Статья "Роль подвижных игр в физическом и психическом развитии дошкольников в детском саду"
статья по физкультуре по теме

Азовцева Светлана Юрьевна

Статья раскрывает роль подвижной игры, как универсального средства для полноценного психического развития ребенка и действенного средства развития физических качеств дошкольника посещающего детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_statya.odt19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Роль подвижных игр в  физическом и психическом развитии дошкольников в детском саду

Азовцева С.Ю.

Инструктор по физической культуре ГБДОУ №3

Калининского района, Санкт-Петербурга

В современном обществе необходимы  всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность  на педагогов, работающих с подрастающим поколением, а именно, на людей, которые первыми начинают обучение и воспитание дошкольников в раннем детстве, первыми после родителей:  это  воспитатели детских садов, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре, педагоги дополнительного образования.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года) раскрывает требования к программе ДОУ, которая должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности (п.2.4).

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. «В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка.»[5. С.56]

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слѐзы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах. [3. С. 5]

 Игра формирует личность ребенка. Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития. К игровому методу относят специально организованную игровую деятельность, в том числе и подвижную игру. «Подвижная игра – сложная двигательная эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами. Подвижная игра является одним из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействии на все стороны личности ребенка». [4. С.126]

Педагоги в детских садах используют подвижные игры на занятиях физической культурой, на музыкальных занятиях, на прогулках, физкультурных досугах и спортивных праздниках, дети старшего дошкольного возраста самостоятельно организуют подвижные игры в свободное время.  

В подвижной игре происходит  моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого; игры создаются  с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду; с целью проверки готовности к жизни; с целью развития и совершенствования основных видов движения.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию». По утверждению П.Ф.Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.

В связи с тем, что подвижная игра является средством формирования личности ребенка, имеет оздоровительную направленность и несет положительные эмоции. Педагогам, проводящим подвижные  игры необходимо помнить, что радость, веселье является обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл, т. к. положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. А это в свою очередь предъявляет высокие требования и к сюжету игры, и к методике ее проведения. Педагог, инструктор по физическому воспитанию должены проводить игру эмоционально, нести «эстетику движений», индивидуально подходить к каждому ребенку, точного соблюдать правила игры.

Подвижные игры проводящиеся в режиме дня дошкольника, находящегося в детском саду формируют у детей:

  • умение ориентироваться  в пространстве ;
  • обучают в игре безопасному передвижению по улицам;
  • развивают творчество, выразительность и красоту движений;
  • формируют самоорганизацию;
  • учат контролировать и рассчитывать свои силы.

Подвижные игры являются универсальным средством полноценного психического развития ребенка:

  1. Игры с правилами учат подчиняться этим правилам, выполнять задания в соответствии с определенным алгоритмом. Правила регулируют поведение и действия детей,  регулируют взаимоотношения в коллективе, содействуют формированию воли, коллективизма, умению помогать друг другу,  воспитывают честность и дисциплинированность (например «Два мороза», «Меткий стрелок», «Шишки, желуди, орехи», «Бездомный заяц», «Выбивала» , «Ловишки» и др.)
  2. Игры с заданиями развивают внимание, логическое мышление (например «Найди предмет», «Запрещенное движение», «Фигуры», «Совушка», «Рыбак», «Метко в цель»  и т.д.).
  3. Перевоплощение в игровой образ требует от детей активной умственной деятельности, проявления воображения ( «Лохматый пес», «Курочка хохлатка» и др.)
  4. Необходимость запоминать сюжет, слова, правила развивают память. («Мой веселый звонкий мяч», «Космонавты», «Гуси-лебеди», «Мыши в кладовой»)
  5. Коммуникативные игры тренируют умение работать в коллективе, общаться, сотрудничать с другими детьми и взрослыми. ( «Выбивала», «Эстафеты», «К своим цветам» и пр.)
  6. Развивается творчество детей, воображение, особенно во время музыкально – подвижных игр. («Выполни правильно», «Угадай кто?», «Угадай чей голосок?» и др.)
  7. Постоянное изменение условий игры заставляет детей искать новые пути решения возникающих задач, а это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества и сообразительности.
  8. С помощью подвижных игр расширяются и углубляются представления об окружающей действительности и тренируют детей в ориентировке в пространстве. ( «Коршун и наседка», «Поймай комара» и д.р.)
  9. Замена реальных образов символами ( например «домик»- это веревочка на полу, обруч- «кочка» или «гнездо», ленточка- «дорожка» или «ручеек» и т.д: перенос значений в игре — путь к символическому мышлению.
  10. Подчинение правилам  игры – школа произвольного поведения и способствует появлению у детей логического мышления
  11. Подвижные игры дошкольников часто сопровождаются словами (стихами, речитативами). Слова раскрывают содержание игры, правила, объясняют, какое движение и как надо выполнить, являются сигналом для начала и окончания движений. Произнесение текста является отдыхом после интенсивных движений. Таким образом, в процессе подвижной игры появляется возможность для решения задач развития речи. Этому способствуют совершенствование функции дыхания, формирование фонематического слуха, формирование четкости артикуляции, автоматизация звуков, проговаривание речитативов подвижной игры.

         

Подвижные игры являются действенным средством и полноценного физического развития ребенка:

  1. Подвижные игры  влияют  на физическое развитие дошкольников, т. к. действуют на определенные мышечные группы ребенка, благодаря чему формируется мышечный корсет туловища, укрепляются своды стопы, формируется правильная осанка
  2. Во время игры происходит развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем, активизируются обменные процессы, развивается  двигательный аппарат
  3. Подвижные игры развивают физические качества. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели. А не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения
  4. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающих в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.

Таким образом, мы видим, что подвижные игры являются универсальным средством полноценного развития ребенка и применяются не только для физического развития, но и для оптимизации психических функций детей. Они помогают развавать у детей все психические процессы: восприятие, мышление, память, воображение. Развивать мыслительные операции: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.

Если подбирать подвижные игры методически грамотно, с учетом сензитивных периодов развития каких-либо сторон психики, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, то, процесс этот значительно упрощается. В частности, младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития действий восприятия, средний – памяти и внимания, старший дошкольный возраст – мышления.  Физическая активность дошкольника имеет первостепенное значение для протекания психических процессов. А методически грамотное распределение и проведение подвижных игр в режиме дня, в течение недели, на протяжении всего года поможет дошкольнику раскрыть свои двигательные способности и мобилизовать физические и психические силы.  Главная задача педагога – научить детей играть активно и самостоятельно, регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям, быстро принимать решения. Таким образом, играя, дошкольники обретут необходимые важные качества, формирующие гармонически развитую, активную личность.

 

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия». – 2003. – 368 с.
  2. Лесгафт П.Ф. Избранные труды./ Сост. И.Н.Решетень. – М.: Физкультура и спорт. – 1987. – 359 с.
  3. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/ под ред. Л.В.Шапковой. – СПб: «Детство – Пресс». – 2002. – 160 с.
  4.  Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по специальности №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и №2002 «Дошкол.

Воспитание». – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Просвещение. – 1984. – 208 с., ил.

5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна /Вступительная статья Д.И.Фельдштейна. 2-е изд. М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов информационно-компьютерных технологий с дошкольниками, имеющими задержку психического развития в условиях детского сада компенсирующего вида.

Использование компьютерных технологий в дошкольном образовании, с детьми имеющими задержку психического развития...

Консультация для родителей и воспитателей 1ёт "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Данную консультацию можно использовать как для родителей, так и для воспитателей в детском саду....

Взаимосвязь физического и психического развития дошкольников

На сегодняшний день в России лишь 10% детей от 3 до 7 лет являются практически здоровыми. Новорожденных с явными проявлениями патологии встречается до 70-80%. Каждый пятый ребенок в России р...

Двигательная активность детей - залог физического и психического развития дошкольников

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.     Здоровье является базовой ценностью и необходимым усл...

Консультация "Физическое развитие дошкольников в детском саду"

Данный материал будет полезен родителям дошкольников....

Двигательная активность детей - залог физического и психического развития дошкольников

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста.     Здоровье является базовой ценностью и необходимым усл...

Адаптация детей с задержкой психического развития к условиям детского сада.

Рекомендации воспитателям по организации деятельности детей в период адаптациик детскому саду...