Презентация программы дополнительного образования Горница по приобщению детей к истоками русской народной культуры
презентация к уроку (старшая группа) по теме

Качковская Людмила Анатольевна

Программа Горница

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_dop_obrazh_gornitsa.pptx393.09 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры "Г О Р Н И Ц А "

Слайд 2

Актуальность: Программа разработана и реализуется в соответствии с общей концепцией ДОУ , ориентированной на формирование у ребенка устойчивой ценностной ориентации на самоидентификацию в качестве творческой личности, хранящей и развивающей традиции национальной культуры. Приобщение детей к традиционной русской культуре рассматривается как деятельность, отвечающая потребностям современного человека, открывающая пути к познанию и самореализации собственной личности, содействующая освоению позитивной модели поведения в качества гражданина, патриота, продолжателя национальной культурной традиции. 01.07.2014 2

Слайд 3

Цель программы: Активное приобщение детей к культурным традициям русского народа через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре. 01.07.2014 3

Слайд 4

Задачи программы: Воспитательные : формирование у детей уважительного отношения к народной культуре, традициям, обычаям русского народа, народному творчеству; развитие навыков общения, культуры поведения в среде сверстников; воспитание коллективизма; воспитание усидчивости, аккуратности, ответственности. Развивающие: расширение кругозора дошкольников; развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей. Обучающие: ознакомление детей с бытом, традициями и обычаями русской деревни ознакомление с фоль­клорными произведениями, национальным бытом, обрядами праз­дников, народной психологией. создать у детей определенный запас русских народных песен, стихов, потешек , хороводных игр. ознакомление с предметным миром русского крестьянства; обучение народным играм, праздничным обрядам 01.07.2014 4

Слайд 5

Принципы: Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития. Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре. Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание не­которых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме. Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса; "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста); дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; Принцип рационального сочетания разных видов деятельности , адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация. 01.07.2014 5

Слайд 6

Направления работы: ознакомление с бытом и трудом русского народа; использование русского народного фольклора во всех его проявлениях; приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры; воспитание гражданности через ознакомление детей с родным краем, его природой и культурой. ознакомление детей с народным искусством; ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа. 01.07.2014 6

Слайд 7

Компоненты патриотического воспитания: Содержательный (представления ребенка об окружающем мире) О культуре народа, его традициях, творчестве О природе родного края и страны и деятельности человека в природе Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках О символике родного города и страны (герб, гимн, флаг) Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру) Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому Интерес к жизни родного города и страны Гордость за достижения своей страны Уважение к культуре и традиция народа, к историческому прошлому Восхищение народным творчеством Любовь к родной природе, к родному языку Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности) Труд Игра Продуктивная деятельность Музыкальная деятельность Познавательная деятельность 7

Слайд 8

Ожидаемые результаты: Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины. Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей. Широкое использование всех видов фольклора. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре . Повышение компетентности родителей по вопросам организации работы по приобщению к русской национальной культуре. 01.07.2014 8

Слайд 9

Методы: словесный : объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек , поговорок), рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок; наглядный: показ экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т.п.; практический: создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию); игровой: создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях; исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий-встреч. 01.07.2014 9

Слайд 10

Программа предусматривает проведение различных видов занятий - игровых занятий, занятий по памяти, занятий по развитию речи, изобразительной деятельности . № п / п Возрастная группа Количество учебных занятий Продолжительность занятия неделя месяц год 1 Старшая группа 1 раз в неделю 4 36 25 мин 2 Подготовительная группа 1 раз в неделю 4 36 30 мин 01.07.2014 10

Слайд 11

График работы кружка Занятие кружка Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница 1 Старший дошкольный возраст 5-6 лет) 18.00 – 18.25 Старший дошкольный возраст (6-7 лет) 18.00 – 18.30 2 Консультации для педагогов ДОУ 18-00 – 19-00 Консультации для родителей ДОУ 17- 00 – 19-00 01.07.2014 11

Слайд 12

Основные тематические направления программы: быт, обряды, обычаи русского народа, праздники крестьянского населения дореволюционной деревни России, искусство в народном быту: домашняя утварь – деревянная, глиняная, из природных материалов; практические и эстетические свойства домашней утвари. 01.07.2014 12

Слайд 13

Тематическое планирование № Тематика Цель 1 Занятие-игра В гостях у Хозяюшки Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. 2 Занятие-игра «Труд в поле и дома. Осенние заготовки впрок» Знакомство с осенними праздниками и связанными с ними народными обычаями. Объяснение смысла русской пословицы: "Готовь сани летом, а телегу - зимой". Ознакомление детей со способами заготовки овощей и фруктов, грибов, их хранением, размещением заготовок в русской избе. Оформление выставки «Веселый огород». Проведение праздника урожая « Осенины » Разучивание народных игр: «Как у дедушки Егора», «Растяпа», «Селезень». 3 Занятие-игра Милости просим в нашу избу Подготовить детей к новой форме работы - занятиям в «русской избе», заинтересовать ими, познакомить детей с экспозицией «Русский быт», его Хозяйкой, познакомить с расположением вещей и предметов русского быта; обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, дать первые представления об обычаях, связанных с приемом гостей. 4 Занятие-игра Печь - как мать родная (Без печи изба – не изба) Познакомить детей с устройством русской избы, ее главной достопримечательностью – русской печью. Дать представление о том, что печь в избе выполняла несколько функций: на ней и в ней готовили, заготавливали продукты на зиму – сушили грибы, ягоды и фрукты, пекли хлеб, спали, лечились, даже парились, обогревались; рассказать о строительстве печи и секретах печников. Обогатить словарь детей за счет поговорок, пословиц, загадок о русской печи и кухонной утвари. 5 Занятие-игра Мир старинных вещей Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. 6 Занятие-игра Хлеб - всему голова Дать детям знания о выращивании хлеба крестьянами и выпекании хлеба в печи. Познакомить с орудиями труда крестьянина, хлебороба. Продолжать знакомить с пословицами о хлебе, объяснить значение непонятных детям выражений слов. Дать представление о приготовлении теста и способе выпекания изделий из него, закрепить названия некоторых изделий: крендель, витушка, кулебяка, коврижка, плюшка. Расширять словарь детей за счет новых слов: коса, серп, мельница, борона, колосок, кадка. Воспитывать уважение труду хлебороба. 7 Занятие-игра «Деревня – деревянный мир» Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. 8 Занятие-игра Что о себе расскажет посуда Познакомить детей с истоками русского народного искусства, связанными с образом традиционной русской кухонной утвари, посуды, показать образцы и технологию изготовления деревянных ложек 9 Занятие-игра Быт. «Изба, дом, части дома. Их предназначение» Познакомить детей с жилищем русского народа. С тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами на русском языке. Воспитывать интерес к познанию прошлого. 10 Викторина Бабушкин сундук Продолжать знакомить детей с изделиями женских ремесел: вышитыми салфетками, полотенцами, народными костюмами, домашним убранством. Вспомнить, как называются головные уборы, обувь. Закрепить знания о русских народных промыслах, и использовании их в украшении быта человека. Воспитывать уважение и бережное отношение к предметам старины. 01.07.2014 13

Слайд 14

№ Тематика Цель 11 Занятие-игра Живая старина (утварь) Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью. Познакомить детей русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан, крынка, горшок, плошка. Развивать познавательную деятельность . 12 Занятие-игра Рабочие руки не знают скуки Познакомить детей с орудием труда для сельхоз. работ. Словарная работа: серп, коса, пила, колотушка, плуг, грабли, молот, клещи, наковальня, лемех, кузнец, хлебороб. Дать понятие о ремеслах: кузнеца, хлебороба. Познакомить детей со сказкой «Колосок». Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду колхозника. 13 Занятие-игра Вечера долгие руки умелые . Рукодельницы Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. 14 Занятие-игра Колыбельная песня Продолжить знакомить с детским фольклором. 15 Занятие-игра «Русская баня» 16 Занятие-игра «Свой дом краше всего» Познакомить детей с особенностями крестьянской усадьбы, традициями коллективного строительства русского дома; ввести в обиход детей некоторые не употребляемые сейчас слова, связанные с домом, усадьбой, показать взаимосвязь дня сегодняшнего с временами ушедшими. 17 История праздника «Святки» Дать понятие «Святках»: как готовятся и проводят, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре 18 Занятие-игра Так мы раньше одевались (Народный костюм: сарафан, рубаха) Продолжить знакомить детей с национальной одеждой. Сравнить русскую одежду в старину. Найти похожие и отличительные черты костюмов. Словарная работа: кафтан, сарафан, рубаха, кокошник, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. Презентация «Одежда наших предков». Книга «Из истории одежды» 19 Занятие-игра Из истории костюма - обувь (Быт. Обувь: лапти, валенки) Продолжить знакомить детей с национальной обувью. Сравнить русскую одежду и обувь в старину, найти похожие и отличительные черты. Словарная работа: лапти, валенки, чуни, сапожки, Развивать разговорную речь. Воспитывать толерантность. 20 «Народные промыслы» Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Словарная работа детей: прялка, веретено, гребень, щетка, трепала. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. Познакомить детей с женской и мужской работой: женщины вышивали, ткали, вязали, пряли кружева, мужчины плели из лыка лапти, из ивовых прутьев корзины, вырезали из дерева посуду. Словарная работа: веретено, прялка, клубок, наперсток 21 Занятие-игра Матрешка 01.07.2014 14

Слайд 15

№ Тематика Цель 22 Занятие-игра Музыкальные инструменты. Деревянные погремушки и ложки. Продолжать знакомить детей с русскими народными музыкальными инструментами. Формировать у детей познавательные качества, интерес к прошлому. Словарная работа: трещотка, деревянные ложки, свистульки, балалайка, гусли, 23 Занятие-игра Воспитание мальчиков и девочек в семье Продолжить знакомить детей с укладом жизни русской крестьянской семьи. Познакомить с семейными отношениями в крестьянском доме. Дать сведения о воспитание мальчиков и девочек в крестьянской семье. 24 Занятие-игра «Матушка в доме – в доме тепло» Уклад жизни русской крестьянской семьи. Семейные отношения в крестьянском доме. Роль матери в семье. Колыбельные песни. Смысл народных пословиц и поговорок о матери («Мать праведна – ограда каменна », «Была б моя бабуся, никого не боюся » и др.). Дети и их роль в семье. Развитие самостоятельности крестьянских детей. Составление рассказа «Моя мама» Изготовление открытки для мамы. 25 Занятие-игра Хозяйкины помощницы Продолжить знакомить детей с музейными экспонатами. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. 26 Что за праздник – «Масленица»? Познакомить детей с национальным праздником « Масленица». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди с теплотой встречали весной грачей, и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре . Воспитывать в детях толерантность 27 Занятие-игра «Сверху пар, снизу пар – это русский самовар » Продолжать знакомить детей с предметами быта кухонной утварью, происхождением самовара. Познакомить детей русской кухней. Самовар как символ национальной культуры. История самовара. Знакомство детей с историей самоварного дела и традициями русского чаепития. Формирование у детей понимания праздника как возможности самостоятельно, весело и интересно провести с друзьями свободное время. Развивать познавательную деятельность. Презентация «Самовар» 28 Занятие-игра От лучинки до электрической лампы Познакомить детей с керосиновой лампой. Дать представление как она работает, как раньше люди жили без электричества. Обогащение словаря детей: лучинка, свеча, керосиновая лампа, электричество, керосин, факел, копоть. Презентация Жизнь на Руси «Лен и лучина». Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность 29 «Благовещенье» Познакомить детей с праздником «Благовещенье». Дать понятие о некоторых обычаях, о народном календаре русского народа. Дать представление, почему раньше люди говорили: «В этот день девица косу не плетет, а птица – гнездо не вьет», и с чем это было связано. Привить ребенку интерес к традициям. Воспитывать интерес к русской культуре. Воспитывать в детях толерантность 30 Занятие-игра Животные в славянской мифологии Дать понятие детям, какое место занимали животные в славянской мифологии. Словарная работа детей: филин, сокол, сова, перепелка, беркут. Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей» 31 Частушки, заклички, дразнилки Проведение праздника «Жаворонки». Разучивание весенних закличек «А весна красна», «Жаворонушки». Народные игры: «Коршун», «Ворон», «Воробей» 32 Занятие-игра Пасхальные игры 33 «Мой род – моя крепость» Ввести в арсенал общения детей понятие «родословное (генеалогическое) древо», познакомить их с терминами родства, старинными и современными представлениями о семейной иерархии, дать общее представление о способах ведения семейной летописи. 34 Игрушки детей в старину Продолжать знакомить детей 35 Дружба и братство дороже богатства Продолжать знакомить детей русским праздником «Русская березка». Расширить кругозор детей о народных традициях культуры. Развивать желание участвовать в народных играх. Воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, за свою родину, где ты живешь . 36 Люби свой край и воспевай Дать понятие о празднике «Ивана Купалы»: как собирают подарки, как проводят праздник, в честь чего проводится праздник. Формировать у детей чувство патриотизма. Развивать познавательную деятельность. Воспитывать интерес к русской культуре. 01.07.2014 15

Слайд 16

Информационные ресурсы: Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой , «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду » М.Ю. Новицкая, ТОИПКРО «Возрождение русских национальных традиций» Тамбов, 2001г. ТОИПКРО «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре» Тамбов, 2003 – их нет в наличии 01.07.2014 16

Слайд 17

Педагогические условия: Доступность Постепенное усложнение (выполнение простейших действий плавно приводит к освоению более сложных специфических приемов) Системность (занятия опираются на усвоенный материал, знакомые приемы постепенно закрепляются в новых темах) Интеграция с другими методиками дошкольного образования Согласование тематического плана с календарными праздниками Учет индивидуальных особенностей и особенностей коллектива в целом Информационное сопровождение (нельзя ограничиваться только процессом познания, он должен сопровождаться сообщением определенных сведений) Достаточный уровень мастерства педагога (знание истории и традиций русской национальной культуры, знание базовых форм) Наличие предварительного и подготовительного этапов. 01.07.2014 17

Слайд 18

Материальное обеспечение программы: Для реализации программы необходимы: 1. Просторное и светлое помещение для проведения НОД, бесед, дидактических игр. Оно должно иметь полки для выставочных работ, литературы, дидактического материала, для хранения незавершенных работ детей, материалов для практических занятий: ватмана, картона, тканей и пр. 2. Костюмерная с набором костюмов для проведения праздников, ярмарок, посиделок. Создание костюмов осуществляется как непосредственно на занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей. 3. Декорации для оформления «ярмарочной площади» и «избы» при проведении праздников в актовом зале или на улице. 4. Инвентарь для проведения народных игр. 5. Иллюстративный материал, методическая литература. 6. Магнитофон, аудио- и видеозаписи по тематике программы. 01.07.2014 18

Слайд 19

Перспективный план работы с родителями N Месяц Тема Форма организации 1. Сентябрь Музей «Родники» Экскурсия в этнографический мини музей лицея № 2 2. Октябрь Народные традиции, их роль в семейном воспитании. Консультация 3. Ноябрь Самый лучший русский национальный костюм Конкурс рисунков 4. Декабрь Колыбельная песня в жизни ребенка Консультация 5. Январь Самый лучший русский национальный костюм Конкурс рисунков 6. Февраль Проведение русских национальных праздников, развлечений, досугов - одно из условий воспитания интереса, любви и уважения к русской национальной культуре Консультация 7. Март «Масленица» Праздник 8. Апрель «Благовещенье» Занятие в подготовительной группе 9. Май «Люби свой край и воспевай» Праздник 01.07.2014 19

Слайд 20

Список литературы: Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы: Словарь-справочник. – М.: Академия, 2000. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – М.: Народное образование, 2002. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М.: Молодая гвардия, 1991. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. Календарные обрядовые праздники. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. Литературные путешествия. – М., 1986. Русские: семейный и общественный быт. – М.: Наука, 1989. Соломенникова О.А. Радость творчества. Программа дополнительного образования. – М.: Мозаика - Синтез. 2006. 01.07.2014 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Истоки»

Рабочая  программа «Истоки» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированая на нравственно-патриотическоое  и  худо...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры кружок « В Горнице» для детей 5 – 6 лет

Дополнительная образовательная программа «В Горнице» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и ху...

ПРОГРАММА по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Горница»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Горница» по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»...