Подвижные игры на занятиях физической культуры
план-конспект занятия по физкультуре на тему

Кучмистая Екатерина Викторовна

 

 Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего.

Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост.

 Остальные дети цепко держатся друг за друга.

Если дракон не поймает свой хвост,

то на роль головы дракона назначается другой человек.

 

 

Котята и щенята

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Играющие делятся на две группы: одни "котята", другие "щенята", они находятся в разных концах площадки. По сигналу котята начинают бегать, легко, как бы играя. На слова "котята!" они произносят "мяу!". В ответ на это щенята лают "гав-гав-гав!", на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются на свои места.

После 2-3 повторений дети меняются ролями. Закончить игру можно следующим образом: предложить всем тихо и медленно "по кошачьи" пройти.

Сова и мыши

Выбирается один участник, который будет совой, остальные игроки — мыши.
Сова сообщает, что на улице сейчас «день» и мыши спокойно бегают вокруг нее, ведь все знают, что днем совы спят. Но вдруг резко наступает «ночь»(сова об этом громко сообщает) и сова отправляется на охоту. Тех мышек, которые не успели застыть неподвижно, сова забирает в свое дупло. Игра заканчивается, когда все мышки переловлены.
Сообщать о времени суток может и взрослый, это исключит возможность совы говорить о наступлении «ночи» тогда, когда ей это выгодно.

Паровозик

Цель:  учить двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в произношении звуков.

Ход:

Воспитатель рассказывает детям:

 «Всем надо встать друг за другом — будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди стоит паровоз».

Воспитатель выполняет роль паровоза, встает впереди детей (лицом к ним), медленно передвигаясь, произносит:

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд Во весь дух.

Дети движутся за взрослым и произносят:

«Чух-чух!» Затем все вместе тянут протяжно: «уууу!»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Сто вагонов я тащу.

Все вместе: «Уууу!»

Взрослый поворачивает то в одну сторону, то в другую.

Продолжает: «Приехали». «Шшшш!» — повторяют за ним дети.

Паровозик, паровоз,

Что в подарок нам привез? — Мячики!

Дети начинают прыгать, как мячики. «Уууу! Всех зовет паровоз!»

Дети выстраиваются друг за другом.

Загудел паровоз

И вагончики повез: Чух-чу! Чух-чу!

Далеко я укачу! УУУУ Чух-чу!

Дети повторяют за взрослым: «Чух-чу! Уууу!»

Игра продолжается.

 Паровозик в подарок привозит зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnaya_igra.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего.

Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост.

 Остальные дети цепко держатся друг за друга.

Если дракон не поймает свой хвост,

то на роль головы дракона назначается другой человек.

Котята и щенята

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Играющие делятся на две группы: одни "котята", другие "щенята", они находятся в разных концах площадки. По сигналу котята начинают бегать, легко, как бы играя. На слова "котята!" они произносят "мяу!". В ответ на это щенята лают "гав-гав-гав!", на четвереньках бегут за котятами, которые быстро влезают на гимнастическую стенку. Щенята возвращаются на свои места.

После 2-3 повторений дети меняются ролями. Закончить игру можно следующим образом: предложить всем тихо и медленно "по кошачьи" пройти.

Сова и мыши

Выбирается один участник, который будет совой, остальные игроки — мыши.
Сова сообщает, что на улице сейчас «день» и мыши спокойно бегают вокруг нее, ведь все знают, что днем совы спят. Но вдруг резко наступает «ночь»(сова об этом громко сообщает) и сова отправляется на охоту. Тех мышек, которые не успели застыть неподвижно, сова забирает в свое дупло. Игра заканчивается, когда все мышки переловлены.
Сообщать о времени суток может и взрослый, это исключит возможность совы говорить о наступлении «ночи» тогда, когда ей это выгодно.

Паровозик

Цель:  учить двигаться в разном темпе, менять направление, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в произношении звуков.

Ход:

Воспитатель рассказывает детям:

 «Всем надо встать друг за другом — будем вагончиками. В вагончиках подарки. Впереди стоит паровоз».

Воспитатель выполняет роль паровоза, встает впереди детей (лицом к ним), медленно передвигаясь, произносит:

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд Во весь дух.

Дети движутся за взрослым и произносят:

«Чух-чух!» Затем все вместе тянут протяжно: «уууу!»

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Сто вагонов я тащу.

Все вместе: «Уууу!»

Взрослый поворачивает то в одну сторону, то в другую.

Продолжает: «Приехали». «Шшшш!» — повторяют за ним дети.

Паровозик, паровоз,

Что в подарок нам привез? — Мячики!

Дети начинают прыгать, как мячики. «Уууу! Всех зовет паровоз!»

Дети выстраиваются друг за другом.

Загудел паровоз

И вагончики повез: Чух-чу! Чух-чу!

Далеко я укачу! УУУУ Чух-чу!

Дети повторяют за взрослым: «Чух-чу! Уууу!»

Игра продолжается.

 Паровозик в подарок привозит зайчат, лягушат, медвежат. Каждый раз дети выполняют имитационные движения, упражняются в звукопроизношении, характерном для того или иного «подарка».

Зайцы и волк

05.05.2009, 13:34

Играющие изображают зайцев, кто-то из детей - волк. На одной стороне площадки для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге.
Взрослый произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок
На зеленый на лужок,
Травку щиплют, слушают,
Не идет ли волк.

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово "волк" ,волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зверюшек волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется. В зависимости от предварительной договоренности, после того как волк поймает 2-3 зайца, на роль волка выбирается другой ребенок. Игра повторяется.

Охотник и зайцы

Цель игры: обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.

Из числа играющих детей выбирают двоих: «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети-«зайцы» чертят для себя на игровой площадке кружки-«домики» диаметром до 50 см.

Каждый заяц занимает свой «домик»-кружок. Воспитатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живущего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превращается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убегать от гоняющегося теперь за ним охотника.

Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охотником, а охотник — зайцем.

Вариант игры: общее число зайцев уменьшается, а вместо кружочков «домиками» для «зайцев» служат дети, по 3—4 взявшиеся за руки.

Они открывают «двери» (поднимают руки) перед «бездомным зайцем», пуская его в дом, и закрывают перед «охотником». Одновременно через другие «двери» домик покидает заяц, находившийся в нем. В остальном игра идет по тем же правилам.

Ручейки и озера

Игроки стоят в пяти - семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала - это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги - озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.

Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.

"Дружные пары"

Дети распределяются парами, берутся за руки. По первому сигналу кружатся в одну сторону в течение 5–7 с, а по второму сигналу останавливаются и кружатся в другую сторону после короткого перерыва

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Играющие становятся парами по кругу лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой —сзади него. Расстояние между парами — 1—2 м. Двое водящих занимают место за кругом: один убегает, другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним» и должен убегать от второго водящего. Если догоняющий коснется убегающего, то они меняются ролями. Никто не должен мешать игроку убегать от преследователя.

Разновидности игры

1. Стоящий сзади в паре «третий лишний» должен не убегать, а догонять второго водящего.

2. Игроки стоят в парах лицом друг к другу и держатся за руки. Убегающий может встать между руками любой пары. К кому он встанет спиной, тот «третий лишний» и должен убегать.

3. Играющие прогуливаются по кругу парами, держат друг друга за руки, а свободные руки на поясе. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь под руку. Тогда стоящий с другой стороны становится убегающим. Эту же игру можно проводить под музыку.

ПУСТОЕ МЕСТО

Играющие встают в круг, выбирают водящего. Начиная игру, он пробегает мимо игроков, одного из них пятнает и продолжает бежать дальше по кругу. Запятнанный быстро бежит в противоположную сторону от водящего. Кто из них первый добежит до свободного места в круге, тот и занимает его, а опоздавший становится водящим.


Правила

1. Участники бегают только за кругом.

2. Стоящие в кругу не должны задерживать бегущих.

3. Если участники прибегают к свободному месту одновременно, то они оба встают в круг, и выбирается новый водящий.

Указания к проведению

Играют в эту игру в любое время года на большой площадке, где можно бегать без помех.

Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга, руки у всех опущены. Если детей много, лучше организовать два круга играющих.

"Бой петухов" - подвижная игра на развитие ловкости и прыжковой выносливости.

Место проведения. Площадка, зал, коридор, комната.

Подготовка. Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в две шеренги, лицом друг к другу.

Описание игры. По сигналу тренера участники игры, прыгая на одной ноге и заложив руки за спину, сближаются и, толкая друг друга плечом, стараются вывести противника из равновесия таким образом, чтобы тот коснулся земли второй ногой. Такой игрок считается проигравшим и покидает площадку. Игра продолжается до тех пор, пока в какой-нибудь команде не останется ни одного игрока. В каждом последующем бое участники меняют толчковую ногу.

Правило. Нельзя во время боя убирать руки из-за спины и менять опорные ноги.

Вариант игры. Представленную игру на развитие ловкости и прыжковой выносливости можно проводить "один на один", с выбыванием проигравшего игрока, до выявления абсолютного победителя. В этом случае, для сокращения времени одного поединка, "бой двух петухов" целесообразно проводить в кругу, диаметром 4-5 метров. Тогда, проигравшим будет считаться игрок, потерявший равновесие и коснувшийся второй ногой земли, или вышедший за круг.

Методическое указание. Необходимо отметить, что последний вариант игры характеризуется очень низкой моторной плотностью, так как во время поединка двух человек остальные игроки простаивают. Поэтому, я рекомендую проводить данный вариант игры в конце, как заключение, после того, как игра по первому варианту была проведена несколько раз.

Скакалка"

Очень интересные и полезные для физического развития являются игры для детей подвижные с использованием скакалки. Тренироваться в эти игры они могут и самостоятельно, но потом лучше играть совместно с другими детьми.

Начинается счет.

На счет 1 — выполняется один простой прыжок.
На счет 2 — 2 прыжка со скрещенными руками.
На счет 3 — прыжок со скрещенными ногами.
На счет 4 - 2 прыжка на одной ноге и 2 прыжка на другой.
5 - один прыжок с нормальным расположением рук, другой со скрещенными руками, и так пять раз.
6 - провести скакалку под ногами не прыгая.
7 - прыгать на одной ноге.
8 - прыгать одновременно на обе ноги.
9 - прыгать один раз на левой ноге, потом на правой.
10 - исполнить любой прыжок по желанию.

Если игрок запутался в прыжках или перепутал очередность прыжков, ход переходит к другому игроку.

 «Цапля»

В эту игру нужно играть на улице или в большом помещении. Можно играть с большой компанией детей. Лучше, если дети будут одновозрастными. По считалке или по жребию выбирается водящий или ловишка - это будет «Цапля». Оставшиеся игроки считаются «лягушками». Ловишка-цапля становится в центре, лягушки-игроки становятся вокруг цапли в круг. 

Игроки ходят хороводом вокруг Цапли и произносят слова песенки:

- Идёт, идёт охота, заквакало болото,
Лягушки удирают
Со всех зелёных лап.
Им вовсе неохота,
Им страшно неохота,
Чтоб цапля их зацапала, 
Цап! Цап! Цап!

После слов «цап, цап, цап!» все игроки «лягушки» разбегаются, а «цапля» их ловит. Последний пойманный самый ловкий лягушонок становится водящим - «Цаплей» и игра продолжается.

Пилоты

Содержание: дети разделены на 3—4 звена. Они стоят в колоннах друг за другом за командиром звена.  Звенья расположены в разных местах площадки, отмеченных цветными флажками, — это аэродромы. По сигналу воспитателя «пилоты, готовьте самолеты к полету» дети разбегаются в разных направлениях по площадке, останавливаются каждый у своего самолета, наливают бензин (наклоняются), заводят моторы (кружат руками перед грудью), расправляют крылья (разводят руки в стороны) и летят (быстро разбегаются в разных направлениях по площадке). Самолеты находятся в воздухе до сигнала воспитателя «на посадку». После этого сигнала командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся) и ведут их на посадку на аэродромы. Выигрывает то звено, которое первым приземлится.
Указания:  в игре целесообразно использовать различные  атрибуты. Воспитатель может незаметно для пилотов переменять флажки, которыми обозначены аэродромы. Командиры должны правильно посадить звенья на свои аэродромы.

Повторить  4—5 раз.

«Тренировка летчиков»

Инвентарь: мяч диаметром 18-20 см, кусочек мела, рулетка.

Взрослый и ребенок пробегают вместе заранее размеченную дистанцию: 2-4 отрезка по 60-150 м. Затем выполняют «тренировочные прыжки с парашютом» - 15-20 раз прыгают с высоты 30-60 см, например с пеньков, скамеечек и т. п. Далее выполняют упражнение «Сильные руки» - 20-30 раз перебрасывают друг другу мяч, встав на расстояние 2-3 м друг от друга. Заканчивается «тренировка летчиков» бегом в медленном темпе в течение 1 - 1.5 м.

«Поймай комара» (подвижная игра в сюжетном обрамлении для детей 3 – 5 лет)

Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; учить приземляться легко на носки с перекатом на всю ступню; способствовать формированию выдержки, умению действовать по сигналу взрослого; привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности; развивать и поддерживать потребность детей в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу игровых действий в игре с правилами; укреплять связочно-мышечный аппарат ног.

Ход игры:

Играющие-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель берет в руки прут (длиной 1—1,5 м) с привязанным на шнуре (длиной 0,5 м) клеенчатым или пластиковым комаром и  встает в середину круга.

Для зачина взрослый может прочитать  отрывок из стихотворения Б.Заходера:                      

 Поют лягушки хором.

                        Какой прекрасный хор!

                        Вот есть же хор, в котором

                        Не нужен дирижер!

- Эй, лягушки! Не зевайте –

Комара скорей поймайте!

С этими  словами взрослый начинает медленно вращать прут  (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».

Затем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра повторяется  5 – 8 раз.

Вращая прут с комаром, необходимо, чтобы взрослый  то опускал его, то поднимал, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.

Подвижная игра «Найди свой цветок»

- Выберите себе цветок того цвета, какой вам больше нравится. Положите цветок на ковер. Теперь дети превращаются в бабочек и садятся каждый на свой цветок - бабочки спят. Вот бабочки проснулись и посмотрели по сторонам (повороты головы влево-вправо).
Бабочки расправили крылышки и взлетели. Полетели бабочки. (Пока дети бегают, воспитатель меняет местами цветы на ковре). Дождик начинается. Бабочки, летите скорее на свой цветок! (После того, как дети отыщут свои цветы, игра повторяется).

СЪЕДОБНОЕ - НЕСЪЕДОБНОЕ

Играющие встают в круг. У одного из них мяч. Назвав какой-нибудь предмет, он одновременно бросает мяч любому из игроков. Если был назван съедобный предмет, то мяч должен быть пойман, если несъедобный, то его ловить нельзя. Если игрок ошибается (ловит мяч, названный несъедобным), то он выбывает из игры. Если не ошибается, то сам называет какой-либо предмет и передает мяч.

Побеждает последний, не выбывший из игры.

У этой игры может быть и другая разновидность. Играть, как в «классики». Одиннадцатью линиями на расстоянии 0,5 м одна от другой обозначают 10 классов. Игроки располагаются перед первым классом, а водящий за десятым.

Водящий по очереди бросает игрокам мяч и называет съедобные или несъедобные предметы, а игроки должны ловить либо не ловить мячи. Если игрок не допустил ошибки, то перемещается на один класс вперед, если ошибся, то остается на месте.

По ходу игры водящий бросает мячи сначала учащимся более старших классов (стоящим впереди), затем — младших. При этом старшеклассники отходят в сторону, не мешая ловить мяч.

Играют до тех пор, пока все не «окончат школу». «Окончивший школу» последним — водящий в следующем туре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей. Консультация для родителей.

В консультации описаны задачи и цели подвижных игр, их важность для растущего организма....

Консультация для родителей "ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ" .

Консультация для родителей  "  ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  "....

Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей. Консультация для родителей.

Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей. Консультация для родителей....

Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей.

Подвижные игры на занятиях физической культуры как средство развития детей....