Проект по теме: «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ».
проект по физкультуре (старшая группа) на тему

Кулакова Татьяна Валерьевна

Актуальность проекта.  Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятия физкультурой, часто болеющих детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная   дошкольная образовательная организация

 ДС «Сказка» №1

Проект по теме: «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного  возраста в ДОУ».  

                                                                                 Подготовил:

                                                                                инструктор ФК

                                                                                 Кулакова Татьяна Валерьевна

                                                                    2017 г.

Актуальность проекта.  Проблема плоскостопия у детей всегда была насущной и актуальной Здоровье стоп – это здоровье всего организма. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Уже в детском саду практически не осталось детей с первой группой здоровья, постоянно возрастает число нуждающихся в коррекционных группах для занятия физкультурой, часто болеющих детей. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушением осанки и плоскостопием. Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем и скорректировать уже имеющиеся. Плоскостопие, как и нарушения осанки чаще встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка при ходьбе, а чаше при длительной беготне, для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства. Своды стопы (продольной и поперечной) расплющиваются, опускаются, и возникает плоскостопие: продольное, поперечное, и поперечно-продольное. Стопа является опорой фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

Проблема проекта: Проблему плоскостопия в детском возрасте необходимо решать, так как она крайне часто встречается и затем влияет на некоторые функции детского организма.

Тип проекта: коррекционно-оздоровительный.

Вид проекта: средней продолжительности.

Сроки реализации: сентябрь - май

ЦЕЛЬ: Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у детей практических навыков по профилактике плоскостопия. 

Участники проекта: Отобранная группа детей из подготовительных групп , родители группы, воспитатели.

Задачи:

Для педагога:

1.Изучить   учебно -методическую литературу по теме «Профилактика плоскостопие у детей дошкольного возраста;

2.По итогам диагностики при помощи плантографа, следует сформировать специальную группу детей, которые в наибольшей степени нуждаются в профилактических мерах по предупреждению плоскостопия;

3.Проанализировать и подобрать физические упражнения по профилактике плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста;

4.Создать нестандартное оборудование для профилактики и коррекции возможных нарушений опорно-двигательного аппарата.

Для работы с детьми:

1. Привить интерес к выполнению упражнений с нестандартным оборудованием, воспитывая желание быть здоровыми.

2.Укреплять мышцы стоп.

Для работы с родителями:

Углублять представления родителей  о  профилактических мероприятий по плоскостопию.

Ожидаемый результат: 

Для детей: повышение уровня физической подготовленности, сформированность осознанной потребности в выполнении упражнений в домашних условиях, укрепление мышц стопы и голени ног.

Для родителей: повышение родительской компетентности по вопросам здоровьесбережения,а также сформированное желание и интерес к проведению профилактики самостоятельно.

Для педагога :  уменьшение доли детей старшего дошкольного возраста с нарушением плоскостопия ;повысить интерес у детей старшего дошкольного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни, приобщить детей  самостоятельно использовать предложенные комплексы упражнений.

Формы работы: (методы)

С детьми:

  1. словесные

-беседы

-объяснения

-разучивание комплексов

  1. визуальные

- показ упражнений с соблюдением техники движений;

-использование картинок по теме

С родителями:

-анкетирование

-консультирование

-индивидуальные беседы

-объяснения выполнения упражнений

-совместная деятельность с детьми

-показ пособий

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.

Проект будет способствовать предупреждению развития плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста. При помощи плантографа   будет выявлена и отобрана специальная группа детей с плоскостопием. Эти дети будут заниматься корригирующей гимнастикой  после дневного сна 2 раза в неделю по 20-30 мин., занятия будут проводиться групповым способом. Благодаря этим занятиям возможно своевременно и эффективно устранить нарушения свода стопы у детей. На первых занятиях дети познакомятся с предлагаемыми упражнениями и освоят их правильное выполнение. Далее физическая нагрузка на занятиях возрастет и сохранится на достигнутом уровне. В конце года будет проведена повторная диагностика  . Для того чтобы профилактическая работа была успешной,  планирую  создание  полноценной развивающей физкультурно-оздоровительной среды, которая предусматривает наличие оборудования и инвентаря. Для поддержания активности и повышенного интереса детей  к этим занятиям ,я буду в своей работе использовать тренажеры и нестандартное оборудование: коврик массажный из пуговиц;-поролоновый коврик ;деревянные палочки  ;мешочки с орешками и камешками ;ребристая доска ;доска «следовая» ;короб с камушками ;короб с каштанами; массажеры  роликовые ;массажные мячи

Этапы проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1.Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение литературы, сбор информации и необходимого материала для реализации проекта. Разработка плана реализации проекта.

2. Вовлечение всех участников проекта в план совместной деятельности по оздоровлению детей, оповещение о начале его реализации

3. Анкетирование родителей, провести профилактические беседы.

4 Оформление информационного стенда для родителей.

5.Участие родителей: Сбор бросового материала (крышки от пластмассовых бутылок) для изготовления массажных ковриков.

6.Диагностическое обследование стоп детей, отбор группы .

7.Создание предметно-развивающей среды:

 -  Изготовление массажных дорожек.

  - Изготовить картотеку игр и упражнений по профилактике плоскостопия.

8.Разработать комплексы специальных упражнений, направленных на укрепление  и формирование сводов стопы.

ОСНОВНОЙ ЭТАП.

1.Просмотр презентации “Правильная стопа – залог здоровья”. 

 2.Беседы - рассуждения с детьми: «С чего начинается физическая культура», «В здоровом- теле здоровый дух», «Как следить за ногами».

3.Консультации для родителей: «Профилактика плоскостопия у ребенка», «Как правильно выбрать ребенку обувь?», «Пальчиковая зарядка для ног» , «Ходьба босиком, польза хождения босиком», «Массаж ног- эффективный вид закаливания».

 4.Буклет для родителей: «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению  нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия» 

5.Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление своими руками нетрадиционного оборудования для массажа стоп.

6.Провести досуг с использованием корригирующей гимнастики «Здоровые ножки».

7.Разучивание с детьми комплексов гимнастики по профилактики плоскостопия. 

8.Формировать устойчивый интерес к выполнению физических упражнений. 9. Во время основного этапа проводились следующие  комплексы упражнений для коррекции и профилактики плоскостопия:

КОМПЛЕКС №1 «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА СТОП»

КОМПЛЕКС №2"УТЯТА"

КОМПЛЕКС №3 «С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ»

КОМПЛЕКС №4 "МАТРЕШКИ"

КОМПЛЕКС №5 "МАТРЕШКИ"

КОМПЛЕКС№6 УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

КОМПЛЕКС№7 «ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД»

КОМПЛЕКС№8 «ЗАГАДКИ»

(В конце каждого занятия-хождение по дорожкам здоровья.)

10.Показ и обьяснение родителям специальных упражнений, направленных на укрепление  и формирование сводов стоп.

11.Домашнее задание родителям : фото- отчет о выполнении с детьми профилактических упражнений дома.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Проведение сравнительной диагностики стоп.

2.Проведение мастер класса с родителями. « Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия ,из  подручного материала».

3.Анализ проектной деятельности . Подведение итогов

4.Фотоальбом «В стране здоровья»

Основные понятия.

Стопа - часть нижней конечности, расположенная ниже голеностопного сустава.

Плоскостопие – ребёнок с плоской стопой не может быстро бегать, заниматься спортом, при ходьбе размахивает руками, сильно топает ногами. Походка неуклюжая.

Профилактика – это комплекс мероприятий, который предупреждает развитие плоскостопия у детей.

Механизмы реализации проекта.

№ п/п

Содержание

Сроки выполнения

Ответственные

1.

   

Провести диагностику с помощью плантографа ,детей старшего дошкольного возраста.

Разработать комплексы специальных упражнений, направленных на профилактику плоскостопия

Составление картотеки:                игры и упражнения по профилактике плоскостопия    

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у ребенка»

Беседа с детьми: «С чего начинается физическая культура»

Изготовить нестандартное оборудование (коврик массажный из пуговиц ,коврик поролоновый, коврик с пробками, мешочки с орехами, короб с каштанами)

Сентябрь

Инструктор физической культуры

2.

Проанализировать  результаты диагностики, отбор группы детей с нарушением свода стоп.

Просмотр презентации: «Правильная стопа – залог здоровья».

Беседа с детьми:

«Как следить за ногами»

Консультация для родителей:

«Как правильно выбрать ребёнку обувь ?»

КОМПЛЕКС №1 «КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА СТОП»

 Хождение по дорожкам здоровья

Октябрь

Инструктор физической культуры

3.

КОМПЛЕКС №2"УТЯТА"

Хождение по дорожкам здоровья.

Ноябрь

Инструктор физической культуры

4.

Провести досуг с использованием корригирующей гимнастики: «Здоровые ножки».

Консультация для родителей: «Пальчиковая зарядка для ног».

Ноябрь

Инструктор физической культуры

5.

Пополнение предметно-развивающей среды, изготовление нетрадиционного оборудования для массажа стоп.

Октябрь-ноябрь

Инструктор физической культуры, воспитатели, родители.

6.

Консультация «Массаж ног –эффективный вид закаливания»

КОМПЛЕКС №3 «С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ»

Хождение по дорожкам здоровья.

Декабрь

Инструктор физической культуры

7.

КОМПЛЕКС №4 "МАТРЕШКИ"

Хождение по дорожкам здоровья.

Январь

Инструктор физической культуры

8.

Беседа с детьми « В здоровом теле –здоровый дух»

КОМПЛЕКС№8 «ЗАГАДКИ»

Хождение по дорожкам здоровья.

Февраль

Инструктор физической культуры

9.

Консультация для родителей: «Ходьба босиком, польза хождения босиком»

КОМПЛЕКС№6 УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ

Хождение по дорожкам здоровья.

Март

Инструктор физической культуры

10.

Провести повторную диагностику детей старшего дошкольного возраста.

Буклет : «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению  нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия».

КОМПЛЕКС№7 «ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД»

Хождение по дорожкам здоровья.

Домашнее задание родителям –фото отчет о выполнении с детьми профилактических упражнений дома.

Апрель

Инструктор физической культуры

11.

Провести мастер класс с родителями по изготовлению нестандартного оборудования для профилактике плоскостопия, из подручного материала.

Май

Инструктор физической культуры

12.

Анализ результатов диагностики  начала и  конца учебного года.

Фотоальбом «В стране здоровья»

Май

Инструктор физической культуры

Работа с родителями.

  Консультации для родителей: «Профилактика плоскостопия у ребенка», «Как правильно выбрать ребенку обувь?», «Пальчиковая зарядка для ног» , «Ходьба босиком, польза хождения босиком», «Массаж ног- эффективный вид закаливания».

 Буклет: «Рекомендации для родителей по использованию и изготовлению  нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия» 

 Обучение родителей  специальным упражнениям, направленным на профилактику плоскостопия у детей.

Провела мастер класс с родителями. «Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия, из подручного материала».

Фото отчет от родителей о выполнении с детьми профилактических упражнениях с детьми дома.

Ресурсное обеспечение.

Проект не требует серьезных вложений, финансовых средств.

Ожидаемые результаты проекта.

Уменьшение доли детей старшего дошкольного возраста с нарушением плоскостопия

Повысить интерес у детей старшего дошкольного возраста к физкультурным занятиям, к здоровому образу жизни с использованием данного модуля.

Результат.

Выявлены  нарушения плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста. Благодаря повторной диагностике видны изменения в лучшую сторону.

Созданы благоприятные условия для организации работы по профилактике и корекции плоскостопия. Изготовлено  нестандартное оборудование (коврик массажный из пуговиц ,коврик из пробок, мешочки с песком и камешками) .

Дети с удовольствием выполняют физические упражнения. Сформированы умения и навыки правильного выполнения движений. Дети могут самостоятельно заниматься профилактикой в домашних условиях;

Был организован мастер класс с родителями: « Изготовление нестандартного оборудования для профилактике плоскостопия, из подручного материала». Многие родители заинтересовались здоровъесберегающей технологией и готовы сотрудничать;  Родители научились правильно подбирать обувь в соответствии с ее назначением;

Заключение

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, жизнерадостными, стройными, красивыми и счастливыми. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей - задача каждой семьи. А начинать нужно с профилактики заболеваний. Помните! Легче предупредить заболевание, чем его лечить.

Библиография.

  1. Г.И. Кулик, Н.Н. Сергеенко «Школа здорового человека». - 2006
  2. Н.И. Крылова «Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения». - 2009
  3. М.А. Рунова «Движение день за днем» - 2007
  4. В.Л. Страковская «300 подвижных игр для оздоровления детей» - 1994
  5. О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова «Физкультурно-оздоровительная работа» - 2007
  6. В.П. Обижесвет, В.Н. Касаткин, С.М. Чечельницкая Приложение к журналу «Обруч» - 1998
  7. Информационный ресурс: http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/125944/Vilenskaya_-_Fizicheskoe_vospitanie_deteii_mladshego_shkol%27nogo_vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Тема: «Профилактика плоскостопия у детей     дошкольного возраста» Подготовила инструктор по физической культуре МАДОУ №13 «Умка» г. Химки Шибанкова Елена Михайловна Проб...

Презентация на тему " Профилактика плоскостопия у детей"

Плоскостопие у ребенка – весьма распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата. Последствия плоскостопия детей могут быть очень нехорошими для их здоровья и развития организма. Н...

Конспект по профилактике плоскостопия для детей старшего возраста "Путешествие на Необитаемый остров"

Занятие для детей , имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате в игровой форме...

Консультация для родителей дошкольников на тему : «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Данный материал подходит как для проведения консультации, так и в качестве наглядной информации....

"Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в режимных моментах"

Плоскостопие наиболее часто формируется в детском возрасте и по мере взросления способно негативно повлиять на всю последующую жизнь человека....

проект по теме:"Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ".

Стопа-часть нижней конечности ,расположенной ниже голеностопного сустава.Установлено, что двигательная активность детей раннего возраста находится в прямой зависимости от формы стопы. Раннее рас...