойманный.

«Бычок пёстренький»

Играющие встают в круг, с помощью считалки выбирают «бычка». «Бычок» встаёт в центр, остальные идут по кругу под песенку:

Бычок пёстренький, долгохвостенький,

Рожки востренькие,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На лужок водили.

Ты нас не бодай,

С нами поиграй,

Скорее догоняй.

«Бычок» им отвечает: «Му-у-у! Догоню!» - и бежит за детьми, пытаясь поймать кого-нибудь. Когда «бычок» осалит игрока, тот должен остановиться. «Бычком» становится тот, кого поймают последним.

«Лохматый пёс»

«Лохматый пёс» с помощью считалки выбирается в начале игры. Он садится в свой дом, а дети подходят к нему и говорят:

Вот сидит лохматый пёс,

Лапой свой закрывши нос.

Тихо, смирно он сидит,

 Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим, что же будет!

Пёс, просыпайся!

После этих слов «Пёс» рычит на детей и догоняет их. Кого поймали, садится на скамейку. Псом становится самый ловкий ребёнок.

«Тише едешь – дальше будешь»

Играющие становятся на одну черту, а водящий шагов на 10 впереди. Он поворачивается ко всем спиной и говорит: «Тише едешь – дальше будешь», после чего разворачивается лицом. Остальные в это время должны незаметно сделать  один шаг вперёд. Тот, движение которого водящий заметил, возвращается на один шаг обратно.

Так играют, пока кто-нибудь не окажется на одной черте вместе с водящим.

«Заморожу»

Дети стоят в кругу. Водящий спрашивает: «Вы мороза не боитесь?». Дети отвечают: «Нет»! Он отвечает, тогда я сейчас ваши носики заморожу. Дети должны спрятать носики, чтобы мороз не дотронулся и т.д.

Драматическая игра

«Репка»

Роли распределяют заранее. Все остальные дети делают узкий круг и садятся на колени они – репка. Герои говорят свои слова и пытаются вытащить репку. После прихода мышки, репку вытаскивают, дети встают во весь рост. Герои меняются.

«Зевака»

Дети встают в круг и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Мяч перебрасывают, пока кто-то из играющих его не уронит. Тот, кто уронил мяч, встаёт в центр круга и по заданию играющих выполняет 1-2 упражнения с мячом.


«Мышеловка»

Заранее выбирается 4 мышки. Дети делают большой круг, в его центр становятся мыши. Дети говорят:

Ах как мыши надоели,

Всё погрызли, всё поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас,

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети поднимают воротца, а мыши бегают, после слова «Хлоп» капкан закрывают. Пойманные мыши становятся  в круг, игра продолжается.

«Охотник»

Играющие становятся в одно место – это «дом». За несколько шагов от них, проведена черта, за ней – «лес», где водятся звери. В этот «лес» отправляется «охотник» - один из играющих. Он говорит: «я пойду в лес на охоту, я поймаю зайца (делает шаг вперёд), волка (шаг вперёд) и т.д.» -  и при каждом следующем шаге называет какого-нибудь дикого зверя. Нельзя называть домашних животных, рыб, птиц, повторяться. Того, кто дошёл до «леса» и с каждым без запинки называл разных зверей, считают победителем. На «охоту» отправляется следующий «охотник».

«Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высоконький,

(«Пирог» поднимает руки вверх)

Да экий он широконький,

(разводит руки в стороны)

Да экий он мякошенький,

(гладят по животу)

Режь его да ешь!

После этих слов к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся пирога, уводит его в свою команду. А кто не успел, тот остаётся «пирогом».

«Лошадки»

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подаёт различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит; точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут по кругу, поворачивают направо, налево и т.д.

На слова ведущего: «Лошадки в разные стороны!» - лошадки разбегаются по площадке. На слова: «Найди своего кучера» - они как можно быстрее находят своего кучера. При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

Хороводная игра

«Паучок»

Заранее выбирают «Паучка». Дети делают большой круг, «Паучок» садится в центр круга и засыпает. Дети идут по кругу и говорят:

Паучок, паучок, тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили (дети подходят к «Паучку» и поднимают его)

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

«Паучок» отвечает:

Я люблю конечно всех,

Ну а Лёшу больше всех!

«Паучок» с выбранным ребёнком танцует в центре круга, дети аплодируют. «Паучком» становится выбранный ребёнок.

«Ловишки»

С помощью считалки выбирается «Ловишка», он стоит в центре круга, все дети стоят вокруг него. После слов: «1,2,3, лови!» дети разбегаются, «Ловишка» догоняет детей. Пойманные дети садятся на скамейку. После слов: «1, 2, 3, в круг ко мне скорей беги!» собираются дети, которых не поймали. На роль «Ловишки» выбирается непойманый ребёнок.

«Игра с козликом»

В центре круга, в котором стоят дети, - «козлик». Дети произносят слова потешки и выполняют движения в соответствии с текстом:

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!» После этих слов, козлик догоняет детей.

«Молчанка»

Скок, скок, скок,

Жил-был потолок.

В потолке дыра, за дырой – нора

Филин влез в неё вчера.

На норе замок,

А теперь – молчок!

Дети надувают щёки.


«Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, все стольные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой – волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять. Через некоторое время завёт их. Идёт перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да, да, да.

- Так летите.

- Нам нельзя, серый волк под горой,

Не пускает нас домой.

- Так летите, как хотите,

Только крылья берегите!

После этих слов гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Самый ловкий и быстрый гусь, становится волком.

Усложнённая игра

«Кот и мыши»

Выбирается 2 кота и 4 мыши. Играющие встают в круг и держатся за руки. На противоположных сторонах круга ворота открыты, кошки выбегают и вбегают в круг только в открытые ворота. Перед мышками же играющие открывают любые ворота. После того как кошки поймают всех мышек они встают в круг, на роль кошек и мышек выбираются другие дети.

«Съедобное – несъедобное»

Дети стоят в кругу с опущенными руками, в центре круга стоит ведущий с мячом. Ведущий по очереди называет слова. Если он, бросая мяч, называет продукты, которые можно есть, игрок должен поймать мяч. Если ведущий называет, что-то несъедобное мяч нужно отбить.

«Дедушка»

Один из играющих становится «дедушкой». Он садится на стул и вокруг него чертят круг. Дети, взявшись за руки, ходят по кругу и говорят:

Уж ты, дедушка, седой,

Что сидишь ты под водой?

Выглянь на минуточку,

Посмотри хоть чуточку.

Мы пришли к тебе на час,

Ну-ка тронь, попробуй, нас!

Как только дедушка встаёт с места, он старается схватить кого-нибудь из играющих. Но «дедушка» не может выходить за пределы круга. Осаленный занимает место «дедушки».

Хороводная игра

«Карусель»

Дети стоят по кругу и постепенно начинают двигаться шагом переходящим в бег, произнося слова:

Еле, еле, еле, еле,

Закружились карусели.

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом!

Постепенно дети начинают останавливаться:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

1, 2, 1, 2,

Вот и кончилась игра!

Орнаментальная игра

 «Ручеёк»

Дети становятся парами друг за другом. Ребёнок, который  остался без пары становится ведущим. Дети поднимают руки вверх, делая воротца, ведущий проходит между ними, выбирая себе пару, и становится с ней в конец ручейка. Тот ребёнок, который остался без пары, становится ведущим и выбирает себе пару.

«Стоп!»

На одной стороне площадки очерчивается круг – место водящего. На противоположной стороне площадки проводится линия кона, за ней стоят играющие.

Водящий, стоя спиной к полю, говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай… Стоп!» Когда он говорит эти слова, дети быстро идут к нему, но на слове «Стоп!» замирают на месте. Водящий быстро оглядывается и, заметив того, кто вовремя не остановился и сделал после слова «Стоп!» движения, возвращает его за линию кона. Водящий снова поворачивается спиной и говорит слова, а дети начинают своё движения с того места, где их застал сигнал.

Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не станет двумя ногами в круг к водящему, он и становится ведущим.

«Попрыгунчики»

На земле чертят круг. Один из играющих встаёт в середину  круга - он пятнашка. По сигналу дети перепрыгивают через черту круга и, по возможности, некоторое время остаются внутри круга. Продолжают прыгать на двух ногах на мести и продвигаясь вперёд. Осаленный становится пятнашкой.


 Хороводная игра

«Сидит пастушок весной»

Сидит пастушок весной

Под зелёною сосной,

В дудочку-рожок играет,

В хоровод всех приглашает.

Ну-ка, зайка, скоком-боком

Перед нашим хороводом.

Ну-ка, зайка, повернись,

Всем ребятам поклонись!

Это так да вот так,

И ещё всё будет так!

«Весна – весняночка»

Дети стоят в кругу, а «Весна» в центе круга. Дети идут по кругу и говорят слова:

Зима красна белыми снегами;

Лето – ягодой, грибами;

Осень житом и снопами;

А я, весняночка-Весна,

Тёплым солнышком красна!

После этих слов Весна убегает от детей, а они пытаются снять с неё венок, кто это сделал, становится Весной.

«Удочка»

Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. В центре стоит ведущий, он вращает по кругу скакалку. Играющие внимательно следят за ней, при её приближении подпрыгивают на месте вверх, чтобы она не коснулась ног. Того, кого скакалка задела, выходит из игры.

«Краски»

По считалке выбирают «монаха» и продавца красок. Остальные играющие становятся «красками»: синей, зелёной, красной и т.д. «Краски» сидят или стоят вдоль линии с продавцом. В метрах 15-30 отмечают параллельную линию. Приходит «монах» и произносит следующие слова:

Я монах в синих штанах,

В зелёной шляпе,

Приехал на хромой собаке.

Продавец: зачем?

Монах: за краской!

Продавец: за какой?

Монах: за зелёной и т.д.

Если названной краски нет среди играющих, приходится перебирать другие цвета. Если имеющуюся «краску» называют, она бежит, а «монах» старается догнать её до того, как она достигнет линии. Не осалит, она свободна, возвращается к другим краскам и выбирает себе новый цвет. Ели «монах» ловит краску, то отводит к себе в дом. Побеждает, когда насобирает нужное количество красок.

Усложнённая игра

«Лошадки»

Все дети делятся на кучера и 2 лошадок. Помимо команд шагом, налево, направо, бегом, лошадки исполняют бег галопом. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получают штраф – ему дают фишку. Та  команда, у которой меньше штрафных фишек – побеждает.

Состязательная игр

«Перебрасывания мяча»

Участники игры делятся на две группы, встают за линиями друг  против друга на небольшом расстоянии. По жребию право начать игру получает ребёнок одной из групп. Он называет по имени одного из игроков и бросает ему мяч. Тот ловит и сразу же перебрасывает мяч игроку на противоположную сторону, назвав его по имени. Если играющий не ловит мяч, он выходит из игры. Побеждает та команда, в которой осталось больше человек.

«Кухня»

Каждый из играющих выбирает себе имя по названию каких-либо кухонных принадлежностей: вилка, нож и т.д. Водящий обращается с вопросами ко всем по очереди, те должны отвечать на вопрос только своим именем. Например:

- Что у тебя на лице?

- Ложка!

- На чём ты сидишь?

- На ложке!

Если отвечающий засмеётся или скажет невпопад, то он платит фант. Побеждает тот, у кого меньшее количество отданных фантов.

Усложнённая игра

«Салки с пленом»

Выбирают водящего, он громко говорит: «Я – салка!» - и начинает ловить играющих, которые бегают по площадке, не выходя за её приделы. Всех пойманных «салка» отводит в «дом». Но пленных можно выручать: для этого нужно коснуться пленного игрока рукой. Игра заканчивается только тогда, когда все играющие пойманы.

«Хвост и голова»

Выбирают «голову» и «хвост». Все становятся в линию один за другим, «голова» - в начале колонны, «хвост» - в конце. Каждый берёт за талию стоящего перед ним. «Голова» говорит:

Ах, как весело мне что-то,

Вот бы кости поразмять.

Поиграть бы мне охота,

Разве хвостик свой поймать?

«Хвост» громко отвечает:

Что ты вздумал, чудо-юдо?

Коль меня ты отгрызёшь,

Никуда уж ты отсюда

Никогда не уползёшь!

«Голова» начинает охотиться за «хвостом», тот от неё убегает. Игра заканчивается, когда «голова» поймает «хвост».

«Сломанный телефон»

Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово. То, что он услышал, передаёт соседу, тот в свою очередь передаёт это слово следующему игроку и так до последнего играющего.

Самый последний ребёнок произносит слово вслух. Если слово неверное говорят по очереди, что услышали, тот, кто перепутал слово, садится в конец.

Хороводная игра

«Ивашка»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. «Ивашка» стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети говорят:

Ивашка, Ивашка,

Где твоя рубашка,

Где твоя подружка

И как её зовут?

Ведущий показывает на ребёнка, который называет «Ивашку» по имени, «Ивашка» должен отгадать, кто его позвал. Если отгадывает, «Ивашкой» становится ребёнок, который звал его. Если же «Ивашка» ошибается, играют ещё раз.

Хороводная игра

 «Ворон на дубу»

По считалке выбирают «Ворона». Дети образуют вокруг него круг, поют песню и выполняют движения:

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точеная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Да-а!

«Ворон» после песни протягивает «крало» между стоящими рядом детьми, и они на слова «1, 2, 3, - беги!» бегут в разные стороны вокруг. Кто первый добежал до «ворона» и дотронулся до его «крыла», тот и становится новым вороном.

«Пустое место»

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.

«Классики»

На земле чертят фигуру. Каждый квадрат фигуры называется классом. Играющие устанавливают очередь: кто начнёт игру первым, кто будет вторым, третьем, и т. д. Первый из игроков бросает камушек в первый класс, встаёт на одну ногу, перепрыгивает через черту в тот же класс. Носком ноги выбивает камешек из первого класса и выпрыгивает сам. Снова бросает камешек, но уже во второй класс, прыгает на одной ноге в первый, затем во второй класс и вновь выбивает камешек носком ноги и т. д. В четвёртом классе камешек нужно взять в руку и встать так, чтобы одна нога была в четвёртом классе, а другая в седьмом. Подпрыгнуть и переставить ноги так, чтобы одна была в шестом, а другая в пятом классе. Дальше играющий на одной ноге выпрыгивает в восьмой класс, а затем в полукруг, где некоторое время отдыхает. Стоя в полукруге, играющий бросает камешек в восьмой класс. На одной ноге перепрыгивает в этот же класс и передвигает носком ноги камешек в седьмой класс и т.д. пока не вытолкнет камешек из классов и выпрыгивает сам.

Усложнённая новая игра «Ловишки в кругу»

На площадке очерчивают большой круг, в середине его кладут палку, делят круг на две части. Все участники игры в ловушки встают на разные стороны круга. Ловишка, обегая палку, перебегает с одной стороны круга на другую и старается поймать кого-то из играющих. Пойманный становится ловишкой.

«Хитрая лиса»

Дети стоят в кругу с закрытыми глазами. Ведущий ходит сзади них и говорит:

Я хожу, хожу, хожу,

Хитрую лису ищу! (повторяет 3 раза) в это время незаметно касается рукой спины одного из детей. Тот, до кого дотронулся ведущий, становится – хитрой лисой. Дети открывают глаза и спрашивают:

Хитрая лиса, где ты? (шёпотом)

Хитрая лиса, где ты? (погромче)

Хитрая лиса, где ты? (громко)

Лиса выскакивает в центр круга и говорит: «Я здесь!» и начинает ловить детей. Пойманные садятся.

«Медведи с цепью»

На игровой площадке очерчивается круг—это берлога, где живут два медведя. Играющие ходят по площадке, наблюдая за берлогой. Медведи ждут удобного случая, выбегают неожиданно на площадку, держась за руки, догоняют играющих. Если они осалили игрока, то громко называют его по имени, берут за руки и быстро убегают в берлогу. Играющие могут выручить товарищей: если они догонят медведей и дотронутся до руки одного из них, то медведь отпускает пойманного.

«Охотник и утки»

Одного из детей по жребию выбирают охотником, все остальные игроки – утки. Игра начинается так: Охотник  стоит в центре площадки, в начерченном кругу, в котором лежат мячи. По сигналу: «Утки, гулять» все разлетаются по площадке. Охотник бросает в них мячи, в кого попадает, тот выходит из игры. По сигналу: «Утки, домой» оставшиеся утки улетают в дом. Охотником становится другой ребёнок.


«Овощи»

Рисуется круг – это огород, туда дети кладут свои маски овощей. Все участники стоят за кругом, а один из ребят – хозяин, стоит в центре круга. Все поют, а хозяин показывает движения:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтобы овощи не крали,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобёр и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстолапый.

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить овощи и убежать. Кого хозяин коснётся рукой в огороде, тот выходит из игры.

Хороводная игра

«Горелки»

Перед началом игры нужно выбрать водящего. Все участники игры встают в круг. Участники говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят!

В это время водящий ходит по кругу с султанчиком и как только дети скажут эти слова, водящий должен остановиться между двух детей, а дети, между которыми стал водящий, встают друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три, не воронь. Беги, как огонь!», двое детей бегут в противоположные стороны, оббегая круг, и тот кто первый возьмёт султанчик, становится водящим.

«Мяч кверху»

Дети встают в круг,  водящий идёт в середину и бросает мяч со словами: «Мяч кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же водящий промахнулся, то остаётся им вновь и игра продолжается.

«Здравствуй, сосед»

Играющие делятся на две равные группы, и встают в два ряда, лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук. Первые игроки – ведущие, они начинают игру: встают на одну ногу и скачут в направлении другой команды. Не останавливаясь, они обращаются к игроку: «Здравствуй, сосед!». Тот, к кому обращаются, отвечает: «Здравствуй» - и прыгает за ведущим. Игра заканчивается, когда все дети образуют одну цепь, прыгающих за ведущим.


Дидактическая игра

«Бирюльки»

Играющие рассыпают бирюльки (разные фигурки) на столе и вытаскивают их по одной, чтобы не задеть рядом лежащую. Выиграет тот, кто больше вытащит бирюлек. Игра заканчивается, когда все бирюльки будут разобраны.

«Зайцы в лесу»

Для игры выбирают зайцев и лису, остальные дети - деревья. На противоположных сторонах площадке проводят линии - это поля. На одном из них перед началом игры собирают зайцев. Дети, изображающие деревья, встают друг от друга на расстоянии, позволяющим им взяться за руки. Лиса живёт в норе на крою леса (нору обозначают кружком). Зайцы вбегают в лес, им нужно перейти с одного поля на другое, но за ними охотится лиса. Она старается поймать зайцев, пойманных уводит в свой дом. Лисе по лесу мешают бежать деревья: дети берут друг друга за руки, приседают, наклоняются, машут руками. Зайцы между деревьями проходят свободно. Игра заканчивается, когда все зайцы перейдут на противоположную сторону. Начиная игру повторно, дети выбирают снова зайцев и лису.

Состязательная игра

«Перебежки»

Дети делятся на две равные группы, встают друг против друга на расстоянии 3—4 м и начинают перебрасывать мяч друг другу. Если ребёнок не поймал мяч, он переходит в другую команду и встаёт за игроком, который бросил ему мяч. Выигрывает та команда, в которую больше пришло игроков.

«Бездомный заяц»

На роль лисы и зайца выбираются дети перед началом игры. Все остальным детям раздаются обручи – это их домики. На 1, 2, 3, лови! лиса начинает догонять зайца, убегая, он может запрыгнуть в любой из домиков, и тот, в чей домик он запрыгнул, становится бездомным зайцем и убегает от лисы. Если лиса поймала зайца, они меняются местами.

«Фанты»

Фанты – это любой предмет, который отдаёт участник, оштрафованный за неудачный ответ. В конце игры фанты разыгрываются: их владельцы получают шуточные задания.

Водящий говорит:

Вам прислали 100 рублей.

Что хотите, то купите,

Но чёрный с белым не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

После чего задаются вопросы-ловушки, на которые нельзя отвечать «Да», «нет, «чёрный», «белый».

Те, кто неправильно ответил или подсказал, отдают фант.

«Дедушка-рожок»

Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадке, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка-рожок». Дом его находится в стороне. Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!» - и тотчас же перебегают из одного дома в другой через всё поле. Бегут и поддразнивают водящего: Дедушка-рожок,

Съешь с горошком пирожок!

Дедушка-рожок,

Съешь с горошком пирожок!

Водящий выбегает из своего дома и старается осалить игроков. Кого он осалил, вместе с ним ловят играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут своё место, игра возобновляется.

«Два Мороза»

Водящие – два Мороза. Выходят на середину площадки и говорят:

-Я Мороз – Красный нос,

-Я Мороз – Синий нос,

-Ну-ка, кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

Дети отвечают:

-Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!

После этих слов все стараются перебежать на другую сторону площадки, а морозы пытаются осалить их рукой. Осаленный должен расставить руки в стороны и замереть без движения, как «замороженный». «Разморозить» его могут другие ещё не осаленные игроки, коснувшись рукой. Тогда он бежит вместе со всеми играющими, туда, где водящий не может осалить его.

Подсчитав «замороженных» водящие ещё раз спрашивают, не решает ли кто-нибудь «в путь дороженьку пуститься» игра продолжается.

Дидактическая игра

«Лучинки»

На столе лежат палочки разные по цвету и величине. Выкладывать с помощью них различные рисунки.

Усложнённая игра

«Ловишки с ленточками»

Детям каждому раздаётся ленточка, он её вешает сзади, как хвостик. Ловишку выбирают заранее. На слова: «1, 2, 3, лови!» дети разбегаются в разные стороны, ловишка их догоняет и снимает ленточку. Тот, у кого ленточку сняли, выходит из игры. На слова «1, 2, 3, в круг ко мне скорей беги» не пойманные дети собираются в круг. Игра заканчивается. Выбирается новая ловишка.

Состязательная игра

«Петушиный бой»

Играющие, стоя на одной ноге, толкают друг друга плечом, стараясь заставить один другого встать на обе ноги.

«Баба-Яга»

Дети водят хоровод, а Баба-Яга стоит в центре круга. Дети говорят:

Баба-Яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку!

После этих слов Баба-Яга начинает догонять детей.


«Корзинки»

Играющие делятся по парам и расходятся по площадке. Берут друг друга за руки и образуют кружки-корзинки. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго игрока. Убегающий бегает между парами и, чтобы его не осалили, быстро называет по имени одного игрока из любой пары. Играющий, чьё имя назвали, убегает, на его место встаёт игрок водящей пары. Если пятнашка осалил убегающего, то они берут друг друга за руки и образуют корзинку.

«Ловлю птиц на лету»

Один из играющих—птицелов, он стоит лицом к стене. Играющие делятся на группы по несколько человек и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы галки, где наш дом?». Птицелов называет место, где должны жить птицы, и дети занимают свои дома.

На слова птицелова: «Ловлю птиц на лету!» - птицы летают в разных направлениях по площадке, весело кричат. Птицелов их ловит. Пойманный игрок становится птицеловом, птицы разлетаются по своим домам. Игра повторяется.

Состязательная игра

«Гонка мячей»

Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две группы (первых и вторых номеров). В каждой группе играющие выбирают ведущих. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении. Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему. Дети выбирают другого водящего. Игра повторяется, но мяч перебрасывается в обратном направлении. По договорённости игру можно повторить от 4 до 6 раз.

«Звонарь»

Дети встают в круг. Водящий идёт по кругу и приговаривает:

Дили-дон, дили-дон,

Отгадай, откуда звон.

Остальные игроки приплясывают на месте. На слово «звон» водящий поворачивается к игроку, стоящего возле него и, хлопнув в ладоши три раза, кланяется. Игрок тоже хлопает три раза и встаёт за водящим, теперь они вдвоём подходят к следующему и приговаривают и т.д.

«Много троих, хватит двоих»

Дети встают парами друг за другом, лицом в центр круга. Игру начинают двое, один из них - водящий, он стоит на 3-4 шага сзади того, кто убегает от него. Убегающий хлопает три раза в ладоши, после третьего хлопка бежит от водящего. Чтобы не быть осаленным, он встаёт впереди какой-нибудь пары. Прежде чем встать, на бегу кричит: Много троих, хватит двоих. Тот, кто в этой игре стоит последним, убегает от водящего. Если водящему удалось осалить убегающего, то они меняются ролями.

Состязательная игра

 «Добеги и убеги»

На противоположных сторонах площадке проводят линии на расстоянии 10 м друг от друга - это дома. Играющие делятся на 2-3 группы и встают у одной линии. Дети, назначенные водящими, переходят на противоположную сторону и становятся у черты, каждый напротив своей группы. Игру начинают первые номера. По сигналу они бегут к противоположной линии, добегают до водящих, ударяют их по протянутой ладони и быстро возвращаются. Водящие стараются догнать убегающих и осалить. Если игрок осалён, то он идёт на сторону водящего и встаёт впереди него. Игроки , которым удалось уйти не осаленными, встают в конец своего ряда. Игра кончается, когда пробегут последние игроки группы. Побеждает группа, в которой меньше осаленных участников игры.

«Круг»

Все играющие, кроме водящего, встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Водящий стоит в середине круга и старается ударить рукой по летящему над ним мечу. Как только задержанный  таким образом мяч упадёт на землю, играющие разбегаются, а водящий быстро поднимает мяч и, крикнув «Стой!», старается запятнать кого-нибудь из игроков. Запятнанный становится ведущим. Если же водящий промахнётся, то снова идёт в круг водить.

Дидактическая игра

«Соломинки»

Соломинки рассыпают на столе, участники по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребёнок неосторожно выбирает соломинку, пошевелив соседнюю, он выходит из игры. Побеждает тот, у кого больше соломинок.

Усложнённая игра

«Салка на одной ноге»

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладёт платочек. На слова: «Раз, два, три, смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, они внимательно смотрят друг на друга: «Кто же салка?». Ребёнок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Я салка!». Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Того, кого он коснулся рукой идет водить.

«Поехали-поехали»

Рисуют кружки с цифрами, на каждую становится игрок, в середину круга – водящий. Он закрывает глаза и говорит: «Поехали-поехали», затем называет любую цифру. Стоящий на этой цифре игрок отзывается, и все разбегаются, пока водящий не скажет «стоп». Все замирают, а водящий пытается угадать, сколько шагов до каждого. Тот, до кого дотянулись, становится водящим.


Хороводная игра

«Затейники»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Водящий находится в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе,

Сделаем вот так!

Водящий должен показать движения, а дети повторить. Затем водящий меняется.

Игра «С солнцем»

В центре круга «солнце» дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

(дети идут по кругу)

А зима теплее,

(подходят ближе к солнцу)

А весна милее.

(отходят назад)

Солнце говорит «горю!» и догоняет детей.

«Пройди в воротца»

Весна водит всех детей за собой. С окончанием музыки Весна указывает рукой на какую-либо пару детей. Они встают лицом друг к другу и берутся за руки, образуя «воротца». Остальные дети вместе с Весной проходят в эти воротца. С окончанием музыки воротца захлопываются. В воротцах остаётся ребёнок, он под русскую народную музыку начинает танцевать.

«Море волнуется»

Играющие стоят врассыпную и изображают волны, говорят: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!». Дети должны замереть на месте, придумав фигуру. Водящий подойдя к ребёнку, должен отгадать, что он показывает. Фигуры могут быть не только морскими.

«Садовник»

По считалке выбирают Садовника. Остальные участники распределяют между собой название цветов. Садовник говорит:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели,

Кроме…(название цветка).

-Розы.

-Ой!

-Что с тобой?

-Влюблена.

-В кого?

-В фиалку.

Фиалка отвечает, диалог продолжается между фиалкой и розой. Если цветок не ответил, то он отдаёт фант. Фанты в конце игры разыгрываются.

«Щука и караси»

На противоположных сторонах площадки отмечают место норы, где от щуки прячутся караси. Щука живёт в камышах. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположную сторону реки. Щука выходит на охоту. Пойманные караси из игры не выходят, они берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадке, образуют сеть. Оставшиеся караси, переплывая с одной стороны площадке на другую, проходят через сеть. Пойманных становится всё больше, сеть - всё длиннее. Тогда из сети делают корзинку, играющие встают в круг. Участники игры при перебежки обязательно забегают в корзину. Игра заканчивается, когда щука переловит всех карасей.

Состязательная игра

«День и ночь»

Посередине площадки проводят линию, по обе стороны от неё в 20-30 шагах отмечают два города. Играющие делятся на две равные группы: одна из них - ночь, другая - день. Встают на расстоянии 1 м от средней линии, через два шага друг от друга. Против каждой группы находится дом противника. Когда все встали на свои места, ведущий бросает жребий - дощечку, окрашенную с одной стороны в чёрный цвет. Если дощечка упала белой стороной, ведущий громко кричит: «День!» Игроки из группы дня поворачиваются и, пробегая между игроками ночи, быстро бегут к своему дому. Те бегут за ними и стараются их запятнать. Запятнанные переходят в группу ночи. Ведущий вновь бросает жребий, игра продолжается. Побеждает группа, где больше осаленных игроков.

«Хали-хало»

Выбирают водящего. Он загадывает слово, бросает мяч играющим по очереди и говорит: «Отгадай слово на букву А». Если все называют не то, он называет следующую букву. Если слово отгадывают, водящий подбрасывает мяч вверх, как можно выше, и кричит «Хали-хало!». Отгадавший слово старается как можно быстрее поймать мяч и кричит: «Стоп!», а другие – убежать как можно дальше. Игрок с мячом старается попасть в кого-нибудь, сделав в его сторону три больших шага или прыжка. Если попадает, становится водящим, если нет, водящий остаётся прежний.

«Платочек»

Все участники игры встают в круг. Водящий с платочком идёт по кругу, кладёт его на плечо одному из играющих и быстро бежит по кругу, тот ребёнок у кого платочек должен догнать водящего, а водящий успеть стать на его место. Если он успел догнать водящий снова идёт и выбирает другого ребёнка, если не догнал, становится водящим.

«Заря-зарница»

Выбирают водящего «зарю», садится на корточки. Водящий ходит вне круга, прячет за спиной «ключи». Вместе со всеми произносит слова:

Заря-зарница,

По небу ходила, ключи обронила.

Месяц видел, солнце скрыло!

А сам в это время пытается положить кому-нибудь сзади «ключи». Играющим оглядываться нельзя. Тот, кто заметит, берёт ключи и догоняет водящего. Останавливает и говорит:

«Не теряй ключей». После чего водящий садится на место «зарницы».


«Игровая»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим

«Лягушки»

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.
Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.
Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.
Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: "Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!.." - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.
Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.

Состязательная игра

«Кто дальше бросит»

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды.
По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

Весёлые, как девочки,
Проворные, как мальчики,
Зелёные, как листки,
Прыгучие, как мячики -
Весёлые,
Проворные,
Прыгучие подружки -
Зелёные,
Зелёные,
Зелёные лягушки!
Все квакают и квакают
И слышно вдалеке:
Ква-ква! Ква-ква!
Бре-ке-ке!

«Бубенцы»

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

«Молчанка»

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Первенчики, червенчики,
Летали голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился.
Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны бы
ть разные.

«Цвет»

Один из играющих, выбранный жребием, ходит по кругу и каждому даёт название цвета: белый, красный, зелёный и т.д., а себя называет чертополохом. Потом говорит:

- Чертополоховый цвет прекрасный, зелёный нехорош.

Зелёный отвечает:

- Зелёный цвет прекрасный, а синий не хорош.

Не защитивший себя или назвавший цвет, с которого уже брали фант, отдаёт свой. В конце игры фанты разыгрываются

«Казаки-разбойники»

Участники делятся на две группы. Капитаны скидывают «Камень, ножницы, бумага» - кто будет водить. Остальные загадывают водящим слово и убегают. Водящие должны разгадать слово, после чего идти искать. Каждого нужно найти, поймать и вести в лагерь (место дислокации). Когда поймают всех, водящие меняются.


Хороводная игра

«Ворон на дубу»

По считалочки выбирают «ворона». Дети образуют вокруг него большой круг, поют песню и выполняют движения:

Ой, ребята, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах,

В позолоченных серьгах.

Чёрный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная,

Труба ладная, песня складная.

Да-а!

«Ворон» после песни протягивает «крыло» между стоящими рядом детьми, и они на слова «Раз, два, три – беги!» бегут в разные стороны круга. Кто первый добежит до «ворона» и дотронется до его «крала», тот и становится новым «вороном».

«Никанориха»

Выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идёт между ними, а «Никанориха» - за ним, помахивая прутиком. Дети поют:

Никанориха гусей пасла

Да пустила в огород козла,

Никанориха ругается,

А козёл-то улыбается.

После этого все разбегаются, а Никанориха стоит ругается, по сигналу: «Раз, два, три – пару найди!», дети снова встают парами, а тому, кто остался без пары, говорят: «1, 2, 3 – козлик ты!». Оставшийся ребёнок становится «козликом».

«Сосед, подними руку»

Играющие, стоя или сидя, образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями.
Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.
Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

Состязательная игра

«Цапки»


Водящий вытягивает руки ладонями вниз. Каждый участник ставит под ладонь свой указательный палец и говорит:

Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба.

Цап!

Или:

На горе стояли зайцы

И кричали: «Прячьте пальцы!»

Цап!

При последнем слове все должны убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, то выбывает из игры.

Хороводная игра

«Дрёма»

Выбирается «Дрёма». Он садится на корточки в центр круга и закрывает глаза. Играющие, взявшись за руки, идут по кругу и произносят слова:

Сидит Дрёма, Сидит Дрёма,

Сидит Дрёма со своею дремотой

Встает Дрёма, Встает Дрёма,

Встает Дрёма со своею дремотой

«Дрёма» встаёт, потягиваясь и зевая, начинает идти навстречу общему движению, не открывая глаз:

Ходит Дрёма, Ходит Дрёма,

Ходит Дрёма со своею дремотой

Ловит Дрёма, Ловит Дрёма,

Ловит Дрёма со своею дремотой!

Как только произносится последнее слово, все игроки разбегаются по комнате, а «Дрёма» ловит их с закрытыми глазами. Пойманного игрока он должен назвать. Если пойманный игрок назван правильно, н становится «Дрёмой».

«Салки»

Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

Игра повторяется.

Правила.

1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

«Олень»

По жребию выбирается водящий «олень». Он становится в центр круга. Играющие говорят:

Под кусточком олень,

Под ракитовым олень!

Тепло ль тебе, олень?

Прикройся, олень!

Призакинься, олень!

Тебе жарко, олень?

Со молодушки платок, Со девушки венок,

С молодца-кудрявца –

Поясок!

После этих слов «олень» отбирает у кого-нибудь из играющих вещь в качестве фанта. Игра повторяется до тех пор, пока у всех играющих»олень» не отберёт фанты. Затем он их разыгрывает.

«Горячая картошка»

Дети стоят в кругу и быстро бросают мяч друг другу, как горячую картошку. Тот кто мяч уронил или долго держит в руках, садится в центр круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребёнок, он и победитель!

Хороводная игра

«Яша»

Играющие встают в круг, в центр сажают Яшу, завязывают ему глаза, идут по кругу и говорят:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызёшь орешки

Для своей потешки.

Яша делает вид, будто грызёт орешки. При последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а Яша, встав, с закрытыми глазами кружится. Дети поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

Яша должен отгадать кто это.

«Золотое кольцо»

Все играющие садятся рядом. У водящего -  кольцо, которое он прячет в ладонях у любого играющего, стараясь положить его незаметно. В это время остальные поют:

А я золото хороню,

Чисто серебро хороню.

В высоком терему.

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красивая,

Через поле идучи,

Русу косу плетучи,

Шёлком перевиваючи,

Златом переплетаючи.

Пал, пал перстень

В калину-малину,

В чёрную смородину.

Кумушки, вы, голубушки

Вы скажите, не утаите,

Моё золото отгадайте!

Сразу по окончанию песни играющий, сидящий последним в ряду, ищет кольцо. А дети говорят: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Ребёнок угадывает, у кого спрятано кольцо, и становится водящим.

«Колдуны»

Играющие делятся на две команды: «колдуны» и «дети». «Дети» разбегаются, а «колдуны» стараются их догнать и «заколдовать». «Заколдованный» должен стоять на месте, подняв руки в стороны. «Дети» могут расколдовать его, дотронувшись до руки, «колдуны» же стараются помешать этому.

Игра заканчивается в пользу «колдунов», если все «дети» оказываются «заколдованными».

Состязательная игра

«Король в плену»

Двое играющих кладут по очереди руку на руку партнёра, считая до девяти. Затем более быстрый игрок хватает медленного за руку и говорит: «Король в пелену».

«Утка-гусь»

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий стоит за кругом с мячом. На слова: «утка, утка, утка!» -  водящий идёт по кругу. На слово: «гусь!» - кладёт мяч в руку играющими.После этого водящий и ребёнок с мячиком в руках расходятся разные стороны. Они идут шагом, а во время встречи говорят друг другу: «Доброе утро» или «Добрый день» , «Добрый вечер» , кивают головой и продолжают «путь» до того места, с которого начали движение. Побеждает тот, кто приходит первым. Идти нужно обязательно шагом. Победивший становится ведущим.


«Водяной»

Дети стоят в кругу, «водяной» с закрытыми глазами стоит в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

Водяной, водяной,

Что сидишь ты под водой

Выйди на минуточку,

Поиграем в шуточку!

После этих слов дети разбегаются, а «водяной» говорит: «стоп»! После этих слов дети замирают на месте, а «водяной» идёт искать, пойманного ребёнка он должен угадать, если не угадывает игра начинается заново, а если угадал, тот ребёнок становится «водяным».

Состязательная игра

«Прыганье через верёвочку»

Двое играющих держат верёвку за концы, а остальные прыгают через неё. Верёвочку держат на той или иной высоте по договорённости или же вращают её, а прыгающие стараются перепрыгнуть через неё в то время, когда она опускается возможно ближе к земле.

«Шлепанки»

Играющие становятся в круг, водящий выходит в центр, называет имя одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Тот, чьё имя прозвучало, ловит мяч и отбивает его – шлёпает ладонью, стоя на месте. Количество отбиваний мяча до 5. После того, как играющий отбил мяч, перебрасывает его водящему. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не уронит мяч. Тот, кто роняет мяч, занимает место водящего.

«Царь горох»

Царь горох садится на пригорок. Все остальные отходят в сторонку и шёпотом договариваются о том, что будут изображать: труд людей, какие-либо ситуации. Показывать можно ногами, руками, всем телом, мимикой, но нельзя произносить ни звука. Затем говорят: «Здравствуй, царь горох!» Тот отвечает: «Здравствуйте, милые детки! Где вы были? Что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!». После этого дети показывают, о чём договорились. Царь горох должен отгадать, что они изображают. Если не угадывает, его спрашивают: «Сдаёшься?» При утвердительном ответе – рассказывают замысел задуманного, затем загадывают снова. Если царь горох угадывает, он сбегает с горки и догоняет детей.

«Прятки»

Выбирается водящий и какой-нибудь предмет – «кон». Водящий считает до 20, остальные в это время прячутся. Водящий находит кого-либо, после чего они на перегонки должны добежать до «кона» и дотронуться до него. Того, кого находят первым, становится водящим.

«Барыня»

Игра состоит в том, чтобы не употреблять слова: «чёрный», «белый», «да», «нет». Играющие садятся друг против друга, и водящий начинает приговорку:

К нам барыня пришла,

Голик принесла,

Голик да веник,

Сто рублей денег.

Она наказала,

Строго приказала:

Не смеяться, не улыбаться,

Губки бантиком не делать,

Чёрное с белым не носить,

«Да» и «нет» не говорить!

Затем начинается диалог, в котором задаются провокационные вопросы. Кто ошибается выходит из игры.

«Улитка»

На земле чертят фигуру улитки. Камешек необходимо провести через все клетки, перепрыгивая заштрихованные. Попал в заштрихованную клетку – начинай всё заново.

***

Сидел петух на палочке,
Считал свои булавочки:
— Раз, два, три,
В этот счет выходишь ты!

***

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода - из народа,
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!

***

На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной...
Отвечай, кто ты будешь такой!
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей.

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплыл ясный круглый месяц,
А за месяцем луна,
Мальчик девочке слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду да поеду.
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.


***

Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге.
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся,
Говори поскорей

***

Шли бараны по дороге.

Промочили в луже ноги
Стали ноги вытирать:
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей

***

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Выплывает белый месяц!
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет!

***

Катился горох по блюду,

Та води, а я не буду.

***

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.

***

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить.

***

Конь вороной остался под горой.

Выбираешь, какого коня:

Сивого или златогривого?

***

Кто засмеётся,

Губа задерётся.

Раз, два, три, четыре, пять,

С этих пор молчать!


***

Первенчики, бубенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок,

Пойди вон в уголок!

***

Шёл баран

По крутым горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмёт,

Тот вон пойдёт!

***

Катилось яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола:

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

***

Тара-бара,

Домой пора –

Ребят кормить,

Коров доить,

Телят поить.

Тебе водить!

***

-  Заяц белый,

Куда бегал?

- В лес дубовый!

- Что там делал?

- Лыки драл!

- Куда клал?

- Под колоду!

- Кто украл?

- Родион.

- Выйди вон!

***

Ходит свинка по бору,

Рвёт траву-мураву.

Она рвёт и берёт,

И в корзиночку кладёт.

Этот выйдет,

Вон пойдёт!

***

Аты-баты,

Шли солдаты,

Аты-баты,

На базар,

Аты-баты,

Что купили?

Аты-баты,

Самовар!

***

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!


***

Прыг да скок,

Прыг да скок,

Скачет зайка –

Серый бок.

По лесочку

Прыг-прыг-прыг,

По снежочку

Тык-тык-тык.

Под кусточек присел,

Схорониться захотел.

Кто его найдёт,

Тот водить пойдёт!

***

Инцы-брынцы,

Балалайка!

Инцы-брынцы

Поиграй-ка!

Инцы-брынцы,

Не хочу!

Инцы-брынцы,

Вон пойду!

***

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На двери весит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри!

***

Комарики-мошки,

Тоненькие ножки,

Пляшут по дорожке…

Близко ночь,

Улетайте прочь!


***

Трух-тух,

Трух-тух-тух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит,

Тот бежит!

***

Тили-тели, –

Птички пели,

Взвились, к лесу полетели.

Стали гнёзда вить!

Кто не вьёт, тому водить!

***

Покатилось колесо,

Укатилось далеко,

И не в рожь,

И не в пшеницу,

А до самой

До столицы.

Колесо кто найдёт,

Тот ведёт!

***

Летела кукушечка мимо сада,

Поклевала всю рассаду.

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак».


***

Погляди на небо,

Звёзды горят,

Журавли кричат:

- Гу-гу! Убегу!

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь.

***

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал,

Зайчик серый убежал!

***

Конь ретивый, с длиной гривой

Скачет, скачет по полям.

Тут и там! Тут и там!

Где проскачет он –

Выходи из круга вон!

***

Обруч круж,

Обруч круж.

Кто играет,

Будет уж.

Кто не хочет

Быть ужом,

Выходи

Из круга вон!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народных игр

материал представляет собой игры, которые можно использовать и в кружковой работе и в  ознакомлении детей с народной культурой...

картотека народных игр

ИЗБРАННОЕАттестацияЛаборатория гуманной педагогикиЛаборатория одарённостиЛаборатория педагогического мастерстваПсихологические тестыТематические подборки материалов...

картотека народных игр

                                                     ...

картотека народных подвижных игр

описание народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека "Народные приметы" по экологии

приметы на дождь,  на хорошую погоду, на мороз и т.д....