Главные вкладки

    Дыхательная гимнастика для детей Консультация для родителей
    учебно-методический материал по физкультуре (младшая группа) на тему

    Крошкина Лариса Владимировна

    Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.

    Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке.

    На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дыхательная гимнастика как одна из основных форм физического воспитания детей


    Дыхание является важнейшей функцией организма. Это единственная вегетативная функция, на которую человек с легкостью воздействует произвольно, влияя тем самым на различные физиологические системы. Это объясняется тем, что в полости носа расположено большое количество рефлексогенных зон, которые раздражаются струей выдыхаемого воздуха, поддерживая в тонусе многие органы и системы организма.

    Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

    От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

    Существует два вида дыхания: брюшное и грудное. Очень важно обучить детей правильному, полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и втягивал живот. Это одна из основных форм физического воспитания детей. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения необходимо с самого раннего возраста.

    Вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких. А легкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

    Нужно приучить ребенка к дыханию через нос. Это самое целесообразное дыхание. Необходимо показать как нужно втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания.

    Для того, чтобы научить ребенка правильно дышать, сначала надо научить ребенка правильно сморкаться. Сморкаться - не значит дуть носом в платок. Нужно прочищать одну ноздрю за другой. Закройте ребенку правую ноздрю-пусть дышит левой, и наоборот. Когда сжимаешь обе ноздри сразу, слизистые выделения подаются назад и могут попасть в евстахиеву трубу, что вызывает воспаление среднего уха.

    Цели дыхательных упражнений: Формировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох; Учить контролировать время выдоха, расходовать экономно воздух;

    Важно соблюдать следующие правила:

    Выдыхать очень плавно и только через рот;

    Выдоху должен предшествовать глубокий вдох через нос или рот (набрать полную грудь воздуха);

    Необходимо контролировать время проведения дыхательных упражнений, так как они могут утомить малыша и вызвать головокружение.

    Ознакомление с дыхательной гимнастикой детей важно и при обучении плаванию.

    Перед выполнением упражнений необходимо позаботиться о создании условий:

    Ребенок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы).

    Одежда не должна стеснять движений грудной клетки.

    Упражнения выполняются в хорошо проветренной комнате.

    Существует много методик обучения дыхательным упражнениям (Бутейко, Стрельниковой) и множество комплексов дыхательной гимнастики.

    Основы культуры дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Развивать дыхательный аппарат ребенка можно и нужно через игру. Игра с розой, одуванчиком поможет понять, что такое дыхание, даже очень маленькому ребенку. Дайте ему понюхать цветок розы. Ребенок должен закрыть рот и развернуть ноздри во время дыхания. Многие дети сопят, вместо того, чтобы нюхать: они приклеивают свои ноздри, а это как раз обратное тому, что надо делать. Затем дайте ребенку подуть на одуванчик. Объясните ему, что когда он дует ртом, улетают зернышки-парашютики. Затем покажите, что такого же результата можно добиться, если дуть носом. Можно предложить малышу задуть свечу, создать ураган, разбросав дыханием мелкие кусочки бумаги, перышки. Задания постепенно усложняются. Сначала упражнения выполняются ртом, затем носом, потом одной ноздрей (другую ребенок зажимает большим пальцем).

    Всех детей веселят мыльные пузыри, в то же время пускать их-прекрасное упражнение. Выходя на прогулку, предложите детям понюхать воздух, вдохнуть его в себя медленно, а затем еще медленней выдохнуть до конца и через нос.

    При разработке комплексов дыхательной гимнастики важно учитывать:

    Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

    Доступную степень сложности для детей разного возраста;

    Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей.

    С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

    На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются некоторые упражнения по дыхательной гимнастике. Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физзанятие (в помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении).

    Что касается нашей группы. Известно, что дети одного возраста развиваются по разному, а у нас группа разновозрастная. Поэтому вся работа строится в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Для начала мы решили подобрать комплекс упражнений по дыхательной гимнастике, исходя из степени физического развития детей. Учитывая, что и возраст, и развитие детей совершенно неодинаковы, мы начали с простейших упражнений: Это выработка брюшного дыхания; задержка дыхания на 3-4 секунды; плавный выдох, глубокий вдох через нос, вдох попеременно одной и другой ноздрей. Каждому ребенку была показана точная техника выполнения упражнения, но начинать разрешалось с упрощенной формы выполнения. Каждое движение-упражнение повторялось и отрабатывалось по несколько раз, т. е. до полного усвоения большей частью детей. Очень понравились детям упражнения на укрепление носовой полости-это постукивание –поколачивание по одной и другой ноздре, ввинчивающие движения пальцев по боковым поверхностям носа.

    После поэтапного освоения всех движений дыхательную гимнастику начали проводить в комплексе. Но индивидуальная работа проводится со всеми детьми, потому как усвоение совершенно разное.

    Параллельно первому комплексу мы разучиваем упражнения, обладающие укрепляющим и восстанавливающим действием. Это дыхательная гимнастика для малышей., состоящая из 4-х дыхательных упражнений, так же направленных на развитие и укрепление здоровья детей.

    Для последующей работы в данном направлении мы подготовили еще один комплекс, задачей которого является укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

    Все три комплекса необходимо чередовать или варьировать, но это пока оставим на будущее, а пока мы малыши и все дыхательные упражнения выполняем с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.

    Когда мы этим всем занимаемся? Отдельные упражнения включаем в утреннюю гимнастику, например, упражнение «мы считаем»«корова». После сна проводим комплекс дыхательных упражнений в качестве профилактики от простудных заболеваний, которые очень актуальны в прохладное время года. И на физкультурных занятиях вместо общеразвивающих упражнений проводим некоторые упражнения на развитие правильного дыхания: «к нам залетел теплый ветер»«подул холодный ветер»«к нам прилетела пчела»«очищающее дыхание». Последнее упражнение применяется в начале и в конце любого оздоровительного комплекса, т. к. снимает напряжение.



    Предварительный просмотр:

    Дыхательная гимнастика как одна из основных форм физического воспитания детей


    Дыхание является важнейшей функцией организма. Это единственная вегетативная функция, на которую человек с легкостью воздействует произвольно, влияя тем самым на различные физиологические системы. Это объясняется тем, что в полости носа расположено большое количество рефлексогенных зон, которые раздражаются струей выдыхаемого воздуха, поддерживая в тонусе многие органы и системы организма.

    Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

    От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

    Существует два вида дыхания: брюшное и грудное. Очень важно обучить детей правильному, полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и втягивал живот. Это одна из основных форм физического воспитания детей. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения необходимо с самого раннего возраста.

    Вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких. А легкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

    Нужно приучить ребенка к дыханию через нос. Это самое целесообразное дыхание. Необходимо показать как нужно втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания.

    Для того, чтобы научить ребенка правильно дышать, сначала надо научить ребенка правильно сморкаться. Сморкаться - не значит дуть носом в платок. Нужно прочищать одну ноздрю за другой. Закройте ребенку правую ноздрю-пусть дышит левой, и наоборот. Когда сжимаешь обе ноздри сразу, слизистые выделения подаются назад и могут попасть в евстахиеву трубу, что вызывает воспаление среднего уха.

    Цели дыхательных упражнений: Формировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох; Учить контролировать время выдоха, расходовать экономно воздух;

    Важно соблюдать следующие правила:

    Выдыхать очень плавно и только через рот;

    Выдоху должен предшествовать глубокий вдох через нос или рот (набрать полную грудь воздуха);

    Необходимо контролировать время проведения дыхательных упражнений, так как они могут утомить малыша и вызвать головокружение.

    Ознакомление с дыхательной гимнастикой детей важно и при обучении плаванию.

    Перед выполнением упражнений необходимо позаботиться о создании условий:

    Ребенок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы).

    Одежда не должна стеснять движений грудной клетки.

    Упражнения выполняются в хорошо проветренной комнате.

    Существует много методик обучения дыхательным упражнениям (Бутейко, Стрельниковой) и множество комплексов дыхательной гимнастики.

    Основы культуры дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Развивать дыхательный аппарат ребенка можно и нужно через игру. Игра с розой, одуванчиком поможет понять, что такое дыхание, даже очень маленькому ребенку. Дайте ему понюхать цветок розы. Ребенок должен закрыть рот и развернуть ноздри во время дыхания. Многие дети сопят, вместо того, чтобы нюхать: они приклеивают свои ноздри, а это как раз обратное тому, что надо делать. Затем дайте ребенку подуть на одуванчик. Объясните ему, что когда он дует ртом, улетают зернышки-парашютики. Затем покажите, что такого же результата можно добиться, если дуть носом. Можно предложить малышу задуть свечу, создать ураган, разбросав дыханием мелкие кусочки бумаги, перышки. Задания постепенно усложняются. Сначала упражнения выполняются ртом, затем носом, потом одной ноздрей (другую ребенок зажимает большим пальцем).

    Всех детей веселят мыльные пузыри, в то же время пускать их-прекрасное упражнение. Выходя на прогулку, предложите детям понюхать воздух, вдохнуть его в себя медленно, а затем еще медленней выдохнуть до конца и через нос.

    При разработке комплексов дыхательной гимнастики важно учитывать:

    Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

    Доступную степень сложности для детей разного возраста;

    Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей.

    С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

    На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются некоторые упражнения по дыхательной гимнастике. Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физзанятие (в помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении).

    Что касается нашей группы. Известно, что дети одного возраста развиваются по разному, а у нас группа разновозрастная. Поэтому вся работа строится в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Для начала мы решили подобрать комплекс упражнений по дыхательной гимнастике, исходя из степени физического развития детей. Учитывая, что и возраст, и развитие детей совершенно неодинаковы, мы начали с простейших упражнений: Это выработка брюшного дыхания; задержка дыхания на 3-4 секунды; плавный выдох, глубокий вдох через нос, вдох попеременно одной и другой ноздрей. Каждому ребенку была показана точная техника выполнения упражнения, но начинать разрешалось с упрощенной формы выполнения. Каждое движение-упражнение повторялось и отрабатывалось по несколько раз, т. е. до полного усвоения большей частью детей. Очень понравились детям упражнения на укрепление носовой полости-это постукивание –поколачивание по одной и другой ноздре, ввинчивающие движения пальцев по боковым поверхностям носа.

    После поэтапного освоения всех движений дыхательную гимнастику начали проводить в комплексе. Но индивидуальная работа проводится со всеми детьми, потому как усвоение совершенно разное.

    Параллельно первому комплексу мы разучиваем упражнения, обладающие укрепляющим и восстанавливающим действием. Это дыхательная гимнастика для малышей., состоящая из 4-х дыхательных упражнений, так же направленных на развитие и укрепление здоровья детей.

    Для последующей работы в данном направлении мы подготовили еще один комплекс, задачей которого является укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

    Все три комплекса необходимо чередовать или варьировать, но это пока оставим на будущее, а пока мы малыши и все дыхательные упражнения выполняем с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.

    Когда мы этим всем занимаемся? Отдельные упражнения включаем в утреннюю гимнастику, например, упражнение «мы считаем»«корова». После сна проводим комплекс дыхательных упражнений в качестве профилактики от простудных заболеваний, которые очень актуальны в прохладное время года. И на физкультурных занятиях вместо общеразвивающих упражнений проводим некоторые упражнения на развитие правильного дыхания: «к нам залетел теплый ветер»«подул холодный ветер»«к нам прилетела пчела»«очищающее дыхание». Последнее упражнение применяется в начале и в конце любого оздоровительного комплекса, т. к. снимает напряжение.



    Предварительный просмотр:

    Дыхательная гимнастика как одна из основных форм физического воспитания детей


    Дыхание является важнейшей функцией организма. Это единственная вегетативная функция, на которую человек с легкостью воздействует произвольно, влияя тем самым на различные физиологические системы. Это объясняется тем, что в полости носа расположено большое количество рефлексогенных зон, которые раздражаются струей выдыхаемого воздуха, поддерживая в тонусе многие органы и системы организма.

    Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

    От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

    Существует два вида дыхания: брюшное и грудное. Очень важно обучить детей правильному, полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и втягивал живот. Это одна из основных форм физического воспитания детей. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения необходимо с самого раннего возраста.

    Вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких. А легкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

    Нужно приучить ребенка к дыханию через нос. Это самое целесообразное дыхание. Необходимо показать как нужно втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания.

    Для того, чтобы научить ребенка правильно дышать, сначала надо научить ребенка правильно сморкаться. Сморкаться - не значит дуть носом в платок. Нужно прочищать одну ноздрю за другой. Закройте ребенку правую ноздрю-пусть дышит левой, и наоборот. Когда сжимаешь обе ноздри сразу, слизистые выделения подаются назад и могут попасть в евстахиеву трубу, что вызывает воспаление среднего уха.

    Цели дыхательных упражнений: Формировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох; Учить контролировать время выдоха, расходовать экономно воздух;

    Важно соблюдать следующие правила:

    Выдыхать очень плавно и только через рот;

    Выдоху должен предшествовать глубокий вдох через нос или рот (набрать полную грудь воздуха);

    Необходимо контролировать время проведения дыхательных упражнений, так как они могут утомить малыша и вызвать головокружение.

    Ознакомление с дыхательной гимнастикой детей важно и при обучении плаванию.

    Перед выполнением упражнений необходимо позаботиться о создании условий:

    Ребенок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы).

    Одежда не должна стеснять движений грудной клетки.

    Упражнения выполняются в хорошо проветренной комнате.

    Существует много методик обучения дыхательным упражнениям (Бутейко, Стрельниковой) и множество комплексов дыхательной гимнастики.

    Основы культуры дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Развивать дыхательный аппарат ребенка можно и нужно через игру. Игра с розой, одуванчиком поможет понять, что такое дыхание, даже очень маленькому ребенку. Дайте ему понюхать цветок розы. Ребенок должен закрыть рот и развернуть ноздри во время дыхания. Многие дети сопят, вместо того, чтобы нюхать: они приклеивают свои ноздри, а это как раз обратное тому, что надо делать. Затем дайте ребенку подуть на одуванчик. Объясните ему, что когда он дует ртом, улетают зернышки-парашютики. Затем покажите, что такого же результата можно добиться, если дуть носом. Можно предложить малышу задуть свечу, создать ураган, разбросав дыханием мелкие кусочки бумаги, перышки. Задания постепенно усложняются. Сначала упражнения выполняются ртом, затем носом, потом одной ноздрей (другую ребенок зажимает большим пальцем).

    Всех детей веселят мыльные пузыри, в то же время пускать их-прекрасное упражнение. Выходя на прогулку, предложите детям понюхать воздух, вдохнуть его в себя медленно, а затем еще медленней выдохнуть до конца и через нос.

    При разработке комплексов дыхательной гимнастики важно учитывать:

    Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

    Доступную степень сложности для детей разного возраста;

    Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей.

    С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

    На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются некоторые упражнения по дыхательной гимнастике. Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физзанятие (в помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении).

    Что касается нашей группы. Известно, что дети одного возраста развиваются по разному, а у нас группа разновозрастная. Поэтому вся работа строится в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Для начала мы решили подобрать комплекс упражнений по дыхательной гимнастике, исходя из степени физического развития детей. Учитывая, что и возраст, и развитие детей совершенно неодинаковы, мы начали с простейших упражнений: Это выработка брюшного дыхания; задержка дыхания на 3-4 секунды; плавный выдох, глубокий вдох через нос, вдох попеременно одной и другой ноздрей. Каждому ребенку была показана точная техника выполнения упражнения, но начинать разрешалось с упрощенной формы выполнения. Каждое движение-упражнение повторялось и отрабатывалось по несколько раз, т. е. до полного усвоения большей частью детей. Очень понравились детям упражнения на укрепление носовой полости-это постукивание –поколачивание по одной и другой ноздре, ввинчивающие движения пальцев по боковым поверхностям носа.

    После поэтапного освоения всех движений дыхательную гимнастику начали проводить в комплексе. Но индивидуальная работа проводится со всеми детьми, потому как усвоение совершенно разное.

    Параллельно первому комплексу мы разучиваем упражнения, обладающие укрепляющим и восстанавливающим действием. Это дыхательная гимнастика для малышей., состоящая из 4-х дыхательных упражнений, так же направленных на развитие и укрепление здоровья детей.

    Для последующей работы в данном направлении мы подготовили еще один комплекс, задачей которого является укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

    Все три комплекса необходимо чередовать или варьировать, но это пока оставим на будущее, а пока мы малыши и все дыхательные упражнения выполняем с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.

    Когда мы этим всем занимаемся? Отдельные упражнения включаем в утреннюю гимнастику, например, упражнение «мы считаем»«корова». После сна проводим комплекс дыхательных упражнений в качестве профилактики от простудных заболеваний, которые очень актуальны в прохладное время года. И на физкультурных занятиях вместо общеразвивающих упражнений проводим некоторые упражнения на развитие правильного дыхания: «к нам залетел теплый ветер»«подул холодный ветер»«к нам прилетела пчела»«очищающее дыхание». Последнее упражнение применяется в начале и в конце любого оздоровительного комплекса, т. к. снимает напряжение.



    Предварительный просмотр:

    Дыхательная гимнастика как одна из основных форм физического воспитания детей


    Дыхание является важнейшей функцией организма. Это единственная вегетативная функция, на которую человек с легкостью воздействует произвольно, влияя тем самым на различные физиологические системы. Это объясняется тем, что в полости носа расположено большое количество рефлексогенных зон, которые раздражаются струей выдыхаемого воздуха, поддерживая в тонусе многие органы и системы организма.

    Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.

    От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

    Существует два вида дыхания: брюшное и грудное. Очень важно обучить детей правильному, полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и втягивал живот. Это одна из основных форм физического воспитания детей. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребенка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения необходимо с самого раннего возраста.

    Вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких. А легкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

    Нужно приучить ребенка к дыханию через нос. Это самое целесообразное дыхание. Необходимо показать как нужно втягивать живот и сокращать его мышцы во время дыхания.

    Для того, чтобы научить ребенка правильно дышать, сначала надо научить ребенка правильно сморкаться. Сморкаться - не значит дуть носом в платок. Нужно прочищать одну ноздрю за другой. Закройте ребенку правую ноздрю-пусть дышит левой, и наоборот. Когда сжимаешь обе ноздри сразу, слизистые выделения подаются назад и могут попасть в евстахиеву трубу, что вызывает воспаление среднего уха.

    Цели дыхательных упражнений: Формировать у ребенка сильный плавный ротовой выдох; Учить контролировать время выдоха, расходовать экономно воздух;

    Важно соблюдать следующие правила:

    Выдыхать очень плавно и только через рот;

    Выдоху должен предшествовать глубокий вдох через нос или рот (набрать полную грудь воздуха);

    Необходимо контролировать время проведения дыхательных упражнений, так как они могут утомить малыша и вызвать головокружение.

    Ознакомление с дыхательной гимнастикой детей важно и при обучении плаванию.

    Перед выполнением упражнений необходимо позаботиться о создании условий:

    Ребенок должен хорошо прочистить нос (если нос забит, то упражнения не принесут никакой пользы).

    Одежда не должна стеснять движений грудной клетки.

    Упражнения выполняются в хорошо проветренной комнате.

    Существует много методик обучения дыхательным упражнениям (Бутейко, Стрельниковой) и множество комплексов дыхательной гимнастики.

    Основы культуры дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Развивать дыхательный аппарат ребенка можно и нужно через игру. Игра с розой, одуванчиком поможет понять, что такое дыхание, даже очень маленькому ребенку. Дайте ему понюхать цветок розы. Ребенок должен закрыть рот и развернуть ноздри во время дыхания. Многие дети сопят, вместо того, чтобы нюхать: они приклеивают свои ноздри, а это как раз обратное тому, что надо делать. Затем дайте ребенку подуть на одуванчик. Объясните ему, что когда он дует ртом, улетают зернышки-парашютики. Затем покажите, что такого же результата можно добиться, если дуть носом. Можно предложить малышу задуть свечу, создать ураган, разбросав дыханием мелкие кусочки бумаги, перышки. Задания постепенно усложняются. Сначала упражнения выполняются ртом, затем носом, потом одной ноздрей (другую ребенок зажимает большим пальцем).

    Всех детей веселят мыльные пузыри, в то же время пускать их-прекрасное упражнение. Выходя на прогулку, предложите детям понюхать воздух, вдохнуть его в себя медленно, а затем еще медленней выдохнуть до конца и через нос.

    При разработке комплексов дыхательной гимнастики важно учитывать:

    Эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

    Доступную степень сложности для детей разного возраста;

    Степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей.

    С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

    На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются некоторые упражнения по дыхательной гимнастике. Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физзанятие (в помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении).

    Что касается нашей группы. Известно, что дети одного возраста развиваются по разному, а у нас группа разновозрастная. Поэтому вся работа строится в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

    Для начала мы решили подобрать комплекс упражнений по дыхательной гимнастике, исходя из степени физического развития детей. Учитывая, что и возраст, и развитие детей совершенно неодинаковы, мы начали с простейших упражнений: Это выработка брюшного дыхания; задержка дыхания на 3-4 секунды; плавный выдох, глубокий вдох через нос, вдох попеременно одной и другой ноздрей. Каждому ребенку была показана точная техника выполнения упражнения, но начинать разрешалось с упрощенной формы выполнения. Каждое движение-упражнение повторялось и отрабатывалось по несколько раз, т. е. до полного усвоения большей частью детей. Очень понравились детям упражнения на укрепление носовой полости-это постукивание –поколачивание по одной и другой ноздре, ввинчивающие движения пальцев по боковым поверхностям носа.

    После поэтапного освоения всех движений дыхательную гимнастику начали проводить в комплексе. Но индивидуальная работа проводится со всеми детьми, потому как усвоение совершенно разное.

    Параллельно первому комплексу мы разучиваем упражнения, обладающие укрепляющим и восстанавливающим действием. Это дыхательная гимнастика для малышей., состоящая из 4-х дыхательных упражнений, так же направленных на развитие и укрепление здоровья детей.

    Для последующей работы в данном направлении мы подготовили еще один комплекс, задачей которого является укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

    Все три комплекса необходимо чередовать или варьировать, но это пока оставим на будущее, а пока мы малыши и все дыхательные упражнения выполняем с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.

    Когда мы этим всем занимаемся? Отдельные упражнения включаем в утреннюю гимнастику, например, упражнение «мы считаем»«корова». После сна проводим комплекс дыхательных упражнений в качестве профилактики от простудных заболеваний, которые очень актуальны в прохладное время года. И на физкультурных занятиях вместо общеразвивающих упражнений проводим некоторые упражнения на развитие правильного дыхания: «к нам залетел теплый ветер»«подул холодный ветер»«к нам прилетела пчела»«очищающее дыхание». Последнее упражнение применяется в начале и в конце любого оздоровительного комплекса, т. к. снимает напряжение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

    1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

    консультация для родителей "Дыхательная гимнастика для детей раннего возраста 2-3 лет"

    В статье предоставлены упражнения дыхательной гимнастики, способствующие укреплению и развитию дыхательной системы детей в возрасте 2-3 лет...

    Консультация для родителей «ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2-3 ЛЕТ»

    Консультация для родителей о  важности дыхательной гимнастики...

    «Зрительная гимнастика для детей», консультация для родителей.

    laquo;Зрительная гимнастика для детей», консультация для родителей....

    "Дыхательная гимнастика для ребенка" консультация для родителей

    С помощью этих упражнений не только ваш ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой ...

    Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

    1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...