Конспект НОД по физическому развитию " Русская матрёшка"
план-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) на тему

Гладских Лариса Алексеевна

Конспект НОД в средней группе по физическому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_russkaya_matryoshka.docx23.2 КБ
Файл zanyatie_russkaya_matryoshka.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Цели: познакомить детей с русской народной игрушкой — матрешкой, с мастерами-изготовителями этой игрушки; воспитывать у детей бережное отношение к игрушке, вызвать интерес к ней; развивать внимание, смекалку; упражнять детей в ходьбе по гимнастической скамейке с перешагиванием предметов; совершенствовать способность детей прыгать вверх с касанием предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка; способствовать развитию общей и мелкой моторики, способности ориентироваться в пространстве.

Оборудование карточки 15x10 см на каждого ребенка с двумя матрешками для сравнения; набор матрешек (3—4 шт.); призы в виде маленьких матрешек на картинках,2 гимнастические скамейки; 8 кубиков для перешагивания (высота грани 50—70 см), мячик на веревочке для выполнения прыжков вверх; детали набора «Альма» по числу детей; изображения матрешек на бумаге (А4), состоящие из 2-х частей; фонограмма «Ой, да мы — матрешки!» (муз. Т.Ломовой).
                                                    Ход :
Воспитатель. Сегодня, ребята, я расскажу вам о необычной игрушке. Это русская народная игрушка. Она была любимой у детей в нашей стране еще много-много лет назад. И сейчас она остается одной из самых любимых.
 Инструктор по

физкультуре: Но сначала мы немного разомнемся.

Упражнения в ходьбе и беге
Ходьба в колонне по одному гимнастическим шагом.
Ходьба на носочках, руки на поясе.
Ходьба на пяточках, руки к плечам. 
Ходьба на внешней стороне стопы.
Легкий бег на носочках.
Ходьба гимнастическим шагом с выполнением дыхательного упражнения (руки от груди развести в стороны, сделать глубокий вдох носом, руки от груди — выдох).
Воспитатель. В этом мешочке у меня спрятана игрушка. Попробуйте отгадать, какая?
Есть у меня для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка —
А красавица девица, у нее сестрицы.
Каждая сестрица — для маленькой темница.


Дети. Это матрешка.


(Воспитатель показывает матрешку, разбирает. Дети рассматривают ее, определяют, сколько сестриц у красавицы девицы.)


Воспитатель. Конечно же, это любимая всеми матрешка! Кто же впервые изготовил такую прекрасную игрушку? Впервые матрешка появилась в Москве в самом конце XIX века. Сделал ее по эскизу известного художника Сергея Малютина токарь Звездочкин. Матрешка сразу стала невероятно популярна и любима. Производство новой игрушки было налажено в Сергиевом посаде (сегодня это город Загорск), а после Октябрьской революции и в городе Семенове.
Теперь много разных художников расписывают матрешек, и все они разные и по-своему красивы. А знаете, почему эту игрушку называют матрешкой? Потому что ее назвали по известному русскому женскому имени — Матрена.

 Руководитель физкультуры. Давайте, ребята, потренируемся вместе с матрешками!

Комплекс ОРУ «Матрешки»

«Красивая игрушка». Фонетическая зарядка.

И. п. — ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
подняться на носки, руки поднять в стороны—вверх, вдох носом.


  1. опуститься на всю стопу, руки опустить вниз, произнести: «А-а-а-ах!» Повторить упражнение 3—4 раза.

  • «Матрешки пляшут». И. п. — ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, приподнять плечи вверх, опустить, сказать: «Ох». Упражнение повторить 4—5 раз.

  • «Матрешки кланяются». И. п. — ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, отвести руки назад, выпрямиться. Упражнение повторить 4—5 раз.


*«Матрешки качаются». И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево), выпрямиться. Повторить 6 раз.

*«Прыжки». И. п.— ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 8 прыжков на месте на двух ногах, затем — непродолжительная ходьба на месте и вновь прыжки.

Воспитатель. А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные и сможете ли вы отличить одну матрешку от другой.

Упражнение на внимание «Найди различия»

Детям раздаются карточки, на которых нарисованы две похожие матрешки. Они должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.

Рекомендуемые различия:


  • у одной из матрешек выглядывают волосы из-под платка, у другой — нет;

  • у одной матрешки есть на рубашке горошинки, а у другой нет;

  • у одной из матрешек на сарафане есть пуговички, а у другой их нет;

  • у первой матрешки есть брови, а у второй — нет. 


Руководитель физкультуры. Посмотрите, какие матрешки румяные,

веселые и здоровые. Это потому, что они любят заниматься спортом. Давайте и мы позанимаемся, как матрешки.

Развиваем движения

«Ловкие матрешки». Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием кубиков. Упражнение выполняется 2 раза.

«У наших матрешек сильные ножки». Прыжки вверх с места с касанием предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка. Упражнение выполняется 4—5 раз.

« Матрёшки играют с мячами». Отбивание и ловля мяча   (8р)
Руководитель физкультуры. Ребята, наши матрешки предлагают вам поиграть.
Подвижная игра «Спрячься за матрешку»
В зале по кругу расставляются детали набора «Альма», на которых закреплены крупные изображения верхних и нижних частей игрушек — матрешек. Дети свободно располагаются по залу. Под музыку Т. Ломовой «Ой, да мы — матрешки!» дети произвольно двигаются по залу: бегают, прыгают, выполняют танцевальные движения. Как только музыка прекращается, дети бегом направляются к матрешкам, прячутся за них и поднимают над собой изображения верхней части матрешек. Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель. Ребята, а сейчас давайте расскажем про матрешек.
Пальчиковая гимнастика
Мы — красавицы матрешки, Разжимают кулачки, шевелим паль-
Разноцветные одежки. чиками.
Раз — Матрена, два — Малаша, Загибают поочередно пальцы на пра-
Милы три, четыре — Маша, вой руке, начиная с большого.
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. ^ Разжимают кулачки 2 раза.
                                                                      (В. Степанов)
Игра малой подвижности «Найди матрешку». Дети свободно располагаются по залу, присаживаются на корточки и закрывают глаза. Педагог в это время в каком-либо месте зала прячет матрешку. Затем предлагает детям встать, открыть глаза и найти игрушку. Ребенок, первым нашедший игрушку, становится водящим. Игра повторяется 2—3 раза.
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется.

 Руководитель физкультуры. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам маленьких матрешек.



Предварительный просмотр:

Цели: познакомить детей с русской народной игрушкой — матрешкой, с мастерами-изготовителями этой игрушки; воспитывать у детей бережное отношение к игрушке, вызвать интерес к ней; развивать внимание, смекалку; упражнять детей в ходьбе по гимнастической скамейке с перешагиванием предметов; совершенствовать способность детей прыгать вверх с касанием предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка; способствовать развитию общей и мелкой моторики, способности ориентироваться в пространстве.

Оборудование карточки 15x10 см на каждого ребенка с двумя матрешками для сравнения; набор матрешек (3—4 шт.); призы в виде маленьких матрешек на картинках,2 гимнастические скамейки; 8 кубиков для перешагивания (высота грани 50—70 см), мячик на веревочке для выполнения прыжков вверх; детали набора «Альма» по числу детей; изображения матрешек на бумаге (А4), состоящие из 2-х частей; фонограмма «Ой, да мы — матрешки!» (муз. Т.Ломовой).
                                                    Ход :
Воспитатель. Сегодня, ребята, я расскажу вам о необычной игрушке. Это русская народная игрушка. Она была любимой у детей в нашей стране еще много-много лет назад. И сейчас она остается одной из самых любимых.
 Инструктор по

физкультуре: Но сначала мы немного разомнемся.

Упражнения в ходьбе и беге
Ходьба в колонне по одному гимнастическим шагом.
Ходьба на носочках, руки на поясе.
Ходьба на пяточках, руки к плечам. 
Ходьба на внешней стороне стопы.
Легкий бег на носочках.
Ходьба гимнастическим шагом с выполнением дыхательного упражнения (руки от груди развести в стороны, сделать глубокий вдох носом, руки от груди — выдох).
Воспитатель. В этом мешочке у меня спрятана игрушка. Попробуйте отгадать, какая?
Есть у меня для вас игрушка,
Не лошадка, не Петрушка —
А красавица девица, у нее сестрицы.
Каждая сестрица — для маленькой темница.


Дети. Это матрешка.


(Воспитатель показывает матрешку, разбирает. Дети рассматривают ее, определяют, сколько сестриц у красавицы девицы.)


Воспитатель. Конечно же, это любимая всеми матрешка! Кто же впервые изготовил такую прекрасную игрушку? Впервые матрешка появилась в Москве в самом конце XIX века. Сделал ее по эскизу известного художника Сергея Малютина токарь Звездочкин. Матрешка сразу стала невероятно популярна и любима. Производство новой игрушки было налажено в Сергиевом посаде (сегодня это город Загорск), а после Октябрьской революции и в городе Семенове.
Теперь много разных художников расписывают матрешек, и все они разные и по-своему красивы. А знаете, почему эту игрушку называют матрешкой? Потому что ее назвали по известному русскому женскому имени — Матрена.

 Руководитель физкультуры. Давайте, ребята, потренируемся вместе с матрешками!

Комплекс ОРУ «Матрешки»

«Красивая игрушка». Фонетическая зарядка.

И. п. — ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.
подняться на носки, руки поднять в стороны—вверх, вдох носом.


  1. опуститься на всю стопу, руки опустить вниз, произнести: «А-а-а-ах!» Повторить упражнение 3—4 раза.

  • «Матрешки пляшут». И. п. — ноги слегка расставлены, руки внизу. Развести руки в стороны, приподнять плечи вверх, опустить, сказать: «Ох». Упражнение повторить 4—5 раз.

  • «Матрешки кланяются». И. п. — ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, отвести руки назад, выпрямиться. Упражнение повторить 4—5 раз.


*«Матрешки качаются». И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вправо (влево), выпрямиться. Повторить 6 раз.

*«Прыжки». И. п.— ноги слегка расставлены, руки на поясе. Выполнить 8 прыжков на месте на двух ногах, затем — непродолжительная ходьба на месте и вновь прыжки.

Воспитатель. А теперь я хочу проверить, какие вы внимательные и сможете ли вы отличить одну матрешку от другой.

Упражнение на внимание «Найди различия»

Детям раздаются карточки, на которых нарисованы две похожие матрешки. Они должны внимательно рассмотреть и найти, чем они отличаются друг от друга.

Рекомендуемые различия:


  • у одной из матрешек выглядывают волосы из-под платка, у другой — нет;

  • у одной матрешки есть на рубашке горошинки, а у другой нет;

  • у одной из матрешек на сарафане есть пуговички, а у другой их нет;

  • у первой матрешки есть брови, а у второй — нет. 


Руководитель физкультуры. Посмотрите, какие матрешки румяные,

веселые и здоровые. Это потому, что они любят заниматься спортом. Давайте и мы позанимаемся, как матрешки.

Развиваем движения

«Ловкие матрешки». Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием кубиков. Упражнение выполняется 2 раза.

«У наших матрешек сильные ножки». Прыжки вверх с места с касанием предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка. Упражнение выполняется 4—5 раз.

« Матрёшки играют с мячами». Отбивание и ловля мяча   (8р)
Руководитель физкультуры. Ребята, наши матрешки предлагают вам поиграть.
Подвижная игра «Спрячься за матрешку»
В зале по кругу расставляются детали набора «Альма», на которых закреплены крупные изображения верхних и нижних частей игрушек — матрешек. Дети свободно располагаются по залу. Под музыку Т. Ломовой «Ой, да мы — матрешки!» дети произвольно двигаются по залу: бегают, прыгают, выполняют танцевальные движения. Как только музыка прекращается, дети бегом направляются к матрешкам, прячутся за них и поднимают над собой изображения верхней части матрешек. Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель. Ребята, а сейчас давайте расскажем про матрешек.
Пальчиковая гимнастика
Мы — красавицы матрешки, Разжимают кулачки, шевелим паль-
Разноцветные одежки. чиками.
Раз — Матрена, два — Малаша, Загибают поочередно пальцы на пра-
Милы три, четыре — Маша, вой руке, начиная с большого.
Маргарита — это пять.
Нас нетрудно сосчитать. ^ Разжимают кулачки 2 раза.
                                                                      (В. Степанов)
Игра малой подвижности «Найди матрешку». Дети свободно располагаются по залу, присаживаются на корточки и закрывают глаза. Педагог в это время в каком-либо месте зала прячет матрешку. Затем предлагает детям встать, открыть глаза и найти игрушку. Ребенок, первым нашедший игрушку, становится водящим. Игра повторяется 2—3 раза.
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами познакомились с прекрасной русской народной игрушкой — матрешкой. Мы узнали, кто первым ее сделал, расписал. Узнали, почему она так называется.

 Руководитель физкультуры. А еще мы много играли с этой игрушкой и поняли, какая она веселая и интересная. В память о нашем занятии я дарю вам маленьких матрешек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме "Русская матрёшка"

Занятие поможет познакомить детей с народной игрушкой - матрёшкой.   Интеграция образовательных областей:  " Познание",  "Художественное творчество", "Коммуникация", "Музыка",...

Конспект занятия "В гостях у русской матрёшки"

Программное содержание: Цель: Формировать интерес к прикладному искусству. Активизировать в речи детей слова: мастер, заплаткаОбразовательные задачи:- совершенствовать диалогическую форму речи;- ...

Конспект НОД в подготовительной группе «Русская матрёшка»

Конспект НОД в подготовительной группе «Русская матрёшка»Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.Фор...

Конспект НОД "До чего хороша русская матрёшка"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- «Детский сад №13 п. Владимирский Ровенского района Саратовской области»     Конспект непосредственно...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию «Русские матрёшки» В смешанной группе «Морской конёк»

Цель: приобщать детей к национально – культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрёшке – символе русского народного искусства.Задачи:Образовательные:Познакомить д...

Конспект занятия по физическому развитию "Русская сторонушка"

Представляю конспект занятия по физическому развитию для подготовительной к школе группы....

Конспект беседы в средней группе: «Русская матрёшка»

Конспект беседы по нравственно-патриотическому воспитанию "Русская матрёшка"...