Из опыта работы "Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работе в ДОУ"
материал по физкультуре по теме

Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_opyt_fizra_i_6_opyt.docx237.14 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работе в ДОУ

Автор: Антонова Татьяна Александровна, инструктор по физической культуре
Место работы: МДОУ детский сад №69 г. Энгельса

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий.
Острота проблемы состоит в том, что:
- анализ заболеваемости детей выявляет острую необходимость изменений во всей системе образования, начальной ступенью которого являются ДОУ;
- показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья;
- многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.
«Ритмика - инновационная технология в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ». В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей, координация их всестороннего физического и психического развития, реализация потенциальных умственных и двигательных возможностей.
Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Современные дети испытывают «двигательный дефицит»,- так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Возникает потребность организовать двигательный режим ребенка таким образом, чтобы максимально утолить «двигательный голод». Это особенно актуально в связи с введением ФГОС.
В настоящее время я работаю по новым подходам к формированию физической культуры на основе трех основных направлений:
1. Социально-психологическое направление на формирование потребности к освоению ценностей физической культуры.
2. Интеллектуальное направление, предполагающее получение комплекса теоретических и практических знаний. Дети получают знания по валиологии в доступной форме. Для этого использую интеграцию современных программ по физической культуре дошкольников, новинки методической литературы, а так же проективный метод обучения.
3. Двигательное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а так же использование физического потенциала.
В нашем МД0У я веду кружок спортивных танцев «Танцевальная карусель», который в ненавязчивой форме способствует формированию у детей желания и потребности жить в мире движений и наслаждаться красотой движений. Занимаются в нем 15 ребятишек среднего и старшего дошкольного возраста. Ребята с большим удовольствием исполняют танцы на праздниках и развлечениях в родном саду и на районном уровне. В процессе занятий  дети учатся получать удовольствие от занятий; учатся прикладывать волевые усилия и получать удовлетворение от достигнутых результатов. Систематические занятия аэробикой позволяют сформировать координацию движений, развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом и легко управлять им в движении. Современные музыкальные ритмы, сопровождающие комплексы аэробики способствуют созданию атмосферы эмоционального комфорта, эмоциональной отзывчивости, раскрепощенности, самостоятельности и творческой активности.
Танец является прекрасным дополнением к государственным программам дошкольного учреждения, в своей работе в основном я опираюсь на авторскую технологию Ж.Е. Фирилевой «Са-Фи-Дансе» по танцевально-игровой гимнастике. Данная технология направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей.
Целью кружка является развитие двигательной активности через использование элементов аэробики, формирование творческого воображения и мышления у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Совершенствовать музыкально-ритмические способности детей с помощью элементов аэробики.
2. Способствовать формированию и коррекции осанки и плоскостопия.
3. Стимулировать развитие чувства темпа и ритма движений, внимание, пространственную ориентацию, фантазию, расширять эмоциональный опыт. 4. Способствовать развитию навыков взаимодействия друг с другом.
5. Способствовать улучшению психического состояния воспитанников: снижению тревожности, эмоционального и мышечного напряжения.
6. Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
1) Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
2) Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
3) Развитие креативных способностей в двигательной сфере.
4) Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.
5) Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.
В аэробике музыка и движения непрерывно связаны, так как музыка позволяет задавать нужный темп, музыкальный ритм, создаёт иллюзию развития движений. Аэробика является эффективным лечебным средством, задача которого состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, так как музыка является катализатором всех двигательных актов. Во время движений под музыку регулируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, стимулируется память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые процессы. Исключительно важное значение при составлении комплексов имеет подбор музыки. Произведения должны быть простыми по мелодии и ритму, а музыкальные фразы чётко дифференцированными с хорошо различаемым темпом и ритмом. Это позволяет ребёнку быстро запомнить композиции, точно организовать свои движения и контролировать их выполнение. Форма произведений должна быть простой или повторяемой.

Условия успешного проведения занятий:
1. Занятия проводятся в спортивном зале, в яркой спортивной одежде, при наличии спортинвентаря, ковриков, разнообразной фонотеки.
2. Создание эмоционально-положительной непринужденной обстановки на занятии.
3. Учет нагрузки и дозировки в каждой возрастной группе.
Нагрузка от минимальной должна возрастать постепенно, т. к. в это время происходит начальный этап адаптации к ней организма. Сердце учится работать более эффективно, легкие привыкают дышать во время нагрузки не слишком часто, но более глубоко. После такой перестройки свершается чудо: нагрузка становится легкой, желанной, приносящей истинное удовлетворение. Каждое занятие строю по определенной схеме:
1. Начинаю занятие с разминки – это могут быть гимнастические упражнения, танцевальные комплексы, выполненные с небольшим объемом движений и меньшей интенсивностью.
2. Основная часть выполняется в высоком темпе, но обязательно соответствующем возрасту детей.
3. В заключительной части даются упражнения на гибкость, дыхательные и расслабляющие упражнения.
4. Каждому комплексу или упражнению даю название. Новые упражнения выполняем в медленном темпе, затем постепенно увеличиваем амплитуду, количество повторений и только после этого ускоряем темп.
5. Разрабатывая комплекс, стараюсь, чтобы сложные упражнения чередовались с более простыми. Наиболее целесообразна смена комплексов через 6-8 занятий.
6. Каждому занятию стараюсь придать развивающий характер, продумать обеспечение активности детей самостоятельности, творчества, развитие индивидуальности и воспитание нравственности.
7. Учитываю интересы, потребности каждого ребенка. Провожу учет времени и длительности каждого занятия.
8. Широко использую игровые ситуации и игровые приемы.
9. Для развития самооценки детей представляем достигнутые результаты на спортивных праздниках, развлечениях, концертах для родителей.

Итогом реализации данной технологии явилась положительная динамика состояния здоровья детей. Сравнительный анализ данных диагностики показывает положительную динамику уровня развития детей, что подтверждает эффективность использования данной технологии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Воспитатели стали замечать, что у них появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально - двигательная сфера ребёнка. У детей наблюдается гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная, речь становится внятной и мелодичной. Ребята получают приятные эмоции: от победы над своим неумением, понимания того, что они делают что-то очень важное для своего здоровья.

Сообщение

«Влияние подвижных игр на двигательную деятельность детей

Игра – путь детей к познанию мира

 в котором они живут

 и который призван его изменить.

 М.А. Горький

Игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами.

Подвижные игры являются неотъемлемой частью физического воспитания дошкольников и приобретения ими определенных навыков. Подвижные игры снижают чувство усталости, тонизируют нервную систему. Игры отличаются большой эмоциональностью, несут в себе большой заряд энергии, являются не только средством физического развития, но и духовного воспитания. В играх всегда имеются широкие возможности личных качеств, инициативы. Они доставляют удовольствие, вызывают положительные эмоции, создают настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопонимания. В них проявляются совместные действия для достижения цели.

В игре дети испытывают радость борьбы, преодоления, трудового напряжения, радость уверенности в себе. Даже небольшая победа в игре порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность ребенка достижения цели, Подвижные игры учат языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи.
Цель подвижных игр: 

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи подвижных игр:

Совершенствование физических способностей ребенка.

Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма.

Укрепление нервной системы.

Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей.

Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, самостоятельность и инициатива.

Воспитание и формирование личностных качеств

Совершенствование физических способностей ребенка.

Укрепление здоровья и повышение защитных сил организма.

Укрепление нервной системы.

Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей.

Классификация подвижных игр: (читать по презентации). 

В детском саду все игры распределены по возрастам

Младший возраст

Развивать активность и творчество детей в процессе двигательной деятельности. Поощрять самостоятельные игры с автомобилями, мячами, шарами. Развивать навыки лазания, ползания. Вводить различные игры со сменой видов движений. Воспитывать у детей умение соблюдать элементарные правила, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве.

Средний возраст

Продолжать развивать двигательную активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т.д. Развивать психофизические качества, пространственную ориентировку, воспитывать самостоятельность и инициативность в организации знакомых игр. Приучать к выполнению правил без напоминания воспитателя.

Старший возраст

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, доводить  до конца, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, в играх  эстафетах.

Подготовительная группа

Учить детей использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры, в том числе и игры с элементами соревнования, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умение ориентироваться в пространстве, самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками. Справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей.

 Работая в детском саду и наблюдая за детьми я поняла, что весь процесс обучения построен на играх разной направленности, весь режим дня дошкольного учреждения состоит из игр. Я проанализировала и что получилось:

 Утро: Утренняя гимнастика ( это музыка для поднятия настроения, это игровые движения-превратимся в кошечек, зайчиков и тд..)

День: это непосредственно образовательная деятельность (на физкультуре играем, на музыке играем, НОД практически все в игровой форме.

Вечер: игры разнообразной направленности, существует только одна проблема ограниченное пространство для активных игр зачастую невозможно бегать, кидать мяч, прыгать через скакалку, но и здесь есть решение проблемы.) Я вместе с педагогами одной из групп провела наблюдение чтобы определить предпочтения детей, в результате выяснилось, дети предпочитают творческие игры (больница, домик, гараж, зверята.., много рисуют, настольные игры, оборудованию спортивного уголка и подвижным играм уделяется незначительное время). На основе полученных данных нами была разработана серия игр учитывающих индивидуальные потребности и конечно безопасность.

Пример:

  1. вовремя игры «Домик котят» девочкам была предложена новая дорожка голубого цвета , дети  по наставлению взрослого  решили, что это будет река и котята будут в ней купаться- они ползали по ней, ходили, прыгали, потом дорожка перекочевала в домик и это уже была кроватка.
  2. Мальчики превратились в военных им было предложено пойти в поход разбросали разноцветные коврики по ковру, прыгали по ним как по кочкам, шли друг за другом как разведчики, в конце пути устроили тоннель из обручей через который должен был пролезть весь отряд.

 Конечно же не забываем о родителях, именно от качественной и грамотно организованной работы с ними зависит успех нашей работы. В МБДОУ №69 работает клуб «Мы и наши дети» именно на этих встречах мы показываем качество своей работы, делимся впечатлениями, решаем определенные задачи, обмениваемся опытом, играем. Как показывает практика самые яркие события где взрослые сами превращаются в детей это праздники «День защитника отечества», «День здоровья», папа, мама я» и тд…

И в заключении хочется сказать, используя разнообразные игры дома, в детском саду, на улице, в занятиях и в самостоятельной деятельности двигательная активность повышается дети становятся более выносливыми, сильными, больше фантазируют. Играя они приобретают незаменимые навыки прыжков, бега, метания, ползания т.д.

Мастер класс

Мы сегодня говорили об играх, работая над презентацией и просматривая литературу я сделала вывод: у нас куча картотек (игры с правилами, подвижные, малоподвижные и т.д), но ведь существуют игры забытые это игры в которые почти уже и не играют (классики, городки, резиночки, казаки разбойники) и игры нового поколения (твистер, пейнтбол-стрельба красками)

Сегодня мы с вами вспомним рези ночки, будем развивать прыгучесть,

И твистер   компенсирует недостаток в движении, разовьет координацию чувство равновесия, умение играть по правилам.

как самим сделать игру "Твистер"

Поле - старая простынка и нашитые на нее тканевые круги 4-х цветов по 6 штук.

как самим сделать твистер

Поле для игры



С помощью такого вот картонного волчка (стрелочка - деревянная палочка от мороженного, крепится на винтике так, чтобы могла вращаться) выбираем, какую конечность на какой цвет ставить.

самодельный волчок для игры в твистер

Самодельный волчок для игры в Твистер


Правила игры "Твистер" у нас классические:
Играющие по очереди с помощью волчка определяют, ногой или рукой и на кружок какого цвета ходить. И передвигаются на следующий ряд.
Нельзя садиться или касаться пола коленками и локтями.
Выигрывает тот, кто первый дойдет до конца поля.
Для этого иногда приходится чуть ли не в узел завязываться:)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Инновационные технологии физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ".

В презентации содержится материал о технолоиях используемых на физкультурных занятиях....

«Использование инновационных технологий физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ».

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Внедрение и использование в процессе физического развития детей инновационных технологий....

Использование инновационных технологий физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ

Актуальность вышеизложенной проблемы позволяет определитьзадачи:-изучить особенности физкультурно - оздоровительной работы.-раскрыть знания аналитического подхода в физкультурно-оздоровительной работе...

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»...

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Чтобы сделать ребенкаумным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым:пусть он работает, действует,бегает, кричит, пусть оннаходится в постоянном движении! Жан-Жак Руссо...

Из опыта работы МБДОУ "Детский сад № 12 г. Красноармейска" по теме:" Использование инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ".

В дошкольном учреждении на протяжении уже многих лет реализуется программа по физической культуре "Будь здоров малыш!", которая направлена на развитие у детей жизненно необходимых двигательн...