Использование средств фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

Иванова Людмила Николаевна

в статье описывается использование средств фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklornye_zanyatiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Использование средств фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Введение

В общей системе образования и воспитания физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Важной задачей, определяющей значимость физического воспитания как основа всестороннего развития, является формирование здорового ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей его среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков тесно связано с психическим развитием ребенка, с воспитанием эстетических чувств и нравственно-волевых черт личности.

На сегодняшний день  одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

        Дошкольный период – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей. О единстве физического и психического развития свидетельствуют многочисленные экспериментальные исследования, проведенные с детьми дошкольного возраста.

        Одним из путей улучшения психофизического состояния детей является использование средств фольклора в процессе физического воспитания. Фольклор как сокровищница якутского народа находит своё применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной. Фольклор позволяет разнообразить процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческих способностей дошкольников, способствует формированию базового уровня физической и интеллектуальной подготовленности детей к предстоящей учебной деятельности, развитию эстетических и морально-волевых качеств, чувственно-эмоциональных способностей и культурно-речевой образованности детей дошкольного возраста.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем актуальной использование средств фольклора в  физическом воспитании детей дошкольного возраста.

        Цель: Повышение результативности процесса физической подготовки посредством фольклорно-физкультурных занятий для достижения более высокого физического, психического и духовного потенциала детей, улучшение культуры здоровья дошкольников.

        Задачи: 

1. Изучение теоретических и практических литератур по данной теме.

2. Накопить фольклорный материал о здоровье и здоровом образе жизни.

3. Создать здоровьесберегающую развивающую среду.

4. Разработать методику работы по физическому воспитанию в сочетании с якутским фольклором.

5.  Разработать структуру фольклорного физкультурного занятия.

Новизна и практическая значимость: внедрение в работу дошкольных образовательных учреждений методики проведения фольклорных физкультурных занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием средств фольклора.

Методологическая основа:  М.М. Кольцова, А.А. Запорожец, Ю.Ф. Змановский, В.Л.Страковская, С.Б.Шарманова, А.И. Федоров, Д.В.Хухлаева, Л.Д. Глазырина, Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Литвинова, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, Н.Н. Кожухова, Н.О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова, М.П. Асташина и др.

  1. Место фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Наряду с поиском современных моделей воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики, или этнопедагогики. Фольклорр – одно из действенных и ярких ее средств, таящий огромные дидактические возможности. В любом, даже самом малом произведении – будь то потешка, песня или сказка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры.

Необходимо отметить, что физическую культуру либо вообще не относят к сфере культуры, либо она занимает в ней несущественное место. Физическая культура включает в себя знания, мотивы. Ценностные ориентации и предполагает их определенное развитие. Культурной ценностью является также и общий уровень знаний о методах и средствах развития и совершенствования физического потенциала человека. Это знание тысячами нитей связывает физическую культуру с общей культурой, и через него происходит взаимное обогащение.

Благодаря традициям, обычаям и обрядам формировалась, обогащалась физическая культура народов, ее ценности передавались из поколения в поколение, например народные подвижные игры, национальные виды спорта. В настоящее время в Якутии происходит возрождение культуры якутского народа, развиваются и совершенствуются национальные традиции, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты.

Освоение ребенком столь близкого ему по духу фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений современной педагогики. Воспитательно-обучающие возможности фольклора особенно актуальны в работе с детьми дошкольного возраста. Фольклор является одним из средств воспитания  всесторонне развитой личности ребенка. К.Д. Ушинский указывал на большое значение произведений устного народного творчества в воспитании и обучении детей и рекомендовал широко использовать в работе с детьми дошкольного возраста народные игры. Якутскому народу необходимо иметь свою систему дошкольного воспитания, построенную на чисто якутском фундаменте, т.е. на народной речи, на народных песнях, загадках, пословицах, скороговорках, сказках и играх.

Ценность фольклорных произведений обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми, звуковыми. Звучность и четкий ритм фольклорных произведений способствуют созданию речедвигательного образа, служащего опорой для запоминания. Существенную роль в обучении играет сочетание речевых ритмов с ритмом движения всего тела.

Неотьемлемой частью освоения фольклора является изучение местных народных традиций. Знакомство с фольклором начинается с миниатюр народного творчества. Стихотворная речь с малых лет привлекает ребенка: еще не понимая смысла, он реагирует на ритм. Вслушиваясь в текст, в ее ритм и музыкальность, ребенок притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту.

        Пословицы

Скороговорки

Загадка – один из видов устного народного творчества. В загадках простыми словами достигается зримость и осязаемость предметов, которые можно отобразить в движении. Предметность, конкретность загадки, направленность на детали, помогают детям выполнить движение более выразительно и качественно.

Сказки. Путешествие в мир сказок развивает воображение детей, помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Сказкам присущ красочный язык повествования. Яркие образы лучше запоминаются детям и помогают выразительно, эмоционально через язык жестов, мимики, слова передать движение сказочного персонажа. В физическом воспитании детей дошкольного возраста необходимо использовать обширный сказочный репертуар.

Народные песни (Быттык-быттык Маарыйабын)

Таким образом, творчески используя фольклор в физическом воспитании как эмоционально-образное и речедвигательное средство влияния детей дошкольного возраста, можно добиваться активного, качественного и выразительного выполнения движений.

  1. Педагогические подходы к использованию средств фольклора в физическом воспитании дошкольников

Всестороннее развитие каждого ребенка является основной целью физического

воспитания как педагогического процесса. Дошкольная система физкультурного образования должна быть направлена максимально благоприятных условий для раскрытия физических, психических и духовных возможностей детей. Мотивация на всестороннее развитие предполагает овладение ребенком основами физической культуры, под которой понимается единство знаний. Умений и навыков о здоровом образе жизни, высокий индекс здоровья, физического и психического развития.

Одним из путей улучшения психофизического состояния детей, как уже сказали,  является использование средств фольклора в процессе физического воспитания. Общепедагогическая и культурологическая ценность фольклора для детей дошкольного возраста очень велика. Использование фольклора в физическом воспитании детей способствует приобщению их к народным культурным традициям, позволяет создать благоприятный эмоциональный фон на занятиях физической культурой, активизирует двигательную, интеллектуальную и речевую деятельность детей, тем самым обеспечивая полноценное психофизическое состояние дошкольников.

Использование фольклора в физическом воспитании является эффективным подходом в воспитании детей дошкольного возраста. Разработанная методика работы по физическому воспитанию в сочетании с фольклором раскрывает новые возможности в повышении результативности процесса физической подготовки, позволяющие достичь более высокого физического, психического и духовного потенциала детей, улучшения культуры здоровья дошкольников.

В процессе физического воспитания дошкольников с использованием средств фольклора важно решать следующие задачи: создать здоровьесберегающие и развивающую среду; помочь ребенку накопить необходимый двигательный и речевой опыт для успешной реализации основных задач физического воспитания по укреплению его физического, психического и духовного здоровья; сформировать через активную двигательно-речевую деятельность здоровый организм ребенка; повышать творческий двигательный потенциал детей; стимулировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, ведение здорового образа жизни, формирование личностной культуры здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Русские народные подвижные игры - средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста

В. Н. Сорока- Росинский: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное...

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели св...

Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста...

Место фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Место фольклора в физическом воспитании детей дошкольного возраста...