Приобщение детей старшего дошкольного возраста логопедического детского сада к истокам русской народной культуры
опыты и эксперименты по логопедии по теме

Шубарева Лидия Александровна

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста
логопедического детского сада К истокам русской народной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста
логопедического детского сада

 к истокам русской народной культуры

Шубарева Л.А.

Воспитатель

ГБДОУ Детский сад № 13

Приморского района

 

Г. Санкт–Петербург


Данную тему для работы с детьми я выбрала не случайно. Она всегда была близка мне, так как я русский человек, здесь живу и люблю Россию, к тому же это родина моих предков.

Долгие годы, работая в системе дошкольного воспитания и образования, я стала свидетелем и участником происходящей в ней перемен. Появилось много новых программ, я обратила внимание на то, что всюду или опускается, либо поверхностно затрагивается такой аспект, как нравственно-патриотическое и духовное воспитание. Тем не менее, выдающиеся люди нашей эпохи, такие как Д.С. Лихачев, И.А.Ильин, В.А. Сухомлинский напоминают нам об огромном значении личностной культуры для нравственного и духовного развития человека.

Духовный творческий патриотизм и нравственные представления лучше всего прививать с раннего детства. Я считаю подобно любому другому чувству, состояние духовности обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Поэтому содержание своей работы я старалась сделать таким, чтобы для моих воспитанников родная культура стала неотъемлемой частью души, началом, порождающим личность.

Работу по теме систематически провожу уже давно с 1998 года и продолжаю её до сих пор. Сейчас мою группу посещают 16 детей с диагнозом ОНР и заикание. Большинство детей характеризует плохое взаимодействие друг с другом, быстрая утомляемость при интеллектуальном напряжении, повышенная возбудимость или заторможенность, сниженные показатели памяти, рассеянное внимание и пр.

Познакомившись с имеющейся литературой по тем опыта и заручившись поддержкой логопеда, я провела диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о русской народной культуре.

Диагностику провела по следующим параметрам:

  1. Определи старинные и современные предметы домашнего обихода.
  2. Назови народные праздники, традиции, обычаи, обряды.
  3. определи последовательность (что появилось раньше).
  4. Вопросы для выявления элементарных исторических знаний.

Результаты обследования были неудовлетворительными: представление детей о народной культуре поверхностны и отрывочны, иногда отсутствуют вовсе, к тому же у детей не сформирован навык культуры речевого  общения: вмешиваются в разговор, перебивают, не умеют слушать.


Исходя из результатов диагностики, я свою работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры решила вести в следующих направлениях:

  • Создание окружающей среды
  • Использование в работе разнообразных видов фольклора (сказки, потешки, хороводы, песенки, заклички и др.)
  • Знакомство с народными праздниками
  • Знакомство с народно-прикладным искусством.

Именно в таком объеме можно развить в ребенке личностную
культуру, которая является основной патриотических чувств и любви
к Родине.

Было очевидно, что работа по выбранным направлениям потребует создания особых условий, обстановки, которые обеспечили бы своей образностью и наглядностью определенные ощущения, эмоциональные переживания, восприятие. Работу над преобразованием окружающей среды начала с того, что постаралась наполнить её русским (национальным) содержанием.


  Оформила «народный» уголок, куда вошли русская изба с
атрибутиками: печь, скамья, люлька-зыбка и другие предметы. В уголке представлены куклы в русских костюмах, ветряная мельница. Здесь происходит знакомство детей не только с убранством и предметами обихода, а так же с трудом, жизнью, обычаями русского народа. В книжном уголке выделен отдел русского фольклора, куда вошли сказки, потешки, загадки, дразнилки, поговорки.

В театральном уголке можно разыграть спектакль, как с куклами, так и с ложками.

В самостоятельной деятельности детей всегда есть возможность поиграть на народных музыкальных инструментах: гусли, дудки, трещотки, бубны и дидактические игры, рассмотреть иллюстрации народно прикладного искусства, деревянные игрушки и изделия, заглянуть в «чудесный ларчик», в котором лежат старинные вещи (сито, лучина, кукла, кокошник, оберег, лопаток).


В уголке в распоряжение детям предоставляется возможность надеть русский сарафан, кокошник, рубаху-косоворотку, костюм русского богатыря, дымковской барышни.

Приобщая детей к русской народной культуре, я параллельно решаю большое количество коррекционных задач:

  • В играх-головоломках у детей смекалка, интеллект (задание: освободи рыбку из пут).
  • Заплетая куклам косы, у детей развивается мелкая моторика.
  • Подготовка руки к вышивке происходит при вышивании узора на корзине.
  • Координируется внимание, развивается мышление в задании «собери сказку из частей».
  • Плетение и вышивка – вид деятельности, эффективно развивающий мелкую моторику, выдержку, внимание, усидчивость, волю.
  • В тетради по развитию графических навыков дети от простого к сложному рисуют по клеткам предметы народного быта, составляют узоры, орнаменты.
  • В рабочих тетрадях «Как жили люди на Руси» рассматривают и раскрашивают иллюстрации с предметами быта и жизни русского народа.

В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты характера, представления о добре, красоте, о правде, трудолюбии, верности. Я пыталась показать детям удивительное сочетание слов, музыкальность, ритмичность, напевность, присущую народному фольклору: так потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, веру в благополучие. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные ситуации, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные черты.

Сказки учат добру. Мною подобрана картотека пословиц, поговорок, прибауток. Фольклор в моей работе является богатейшим источником нравственного и познавательного развития детей. Использую его очень широко, во все отрезки режимного времени и в разных видах деятельности: бытовой, игровой, совместной.

Причесываясь и умываясь, дети вспоминают знакомые песенки и потешки: «расти коса до пояса», «водичка, водичка, умой моё личико».  На занятиях часто использую пословицы и поговорки: «красна птица перьям, а человек уменьем», «ученье – свет, а не ученье - тьма».

На прогулке анализируем погоду, вспоминаем народные приметы: « в сентябре лист на деревьях не держится, зима с осенью борются», «холоден батюшка октябрь, да ноябрь его перехолодил». Бесспорно, очень метко и выразительно высказывался русский человек. Поэтому моя картотека пословиц, поговорок классифицирована по темам: о хлебе, о дружбе, о знаниях.

На музыкальных занятиях постоянно использую заклички, колядки, песенки - попевки,  частушки.

Важное, наиболее интересное место в моей работе я отвожу народным праздникам, обычаям, обрядам.  В содержании этой работы входят накопленные веками наблюдения за особенностями времн года, погодными изменениями, поведением птиц, растений, насекомых. Ни один обрядовый праздник не обходится без хороводов, подвижных игр и игры на народных музыкальных инструментах.

Неотъемлемой частью работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры является знакомство с декоративной росписью и народно – прикладным искусством. Это воспитывает в детях чувство прекрасного, восхищение и гордость за русских умельцев. Дети любят рассматривать и играть русскими игрушками, особый интерес вызывают свистульки и матрешки. Дети получают знания об истории возникновения народной игрушки, о мастерах их изготавливающих.


Мною был разработан тематический план занятий на учебный год. В нем отразилась работа по всем направлениям. В ходе реализации данного плана я пришла к выводу, что дети проявляют к данной теме большой интерес, и плановых мероприятий явно не достаточно. Поэтому с ноября месяца я стала проводить посиделки, на которых была Хозяюшкой. На посиделках мы разучивали игры, народные песни, изготавливали элементы костюмов (бусы, кокошники), привлекали также и родителей.

При подборе тем я старалась соблюдать такие дидактические принципы как: от простого к сложному, от близкого к далекому, постепенность, систематичность, учет возрастных особенностей детей.

Учитывая то, что работаю с детьми, имеющими речевые нарушения, работу начинала с наиболее доступного материала – малых фольклорных форм (потешки, загадки, считалки, короткие сказки).

«Малые формы» усложнялись и  переходили к более длинным сказкам, пословица, поговоркам, закличкам. И только впоследствии, когда у ребят накопился определенный объем знаний, опыт, ручная умелость я использовала наиболее сложный фольклорный материал в беседе, на занятиях, которые носили творческий характер.

План работы по теме взаимосвязан с лексическими темами логопедических занятий, нашел свое отражение в содержании воспитательно-образовательной работе специалистов:



  • Физического воспитания: подвижные игры, игры русских ребят.
  • Музыкального воспитания: заклички, колядки, песенки попевки, частушки.
  • Изобразительной деятельности: декоративная роспись, знакомство с народно-прикладным искусством, роспись глянцевых игрушек.




Занимаясь с детьми, использую самые разнообразные формы: беседы, викторины, знакомства, встречи, прощания, гуляния, театрализованные представления. Наиболее интересно проходят мероприятия творческого плана, в течение которых дети должны проявить активность, использовать полученные ранее знания. Здесь активны даже дети застенчивые и пассивные. Это формирует устойчивый интерес к народному искусству, способствует лучшему его пониманию.

               

 Красной нитью через всю работу по знакомству детей с русской народной культурой проходила задача нравственного воспитания, задачи речевого развития и многие другие.

Наибольшего внимания заслуживают следующие из них:

  1. Дать детям представления о нормах поведения в общественных местах, рассказывая о традициях, народных гуляниях, праздниках.
  2. Воспитывать чувство гордости и уважения за присущие русскому народу черты характера:
  • уважительное и почтительное отношение к старшим, пожилым, инвалидам
  • смелость, ловкость, находчивость и веселый добродушный нрав
  • доброта, гостеприимство
  • взаимовыручка, сопереживание, участие и забота о другом человеке.
  1. Развитие умения правильно понимать образное содержание малых фольклорных форм, осознавать их смысл, информативную значимость.
  2. Воспитывать способность замечать и понимать красивую образную русскую речь.
  3. Развивать желание узнавать новое, интересное, делится своими знаниями и умениями с другими.
  4. Постоянно расширять активный словарь детей с учетом того, что многие внешние похожие предметы имеют разные названия, например: скамейка, табурет, полати, полавочник.

Таким образом, помимо познавательного, нравственного, речевого,  художественно-эстетического и эмоционального развития ребенок развивается и социально.

Решая задачи приобщения детей к истокам русской народной культуры, я использовала различные методы и приемы и выделила их в одну большую группу под названием игровые или актерско-ролевые.

  • У меня, как у воспитателя, на протяжении всего времени работы была постоянная роль – Хозяйки. Я старалась соответствовать этому образу во всем: была добродушной, ласковой, гостеприимной, выучила множество закличек, пословиц, загадок, песен, хороводов, не стеснялась петь детям танцевать с ними, рассказывала сказки, освоила старинные названия предметов домашнего обихода, ознакомилась с народными обычаями, обрядами, традициями.

  • Введение в содержание работы с детьми такого образа как домовенок Кузя – знатока старины, носителя народной мудрости. Не каждый ребенок мог справиться с этой ролью, так как необходимо было обладать определенным объемом знаний, быть способным к импровизации, петь, плясать. Но в тоже время Кузя – ровесник детей, он плохо ориентируется в современной жизни, тогда на помощь, ему приходят дети и Хозяйка. Домовенок рассказывает детям (проводится предварительная работа с ребенком – Кузей) о старинных обычаях и нравах, играет в игры русских ребят. Используя роль домовенка, я решила задачи нравственного характера (быть добрым, уметь сопереживать, помочь, подсказать), развивала умение общаться со взрослыми и между собой, прививала навыки культуры речевого общения.

  • Частым гостем у нас в гостях был еще один сказочный персонаж кот Колоброд – умный, добрый представитель старины. На эту роль так же выбирался ребенок, обладающий определенными творческими способностями. У кота был сундучок с песенками, потешками, набором русских народных инструментов. Кот был очень изобретательным: играл с детьми в народные игры, разучивал новые игры, делал простые поделки.

  • Другим интересным игровым приемом было изготовление костюмов русских богатырей, большая помощь при этом была оказана родителями. Русский богатырь должен был знать легенды, истории богатырских подвигав, имена русских богатырей, пословицы, поговорки, прославляющие русскую силу, могущество. Заметно преображались, нарядившись в костюмы, мальчики неуверенные в себе, стеснительные (Алеша, Паша, Владик). В тоже время богатыри, демонстрируя свою силу, должны били защищать младших, уважать старших, заботится о слабых.
    Часто, наблюдая за детьми, я замечал, что дети стали добрее к друг другу, восприимчивее  к бедам и радостям своих товарищей. И это меня всегда радовало.

  • Очень интересно детям было играть в театр ложек. Такие сказки как «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка», «Колобок» разыгрывались с удовольствием. Иногда дети при этом импровизировали:

Вводили новое действие, придумывали сказке благополучный конец.

На протяжении всего учебного года, насколько это было возможно, мы отмечали народные праздники. У детей накопился большой запас знаний о русских обычаях, обрядах, праздниках, они знали множество песен, русских хороводов, пословиц, поговорок.


Поэтому организовать и провести праздники было не сложно. Запомнился детям праздник «Осенины», на котором приходил обмен кулинарными премудростями, с дальнейшей презентацией и дегустацией.

Интересно прошел праздник «Кузьминки по осени поминки», на котором дети плясали, водили хороводы, играли в старинные русские игры, рассказывали множество пословиц, поговорок, народных примет об осенних месяцах, пили чай с угощением.

Занимательно прошел праздник «Троица», на котором дети в игровой песенной форме рассказывали гостям об этом большом народном празднике-гулянии.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, я вовлекла в эту работу родителей. Готовя детей к праздникам, занятиям, мамы и папы приобщались к нашей общей работе. С  их стороны я чувствовала всегда большую заинтересованность и поддержку. Мы организовали семейный клуб «Семь-я», в который вошли родители, бабушки, дедушки и сами дети. С ноября месяца в группе проводились посиделки, на которых дети и взрослые делились своим мастерством, умением, рукоделием, пили чай.


Конечно, в своей работе я встречалась с определенными трудностями:

  • Ограниченное количество методической литературы, магнитофонных записей с фольклорными произведениями.
  • Отсутствие бытовых предметов, образцов народных промыслов, национальной одежды, которые следовала бы продемонстрировать детям, т.е. отсутствие некоторых звеньев цепочки народное творчество – это также быт, традиции, окружающая природа.
  • Употребление в «малых фольклорных формах » слов, не встречающихся в современной речи. Следовательно, нужно уметь так объяснить значение слова, чтобы не потерялся первоначальный смысл.
  • Необходимость помнить наизусть огромное количество песен, потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок.
  • Необходимость владеть некоторыми художественными средствами (способностями): петь, танцевать, т.е. быть достаточно артистичным, обладать эмоциональной выразительностью голоса, мимики, жеста, уметь включать игровое взаимодействие с детьми.

В конце учебного года, подводя итоги, можно с полной уверенностью сказать, что дети обладают глубокими знаниями о русской народной культуре, что у каждого из них произошли определенные нравственные преобразования.

Та крупица или искорка чувства духовности, целостности и причастия к жизни своего народа, которая запала в душу моих воспитанников, мне кажется, никогда не погаснет, она будет согревать их, так как попала в благородную почву – сердце ребенка, откуда и исходит духовное начало ЛИЧНОСТИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Паспорт проекта. Обучение детей старшего дошкольного возраста театрализованной игре посредством русской народной сказки.

Цель. Расширить представление об устном народном творчестве, сказке. Сформировать навыки и умения в сценическом искусстве через игру....

Проект "Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русским народным костюмом"

Актуальность темы:Изучить историю русского народного  костюма, развивать интерес к национальной культуре, творческое развитие дошкольников....

Сценарий спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста, построенного на основе русских народных игр «День народных игр».

Цель мероприятия : формирование у детей дошкольного возраста интереса и уважения к русским народным играм, как культурному наследию. Воспитание чувства общности, дружбы и единства. Содействовать расши...

Проект "Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками"

Смысловое значение русских народных сказок - воспитание нравственных качеств : доброты, справедливости, милосердия. Сказки расширяют словарный запас, помогают правильно строить диа...