Педагогический опыт работы по валеологическому воспитанию
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Алексеева Светлана Николаевна

Проблема  развития детей и сохранения их здоровья, является одним из  актуальных направлений совершенствования обучения и воспитания.

Развитие элементарных валеологических понятий у дошкольников о строении и работе организма, знания о гигиенических нормах и правилах способствует развитию нравственных качеств ребенка, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.

Валеология – наука о здоровье и здоровом образе жизни, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alexeeva_s_n.docx27.66 КБ
Файл opyt_prezentatsiya_dlya_pedagoga_2015.pptx872.99 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЮРГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ЮРГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

627250,Тюменская обл., Юргинский район, с. Юргинское, ул. 25 партсъезда, д. № 1, тел.\ факс 8(34543)2-38-68, adou-urga@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ:  «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии»

Алексеева Светлана Николаевна

Воспитатель I категории

С. Юргинское, 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ К ОПЫТУ

Условия возникновения опыта

Проблема  развития детей и сохранения их здоровья, является одним из  актуальных направлений совершенствования обучения и воспитания.

Развитие элементарных валеологических понятий у дошкольников о строении и работе организма, знания о гигиенических нормах и правилах способствует развитию нравственных качеств ребенка, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих.

Валеология – наука о здоровье и здоровом образе жизни, направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте.

Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью была моей основной задачей. Для этого надо было дать детям в доступной для них форме элементарные знания и практически закрепить свои знания.

Целью моей работы является: воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование у детей ответственности в  сохранении  собственного здоровья.

Задачи: 

- углублять знания детей о строении организма человека;

- продолжать воспитывать у детей заботу о своем организме, желание быть всегда здоровым;

- овладеть практическими навыками ухода за телом;

- продолжать воспитывать у детей самоуважение, чувство социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых;

- продолжать формировать у детей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Ожидаемый результат:

- осознание родителями и детьми понятия «здоровый образ жизни» и влияние образа жизни на состояние здоровья 

- повышение уровня адаптации к современным условиям жизни овладение навыками самооздоровления. 

-оформление творческих выставок, фотовыставок.

В результате  определена цель работы - разработка системы занятий познавательного цикла, оказывающих влияние на формирование здорового образа жизни у детей.

 В основе моего опыта – новаторские идеи, в основе которых лежат исследования системы работы с детьми дошкольного возраста по валеологии, а также собственный опыт, основу которого составляют знания о развитии детей дошкольного возраста.

Опыт связан с использованием индивидуальных и специально-организованных занятий, самостоятельной  деятельности детей и может быть интересен воспитателям.

Педагогическая технология опыта.

Начиная свою работу по валеологии я изучила специальную литературу и книги первого  ученого-физиолого Израиль Ицкович Брехман, который изучал валеологию. Я внимательно прочла содержание, методику, формы и приемы работы по валеологии с дошкольниками и решила, что материал, который был мною отобран, могу использовать в своей работе, так как отвечает моим запросам и соответствует возможностям детей дошкольного возраста.

 На первом этапе работы  провела диагностику знаний детей по валеологии, в результате чего выяснила, что знаний у детей не достаточно, и их надо углублять. (Приложение 1)

По результатам диагностики  знаний детей по валеологии решила внедрить и доработать программу дополнительного образования «Здоровячок», основываясь на опыт работы Смольниковой  Ирины  Сергеевны, воспитателя  муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад « Белочка» №62, (Приложение 2)  составила учебно – тематический план на год по познавательному развитию. (Приложение 3)

Занятия проводила в системе: НОД по познавательному развитию, занятия кружка, индивидуальная работа.

Основными средствами для обучения и воспитания детей использовала  игру, наблюдение, беседы, экспериментирование, КВНы, развлечения, практическую и  исследовательскую.

Работу по  валеологическому воспитанию разделила на шесть  блоков, каждый из которых делится на 4 темы, рассчитанных на 1 месяц.

Первый раздел «Человек» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.

Второй раздел «Гигиена и здоровье» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.

 Задача раздела «ОБЖ» заключается в следующем: «Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу.

Раздел «Здоровое питание» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.

В разделе «Мы и природа» мы знакомим детей с охраной окружающей среды, учим называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы. «Откуда берутся болезни» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.

Последний раздел «Полезные продукты» ставит задачи: « Дать детям представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека»

Работу по валеологическому воспитанию вела регулярно, чтобы достичь желаемого результата, в своей работе использовала разные формы работы с детьми. Это были не только занятия кружка, но дети получали знания в совместной деятельности со мной и в свободной самостоятельной деятельности.

На занятиях я использовала различные самомассажи, упражнения для глаз, ушей, дидактические игры, опыты, физ. минутки.

Используемые, мною опыты позволяли преобразовать жизненные ситуации с целью выявления скрытых свойств органов, установление между ними связи, причин изменения. Например: из опыта «Как работает желудок» дети узнают, что желудок способен растворять и впитывать различные вещества.

Применяемый мною наглядный и демонстрационный материал позволяет уточнить и обогатить представление детей, формировать наглядные образы тех, органов, восприятие которых в жизни не возможны.

Также большое внимание уделяю дидактическим играм. Их можно использовать во всех формах работы: как на занятиях, так и в совместной и свободной деятельности. На упражнение органов слуха и развитие слухового внимания я использовала такие игры: «Определи по звуку», «Угадай? кто позвал», «Не пропусти свой звук», «Отгадай, где путешествовал Мишка». Не оставляю без внимания игры для привития личной гигиены: «Моё лицо», «Чистые руки».

Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным. В качестве фольклорного материала я использую потешки, прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например: «Здоровому — всё здорово», «Кто долго жуёт, тот долго живёт», «Грязнулю всегда выручает вода». Для составления альбома я привлекала детей и родителей. Дети приносили из дома разные загадки, пословицы и поговорки. Так постепенно и копился материал.

Ещё один из видов моей работы это сказки. Чтение, рассматривание иллюстраций, драматизация сказок, проигрывание их на фланеграфе помогают не только закрепить пройденный материал темы, но и оживить его, сделать наглядным, красочным, легко запоминающимся.

Для этой цели я использовала фольклорные сказки: «Кот, петух, лиса», «Вершки и корешки», «Петушок и бобовое зёрнышко».

- Литературные сказки: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит» К.Чуковского.

- Сказки современных писателей: «Петька-Микроб» Г.Остера; «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г.Юдина; «Длинная шея», «Сосульки», «Как ослик учился уважать старших» М. Пляцковского.

Главным критерием в подборе сказок является валеологическое направление. Если сказка формирует понятие о здоровом образе жизни, о необходимости гигиенических процедур, о товарищеских отношениях, я обязательно использую ее в работе.

Важным условием оздоровления является организация двигательной активности детей. Мы педагоги должны знать, что активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит соответствующая тренировка систем и органов.

Очень важна роль подвижных игр в повседневной деятельности детей. В своей работе я подходила к подвижным играм индивидуально. С детьми, которые перенесли заболевания верхних дыхательных путей, я играла в такие игры, как «Весёлая пчёлка», «Выдуй шарик из чашки», «Лошадки», «Птички в гнёздышке». С детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, неправильная осанка и формы ног) «Гномы и великаны», «Наседка и цыплята», «Такси», «Через ручеёк по мостику». Для укрепления психического здоровья «Береги предмет», «Море волнуется», «Кто тише?», «По камушкам через ручеёк », «Круг кружочек». Подвижные игры включала не только в совместную деятельность. Но и в индивидуальную и самостоятельную работу.

В целях профилактики заболеваний детей провожу различные виды закаливания: воздушные ванны и ходьба по коррегирующим дорожкам, хождение босиком, хождения в облегчённой, не стесняющей движение детей одежде.

Для поддержания хорошего самочувствия дети должны научиться правильно дышать. Правильным - принято считать медленное, глубокое диафрагмальное дыхание, при которых легкие заполняются от самых нижних отделов до верхних. Такое дыхание позволяет ускорить кровообращение газообмен, обеспечит вентиляцию всех участков легких. Поэтому очень важно делать дыхательную гимнастику на улице или после сна. Также её можно использовать на занятиях для установления ровного дыхания после подвижной игры или концентрации внимания.

Также применяю гимнастику после сна, что позволяет детям быстрее проснуться и мышцам придти в тонус. Ещё самомассажи рук, шеи, стопы ног.

Неотъемлемой частью оздоровления является уход за полостью рта: полоскание водой после каждого приёма пищи.

Для более успешной работы по валеологии очень важна помощь родителей.

Совместно с родителями и детьми были оформлены альбомы: «Твой режим дня», «Витамины», «Спорт». В альбоме «Спорт» подобраны иллюстрации зимних, летних и национальных видов спорта. Родители нашей группы, были заинтересованы в воспитании у детей здорового образа жизни. Об этом говорит их активное участие в спортивных мероприятиях как внутри сада, так и в городских соревнованиях.

Во время дня открытых дверей провела занятие – практикум «Гимнастика после сна». Занятие родителям понравилось. Целю этого занятия, было показать родителям оздоровительные мероприятия, которые проводятся в д/саду. И обучить родителей применяемым приемам и методам по оздоровлению.

Результативность опыта

Об эффективности разработанных мною мероприятий по воспитанию здорового образа жизни свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников. Сформировались представления о своем теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни, снизился уровень заболеваемости на 0,8%.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаю, что важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Список литературы

1.    Е.Ю. Александрова, Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья». Издательство «Учитель» 2007 год.
2.    Е. И Подольская, Формы оздоровления детей 4 -7 лет., Издательство «Учитель» 2008год.
3.    Н.И. Крылова, Здоровьесберегающее пространство в ДОУ.  Издательство «Учитель» 2008год.
4.    Т.Г. Каренова, Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Издательство «Учитель» 2009год.
5.    О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова, Физкультурно-оздоровительная работа., Издательство «Учитель» 2007 год.
6.    О.Н. Арсеневская, Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Издательство «Учитель» 2009  год.
7.    Е.П.Климова, Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия, Издательство «Учитель» 2007 год.
8.    Т.А. Тарасова, Л.С.Власова, Я и мое здоровье. М., Школьная Пресса. 2008год.
9.    М.Ю. Картушина, Сценарии оздоровительных досугов для детей 5 - 6 лет., ООО «ТССъера» 2004год.
10.    В.М. Минаева. Развитие эмоций дошкольников. , М. АРКТИ 2003 год.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ЮРГИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ЮРГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» Алексеева Светлана Николаевна воспитатель I категории ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ: «Воспитание здорового образа жизни через занятия по валеологии »

Слайд 2

Цель: воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, формировать ответственность за сохранение собственного здоровья. Задачи: - углубление знаний детей о строении организма человека; - воспитание у детей заботы о своем организме, желание быть всегда здоровым; - овладение практическими навыками ухода за телом; - воспитание у детей самоуважение, чувство социальной значимости, самоутверждения в своей неповторимости, индивидуальности в глазах сверстников и взрослых; - формирование у детей мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Слайд 3

Ожидаемый результат: осознание родителями и детьми понятия «здоровый образ жизни» и влияние образа жизни на состояние здоровья; повышение уровня адаптации к современным условиям жизни овладение навыками самооздоровления ; -оформление творческих выставок, фотовыставок.

Слайд 4

Работа по валеологическому воспитанию разделена на 6 блоков: «Человек»; 2. «Гигиена и здоровье»; 3. «ОБЖ»; 4. «Здоровое питание»; 5. «Мы и природа»; 6. «Полезные продукты».

Слайд 5

«Человек» Prezentacii.com

Слайд 7

«Гигиена и здоровье» Prezentacii.com

Слайд 8

«ОБЖ» Prezentacii.com

Слайд 9

«Здоровое питание» Prezentacii.com

Слайд 10

«Мы и природа»

Слайд 11

«Полезные продукты»

Слайд 12

«Игровые массажи»

Слайд 13

« Физминутки и гимнастика после сна»

Слайд 14

«Дидактические игры»

Слайд 15

«Подвижные игры»

Слайд 16

Совместные мероприятия с родителями

Слайд 17

Занятие – практикум «Гимнастика после сна»

Слайд 18

«Диагностика»

Слайд 19

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание валеологической культуры дошкольника старшего возраста"

Педагогический опыт на тему: "Воспитание валеологической культуры дошкольника старшего возраста"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «Природа в детских сердцах»Воспитатель: Татаринцева Е. А...

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию

Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определенное душевное состояние, восприятие ее красоты, но и ее понимание и познание....

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Особое внимание в своей профессиональной деятельности   уделяю  экологическому воспитанию, главной целью которого является формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его пр...

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». В.А. Сухомлинский...

Педагогический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе, формирование экологического сознания и  поведения. При ознакомлени...