Главные вкладки

    Картотека народных игр для детей старшего дошкольного возраста ( по книге «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ, Нищева Н., СПб.: Детство-пресс, 2001»)
    картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

    Горожанцева Татьяна Сергеевна

    Картотека народных игр для детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23»

    КАРТОТЕКА НАРОДНЫХ ИГР

    Для детей старшего дошкольного возраста 

    ПО КНИГЕ

    «ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ, Нищева Н., СПб.: Детство-пресс, 2001»

    Группа № 8

    № 1 Заря-заряница                             № 24 Салки-мартышки

    № 2 Молчанка                                     № 25 Кто с нами?

    № 3 Коршун                                         № 26 Черный жук

    № 4 В углы                                           № 27 Уточка

    № 5 Пчёлы                                           № 28 Узнай кто

    № 6 Жаворонок                                   № 29 Ворон и куры

    № 7 Муха                                              № 30 Каравай

    № 8 Ручеек

    № 9 Бабка- Ёжка

    № 10 Гуси-гуси

    № 11 Салки

    № 12 Скакалка

    № 13 Жмурки

    № 14 Горячее место

    № 15 У медведя во бору

    № 16 Венок

    № 17 Солнышко-ведрышко

    № 18 Мосток

    № 19 Филин и пташки

    № 20 Мёдом или сахаром

    № 21 Прялица

    № 22 Водить козла

    № 23 Крута гора

    № 1 ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА

    Один из детей держит шест с прикрепленными на колесе лентами. Все играющие берут по ленте. Один из участников – водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:

    Заря-заряница,
    Красная девица,
    По полю ходила,
    Ключи обронила.
    Ключи золотые,
    Ленты голубые.
    Раз, два – не воронь,
    А беги, как огонь!

    С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

    № 2 МОЛЧАНКА

    Играющие выбирают водящего, садятся вокруг него и поют:

    Кони, кони, мои кони,
    Мы сидели на балконе,
    Чаю пили, чашки мыли,
    По-турецки говорили:
    – Чаб-чаляби, чаб-чаляби.
    Прилетели журавли
    И сказали всем: «Замри!»
    первый отомрет,
    Тот получит шишку в лоб.
    Не смеяться, не болтать,
    А солдатиком стоять!

    Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей – движениями, смешными гримасами, веселыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеется или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего поют песни, танцуют, загадывают загадки, скачут на одной ноге.

     № 3 КОРШУН

    Девочки с венками на голове берутся за руки и становятся в круг. Мальчик – «коршун» – выходит на середину и садится. С ним переговариваются:

    – Коршун-коршунок, что ты делаешь?

    – Ямку копаю.

    – Что там ищешь?

    – Денежку.

    – На что денежка?

    – Иголочку купить.

    – Что иголочкой делать?

    – Мешочки шить.

    – На что мешочки?

    – Камешки класть.

    – На что камешки?

    – В детей кидать.

    – За что в детей кидать?

    – Они все цветочки мои порвали.

    – Зачем им цветочки?

    – Вить веночки.

    Все начинают ходить вокруг «коршуна» и петь:

    Мы ходили во зелененький садок,
    Сорывали с травоньки цветок.
    Сорывали с травоньки цветок,
    Совивали на головушку венок.
    Коршун-коршунок, высоко сиди,
    Коршун-коршунок, далеко гляди:
    Через три поля чистые,
    Через три леса темные,
    Через три сада зеленые.
    К тебе Машенька идет,
    Голубой венок несет.

    «Коршун» встает и выводит из круга девочку, имя которой было названо в песне. Она надевает на него свой венок, и под исполнение той же песни они кружатся. Так, «коршун» обходит всех участниц игры. Собрав венки, «коршун» садится где-нибудь поодаль от хоровода. Каждая девочка подходит к нему и просит свой венок обратно:

    Коршун-коршунок,
    Отдай мой венок!
    Все лето я ходила,
    Ручки, ножки ломила;
    Мне комарочки белы ручки искусали,
    Сучки-крючки бока протолкали,
    Соловушки головушку позапели,
    Одежицу смочили мокрые капели –
    Пока цветочки собирала,
    Веночек совивала.
    Коршун-коршунок,
    Отдай мой венок!

    «Коршун» загадывает ей загадки или заставляет сплясать, спеть и после этого возвращает венок. Девочка, получившая свой венок, приговаривает: «А я свой веночек выплакала, я свой веночек выпросила, а я свой веночек выходила, я свой веночек выплясала!» Так «коршун» возвращает все венки. Затем выбирают нового «коршуна», и игра продолжается.

    № 4 В УГЛЫ

    В игре участвуют пять человек. На земле рисуют большой квадрат. По считалке выбирается водящий – «мышка». Он становится в середину квадрата, а четверо игроков занимают уголки. Водящему поют:

    Мышка, мышка,
    Продай уголок
    За шильце, за мылце,
    За белое белильце,
    За зеркальце!
    Продолжают просить:
    – Мышка, мышка, дай ключи!
    – Поди вон! Там постучи! –
    отвечает «мышка» и командует:
    Из угла в угол,
    Друг за другом –
    Вон!

    Тут же стоящие по углам игроки начинают меняться между собой местами, а «мышка» старается занять оставленный угол. Участник, оставшийся без угла, становится «мышкой», и игра повторяется.

    № 5 ПЧЕЛЫ

    Выбирается участник – изображающий цветок. Остальные ребята делятся на 2 группы – сторожей и пчел. Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг цветка и поют:
    Пчелки яровые
    Крылья золотые
    Что вы сидите?
    В поле не летите?
    Аль вас дождиком сечет,
    Аль вас солнышком печет?
    Летите за горы высокие,
    За леса зеленые.
    На кругленький лужок,
    На лазоревый цветок.
    Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа не сумевшие уберечь цветка разбегаются. Пчелы бегут за ними стараясь ужалить и пожужжать в уши. 

    № 6 ЖАВОРОНОК

    В небе жаворонок пел,
    Колокольчиком звенел.
    Порезвился в тишине,
    Спрятал песенку в траве.
    Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

    № 7 МУХА

    На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок – «муха». Играющие встают за кругом и бросают палочки, кусочки дерева - стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульщик, который должен всякий раз, как «муха» сбита, снова вешать ее на кол. Когда играющие бросят все свои «снаряды», то бегут за ними, и кто, вернувшись, не успеет занять свое место, тот становится караульщиком у «мухи».

    № 8 РУЧЕЕК

    Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара,
    взявшись за руки, поднимает их вверх (образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди. И так далее.

    Игра проводится в быстром темпе. Играют, пока не надоест.

    № 9 БАБКА ЁЖКА

    В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

    Бабка Ежка Костяная Ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: — У меня нога болит. Пошла она на улицу — Раздавила курицу. Пошла на базар — Раздавила самовар.

    Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.

    № 10 ГУСИ-ГУСИ

    Выбираются «хозяйка» и «волк». Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.

    — Гуси-гуси!

    — Га-га-га

    — Есть хотите?

    — Да-да-да!

    — Ну, летите же домой!

    — Серый волк под горой,
    Не пускает нас домой,
    Зубы точит,

    Съесть нас хочет!

    — Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

    «Гуси» разбегаются, «волк» их ловит. Когда «волк» переловит всех «гусей», «хозяйка» говорит ему:

    — Волк, у тебя на дворе много свиней и других зверей. Пойди прогони их.

    «Волк» просит ее прогнать их. «Хозяйка» трижды делает вид, что прогоняет зверей, но не может прогнать всех. Тогда «волк» идет прогонять их сам, а «хозяйка» в это время уводит «гусей» домой.

    № 11 САЛКИ

    Дети расходятся по площадке, останавливаются и закрывают глаза. Руки у всех за спиной. Водящий незаметно для других кладет одному из них в руку какой-нибудь предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза. Тот, которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит «Я — салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я — салка!»

    Игра повторяется.

    Правила.

    1. Если играющий устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

    2. Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

    3. Салка тоже должен прыгать на одной ноге.

    № 12 СКАКАЛКА

    Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова:

    Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше.

    Можно прыгать выше крыши.

    № 13 ЖМУРКИ

    Выбирается «жмурка». Ему завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя. Между играющими и «жмуркой» происходит диалог.

    — Кот, Кот, на чем стоишь?

    — На квашне.

    — Что в квашне?

    — Квас,

    — Лови мышей, а не нас. 
    После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал — тот становится «жмуркой».

    № 14 ГОРЯЧЕЕ МЕСТО

    Эта забава прекрасно подходит для тех, кто любит играть в догонялки. Ее смысл заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.

    № 15 У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

    Правила игры Рисуют два круга. Один- лес, в центре которого кладут ягоды и грибы; другой- деревня. Один из участников изображает медведя и садится в лесу. Остальные идут из деревни- в лес по ягоды , грибы. У одного в руках корзинка. Все поют: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, Медведь постыл, На печи застыл. Затем окружают «лес», передавая друг другу корзинку, пытаются забежать в лес и бросить в корзинку ягоды. Кого медведь в лесу поймает, тот вадит.

    № 16 ВЕНОК

     По повериям считалось, если ты хочешь, чтобы русалки не навредили человеку, их надо задобрить. Девушки из березовых веток плели веночки, украшали березу лентами, водили вокруг нее хороводы, играли в народные игры.

    Правила игры: двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:

    Березка девочек кричала,

    к себе призывала:

    - Идите, девочки, на луг гулять,

    Зеленые веточки завивать.

    - Мы тебя, березка, не согнем

    На тебе веночки не завьем.

    - Я к вам, девушки, сама согнусь,

    Завьете венки зеленые

    Станете весь год веселые.

     Дети, которые образуют ворота, кидают одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек – венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

    № 17 СОЛНЫШКО - ВЕДРЫШКО

    Гори, солнце, ярче – Лето будет жарче, А зима теплее, А весна милее! 18 На две строчки дети идут хороводом. На две другие – поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу, водящему. Он говорит: «Горячо» и догоняет их.

    № 18 МОСТОК

    Дети образуют круг, в середине стоит ребенок с веревкой в руке. Это «паучок». Все поют: Паучок паутинку А потом за листок: Зацепил за травинку, Получился мосток. С начала пения «паучок» один конец веревки отдает кому- либо из стоящих в круге, а другой – стоящему напротив. По окончании пения дети, у которых в руках веревка, присаживаются на корточки, натягивая веревку. Остальные дети переходят по «мосту» со словами: По мосточку пойдем, в гости к солнышку придем! Кто упал в «речку», выбывает из игры.

    № 19 ФИЛИН И ПТАШКИ

    Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке.

    На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.

    Указания к проведению

    Перед началом игры играющие выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т. д.). Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках и т.д.). Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.

    Вариант

    Дети делятся на 3—4 подгруппы и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к филину и говорят: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы чайки, где наш дом?»; «Мы утки, где наш дом?» Филин называет место, где птицы должны жить. Птицы летают по площадке, на слово «Филин» прячутся в свои гнезда. Пойманную птицу филин должен узнать.

    № 20 МЕДОМ ИЛИ САХАРОМ

    Играющие делятся на две команды: выбирают кем быть – медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.

    № 21 ПРЯЛИЦА

    Дети, взявшись за руки, ходят по кругу, приговаривая, в середине стоит жених.
    Прялица, кокорица моя!
    С горя выброшу на улицу тебя.
    Стану прясть, попрядывать,
    На беседушку поглядывать.
    После слов жених выбирает невесту, целует в щёчку. Игра продолжается снова.

    № 22 ВОДИТЬ КОЗЛА

    Дети берутся попарно за руки, образуя вереницу. Передние пары образуют ворота, через которые последняя пара пробегает так, что первая оказывается за ней и т. д. В конце концов первая пара становится последней. Поется песня:

    Вскочил козел в огород,

    Потоптал козел лук-чеснок. Хватили козла за рожок,

    Повезли козла на Торжок, Продали козла за три рубля,

    За три рубля купили три узла! Ура!

    После этого дети бегут через ворота, образованные передней   парой.

    № 23 КРУТА ГОРА

    Перед игрой делается из снега горка. Играющие ходят вокруг нее и поют:

    Стоит крута гора среди нашего двора,

    Супротив терема высокого,

    Супротив кольца широкого,

    Не пройти, не проехати,

    Что ни конному, что ни пешему.

    Потом по очереди прыгают через горку. Кто ее заденет, выбывает из игры.

    № 24 САЛКИ-МАРТЫШКИ

    Играют, как в обычные салки. Игра оживляется тем, что «салка», как мартышка, подражает тому, кого преследует в ходе игры. Преследуемый может неожиданно, встав на обе ноги, пройти «гусиным» шагом, присесть на корточки и так далее. «Салка» должен точно повторять все его движения. Преследуемый в это время использует полученное преимущество и пробегает дальше, чтобы не быть осаленным.

    № 25 КТО С НАМИ?

    Играющие встают в круг.  Выбирается водящий, который  показывает движения, а остальные их повторяют. Поют:

    • Кто с нами, кто с нами пашенку пахати?
    • Мы с вами, мы с вами пашенку пахати.
    • Кто с нами, кто с нами жито рассевати?
    • Мы с вами, мы с вами жито рассевати.
    • Кто с нами, кто с нами жито косити?
    • Мы с вами, мы с вами жито косити.
    • Кто с нами, кто с нами жито молотити?
    • Мы с вами, мы с вами жито молотити.
    • Кто с нами, кто с нами муку молоти?
    • Мы с вами, мы с вами муку молоти. И так далее.

    № 26 ЧЕРНЫЙ ЖУК

    По жребию выбирают водящего — «жука». Он становится спиной к остальным, широко расставив ноги. В эти своеобразные ворота играющие бросают свои шапки. После того как брошены все шапки, «жук» ползком, на четвереньках, их отыскивает. Играющие приговаривают:

    Жук ползет,

    Жук без рук,

    Не найдет мою шапку.

    Когда шапки собраны, «жук» пытается узнать, кто хозяин какой-нибудь из них. Если это у него получится, то хозяин шапки берет ее и бежит на место, где стоит «жук», чтобы водить вместо него. Остальные играющие, взяв свои шапки, бросают их в бегущего.

    Если водящий не узнал хозяина ни одной из шапок, он водит снова.


    № 27 УТОЧКА

    Двое из играющих берутся за руки и высоко поднимают их над головой (ворота), а остальные становятся друг за другом, положив руки на плечи или пояс впереди стоящему. Впереди всех — «утка», остальные — «утята». Они проходят в ворота. Последнего останавливают и спрашивают: «Шелк или шерсть?»

    Скажет «шелк» — становится направо, скажет «шерсть» — налево. Затем «утка» с «утятами» снова проходят в ворота. И опять последнего «утенка» останавливают, спрашивая то же, что и прежде. Так продолжают играть до тех, пока у «утки» не останется ни одного «утенка». Когда «утка» останется одна, она опять обходит крутом «ворота», проходит в них и поет:

    Ути, вы ути,

    Куда мне с горя уйти?

    Кабы вилочка была —

    Закололася!

    Потом обращается к одному из играющих, которые в это время стоят крутом, и говорит: «Свечка, встань!» Берет «утенка» с этими словами за руку, обходит крутом всех стоящих и опять поет то же, что и раньше. Так продолжается до тех пор, пока утка не соберет всех «утят».

    № 28 УЗНАЙ, КТО

    Выбирается водящий. Один из играющих подкрадывается к водящему и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежке (на ощупь) узнать, кто это, и назвать его по имени. (Можно меняться с кем-либо одеждой и т. д.)

    № 29 ВОРОН И КУРЫ

    Выбирают «ворона» и «хозяйку», остальные играющие — «куры». «Ворон» уходит за угол на свое «поле», «хозяйка» — метров за двадцать в свой «дом» с «курами» и ложится спать. В это время «ворон» уносит с собой одну из «кур». «Хозяйка», проснувшись, начинает считать «кур», но недосчитавшись одной, идет к «ворону» и спрашивает:

    —        Ворон, ворон, Иван Петрович! Не видал ли ты моей курочки?

    «Ворон» отвечает:

    —        Какие тебе курочки? Зачем на мое поле пришла?
    «Хозяйка»  уходит  и  опять  ложится  спать.  Опять  появляется

    «ворон»  и уносит  вторую  «курочку»  и так далее.

    Таким образом «хозяйка» теряет всех «кур» и в последний раз отправляется к «ворону». Во время переговоров «ворон» совсем отказывается говорить с «хозяйкой» о «курах», но она начинает кликать их: «Тю, тю, тю». Тогда «куры» соскакивают со своих мест и щиплют «хозяйку» с «вороном»: первую — за то, что плохо их берегла, второго — за то, что их крал. При этом «хозяйка» и «ворон» должны бежать до дома «хозяйки», а «куры» преследуют и щиплют их.

    № 30 КАРАВАЙ

    Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

    Как на …  именины (называют имя ребенка-именинника)

    Испекли мы Каравай.

    Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

    Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

    Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

    Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

    Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

    Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

    Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

    Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    картотека народных игр для детей старшего дошкольного возраста

    в данной картотеке представлены подвижные музыкальные народные игры для дошкольников...

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста логопедического детского сада к истокам русской народной культуры

    ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:Приобщение детей старшего дошкольного возрасталогопедического детского сада К истокам русской народной культуры...

    “Ладушки” Программа кружка духовно – нравственное воспитание для детей старшего дошкольного возраста (на основе приобщения к истокам русской народной и православной культуры)

    Во славу Божию!Дорогие педагоги детских садов, с  большой любовью  и огромной надеждой посвящаю вам свою работу:  «Программа кружка «Ладушки»! Над ней я работала больше 15 лет, когда...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

    Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

    ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

    картотека народных игр для детей старшего дошкольного возрастаВ

    В картотеке представлены разные народные игры с подробным описанием...

    План конспект непосредственно - образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста « Рождественские праздники в музыке композиторов и народном творчестве».

    План конспект непосредственно -  образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста « Рождественские праздники  в музыке  композиторов и народном творчеств...