Создание банка информации по темам недели с помощью ментальных карт
презентация по физкультуре на тему

Кулагина Ирина Викторовна

Слайд №1 При традиционном способе записи информации мы делаем длинный список с подпунктами и пояснениями. Используем текст с заголовками, списки, таблицы и схемы. И даже эти простые вещи не всегда помогают собрать мысли в кучу и сосредоточиться. Почему так происходит?

 Мы воспринимаем тексты с помощью левого полушария мозга, правое же отзывается на картинки и образы. Пытаясь для запоминания пользоваться только текстом, мы почти вполовину уменьшаем наши способности воспринимать и запоминать.

Мы привыкли записывать свои мысли линейно (сплошным текстом). У такого способа есть существенные недостатки: Слайд №2

•        Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся.

•        В таком тексте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

•        Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Слайд №3 Тони Бьюзен предлагает нам перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт.

Слайд №4 Цель создания ментальной карты – упорядочить информацию, получить целостную картину. Слайд №5

Слайд №6 При создании ментальной карты применяются такие приемы, как:

 • использование цветов и графических изображений;

 • использование аббревиатур;

 • использование условных обозначений и т.д.

Тони Бьюзен разработал целый свод правил по созданию ментальных карт, служащих для того, чтобы карты были красивыми и эффективными, задействовали весь потенциал мозга для работы с информацией.

Слайд №7 Правила создания ментальных карт.

1.      Какая бумага подходит для создания ментальных карт?

Удобнее всего рисовать на формате А4 (не большой, не маленький). Расположение горизонтальное, цвет бумаги - белый.

2.      Какой должен быть стиль ментальной карты?

          Стиль карты важно сделать запоминающимся! Для этого можно использовать юмор, нестандартность (большое делаем маленьким, маленькое большим и т.д.) На ментальных картах можно и нужно рисовать смешные рожицы, выстраивать развилки и уровни, приклеивать картинки, добавлять краски, писать самые оригинальные и необычные словосочетания. Задача ментальной карты – отображать не строгую научную деятельность, а процесс вашего мышления и творчества. Поэтому хорошо все то, что подсказывает вам интуиция, что будет вызывать у вас эмоциональный отклик. Такую информацию вашему мозгу легко воспринимать и вспоминать впоследствии. Используя ментальные карты, можно быстро оценить и уловить структуру вашей задачи. С практикой появится собственный неповторимый стиль. Важно, чтобы, в первую очередь, ментальная карта нравилась вам самим.

3. В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания. Самое главное вы размещаете в центре. Именно сюда будет направлен фокус вашего внимания.

4. От центра исходят основные ветви с подписями — они означают главные разделы карты. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви. Не больше одного-двух слов на ветке. Это позволяет расширить возможности потока ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбирать ключевые, 1-2 слова, увидев которые, вы сможете вспомнить всю картину целиком. Слайд №8

5. Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие. На расходящихся ветках вы отмечаете ключевые слова, эти слова должны вызывать у вас эмоции. Не нужно стараться создать логическую структуру, идите за своими ассоциациями и позвольте разгуляться фантазии. От каждой ветки отходят новые ассоциации. Эти новые связи называются ветками второго уровня. Ментальную карту можно расширять практически бесконечно, но психологи рекомендуют составлять не более 4-х уровней для удобства восприятия.

6. Линии и связи в ментальной карте.

          Чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. Линии также призваны показывать значимость, последовательность и связи  одного блока информации с другой. Для указания связи используем стрелки.

7. Лучше использовать крупные печатные буквы. Печатные буквы проще читать.

8. Экспериментируйте с различным визуальным оформлением — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки

                  Используем разнообразные цвета и текстовыделитель для выделения объектов информации и лучшего последующего их запоминания.  С цветами надо быть аккуратнее, иногда больше не значит лучше, помним о целостном восприятии и соотношениях цвета. Если ментальная карта будет пестреть 20-30 разными оттенками, получится какофония и целостное восприятие нарушится. Используйте различные по виду картинки, меняйте размер шрифта, масштаб. Однообразие неинтересно, и не привлекает внимание.

9. Вырабатывайте свой собственный стиль в рисовании ментальных карт – чем более индивидуальной будет ваша карта, тем лучше она будет для вас работать. Слайд №9 Примеры ментальных карт

Слайд №10

Создавая ментальную карту - в центре  располагаем визуальный образ «Важное». Мы будем рассматривать тему недели . Основные ветки можно определить как:

Слайд №11

 «Действия» - что я делаю для достижения результата? 

Слайд №12

 «Улучшение» - что можно добавить или изменить, чтобы действие было воплощено в жизнь?(информация, реальные предметы,  видео записи, аудио записи, иллюстрации, игрушки-модели

Слайд №13

4) «Сейчас» - что конкретно, уже сейчас, я начну делать для достижения результата ?

Обращайте внимание на форму получившейся ментальной карты — она многое выражает. Цельная, крепкая, живая форма показывает, что вы хорошо разобрались в теме. Бывает и так, что все ветви карты получились красивые, а одна – какая-то корявая и путаная. Это верный признак того, что этой части следует уделить дополнительное внимание – она может быть ключом к теме или слабым местом в ее понимании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mentalnye_karty.pptx2.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание банка информации по темам недели с помощью ментальных карт

Слайд 2

Недостатки традиционного способа записи информации : Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. • В таком тексте трудно выделить главное. • Время при такой записи расходуется очень неэффективно .

Слайд 3

Ментальные карты ( Mind maps ) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Слайд 4

Цель создания ментальной карты: Упорядочить информацию, получить целостную картину

Слайд 5

Ментальные карты еще по другому называются : картами ума, интеллект-картами , картами знаний, мыслительными картами, картами структурирования информации, картами головы.

Слайд 6

Приемы используемые при создании ментальных карт : использование цветов и графических изображений; использование аббревиатур; использование условных обозначений и т.д.

Слайд 7

Правила создания ментальных карт : 1. Белый лист бумаги формата А4 ; 2. Стиль карты важно сделать запоминающимся ! 3. В центре располагается образ все проблемы/задачи/области знания . 4 . От центра исходят основные ветви с подписями — они означают главные разделы карты.

Слайд 8

Правила создания ментальных карт : 5 . Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие. 6. Чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. 7. .Лучше использовать крупные печатные буквы . 8. Экспериментируйте с различным визуальным оформлением — форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки. 9. Вырабатывайте свой собственный стиль в рисовании ментальных карт

Слайд 9

Ментальная карта

Слайд 10

Ментальная карта

Слайд 11

Ментальная карта Действия Действия Действия Действия Важное Улучшение Улучшение Сейчас Сейчас Сейчас Улучшение Улучшение Сейчас

Слайд 12

Ментальная карта Тема недели

Слайд 13

Продемонстрирую Найду Ментальная карта Разработаю Просмотрю Подберу Прослушаю Тема недели

Слайд 14

Продемонстрирую Найду Ментальная карта Разработаю Просмотрю Подберу Прослушаю Тема недели

Слайд 15

Продемонстрирую Покажу в реальной жизни Ментальная карта Альбомы для рассматри - вания Разработаю Просмотрю Подберу Прослушаю Тема недели Песни Аудио сказки Конспекты Сценарии Описание проекта Планы Картотеки Мультфильмы Видео ролики Презентации Звуки Звуковые эффекты Сюжет. картинки Плакаты Маски Раскраски Муляжи Игрушки- модели Реальные вещи Реальные предметы

Слайд 16

Продемонстрирую Покажу в реальной жизни 2 младшая группа Разработаю Просмотрю Подберу Прослушаю Здоровье ЗОЖ Зимние спортивные игры на улице 1. «Хочу быть силачом» 2. «Буль-буль водичка» 1. «Сказка о здоровом образе жизни» 2. Развлечение «Зимнее путешествие» 3. Сказка о том. Как вернулся к мишке сон» 4. к. Чуковский « Мойдодыр » 5. Потешка «Мы гулять идем» 6. Конспект «витамины и здоровье» 3. «Чистюля» 2. Девочка чумазая, девочка аккуратная 3. «Дети моют руки» 1. Игра «Режим дня» Мультфильм « Мойдодыр »

Слайд 17

Продемонстрирую Покажу в реальной жизни Средняя группа Разработаю Просмотрю Подберу Прослушаю Здоровье 1. «Спортивный вальс» Конспект «Сохрани свое здоровье» Конспект «Путешествие в страну здоровья» 3. «Надо –надо умываться по утрам и вечерам» 2.Уход за зубами» 1. Папка передвижка «здоровье детских зубов» С/ р игра «Стоматологическая поликлиника» «Больница» 3. Игра «Здоровые зубы» Мультфильмы: Как чистить зубы детям» «Легенда о зубном королевстве» «Зачем чистить зубы?»

Слайд 18

Продемонстрирую Покажу в реальной жизни Старшая группа Разработаю Просмотрю Подберу Прослушаю Здоровье Что это такое? Весна здоровье «Мы всех зовем на стадион» 2. «Веселая зарядка» Проекты «Волшебная книга здоровья» «Я и мое тело» Картотека «Оздоровительные игры» 1 Валеологические знаки «Оказание первой медицинской помощи» Папка передвижка «Игры которые лечат» Плакаты«Правила личной гигиены». «средства личной гигиены» С/ р игра «Первая помощь» «Гимнастика для глаз» 2. Если хочешь быть здоров» Мультфильмы: «Ваше здоровье» «Митя и микроб» «Про трусливого бегемота и прививке» «Ежик и здоровье» «Мультик о здоровье»

Слайд 19

Продемонстрирую Покажу в реальной жизни Подготовительная группа Разработаю Просмотрю Подберу Прослушаю Здоровье Что полезно, что вредно? Уроки Айболита Уроки Мойдодыра «Мы всех зовем на стадион» 2. «Веселая зарядка» Стихотворение Р. Сеф «Сахар» В. Лунин «Кто с чем дружит» Н. Кончаловская «Показал садовод» Конспект «Фрукты, овощи, - всегда для нас полезная еда» 1. Плакаты Витамины «А, В, С,Д,Е », белки. Жиры, углеводы «Здоровое питание» Мультик «История Феи Витаминки » Мультик «Приключения Тани и Вани в стране продуктов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ментальная карта по теме "Всемирный день приветствий"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта по теме "Книга"

Материал по всем образовательным областям....

Ментальная карта по теме "Реклама"

Материал по всем образовательным областям....

Тема недели, в помощь родителям.

Рекомендации для родителей....

Тема недели, в помощь родителям.

Рекомендации для родителей....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада»

Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В данной консультации описано, ...

Создание ментальных карт

Для творческих и ищущих что-то новое педагогов...