Конференция 2017 года
статья по физкультуре на тему

Рейз Валентина Александровна

В этой статье можно найти интересный материал по экологии и культуре для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_dlya_konferentsii.docx33.75 КБ

Предварительный просмотр:

1 сл. Валентина Александровна Рейз

г. Усолье – Сибирское МБДОУ «Детский сад № 5»

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста на занятиях по плаванию»

2 сл. «Человек, конечно, хозяин природы,
но не в смысле её эксплуататора,
а как её понимающий и несущий
нравственную ответственность
за сохранение и совершенствование
в ней всего живого и прекрасного»
А. Арсеньев.

В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст - начальная ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Поскольку у ребёнка до 7 лет создаётся фундамент для закладывания осознанного отношения к окружающей природе, идёт накопление ярких эмоций, непосредственное восприятие информации позволяет запомнить её прочно и легко.

3 сл. Экологическое образование имеет мировоззренческое значение, в связи с этим, необходимо стремиться к экологизации всего образовательного процесса в дошкольном учреждении. Вся система физического воспитания должна быть направлена, наряду с решением оздоровительных задач, и на чрезвычайно важные задачи: формирование знаний дошкольников в области физической культуры и экологического образования.

Специфической чертой методики физкультурно-экологического воспитания дошкольников в бассейне являются непосредственный контакт ребенка с объектом природы – водой. Опосредованное же познание природы, по нашему мнению (через художественную литературу, картины, беседы и т.д.), имеет второстепенное значение, поскольку ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

4 сл. Основная цель такого подхода – воспитание здорового, жизнерадостного ребенка, гармонически и физически развитого, воспитание у него экологической образованности и культуры, формирование  нравственно-эмоциональных установок и принципов, необходимого запаса знаний в процессе занятий физической культуры.

Для достижения цели нами были выделены следующие задачи:

Задачи физического развития

Задачи экологического образования

1.Формирование осознанного отношения к физической культуре на основе знаний и представлений о физкультуре.

1.Осуществление систематической работы с детьми по повышению уровня экологической грамотности.

2.Повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развитие двигательных качеств и способностей.

2.Формирование потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений.

3.Воспитание потребности в физическом совершенствовании на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями.

3.Воспитание гуменного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

4. Интеграция физической культуры и экологического образования на основе сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Важно подчеркнуть, что указанные образовательные и воспитательные задачи решаются на фоне высокого уровня двигательной активности.

Основной формой физкультурно-экологической работы являются интегрированные занятия. 

6 сл. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий проводим наблюдения, создаем игровые ситуации, организуем несложные опыты, знакомящие детей с экологией, используем рассказы и беседы о природе.

Нами были выделены следующие требования к организации беседы с детьми. Ход беседы строится:

- на рассказе педагога, с целью сообщения детям новых, неизвестных им ранее фактов экологического содержания;

- на вопросах, помогающих выяснить интересы детей, их знания, по обсуждаемой проблеме, степень усвоения этих знаний.

Как отмечает Л.А.Каменева, Н.Н Кондратьева, рассказ требует от педагога определенных знаний о природе, наблюдательности, выразительности речи. Он должен быть эмоциональным, красочным, образным, привлекать внимание детей, будить их воображение, чувства.  В конце беседы всегда обращаюсь к детям с призывом, с просьбой любить природу, беречь ее, помогать ей.

Использование художественного слова (чтение стихотворений, рассказов) не только способствует развитию речи и мыслительной деятельности, но и формирует умение чувствовать красоту природного мира, испытывать радость от восприятия поэтического образа, эмоционально откликаться на него, делает понятным смысл образных выражений.

7 сл. Также, взаимодействие с природной средой осуществляем через игры, наблюдения, проблемные экологические ситуации, экологические спектакли на воде, опытно-экспериментальную деятельность.

Экологические спектакли на воде способствуют привлечению внимания дошкольников к экологическим проблемам через театрализованную деятельность, где дети не зрители, а непосредственные участники экспедиции по спасению погибающей природы. В таких мероприятиях интегрируются не только экологическая и театральная деятельность, но и физическое развитие, а также музыкальная и опытно-экспериментальная.

Экологические спектакли - одна из наиболее эффективных форм работы, так как совмещает в себе большое разнообразие видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка.

Организация опытно – экспериментальной деятельности проводим в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что – то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

8 сл. Задачи опытно – экспериментальной деятельности в бассейне:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
  2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  4. Активизировать природоведческий словарь ребенка.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов.

С детьми младшего возраста мы выявляем свойства и качество воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой. Знакомим с процессом превращения воды в лед, льда и снега – в воду.

Дети средней группы продолжают закреплять и расширять знания, полученные в младшем возрасте: устанавливают свойства и качества воды, снега и льда, сравнивают их. Мы даем им представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды (интенсивность окраски, вкус, запах). Так – же подводим к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает). Раскрываем значение воды для жизни растений, животных и человека (среда обитания; без воды растения засыхают и гибнут.) Вода нужна человеку для сохранения чистоты тела и жилья, для приготовления пищи и т. д. Даем представление о разнообразии агрегатных состояний воды в природе (снег, иней, изморозь, град, дождь, туман и т.д.).

У детей старшего дошкольного возраста формируем представление о воде, как среде обитания растений, животных, человека. Учим устанавливать сходства и различия свойств воды в разных агрегатных состояниях. Даем представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое, о процессе конденсации. Расширяем представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).

С детьми подготовительной к школе группе проводится работа по изучению и пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации. Даем представление о некоторых жидкостях, об упругости, давлении, выталкивающей силе жидкости. Раскрываем понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека. Даем представление о природных катаклизмах (наводнение, засуха). Учим разным способам очистки воды. Рассказываем о некоторых особенностях водной среды обитания: рек, озер, морей, океанов. Рассматриваем воду как источник энергии (ТЭЦ, двигатели), показываем ее народно – хозяйственное значение (водопровод, канализация, система орошения полей, рыбоводческие хозяйства и т.д.). Способствуем формированию представления о приспособленности человека к пребыванию в водной среде (дыхание, передвижение, погружение на глубину).

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах воды. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.

Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе. В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению.

В заключение, следует отметить, что воздействуя на деятельную сферу личности ребенка, мы повышаем уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования двигательных умений и навыков и развития двигательных качеств и способностей; формируем практические умения и навыки в природоохранительной деятельности на основе усвоения норм и правил взаимодействия с окружающим миром.

Поэтому интеграция физкультурной деятельности и экологического образования позваляет решить не только проблему осмысления ценностей экологии, но и становления у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью.

Список литературы:

1. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы» -2-е изд.//-Волгоград: Учитель,2008. - 286 с.

2. Каменева Л.А. Как знакомить дошкольников с природой. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1983. -207 с.

3. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий / -М.: Айрис-пресс, 2008.- 160 с.

4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду – М.: Издательство «Мозайка - Синтез» 1993. - 35 с.

5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников: пособие для специалистов дошкольного воспитания – М.: ООО «Фирма «Издательство  АСТ», 1998. - 82 с.

6. Сидорова Т.В. Физкультурно-экологическая работа в дошкольных учреждениях: Методическое пособие / АГПИ им. А.П.Гайдара – Арзамас: АГПИ, 2006. - 138 с.

7. Стеркина Р.Б. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения //Дошкольное воспитание. 1996, № 6. – 214 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Животный мир ХМАО-Югры» приобщенный к 2017 году- ГОДУ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ

Современному обществу нужны образованные, нравствен­ные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их в...

Интегрированное занятие "Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей", в рамках проекта « Времена года» прошло во второй младшей группе «Ягодки» в январе 2017 года. Воспитатель МБДОУ Новосёловского детского сада «Малышок» Юнг Л. А.

Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»,  «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Физическое развитие...

Мастер-класс 21.01.2017 Символ 2017 года – Петух

*Создавать условия для развития творческих способностей.*Учить изготавливать поделку из бумаги, правильно передавать форму петушка, соблюдая пропорции, развивать образное, эстетическое восприятие.*Под...

диагностика детей на начало года (2017 года в старшей группе)

выявить уровень знаний детей на начало учебного года...

Доклад к августовской учительской конференции 2017 года.

Тема доклада "Методические особенности эмоционального развития младших дошкольников средствами малых форм фольклорного жанра"....

материалы конференции 2021 года

СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ  «ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. СОВРЕМЕННЫЕ  ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ»   ТОМ 2 от 7 ДЕКАБРЯ – ...