«Формирование профессиональной компетенции педагогов ДОО по интеграции образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС».
статья по теме

Яценко Наталья Михайловна

Педагог как компонент и активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на ЗОЖ, осознания здоровья как ценности, стереотипы здоровьесберегающего поведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование профессиональной компетенции педагогов ДОО по интеграции образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС».

В общей системе образовательной работы ДОО физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Вырастить крепких, здоровых детей – наша важнейшая задача. И решается она совместными усилиями педагогов, медицинских работников и семьи. Образовательный процесс необходимо строить на принципах интеграции, т.е. взаимосвязи, взаимного проникновения, взаимного дополнения друг другом всех направлений образовательного процесса в ДОО. Принцип интеграции имеет психологическую основу, связанную с возрастными особенностями дошкольников:

- мировосприятие дошкольников носит целостный характер, не имея дифференциации, характерной для «школьной предметности»;

- «схватывание» ребенком целого раньше частей позволяет видеть малышу осваиваемое интегрально.

Вся работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей в ДОО выстраивается с широким применением игровой деятельности, а вся двигательно-игровая деятельность ребенка считается основой его физического развития, обучения, оздоровления и воспитания. Благодаря грамотно выстроенной системе физкультурно-оздоровительной работы и широкому применению игровой деятельности в ДОО можно значительно снизить уровень заболеваемости у детей. И то, насколько компетентен педагог в данном вопросе, является крайне важным. Педагог как компонент и активный субъект образовательной среды во многом определяет здоровый образ жизни ребенка, под влиянием этого образа жизни и личности педагога формируются установки на здоровый образ жизни, осознания здоровья как ценности, стереотипы здоровьесберегающего поведения.

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогу следует обращать внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

- Формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании инвентарем («Познавательное развитие» (Безопасность);

- Создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений   смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников. Проговаривание действий и название упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной активности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культуры («Социально-коммуникативное развитие»);

- Участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Трудовое воспитание»);

- Активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познавательное развитие»);

- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);

- Привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформление помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);

- Ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

- В группах проводится непосредственная образовательная деятельность, с использованием материала по ОБЖ и валеологии, где дети получают элементарные знания о теле человека, его органах, профилактике различных заболеваний, безопасности жизни в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, выполнение правил дорожного движения, бережном отношении к своему здоровью. Данный вид деятельности проводится 1 раз в неделю по 25 мин. со старшего возраста.

Основным видом физкультурно-оздоровительной работы является непосредственная образовательная деятельность «Физическая культура», которая проводится в спортивном зале и на свежем воздухе. Проводят эту работу воспитатели, педагог по физической культуре. Подвижные и спортивные игры на прогулке могут быть очень разнообразными. Зимние игры сделают прогулку в детском саду увлекательной и не дадут детям замерзнуть. Также помогут разнообразить физкультурные занятия на улице обучением счета, тренировкой памяти, развитием воображения и смекалки у юных дошколят (например, игры «Следопыт», «Тропинка», «Умные снежинки», «Лабиринт» и т.д.). Из спортивных видов – катание на санках, лыжах, коньках.

В течение года используются различные варианты гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 8-10 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от времени года и погодных условий). Очень важна дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. У детей дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходима специальная система упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также правильном использовании вдоха и выдоха. Гимнастика, корригирующая и ортопедическая, проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, проводится воспитателями и педагогом по физической культуре. С целью предупреждения утомления на занятиях, проводятся физкультминутки, которые создают положительный эмоциональный настрой, снимают напряжение, повышают общий тонус, моторику. Длительность составляет 3-5 минут. В перерывах между занятиями проводится двигательная разминка. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо известны детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не более 10 минут, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей. Практика нашего ДОО показала значимость праздников в активном приобщении каждого ребенка к занятиям физической культуры. На физкультурные праздники приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения, родители. Темы праздников могут быть самые разнообразные «Мы спортсмены», «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка-зима» и т.д. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

        День (неделя) здоровья. Дни здоровья проводятся 1 раз в месяц во всех возрастных группах в течение учебного года. В проведении этого дня принимает участие весь коллектив ДОО. В этот день с детьми проводятся спортивные досуги, физкультурные занятия, спортивные соревнования, театрализованные представления, занятия по ИЗО деятельности, беседы и просмотры видеофильмов о здоровом образе жизни.  Неделя здоровья проводится 2 раза в течение учебного года и ежемесячно в течение летнего оздоровительного периода.

        Особая работа уделяется валеологическому просвещению родителей. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют они здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Работу с родителями строим на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить интересующую родителей тематику («О закаливании детей», «Какое место занимает физическая культура в вашей семье? и т.д.). Вопросы физического развития, безопасности и оздоровления обсуждаются на родительских собраниях. В каждой группе для родителей оформляются уголки «Здоровье», где выставляется наглядная агитация: рукописные газеты, буклеты, консультации.

В заключении, хочется отметить, что главным результатом оздоровительной работы является сплочение семьи и педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, существенный рост профессионального мастерства педагогов и, как следствие, повышение качества образования.

Литература:

1. Захарова А. А. Сохранение и укрепление здоровья детей как результат профессиональной компетентности педагогов ДОУ [Текст] / А. А. Захарова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.).  — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 53-56.

2. Полетаева Н. М. Валеологическая воспитательная система образовательного учреждения: монография. СПб. :  ЛОИРО, 2001.  – 190 с.

3. Чекунова Е.А., Г. П. Колодяжная Г.П. Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. Учебно-методическое пособие. М. : УЦ «Перспектива», 2010 г. С. 24.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС.

Физическое развитие дошкольников в свете ФГОС ДО...

Статья "Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО"

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем....

Образовательная область «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Наблюдающаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводится с целью повышения досту...

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО

Создание условий для реализации образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС ДО...

Сообщение на тему:«Основные направления работы с родителями в образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС»

Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может заменить роль института семьи в формировании личности, какими бы квалифицированными кадрами первый не располагал. Именно в семье прои...

Реализация образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

     Сложившаяся в последнее время стандартизация образовательных систем во всем мире затронула и нашу страну. В Российской Федерации стандартизация системы образования проводитс...

Интеграция образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Статья посвящена вопросам интеграции образовательных областей, как необходимое в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, представлены задачи...