Картотека релаксирующих и коммуникативных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
картотека по физкультуре (старшая группа) на тему

Кошель Ирина Олеговна

Практически в каждой группе любого детского сада есть дети, которых зачисляют в ранг "трудных". К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревжные и замкнутые. Такие ребята нуждатся в особом внимании со стороны педагога, т.к. им трудно взаимодействовать с окружащими. В связи с этим, испльзу методы и техники, отвлекащие контроль сознания над телом: телесные и танцевальные методы. Для удобства составила картотеку релаксирущих и коммуникативных упражнений и разделила на группы игр по решению задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx40.25 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека
релаксирующих и коммуникативных

упражнений

для детей старшего дошкольного возраста

Практически в каждой группе любого детского сада находятся дети, которые нуждаются в сопровождении специалистов. Таких детей часто зачисляют в ранг “трудных”. К ним относятся агрессивные, гиперактивные, тревожные и замкнутые. Несомненно, такие ребята нуждаются в особом внимании со стороны педагога, т.к. им трудно взаимодействовать с окружающими.

Тревожный, скрытный, робкий ребенок к 5-6 годам выглядит сутулым, малоподвижным и пассивным.

В связи с этим, в своей работе использую не только методы воздействия на сознание и мышление, но и техники, отвлекающие контроль сознания над телом, т.е. телесные и танцевальные методы. Эти занятия развивают пластику и гибкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущение свободы и радости, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение. 

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 

Содержание картотеки:

I. Игры, направленные на установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата:

1. «Приветствие»

2. «Передай по кругу»

3. «Кто кого перехлопает/перетопает»

4. «Тень»

5. «Уши – нос – глаза».

6. «Конкурс хвастунов».

7. «Путаница»

8. «Приветствие с колокольчиком»

9. «Заколдованная тропинка»

10. «Рулет»

11. «Лицом к лицу»

12. «Такси»

13. «На мостик»

14. «Сороконожка»

15. «Липучка»

16. «Головомяч»

17. «Улитка»

18. «Команда, соберись!»

19. «Котёл»

20. «Передай по кругу»

21. «Приветствие короля»

22. «Коробка переживаний» 

23. «Цветок»

24. Упражнение па сплоченность группы.

25. «Строители»

26. «Властелины кольца»

II. Игры, на развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества:

1. «Найди и промолчи»

2. «Ручейки и озера»

3. Сороконожка»

4. «Вторжение»

5. «Скучно-скучно»

6. «Нехочуха»

7. «Монетка в кулачке» 

8. «Король»

9. «Космос»

III. Упражнения релаксирующие, расслабляющие под музыкальное сопровождение:

1.«Космос»

2. «Бабочка»

3. «Океан»

4. «Волна»

5. «Барсук»

6. «Песня мамы кошки»

7. «Сказка»

8. «Рыбки»

9. «Кот»

10. «Снежинка»

11. «Облака»

12. «Осенний лес»

Игры, направленные на установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.

Упражнение-игра, цель

Содержание упражнения-игры

1

«Приветствие» релаксационное упражнение.

Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата

Участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.

Здравствуй друг! -  Здороваются за руку.

Как ты тут?  - Хлопают по плечу друг друга.

Где ты был?  - Дергают за ушко друг друга.

Я скучал!  - Кладут руки себе на сердце.

Ты пришёл!  - Разводят руки в стороны.

Хорошо!  - Обнимаются.

2

«Передай по кругу»

Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Дети садятся в круг.

Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. Можно играть, не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему, не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).        

3

«Кто кого перехлопает/перетопает» -релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения.

Группа детей делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.

4

«Тень»

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.

5

«Уши – нос – глаза».

Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

Все игроки стоят в кругу. Ведущий начинает говорить вслух и одновременно показывать на себе часть тела: «Уши-уши» (все показывают уши), «Плечи – плечи» (все показывают плечи), «Локти – локти» (все показывают локти).  Затем водящий начинает специально путать игроков: показывает одну часть тела, а называет другую. Дети должны в случае ошибки водящего не повторять за ним движение. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

6

«Конкурс хвастунов».

Задача: найти в своем соседе как можно больше достоинств.

Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос —  но нам важно мнение ребенка)!

 – подбородок, локти, лоб, брови и другие.

7

«Путаница»

Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.

Один доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

8

«Приветствие с колокольчиком»

Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

Дети стоят в кругу. Педагог подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

9

«Заколдованная тропинка»

Цель: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Один из детей – ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

10

«Рулет»

Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.

Дети встают в шеренгу, держась за руки. Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».

11

«Лицом к лицу»

Цель: создание положительного эмоционального фона, активизация детей, развитие внимания.

Каждый ребенок находит себе пару. Ведущий называет действия, например, «рука к носу»«спина к спине»«голова к колену» и т. д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

12

«Такси»

Цель: активизация группы, деление группы на подгруппы, закрепление количества.

Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке.

Выбирается 1-2 участника, которые будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например, 2, 3 или 4. Когда такси останавливается, участники должны бежать «занимать места в такси».

13

«На мостик»

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Количество играющих: две команды.

     Описание игры: педагог предлагает пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик – полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон на встречу, друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернётся. Также важно не переступить через черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребёнка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарии: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика – аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

14

«Сороконожка»

Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива.

Несколько детей (5-10 человек) встают друг за другом, держась за талию впередистоящего. По команде ведущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперёд, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями (это могут быть стулья, строительные блоки и т.д.) и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую «цепь»,  сохранить Сороконожку в целости.

15

«Липучка»

 Цель: игра способствует развитию умения взаимодействовать со сверстниками, снятию мышечного напряжения, сплочению детской группы.

Все дети двигаются, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают «Я, липучка – приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей компании. Затем они все вместе ловят в свои «сети» других.

Когда все дети становятся «липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.

16

«Головомяч»

Цель: развитие навыков сотрудничества.

Количество играющих: любое чётное.

Необходимое приспособление: мяч для каждой пары.

Описание игры: дети ложатся на живот, на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры – встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками. Облегчить игру можно, предложив поднимать мяч из положения на корточках. Усложнить игру – поднимать мяч втроём.

17

«Улитка»

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Количество играющих: 4-5 человек.

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причём нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

18

«Команда, соберись!»

Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

Участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

19

«Котёл»

Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.

«Котёл» - это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!» и т.д. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.

20

«Передай по кругу»

Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

Дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть, не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему, не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

21

«Приветствие короля»

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.

Участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди

22

«Коробка переживаний» - релаксационное упражнение

Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.

        

Ведущий показывает небольшую коробку и говорит: «В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.

23

«Цветок»

Цель: снятие психологического напряжения, развивать координацию движений и воображение.

Дети сидят на корточках, обхватив руками колени. Все они семечки, из которых скоро вырастут красивые цветы.
Ведущий обращается к участникам игры: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляется, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появляются прекрасные цветы. Они греются на солнышке, подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, поворачивают свои головы вслед за солнышком».
Дети, слушая ведущего, выполняют выразительные движения: сидят на корточках; поднимают голову, руки;
выпрямляются, руки разводят в стороны - цветок расцвел; голова слегка откинута назад, медленно поворачиваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуясь весеннему солнышку.
Рекомендации. Можно проводить эту игру под спокойную музыку.
 

24

Упражнение па сплоченность группы. «Дружные ребята»

Цель: учить контролировать своё эмоциональное состояние;  способствовать сплочённости коллектива.

Руки всех детей вытянуты вперед. На счет «три» все должны одновременно хлопнуть в ладоши.

25

“Строители”

Цель: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

                

Дети выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу

  • тяжелое ведро с цементом;
  • легкую кисточку;
  • кирпич;
  • огромную тяжелую доску;
  • гвоздь;
  • молоток.

Примечание: Ведущий следит за тем, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица “строителей” соответствовали тяжести и объему передаваемых предметов.

26

«Властелины кольца»

Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы.

Потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку.  Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

Игры, на развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.

Упражнение-игра,

цель

Содержание упражнения-игры

1

«Найди и промолчи»

Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.

Дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садиться на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.         

2

«Ручейки и озера»

Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы детей.

Дети строятся произвольно кружком. По сигналу «Ручейки!» дети встают друг за другом в колонну по одному (руки кладут на пояс впереди стоящего) и произвольно двигаются по групповой комнате. Колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу «Озеро!» дети, взявшись за руки, образуют круг – «озеро», «Гора!» - образуют один большой круг, а затем медленно сходятся в центре, «Песчинки!» - разбегаются, кружась, «Кочки!» - приседают, наклоняют голову к коленям.

3

«Сороконожка»

Цель: Коррекция эмоционально-личностной сферы детей.

Все встают в затылок друг другу, берут впереди стоящего за пояс, садятся на корточки и двигаются по кругу. Задача – не упасть.

4

«Вторжение»

Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.

Дети делятся на небольшие группы по 5-6 человек. На пол выкладываются покрывала-космические корабли». Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети одной группы должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Дети тех групп, кто не поместились, выбывают из игры всей командой.

5

«Скучно-скучно»

Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности.

Дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:

Скучно-скучно так сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться. 

После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.

6

«Нехочуха»
Цель: разрядка агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства юмора, раскрепощение.

Педагог читает стихотворение, показывая при этом движения, которые повторяют дети.
Я сегодня рано встал, (Потягиваются.)
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает, умываться заставляет!
У меня надулись губы,
И в глазах блестит слеза.
Целый день теперь мне слушать:
- Не бери, поставь, нельзя! (Грозят пальцем.)
Я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.)
Не хочу я, не хочу!!!

Тут из спальни папа вышел:

 - Почему такой скандал?

Отчего, ребенок милый,

Нехочухою ты стал?
А я ногами топочу, я руками колочу... (Колотят руками по полу, коленям.)

Не хочу я, не хочу!!!

Папа слушал и молчал,

А потом он так сказал:

- Будем вместе топотать,

И стучать,

и кричать...

С папой мы поколотили,

И еще поколотили...

Так устали!

Прекратили...

7

«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение

Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции.

Дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.

8

«Король»

Цель: предоставление возможности на некоторое время оказаться в центре внимания, в роли сильного и уверенного короля, никого при этом не смущая и не обижая.

Инвентарь. Высокий стул для короля.
Число участников. От трех человек.
Подготовка. Ведущий спрашивает детей: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? В этой игре вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а только на время игры».
Содержание. Один из детей становится королем. Все остальные становятся слугами и должны делать все, что приказывает король. Естественно, король не имеет права отдавать такие приказы, которые могут обидеть других детей, но он может позволить себе многое. Например, чтобы его носили на руках, кланялись, чтобы подавали питье, чтобы слуги были у него на посылках и т. д.
Рекомендации. Пусть со временем каждый ребенок получит возможность побыть королем. Детям надо ска-зать сразу, что наступит очередь каждого. За одну игру в этой роли могут побыть два-три ребенка. Когда время правления короля закончится, обсудите с детьми полученный опыт. Это поможет следующим королям соизмерять свои желания с внутренними возможностями других детей и войти в историю добрым королем.

Наиболее полезна игра для стеснительных и агрессивных детей. Они получают право высказывать все свои желания, не чувствуя неловкости. 

        

Упражнения релаксирующие, расслабляющие под музыкальное сопровождение:

перед проведением релаксации педагог поясняет, для чего нужно расслабляться, какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе релаксационных упражнений контролирует степень расслабления детей.

Упражнение-игра, цели

Содержание игры, оборудование

1

«Космос» -

релаксирующее упражнение.

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

-Мы друзей хороших на Луне нашли.

Пригласили в космос их и летим.

Мы парим, как ласточки, в вышине.

Звёздами любуемся в тишине.

Ветерок - проказник вскоре прилетел.

Опустив на землю нас, нежно шелестел.

(лёжа на спине, полное расслабление туловища и конечностей,

рекомендуется спокойная, чуть слышная музыка)

2

«Бабочка» –

релаксирующее упражнение.

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

-Бабочка порхала,

Всё к цветам летала.

Крылья стали уставать,

Видно, надо отдыхать.

Вот присела на цветок,

Крылья опустила

И головку свесила,

Будто загрустила…

Отдохнула… посидела…

Да и снова полетела.

(дети, выполняя движения по тексту, учатся напрягать и расслаблять свои мышцы в разных позах, в данном случае, присев на корточки или «по – турецки», скрестив ноги)

3

«Океан» –

релаксирующее упражнение.

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

-Я слышу океана шум… прибой…

И шелест пены на песке прибрежном.

Волна беседует со мной

И убаюкивает нежно.

Она мне говорит: расслабься и глаза прикрой,

Расслабься, отдохни, услышь ты шум прибоя,

Пусть тело отдохнёт, а с ним и ты,

И все друзья, кто рядом здесь с тобою.

Прислушайся к себе: тепло и свет

Вольются в твои ноги, руки, шею,

Тепло идёт по телу, в твою грудь…

Всё тело лёгкое, а мысли всё светлее…

Мы волны слышим, тишина… покой…

Лицо ласкает солнца лучик …

Вот ветерок сюда к нам залетел,

И отогнал за горы тучи.

Вас ветерок взбодрил, погладил по щеке…

К вам силы вновь вернулись!

Пора вставать! Пора вставать!

Как хочется, что б все вы улыбнулись!

(музыка «шум моря» и спокойный, ровный голос

речевого сопровождения способствуют мышечному расслаблению туловища и конечностей. Ип: лёжа на спине.)

4

«Волна» -

релаксирующее упражнение.

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

-Расслабляюсь на спине,

как медуза на волне…

Глазки закрываются…

Тело расслабляется…

Тихо плещется волна…

Нас баюкает она…

Баю – бай, баю – бай,

Глазки тихо закрывай…

Вот прохладный ветерок

Пробежал по телу…

Отдохнули! Вновь пора

браться нам за дело!

(И. п: лёжа на спине, раскинув руки и ноги в стороны, желательно музыкальное сопровождение под спокойное чтение текста)

5

«Барсук» –

релаксирующее упражнение.

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

-На полянке у осинки

Наш барсук лежит на спинке.

Он раскинул свои лапки,

И расслабил цап – царапки.

Греет солнышко животик,

Шёрстку ветерок ласкает…

Лежебока наш барсук

Мирно дремлет, отдыхает…

Сладко наш барсук зевнул,

Свою спинку изогнул,

Потянулся, потянулся…

Бодро встал – совсем проснулся.

По бокам себя похлопал,

По делам в лесок потопал!

(И. п: лёжа на спине, раскинув руки и ноги в стороны, желательно музыкальное сопровождение под спокойное чтение текста)

6

«Песня мамы – кошки»-

релаксирующее упражнение.

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

-Наигрался мой котёнок –

Милый, ласковый ребёнок.

Вот свернулся он в комочек –

Нежный, мягонький клубочек.

Ему снится сон волшебный:

Небо, солнце и река…

А в воде прозрачной, чистой

Проплывают облака,

Серебрятся спинкой рыбки…

На губах у нас улыбки…

Мама лапкой по спине

Гладила, ласкала

И котёнку своему песню напевала:

- Мяу – мяу, мур – мур - мур,

Милый мой котёнок!

Как же я тебя люблю,

Милый мой ребёнок!

Глазки ты сейчас открой

И со мною песню спой: «Мяу»!

(лёжа на полу, движения и смена поз по тексту, полное расслабление туловища и конечностей,

рекомендуется спокойная, чуть слышная музыка)

9

«Сказка»

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

-Мы раскинем руки, мы как будто птицы.

Мы глаза закроем, - сказка нам приснится…

Шар приснится голубой…

И Мишутка маленький…

Светлый месяц за горой…

И цветочек аленький…

Лепестки ласкает ветер,

Чуть цветок качается…

Это сказка детям снится…

Дети расслабляются…

Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!

Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!

(лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление)

8

«Рыбки»

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

В начале текста дети перемещаются по залу спокойно, имитируя движения рыбок. Ладошки сложены вместе.

-В чистой, ласковой водице

Плывёт рыбок вереница.

Чешуёй златой сверкая,

Кружится, играя стая…

Вниз их манит тишина,

Глубина… не видно дна…

Дети «плывут» вниз, опускаются на ковер.

Рыбки, рыбки вниз пошли,

рыбки, рыбки все легли…

глазки все прикрыли…

плавнички расслабили…

хвостик тоже не играет…

рыбка мышцы расслабляет…

здесь покой и тишина…

тихо плещется волна…

Вот луч солнца засверкал,

Рыбок всех он вверх позвал!

Встаньте все… вернёмся в зал!

(после имитационного движения «рыбки» - дети опускаются на ковёр, руки и ноги в стороны, полное расслабление мышц туловища и конечностей, музыкальное сопровождение желательно)

9

«Кот»

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

-Как у наших у ворот

на траве улёгся кот.

Глазки он свои прикрыл…

Хвостик рыжий распушил…

Он расслабил коготки,

стали лапочки легки.

Он расслабил свой животик –

Вот какой хороший котик:

Всё своё расслабил тело –

Для здоровья это дело!

Будет котик отдыхать,

А потом опять играть!

Будет мышку догонять…

Ну и нам пора вставать!

(лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление)

10

«Снежинка»

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

-Лёгкая снежинка – белая пушинка

Легла на ладошку отдохнуть немножко.

Лучики расслабила и прикрыла глазки…

Лёгкая, воздушная, словно фея в сказке…

Ветер, ты здесь не шуми!

Нам снежинку не буди!

Пусть снежинка расслабляется,

Сил надолго набирается.

В путь далёкий силы надо:

ей лететь за снегопадом!

(лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление)

11

«Облака»

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

-В небе синем к нам издалека

Приплывают белые облака.

Накрывают облака мягким одеялом…

Как приятно и легко

Всем ребятам стало!

Белой пеной облака нежно окружают,

В сон волшебный и прекрасный

Деток погружают.

Вот закрылись глазки – снятся детям сказки…

Облака плывут, плывут –

Отдых и покой несут…

Все ребятки отдохнули,

С боку на бок повернулись… потянулись –

И… проснулись!

До свиданья, облака, небо голубое,

Много – много, много раз

Встретимся с тобою.

(лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление)

12

«Осенний лес»

Цель: отдохнуть, восстановить силы, улучшить психические функции, активизировать память, воображение, внимание, образное мышление.

Педагог читает текст спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

-Мы пришли в осенний лес -

Полон сказочных чудес:

Золотом листва сияет, нежно солнце согревает…

Так приятно и легко!

Дышим ровно, глубоко…

Пахнет хвоей и грибами, и опавшею листвой.

Мы прекрасно отдыхаем – расслабляемся с тобой…

Так приятно и легко,

Дышим ровно, глубоко…

Стали птицы распевать, ну а нам пора вставать!

Дружно, сладко потянулись…

И с улыбкой все проснулись!

(лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека релаксирующих и коммуникативных упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Используя в работе упражнения, игры на релаксаци, на развитие коммуникации у детей, пришла к выводу, что такие игры решают разные задачи. Решила составить картотеку для удобства, в зависимсти от того,...

Картотека речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Коммуникативные упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Упражнения, создающие положительный фон для самовыражения, активности, повышения коммуникабельности дошкольников....

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Цель: формирование у детей 5-7 лет умения синхронизировать движения с речью по показу педагога и самостоятельно придумывать логоритмические движения на текст и музыку по теме «Зима»Ожидаем...

Картотека логоритмических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Цель: формирование у детей 5-7 лет умения синхронизировать движения с речью по показу педагога и самостоятельно придумывать логоритмические движения на текст и музыку по теме «Зима»Ожидаем...