ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»
рабочая программа на тему

Сироткина Наталья Юрьевна

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornitsa.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Северяночка»

                                                                                    УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                    Заведующий МБДOУ ДС №56 «Северяночка»

                                                                                     _______________________ Л.В.Пономарева

                                                                                     Приказ №____ от «____» __________2018г.

                                                                   

ПРОГРАММА

по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста

по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

на 2018 – 2019 учебный год

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

Протокол № __ от «___» ____ 2018 г.

Воспитатель

Сироткина Н.Ю.

г. Нижневартовск, 2018 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Целевой раздел

1.

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи Программы

4

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.2

Планируемые результаты

5

1.3

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

5

1.4

Характеристики особенностей развития детей

7

  1. Содержательный раздел

2.1

Описание образовательной деятельности по развитию творческих способностей у детей

8

2.2

Содержание деятельности и формы работы

9

2.3

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

9

  1. Организационный раздел

3.1

Организация развивающей предметно-развивающей среды

10

3.2

Кадровые условия реализации Программы

10

3.3

Материально-техническое обеспечение Программы

10

3.4

Планирование образовательной деятельности

11

3.4.1

Учебный план

11

3.4.2

Расписание непосредственно образовательной деятельности

11

3.4.3

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию творческих способностей

12

4.

Перечень литературных источников

17

I.    Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ, ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции.

Последовательное приобщение обучающихся к традиционной народной культуре не только через образовательные, но и через парциальные программы позволяет детям усвоить традиционные ценности и нормы, содействует развитию умения приобщать к ценностям народной культуры своих сверстников, оказывать влияние на окружающих, воплощая привлекательную модель поведения, отражающую национальные традиции и обычаи.

Понятно, что человек третьего тысячелетия не сможет и не должен вернуть себе фольклорное мышление прошлых веков, даже на короткое время полностью уподобиться своим далеким предкам. Но он может и должен знать свою историю и культуру, бережно относиться к традициям и обычаям, разумно пользоваться всем, что накоплено и сохранено веками.

В настоящее время не существует единой общегосударственной программы по формированию у детей нравственно-патриотического воспитания, нет разработанных диагностических инструментариев. Знания детям даются с использованием различных методик и рекомендаций. Однако не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. В чем же дело? Возможно, это происходило потому, что в "Программе" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например, "...воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу", "...познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства..." и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя почти не было соответствующих материалов и пособий.

Программа «Радуга» (Т.Н. Дороновой), ориентированная на общечеловеческие, гуманистические ценности, предусматривает наполнение работы определенным содержанием с учетом региональных особенностей. Формирование бережного, созидательного отношения к миру, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, знакомство с символикой, изучение исторического опыта человечества, приобщение к национальной культуре - основные положения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, заложенные в программе «Радуга». Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов: реализация поставленных в программе общих задач психического развития; реализация регионального компонента воспитания и образования; цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей. Программа «Радуга» - первая программа, которая в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи предложила использовать новые принципы. Авторы программы «Радуга» рассматривают союз педагогов и родителей, как равноправный, созданный на основе взаимодоверия, взаимоуважения.

Изучив социально-образовательный заказ государства в области образования и осознав проблемы периода становления личности ребенка в области нравственно-патриотического воспитания, а та же опираясь в своей работе на следующие программы «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста» Коломийченко Л. В., Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой, «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» М.Ю. Новицкая, была разработана программа «Горница».

Программа «Горница» рассчитана на один год для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет):

Настоящая программа дополняет содержание образовательной области «Познание» программы «Радуга». Целью образовательной области является: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению программы «Горница» осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса — совместной деятельности взрослого, детей и самостоятельной деятельности детей.

Программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

  разработана на основании:

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями) «Об образовании в Российской Федерации».

- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р о Концепции дополнительного образования детей.

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Программы развития МБДОУ на 2015-2020гг.

Срок реализации Программы – 1 год.

Программа разработана на основе типовых (примерных, авторских) программ

  1. Цель и задачи Программы

Цель:

Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре

Задачи программы:

Воспитательные:

  • формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству;
  • формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира;
  • развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников;
  • воспитание коллективизма;
  • воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности.

Развивающие: 

  • расширение кругозора дошкольников;
  • развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей.

Обучающие:

  • ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни
  • ознакомление с фольклорными произведениями, национальным бытом, обрядами праздников, народной психологией.
  • создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек, хороводных игр.
  • ознакомление с предметным миром русского крестьянства;
  • овладение подвижными играми с правилами (народными, хороводными, малоподвижными);
  • обучение народным играм, праздничным обрядам

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

1. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования)

3. Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей

1)Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы

2)Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса

3)Интеграция детских деятельностей

4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

Основные принципы построения программы:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
  • Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
  • Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
  • Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
  • Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
  • "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

  1. Планируемые результаты

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины,
  • Формирование чувств национального достоинства.
  • Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
  • Широкое использование всех видов фольклора.
  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

     

Программа способствует:

  • Повышению интереса к изучению русской народной культуры.
  • Формированию необходимого минимума исторических знаний.
  • Формированию чувства национального достоинства.
  • Пополнению знания воспитанников о декоративно – прикладном искусстве Руси.
  • Расширению знаний о традициях русского народа.
  • Возникновению интереса и желания изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

  1.       Характеристика особенностей развития детей

Дети шестого года жизни начинают осваивать социальные отношения.

Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяется смысловой «центр» и «периферия». Развивается изобразительная деятельность детей, рисунки приобретают сюжетный характер. Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Продолжает развиваться образное мышление, способность рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, развивается воображение. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется грамматический строй речи.

 Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитие изобразительной деятельности, отличающееся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца.

Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств; развивается умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.


  1. Содержательный раздел

Система педагогического взаимодействия

  1. Организованное обучение
  2. Совместная деятельность взрослого с ребенком
  3. Самостоятельная деятельность детей.

Программа рассчитана на 1 годичный срок обучения.

Учебная программа «Горница» разработана на основе методических рекомендаций Т.В.Дороновой, Е.В.Соловьевой, С.Г.Якобсон, С.В.Соколовой, О.М.Жихаревой.

ТОИПКРО «Возрождение русских национальных традиций». Тамбов, 2001г.

ТОИПКРО «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре». М, 2003г.

 

Программа предусматривает проведение различных видов занятий -  игровых занятий, занятий по памяти, занятий по развитию речи, изобразительной деятельности.

Совместная деятельность воспитателя и детей:

Совместная деятельность воспитателя и детей – процесс взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих возможностей.

- заучивание стихов и загадок о природе, явлениях природы;

- посещение цирковых представлений и т.д.;

- работа со схемами;

- создание поделок и рисунков;

- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;

- создание книг – самоделок;

- подвижные и хороводные игры;

- разучивание диалогов по рекомендации педагога и разыгрывание их;

- пополнение Горницы предметами русского быта.

Совместная деятельность детей и родителей:

Совместная деятельность детей и родителей - процесс взаимообучения, взаимопомощи, уважения.

- Просмотр передач о культуре русского быта

- Беседы о горнице, костюмах, быте и занятиях крестьян

- Придумывание характерного образа, костюма.

- Нахождение дополнительной информации о культуре русского быта

- Создание альбома о культуре русского быта

- Отгадывание загадок


                                         III. Организационный раздел

                                      3.1. Планирование образовательной деятельности

3.1.1   Учебный план

п/п

Наименование услуги

Форма проведения

Кол-во детей

длительность занятия (минуты)

Кол-во занятий в неделю

Кол-во занятий в месяц

Количество занятий в год

Проведение занятий по развитию по приобщению к истокам русской народной культуре

групповая

16

30

2

8

64

3.1.2 Расписание непосредственно образовательной деятельности

Наименование занятий

День недели

Время и место проведения

Исполнитель

Проведение занятий по приобщению к истокам русской народной культуре

Вторник

Четверг  

Понедельник

Пятница

1,3 неделя

      17.00-17.30

      17.00-17.30

2,4 неделя

   17.00-17.30

   17.00-17.30

Воспитатель  первой квалификационной категории


  1. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию по приобщению к истокам русской народной культуре

№ занятия/неделя

Тематика

Цель

Время

проведения

1

Занятие-игра                       В гостях у Хозяюшки

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. 

30

2

Занятие-игра                     «Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок».

Знакомство с осенними праздниками и связанными с ними народными обычаями. Объяснение смысла русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу зимой". Ознакомление детей со способами заготовки овощей и фруктов, грибов, их хранением, размещением заготовок в русской избе. Оформление выставки «Веселый огород». Проведение праздника урожая «Осенины» Разучивание народных игр: «Как у дедушки Егора», «Растяпа», «Селезень».

30

3

Занятие-игра                Милости просим в нашу избу

Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта; обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей.

30

4

Занятие-игра                          Печь - как мать родная (Без печи изба – не изба)

Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью – русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари.

30

5

Занятие-игра                        Мир старинных вещей

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь. Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

30

6

Занятие-игра                      Хлеб - всему голова

Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка.  Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба.

30

7

Занятие-игра                   «Деревня – деревянный мир»  

Познакомить детей  с жилищем
русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. 

30

8

Занятие-игра                         Что о себе расскажет посуда

Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды, показать образцы и технологию изготовления  деревянных ложек

30

9

Занятие-игра                           Быт. «Изба, дом, части дома. Их предназначение»

Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. 

30

10

Викторина                    Бабушкин сундук

Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.

30

11

Занятие-игра                      Живая старина (утварь)

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью.
Познакомить детей русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность
.

30

12

Занятие-игра                       Рабочие руки не знают скуки

Познакомить детей с орудием труда для сельхоз. работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей со сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника.

30

13

Занятие-игра                       Вечера долгие руки умелые. Рукодельницы

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие.

30

14

Занятие-игра  Колыбельная песня

Продолжить знакомить с детским фольклором.

30

15

Занятие-игра                   «Русская баня»

Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими. Обогащать словарь детей. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа.   Презентация «Русская баня»

30

16

Занятие-игра                      «Свой дом краше всего»  

Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими.

30

17

История праздника «Святки»

Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской  культуре

30

18

Занятие-игра                          Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха)

Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки. Развивать разговорную речь. Обогащать словарь детей фольклором. Воспитывать уважение к традициям русского народа.    Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды»

30

19

Занятие-игра                      Из истории костюма - обувь (Быт. Обувь: лапти, валенки)

Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки. Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. Обогащать словарь детей фольклором. Воспитывать уважение к традициям русского народа.  

30

10

«Народные промыслы»

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток.

30

21

Занятие-игра                 Матрешка

Обогащать словарь детей. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа.  

30

22

Занятие-игра Музыкальные инструменты. Деревянные погремушки и ложки.

Продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами. Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Словарная работа: трещотка, деревянные ложки, свистульки, балалайка, гусли, Обогащать словарь детей. Развивать познавательный интерес. Воспитывать уважение к традициям русского народа.  

30

23

Занятие-игра               Воспитание мальчиков и девочек в семье

Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье. Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа.  

30

24

 Занятие-игра      «Матушка в доме – в доме тепло»    

Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна», «Была б моя бабуся, никого не боюся» и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей.  Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы.

30

25

Занятие-игра             Хозяйкины помощницы

Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

30

26

Что за праздник – «Масленица»?

Познакомить детей с национальным праздником «Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность

30

27

Занятие-игра                    «Сверху пар, снизу пар – это русский самовар»

Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Самовар как символ национальной культуры. История самовара. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность. Презентация «Самовар»

30

28

Занятие-игра                          От лучинки до электрической лампы

Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть.  Презентация Жизнь на Руси «Лен и лучина». Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность

30

29

«Благовещенье»

Познакомить детей с праздником «Благовещенье». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди говорили: «В этот день девица косу не плетет, а птица – гнездо не вьет», и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность

30

30

Занятие-игра                 Животные в славянской мифологии

Дать понятие детям, какое место занимали животные в славянской мифологии. Словарная работа детей: филин, сокол, сова, перепелка, беркут. Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей». Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа.  

30

31

Частушки, заклички, дразнилки

Проведение праздника «Жаворонки». Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей»

30

32

Занятие-игра                Хороводные игры

Обогащать словарь детей фольклором. Развивать интерес к познанию. Воспитывать уважение к традициям русского народа.  

30

33

«Мой род – моя крепость»    

Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо», познакомить их с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии, дать общее представление о способах ведения семейной летописи.  

30

34

Игрушки детей в старину

Продолжать знакомить детей с рукотворным творчеством русского народа игрушкой – куклой. Вызвать интерес к процессу изготовления кукол.  Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины.

30

35

Дружба и братство дороже богатства

Продолжать знакомить детей русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь.

30

36

Люби свой край и воспевай

Дать понятие о празднике «Ивана Купалы»: как собирают подарки, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской  культуре.

30


4. Перечень литературных источников

  1. Шнуровозова Татьяна Владимипровна. 100 самых красивых фигурок из бисера. - Владис, Рипол Классикozon.ru. 2009.

  2. Лындина Ю. Фигурки из бисера» - М.: Культура и традиции, 2005.
  3. Носырева Т. Игрушки и украшения из бисера.-  М.: АСТ, Астрель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»

Семинар-практикум для родителей в форме «Посиделок в горнице» на тему: «Устное народное творчество, как средство для приобщения детей к истокам русской народной культуры»...

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Проект для детей старшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Горница» по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»...

Отчет о реализации познавательного проекта для детей 3-4 лет "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"

Отчет о реализации познавательного проекта для детей 3-4 лет "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"...

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"

Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через потешки и сказки"...