Программа образовательного модуля. Подвижные игры народов Севера. Для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Латфулина Лилия Гайсеевна

Программа образовательного модуля предназначена для инструкторов по физической культуре в детском саду. Программа знакомит детей старшего дошкольного возраста с культурой, играми, природой и жителями народов Севера. В программу включены игры народов Севера: на развитие быстроты; на развитие ловкости; игры на развитие скоростно - силовых качеств; игры на развитие силы; игры на развитие внимание. К программе образовательного модуля прилагается календарно-тематическое планирование и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx29.54 КБ
Файл kalendarno_tablitsa.docx36.47 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………3
  2. Учебно-тематический план ………………………………………………………4
  3. Содержание программы…………………………………………………………..5
  4. Список литературы………………………………………………………………..7
  5. Приложения ……………………………………………………………………….8

Пояснительная записка

Актуальность:

В условиях ФГОС ставится вопрос о всестороннем развитии ребенка и становление его как успешного гражданина. Физическое воспитание нацелено на формирование физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

В условиях Севера забота о здоровье детей, их физическом развитии, снижении заболеваемости очень важна. В неблагоприятных климатических условиях снижается двигательная активность, что отрицательно складывается на общем и физическом развитии детей, поэтому надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в их повседневную жизнь. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные переживания. Обучая детей народным подвижным играм северян, мы тем самым помогаем сохранить знания об их жизни, труде, быте, сохранить уникальность народа, а также обогащаем физические навыки детей.

В детском саду вполне можно проводить многие игры народов Севера, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них интерес и радость. Подбирая их, надо учитывать время года, состояние погоды, температуры воздуха.

Цель программы содействие укреплению здоровья, приобщению детей к культуре народов Севера в процессе активного их участия в народных играх и состязаниях.

Задачи:

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр народов Севера;
  • обучить правилам поведения в процессе коллективных действий;
  • развивать двигательную активность в народных играх и состязаниях.

Занятия проводятся в спортивном зале 1 раз в неделю(3 раза месяц)  по  30 минут. Объем программы рассчитан на 12 часов. Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Реализуется в течение учебного года. Освоение модуля происходит согласно календарно-тематическому плану.

В основу отбора содержания программы внеурочной деятельности «Игры народов Севера» были вложены следующие принципы:

  • принцип оздоровительной направленности обосновывает применение подвижных игр для компенсации недостатка двигательной активности детей, направленности занятий на реализацию профилактической и развивающей функции физических упражнений;
  • принцип социализации направлен на включение ребенка в групповую деятельность совместной постановки и решения определенных задач, обогащению эмоциональной сферы детей и воспитанию у них межличностных отношений и организационных умений, приобщают к неотъемлемой части национальной культуры;
  • Принцип систематичности и последовательности определяет необходимость построения образовательного процесса в соответствии с правилами «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в поэтапном освоении и переводе учебных знаний в практические навыки;
  • принцип сознательности и активности предлагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых видов деятельности, развития инициативы, самостоятельности и творчества в двигательном поведении.

Содержание программы

Содержание программы включает теоретическую и практическую части, разучивание подвижных игр народов Севера, классификационных по видам двигательных качеств:

  • игры на развитие быстроты;
  • игры на развитие ловкости;
  • игры на развитие скоростно - силовых качеств;
  • игры на развитие силы;
  •  игры на развитие внимание.

Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение правил игры.
  4. Разучивание игр.
  5.  Проведение игр.

Планируемые результаты освоения программы.

В результате освоения программного материала учащиеся должны иметь представление:

  • о способах изменения направления и скорости движения;
  • о народной игре как средстве подвижной игры;
  • о многообразии  игр народов севера;
  •  о правилах игр;

могут уметь:

  • играть в подвижные игры народов Севера;
  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
  • соблюдать правила игры;
  • ориентирование в пространстве;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в процессе занятий подвижными играми;
  • применение навыков и умений, полученных при изучении игр народов Севера, в жизненных ситуациях;
  • умение организовывать и провести игры со сверстниками,

могут знать:

  • о быте, традициях и играх коренных народов Севера;
  • о терминологии разучиваемых игр, об их функциональном смысле и направленности;
  • о причинах травматизма на занятиях подвижными играми и правилах его предупреждения.

Материально-техническое обеспечение:

спортивный инвентарь, маски животных, маска Солнца, фигура оленя, спортивный зал, открытая спортивная площадка.

Дидактические средства: образовательные ресурсы Интернета,

методическая литература, дидактические материалы, наглядные пособия.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

1

Подвижные игры с бегом

3

2

Подвижные игры с прыжками

1.5

3

Подвижные игры с метанием

1.5

4

Подвижные игры на развитие внимания

1.5

5

Подвижные игры на развитие выносливости

1.5

6

Сюжетные игры

1.5

7

Повторение подвижных игр народов Севера

0.5

8

Итоговое мероприятие

1

Всего

12

Список литературы

  1. Глазырина Л. Д., Методика физического воспитания детей дошкольного возраста, М., 2011 г.
  2. Иванов В. Х., Традиционные игры и состязания народов Арктики. Якутская часть серии., Якутск, 2013 г.
  3. «Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений «Играют взрослые и дети» Москва, ЛИНКА-ПРЕСС, 2011 г.
  4. «Игра-путешествие как форма развития познавательной активности детей» Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2013.
  5. Кенеман А. В., Детские народные подвижные игры, М., 2009.
  6. Подвижные игры народов Крайнего Севера — практическое пособие для воспитателей̆. - http://sundekor.ru/referat/kursovaya/podvizhnye-igry-narodov-krainego-severa-prakticheskoe-posobie-dlia-vospitatelei-i-instru/
  7.  Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера, М., 2010 г.



Предварительный просмотр:

Приложение

Календарно-тематическое планирование

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура»

по разделу «Игры народов Севера»

Старший дошкольный возраст

месяц

Занятие   №

Классификация по видам двигательных качеств

Тема

Программное содержание

Работа по основным видам движений

Вводная часть

Оборудование

Сентябрь

Октябрь

1

Игры с прыжками

«Зайцы и волки»

Познакомить детей с новой игрой народов Севера. Закрепить умения детей перепрыгивать, отталкиваясь двумя ногами. Воспитывать ловкость, смелость.

Закрепить с детьми технику прыжков

Знакомство с новой игрой народов Севера, с некоторыми народностями Севера.

 Маски животных

2

«Ручейки»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера. Развивать умение перепрыгивать, отталкиваясь двумя ногами. Воспитывать ловкость, смелость.

Закрепить с детьми технику прыжков

Знакомство с новой игрой народов Севера, с бытом и традициями.

условное обозначение – «изображение ручейков» (ширина 50 см., длина  1 м.)

3

Занятие

на улице

«Ручейки»

«Зайцы и волки»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера. Развивать умение перепрыгивать, отталкиваясь двумя ногами. Воспитывать ловкость, смелость.

Закрепить с детьми технику прыжков

Повторение ранее изученных игр народов Севера.

условное обозначение – «изображение ручейков», маски животных

1

Игры с бегом

«Льдинки, ветер и мороз»

учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Учить детей соблюдать правила игры

Знакомство с новой игрой народов Севера, с природными условиями.

Спортивный зал, разучить слова к игре

2

«Важенка и оленята»

 учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Учить детей соблюдать правила игры

Знакомство с новой игрой народов Севера. Объяснить: важенка, тундра.

«рога» для важенок, разучить слова к игре .Маска волка, обручи.

3

Занятие

на улице

«Льдинки, ветер и мороз»

«Важенка и оленята»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера.  Развивать ловкость, настойчивость, умение ориентироваться в пространстве.

Повторение ранее изученных игр народов Севера.

Спортивный зал, «рога» для важенок, разучить слова к игре

Ноябрь

1

Игры на ловкость и силу

«Перетягивание каната»

Воспитывать выдержку, терпение. Закрепить умение действовать по сигналу, развивать ловкость, быстроту реакции. Повторить и закрепить правила игры народов Севера. Развивать настойчивость, умение ориентироваться в пространстве.

Закрепить с детьми правильный хват каната, постановку ног.

Знакомство с новой игрой народов Севера.

Канат.

2

«Борьба на палке»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера.

Закрепить правила игры. Правильно держать гим. Палку. Стопа к стопе. Колени согнуты.

Знакомство с новой игрой народов Севера.

Гимнастические палки.

3

Занятие на улице

«Перетягивание каната», «Борьба на палке»

Повторение. Закрепление знаний.

Укрепление мышц. Развивать детей физический.

Закрепление игр народов Севера.

Канат, гим. Палки.

Декабрь

1

Игры сюжетные

«Охотники и волки»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера.  Развивать ловкость, силу, воспитывать чувство товарищества 

Целится только в ноги. Учить увернуться от мяча.

Знакомство с новой игрой народов Севера.

Мячи

2

«Охота на оленей»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера.  Развивать глазомер, ловкость, изобретательность. Знакомит с повадками оленей, их особенностями, совершенствовать координацию движений.

Закрепить технику метания

Знакомство с новой игрой народов Севера. Словарная работа : оленеводство

«рога» оленей, биты.

3

Занятие на улице

«Охотники и волки»

«Охота на оленей»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера. Упражнять в метании. Закрепить Упражнять в метании. Закрепить скоростные умения, скоростные умения.

Закрепление новых игр народов Севера.

Мячи, «рога» оленей, биты.

Январь

1

Игры на внимание

«Рыбаки»

Познакомить детей с новой игрой народов Севера. Воспитывать внимание. Ориентировку в пространстве

Воспитывать внимание, ориентировку в пространстве.

Знакомство с новой игрой народов Севера, с их основным занятием – рыболовством

2

«Белый шаман»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера. Воспитывать внимание. Ориентировку в пространстве

Воспитывать внимание =, ориентировку в пространстве

Знакомство новой игрой народов Севера. Кто такой шаман?

3

Занятие на улице

«Рыбаки»

«Белый шаман»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера. Воспитывать внимание. Ориентировку в пространстве

Воспитывать внимание, ориентировку в пространстве

Закрепление новых игр народов Севера.

Февраль

1

Игры с метанием.

«Ловкий оленевод»

Познакомить детей с новой игрой народов Севера. Развивать ловкость, упражнять в метании. Закрепить умение детей ловкости в метании и

скоростные умения

Упражнять в метании. Закрепить скоростные умения.

Знакомство с новой игрой народов Севера.

Условное обозначение –

фигура оленя

2

«Охотники и зайцы»

Учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперёд мягко, на  носочках, метко бросать мяч. Закрепляет знание о труде северян - охотников.

Упражнять в метании. Закрепить скоростные умения. Закрепить технику прыжков.

Знакомство с новой игрой народов Севера, с их основным занятием – охотой.

Мячи.

3

Занятие на улице

«Ловкий оленевод»

«Охотники и зайцы»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера. Закрепить умение детей ловкости в метании.

Упражнять в метании. Закрепить скоростные умения.

Закрепление новых игр народов Севера.

Условное обозначение –

фигура оленя, мячи

Март

1

Игры с бегом

«На новое стойбище»

Познакомить детей с новой игрой народов Севера. Воспитывать ловкость, выдержку, развивать скоростные умения

Воспитывать ловкость. Развивать выдержку.

Знакомство с новой игрой народов Севера, словарная работа: стойбище

Упряжки

2

«Смелые ребята»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера. Закрепить обучению ловкости, выдержку, развивать скоростные умения

Воспитывать ловкость. Развивать выдержку.

Знакомство с новой игрой народов Севера.

3

Занятие на улице

«На новое стойбище»

«Смелые ребята»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера. Закрепить обучению ловкости, выдержку, развивать скоростные умения

Воспитывать ловкость. Развивать выдержку.

Закрепление новых игр народов Севера.

Упряжки

Апрель

1

«Хейро»

Учить детей уважать культуру, обычаи и традиции народов Севера, формировать первоначальные представления детей об образе жизни коренных народностей Севера. Продолжать развивать устойчивый интерес к подвижным играм народов Севера.

Воспитывать внимание. Закрепить умение водить хоровод.

Знакомство с новой игрой народов Севера, словарная работа: Хейро

Маска солнца

2

«Ручейки и озера»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера. Закрепление обучения внимания. Ориентировку в пространстве, обучению умению водить хоровод.

Воспитывать внимание. Закрепить умение быстро вставать в круг

Знакомство с новой игрой народов Севера.

3

Занятие на улице

«Хейро»

«Ручейки и озера»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера. Закрепление обучения внимания. Ориентировку в пространстве, обучению умению водить хоровод.

Воспитывать внимание. Обучать умению водить хоровод.

Закрепление новых игр народов Севера.

Маска солнца

Май

1

2

Повторение

Итоговое занятие.

«Вместе мы на север пойдем, и Шамана там спасем»

Повторить и закрепить правила игры народов Севера

Закреплять ранее изученные игры народов Севера; расширять знания об основных видах деятельности коренного населения: оленеводство, рыболовство, охота через игры народов Севера. Удовлетворить важнейшие жизненные потребности ребенка в движении; оптимизировать двигательную активность, укреплять дыхательную мускулатуру, укреплять все группы мышц; развивать ловкость, смелость, координацию движений, ориентировку в пространстве.

Закрепление воспитывать внимание, скоростные умения.

Закрепление с новой игрой народов Севера.

 Необходимое оборудование к играм

мягкие модули, обручи, гимнастические палки, тоннель, фигурки рыбок, «оленьи рога», магнитофон, аудиозаписи песен коренных народов Севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения «Легенды народов Севера» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Воспитание уважения к самобытной культуре коренных народов севераЗадачи:·       Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов ХМАО через национальные...

Игры народов севера (для детей старшего дошкольного возраста)

На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном общ...

«Коммуникативные игры народов мира для детей старшего дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги, хочется поделиться с Вами подборкой коммуникативных игр, которые очень актуальны в нашей работе....

Проект «Народы Севера» для детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет группы компенсирующей направленности № 08

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера Красноярского края....

Сценарий спортивного праздника «Игры народов Севера» для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет

Познакомить детей с культурой и традициями народов Севера. Способствовать развитию физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости через использование подвижных игр народов Севера...

«Спортивно-игровая мероприятия «Игры народов севера» с детьми старшего дошкольного возраста, 5-6 лет»

В ходе проведения Мероприятия решаются следующие задачи:- знакомство с особенностями традиций, обычаев и образа жизни народов Севера;- популяризация национальных подвижных игр народов Севера среди дош...

Игры народов севера для детей старшего дошкольного возраста

Игры народов севера для детей старшего дошкольного возраста...