Сообщение из опыта работы "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"
консультация по физкультуре на тему

Ребенок — существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения    Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен. Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры. Потребность в двигательной активности является врожденной.. Для детей бегать, прыгать, скакать, лазать – так же естественно и необходимо, как дышать, поэтому опираясь на это направление, я  повышаю  двигательную активность детей средствами  подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:

                       Сообщение из опыта работы

«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста  средствами подвижных игр».

                                                                            Инструктор по физкультуре Чернова У.Н

                                                                МАДОУ №29 «Сказка» г.Ковдор Мурманская обл

Одной из главных задач ФГОС ДО  является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А одно из составляющих здоровья – это двигательная активность, регулярные физические нагрузки.

 Объем физической активности  детей дошкольного возраста по данным последних исследований, составляет 25-30%  от рекомендуемого.. В  детском саду образовательный процесс, не связанный с усвоением образовательной области «Физическое развитие», чаще организован так, что подача новых знаний происходит на фоне незначительной  двигательной активности.

Ребенок — существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения    Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было известно с древних времен. Многие из народов, прославившихся совершенством своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры. Потребность в двигательной активности является врожденной.. Для детей бегать, прыгать, скакать, лазать – так же естественно и необходимо, как дышать, поэтому опираясь на это направление, я  повышаю  двигательную активность детей средствами  подвижных игр.

Ценность их в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений выполняемых в разных, меняющихся условиях. Большое количество движений сопровождается химическими процессами , которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ в организме, что способствует развитию мышц, костей, соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно, позвоночника.

 Целесообразно подобранные, с учётом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей подвижные игры, особенно игры на воздухе, способствуют оздоровлению, укреплению организма ребёнка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний. Увлечённые игрой, дети могут выполнять многократно одни и те же движения, не замечая усталости

а это развивает выносливость. Таким образом, активная двигательная деятельность игрового характера вызывает положительные эмоции, усиливает все физиологические процессы в организме, улучшает работу всех органов и систем.

       

 Двигательная активность детей в игре зависит от целого ряда условий: содержания игры, характера и интенсивности движений в ней, от организации и методики ее проведения, а также от подготовленности детей. Одной из  главных задач является поддержание в них достаточной активности всех детей, постепенное усложнение движений в соответствии с возрастными особенностями детей

 В своей работе я использую  разнообразные подвижные игры:

1. Элементарные игры:

а) сюжетного характера

Игры этого вида строю на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т.п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры. «Лохматый пес», «Гуси-лебеди», «Хитрая лиса»; «Бездомный заяц»,»Воробышки и автомобиль»

б) бессюжетные

 Бессюжетные игры провожу  типа ловишек, перебежек …эти игры очень близки к сюжетным — в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т.п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Поэтому такие игры постепенно  усложняю,  провожу их с более сложными заданиями.

в) игры-забавы

(физкультурные праздники, досуги). Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнований (с бегом,с прыжками,с ходьбой,с лазаньем)

 -аттракционы со специально создающимися условиями (прыжки в мешках, пронести воздушный шарик в ложке, приклей нос Буратино);

Следующие игры, которые я использую в работе это

2. Сложные игры:

а) спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол, бадминтон,  городки). их я применяю с упрощёнными правилами.

  По двигательному содержанию использую  

     - игры с ходьбой;

     - игры с бегом;

     - игры с лазанием;

     - игры с прыжками;

     - игры с метанием.

Так как  подвижные игры отличаются по интенсивности физической нагрузки, то я их провожу   с  высокой, средней и малой  степенью подвижности.

Игры малой подвижности

В играх малой подвижности   движения у детей  не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п)  «Золотые ворота», «Ниточка-иголочка», Третий лишний, «Съедобное-несъедобное», «Рыбак и рыбки» «Картошка» Летает – не летает», «Найди, где спрятано», «Море волнуется»).Дети при помощи таких игр снимают интенсивную физическую нагрузку, статическую утомленность, тревогу, напряженность.

Игры средней подвижности

Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению , Мышеловка»,, «Кошки-мышки», Вышибалы, «Лохматый пёс», «Гуси-лебеди», «Зайка беленький сидит», «Воробьи и вороны», «Хитрая лиса».

Игры большой подвижности

Двигательную  нагрузку в таких играх дети достигают за счет интенсивного бега, , подпрыгиваний,  быстрой смене движений, («Пятнашки», «Выше ноги от земли», «Ловишки с ленточкой» «Волк во рву»

Большое значение имеет целесообразная организация детей в игре.

Поэтому  в  подборе игр учитываю   состав и общее состояние  группы детей, время дня и года, погоду, имеющееся  оборудование. Стараюсь содержание игр подобрать так, чтобы оно  соответствовало  уровню развития и подготовленности играющих, было  доступным и интересным

Так например в младшем возрасте организую игры с более легкими правилами, где обязательно присутствует  художественный текст и сюжет, использую разнообразное яркое оборудование, беру на себя роль ведущего

Средний возраст
 Усложняю  условия игры (вношу  новые  атрибутов, правила)
 распределяю  роли среди детей, поручаю роль ведущего ребенку
Использую образные рассказы

В старшем возрасте
Использую  более сложные  движения, обращаю внимание на их качество
Ставлю  задачи для самостоятельного решения
Использую  игры с элементами соревнования, спортивные игры

 На примере одной игры, предлагаю  детям придумать варианты усложнения

правил

При проведении подвижных игр пользуюсь  следующей структурой  

  1. Сбор детей на игру

  2.Создание интереса

  3.Организация играющих, объяснение      

     игры

   4.Определение ведущего

   5.Проведение игры

   6.Окончание игры и подведение итогов

 

Подвижные игры – школа движений.

Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта, я их  усложняю

-Увеличиваю дозировку (повторность и общая продолжительность игры);

-Усложняю  двигательное содержание (воробышки из домика не выбегают, а выпрыгивают);

-Изменяю размещение играющих на площадке (ловишка не сбоку

площадки, а в середине);

- Меняю сигнал (вместо словесного звуковой или зрительный);

-Провожу  игру в нестандартных условиях ( в лесу во время походов, убегая от ловишки, можно повиснуть, обхватив ствол дерева руками и ногами);

-Усложняю правила (в старшей группе пойманных можно выручать; увеличивать число ловишек) и т.д.

Руководствуясь тем, что  при организации даже уже знакомой детям подвижной игры, необходимо преподносить ее  с большим эмоциональным откликом я   вношу   элемент новизны: новый атрибут,  изменения правил, новая считалочка и т.д.. Это позволяет вызывать у ребенка бодрую готовность и радостный отклик.. Дети хотят самостоятельно организовать подвижные игры.  Они  входя в образ, берут  на себя определенные  роли и поэтому более точно выполняют движения, становятся более активными. Таким образом, подвижные игры являются, хорошим подспорьем в деле повышения двигательной активности с целью оптимального развития детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ »

«Движение – это жизнь» сказал кто-то из мудрецов. С этой аксиомой жизни мы – взрослые люди - встречаемся ежедневно и на собственном опыте понимаем важность активного движения. Но не менее важно развив...

Презентация «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр».

Слайд 1Одной из главных задач ФГОС ДО  является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А одно из составляющих здо...

Методическая разработка "Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста."

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах....

Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...

Методическая тема : Подвижная игра, как средство повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста

В методической теме рассматривается предполагаемая работа по формированию и укреплению определенных физических навыков детей старшего и подготовительного возраста: укреплению мышц верхней части тела,с...