Статья "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижной игры"
статья по физкультуре

Иванова Елена Александровна

Данная статья познакомит с целью, задачами по данной теме. Подскажет,что необходимо при разработке вариантов подвижных игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижной игры

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Одну из главных ролей при этом играет своевременное и правильно организованное физическое воспитание. Одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.

Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах. Для ребенка нет ничего более увлекательного, чем игра: в игре он может удовлетворить свою потребность в движении, в деятельности. Важная особенность подвижной игры заключается в большой свободе действий, меньшей регламентации движений, чем это принято при традиционных занятиях физическими упражнениями. Подвижные игры оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения. Увлеченный игрой, ребенок забывает о своих маленьких огорчениях, весело и дружно играет со сверстниками.

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве. Дети согласовывают свои движения с движениями других играющих, находят свое место в колонне, в кругу, не мешая другим. По сигналу быстро убегают или меняют место на игровой площадке или в зале и т. п. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.

Работая над этой темой необходимо ставить цель: укреплять здоровье детей с помощью подвижных игр; формировать двигательные умения и навыки, развивать двигательные способности.

Для достижения цели ставить перед собой следующие задачи – научить детей играть активно и самостоятельно;

 - формировать правильное отношение к подвижной игре;

 - способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности с индивидуальными особенностями;

 - вести борьбу с эгоизмом, несправедливостью;

 - способствовать в процессе игры двигательным действиям, развитию эмоциональной сферы.

При планировании игр обязательно учитываю, развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.

Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, необходимо изготовить пособия: цветные дуги разной высоты, цветные дорожки разной длины, сачки, лопаточки и т.д.

Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, приучаются дети действовать в соответствии с правилами игры. Выполнение этих задач, прежде всего, зависит от нас, от того, насколько мы сумели заинтересовать детей игрой. Поэтому объяснять игру нужно эмоционально и выразительно и принимать непосредственное участие в игре, проявлять заинтересованность действиями детей. Все это помогает создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждает детей к активным действиям, вызывает желание повторять движения снова и снова. При проведении подвижных игр можно использовать такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Требования по качеству выполнения движений повышать с учетом возраста детей.

При разработке вариантов подвижных игр предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., позволяет с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению. Так, в игре «Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимали гнезда-обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, бревно, на перекладину лесенки и т. д.).

Для реализации поставленных задач в нашем детском саду имеются все необходимые условия: отдельно оборудованный спортивный зал, Оборудование в зале размещено так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячом и других движений. Дети в достаточном количестве обеспечены мячами, лентами, кеглями, кубиками, обручами, гантелями, игрушками, палками, стимулирующими двигательную активность. Расположение спортивного инвентаря тоже строго продумано.

Для проведения подвижных игр на свежем воздухе у нас оборудована спортивная площадка.

В каждой группе имеются атрибуты и спортивный инвентарь для проведения подвижных игр (мячи, скакалки, кубики, погремушки и т. д.).

Используемая литература:

Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Младшая группа. Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Средняя группа.

Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Старшая группа.

Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Старшая группа.

Л. И. Пензулаева Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа.

Л. И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет.

Л.И. Пензулаева Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для занятий с детьми 3-7 лет.

Э. Я. Степаненкова Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет.

М. М. Борисова Малоподвижные игрыи игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет.

Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет/ Авт. -сост. Э. Я. Степанькова.

Алябьева Е. А. Не скучная гимнастика. Тематическая утренняя зарядка для детей 5-7 лет.

Бабенкова Е. А., Параничева Т. М. Подвижные игры на прогулке.

Вавилова «Развитие основных движений у детей 3-7 лет»

ГлазыринаЛ. Д. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ »

«Движение – это жизнь» сказал кто-то из мудрецов. С этой аксиомой жизни мы – взрослые люди - встречаемся ежедневно и на собственном опыте понимаем важность активного движения. Но не менее важно развив...

Сообщение из опыта работы "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"

Ребенок — существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения    Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего ...

Презентация «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр».

Слайд 1Одной из главных задач ФГОС ДО  является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». А одно из составляющих здо...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста средствами подвижных игр"

В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. потребность в двигательной активности является врожденной. Е.П. Ильин отмечает, что в каждом ребенке заложена неуемная по...

Презентация на тему: " Организация двигательной активности детей дошкольного возраста посредством подвижных игр"

Презентация на тему: " Организация двигательной активности детей дошкольного возраста посредством подвижных...

«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста через подвижные игры»

laquo;Развитие двигательной активности детей дошкольного возрастачерез подвижные игры»...