Основы лыжной подготовки с детьми старшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Войнова Виктория Сергеевна

    Одной из основных задач лыжной подготовки является формирование у детей двигательных навыков и умений. Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их технической подготовленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razdatochnyy_material.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Основы лыжной подготовки с детьми дошкольного возраста.

Целесообразность включения лыжной подготовки и «скандинавской» ходьбы в образовательную программу ДОУ обусловлена:

  1. Климатическим расположением Санкт-Петербурга;
  2. Возможностью активного положительного влияния на физическое развитие дошкольников, вовлечением в работу почти всех мышечных групп, усилением обмена веществ и функциональной деятельности внутренних органов;
  3. Возможностью развития основных физических качеств, а также пространственной ориентации, мышечной чувствительности;
  4. Большим закаливающим и оздоравливающим воздействием на организм дошкольников;
  5. Новизной упражнений, использованием нестандартного оборудования, непривычных форм организации занятий, что способствует улучшению эмоционального состояния дошкольников, формированию устойчивого интереса к физической культуре, как части системы ценностей здорового образа жизни.

    Одной из основных задач лыжной подготовки является формирование у детей двигательных навыков и умений. Одновременно с этим на всех этапах обучения решается задача повышения их технической подготовленности. Поскольку передвижение на лыжах – сложный навык, в котором можно выделить следующие компоненты:

  1. устойчивое равновесие при скольжении  на узкой опоре;
  2. определенная координация движений в различных способах ходов, спусков, подъемов, поворотов, торможений,

Поэтому в подготовительный период (осенние и морозные зимние месяцы) необходимо давать детям упражнения для развития чувства равновесия, ритма, координации рук и ног, упражнения для укрепления свода стопы. Проводить  игры, развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость.

Особое внимание уделяется упражнениям, укрепляющим мышцы стоп (ходьба на носках, собирание шнура пальцами ног, сжимание и разжимание пальцев ног, вращение обруча или кольца ногами). Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью включаются различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамье, бег с высоким подниманием ног, упражнения со скакалкой и др. В этот же подготовительный период детей необходимо познакомить с лыжами, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж.

В группе рекомендуется проводить беседы, рассматривание картинок о зиме, зимних видах спорта, обращая внимание на положение тела, рук, ног.

Требования безопасности при проведении занятий на лыжах:

  1. Кататься на лыжах можно в безветренную погоду, при температуре не ниже – 10ºС, при слабом ветре – не более 2-3 м/сек;
  2.  При переходе через проезжую часть дороги обязательно надо снимать лыжи.
  3.  При потере равновесия надо падать на бок, не подставляя рук.
  4.  При спуске с горы палки следует держать сзади концами вниз.

Основы технической подготовки лыжников:

Ступающий шаг – самый простой способ передвижения на лыжах. Он применяется на рыхлом снегу равнины и при подъемах на горку.

Ступающий шаг - ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, прижимая задний конец лыжи к снегу, правая рука выносится вперед вместе с левой ногой и наоборот, туловище несколько наклонено вперед. При обучении следует обращать внимание на правильную посадку лыжника, на поочередное перенесение тяжести тела с одной ноги на другую, а также на удлинение шага.

Скользящий шаг –это основа лыжного хода. Скользящий шаг состоит из скольжения и выпада. Скольжение на лыжах проходит с поочередным отталкиванием то левой, то правой ногой. Например, при отталкивании левой ногой правая сгибается в колене и выносится вперед, на нее переносится вес тела и происходит скольжение на правой лыже. Затем этот же цикл повторяется, но уже скользит левая нога. Здесь важны согласованность движений рук и ног , отталкивание ногой и перемещение массы тела с толчковой ноги на маховую.

Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении («солнышко»).

Подъемы на горку. При подъемах на горку используются различные способы: обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой», «зигзагом».

Подъем обычным шагом применяется на пологих склонах. Движения такие же, как при обычном ходе, но с несколько большим наклоном туловища вперед и более сильной опорой на палки. В тех случаях, когда скользящим шагом идти невозможно, подъем совершается ступающим шагом.

Подниматься на горку можно прямо, а также наискось, зигзагом. Но сначала детей учат подниматься без палок, так как они вызывают излишнюю напряженность и скованность движений.

Подъем «полуелочкой» применяется при подъеме (передвижении) наискось. Лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, а другая – с разворотом носка в сторону поперек склона. Обе лыжи ставятся на ребро.

Подъем «лесенкой» применяется на крутых и обрывистых склонах и выполняется с продвижением только вверх или вперед-вверх. Стоя боком к склону, нужно сделать шаг в сторону подъема и поставить лыжу на внешнее ребро, чтобы она не соскальзывала, и одновременно переставить палку. Опираясь на палку и лыжу, стоящую выше по склону, приставить к ней вторую лыжу, опираясь на ее внутреннее ребро, и затем переставить палку. Сначала детей учат переступать на ровном месте, затем при подъемах на горку.

Спускам с гор (склонов) детей обучают одновременно с подъемами. Для этого подбирается пологий и ровный склон, не слишком твердая и накатанная поверхность, иначе у детей будут разъезжаться ноги и они могут упасть.

Спускаться с гор можно скольжением в разной стойке (низкой, средней, высокой), а также «лесенкой». Основная стойка применяется на сложных спусках с поворотами и неровностями местности; низкая — для увеличения скорости, высокая — на пологих склонах для отдыха мышц ног. С пологих склонов спускаются прямо, наискось, а с более крутых – прямо.

Торможение «плугом». При торможении «плугом», давя пятками на лыжи и сжимая колени, задние концы лыж раздвигают в стороны, а носки сближают. Лыжи ставят на внутренние ребра. Палки держат близко к коленям, сзади.

Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Они подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно) и одновременные ходы (руки работают одновременно). По количеству скользящих шагов в цикле движения лыжные ходы подразделяются на бесшажные, одношажные, двухшажные, четырехшажные.

При попеременном двухшажном ходе, которому обучают дошкольников, движения естественные, словно при обыкновенной ходьбе— правая нога, левая рука... Чем сильней толчок ногой и палкой, тем дольше и быстрей скольжение на лыже, тем энергичнее темп передвижения.

Техника попеременного двухшажного хода. С шагом левой ноги вперед выносится правая палка, одновременно левой рукой и правой ногой делается толчок — тяжесть тела переносится на левую ногу. Правая нога после толчка расслабляется и по инерции идет назад-вверх, поднимая пятку лыжи. Туловище при этом наклонено вперед, правая рука заканчивает вынос палки вперед, кисть на уровне плеча. Из этого положения лыжник готовится сделать следующий шаг. Продолжая скольжение на левой ноге, он ставит правую палку с нажимом на снег и ею отталкивается. С одновременным подтягиванием правой ноги и переносом на нее тяжести тела продолжается вынос левой руки вперед: скольжение происходит на правой лыже. Цикл хода завершен и в дальнейшем повторяется.

Бесшажный ход с палками. применяется при передвижении под уклон и на равнине, на раскатанных участках лыжной трассы, при наличии хорошей опоры для палок и отличном скольжении. Передвигаясь этим ходом, лыжник одновременно сильно отталкивается палками. Скользя на обеих лыжах, он выносит обе палки вперед и вверх, затем быстро ставит их впереди носков ботинок и сильно отталкивается. Туловище при этом наклоняется до горизонтального положения Обучать этому ходу следует на укатанной лыжне, идущей под уклон, чтобы ребенку было легче скользить. Одновременному бесшажному ходу обучают детей тогда, когда они освоят ступающий, скользящий шаги, а также попеременный двухшажный ход (примерно в 5–6 лет).

Лыжная подготовка оказывает положительное влияние на физическое развитие дошкольников, обладает большим закаливающим и оздоровительным эффектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Формировать понятие пожарная и дорожная безопасность; закрепить знания дорожных знаков, огнеопасных предметов, номера пожарной службы – 01; упражнять в быстром беге, ползании на четвереньках, прыжках ...

План-программа проведения циклов занятий, вечеров развлечений и праздников на экологическую тему на основе русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста

Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значи...

Беседа о лыжном спорте с детьми младшего дошкольного возраста

Знакомство детей младшей и средней группы с лыжным спортом...

Основы лыжной подготовки с детьми дошкольного возраста.

Целесообразность включения лыжной подготовки в образовательную программу ДОУ. Основы техники и принципы организации занятий с детьми дошкольного возраста....

Проект по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасное детство»

Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одн...

Презентация к проекту по основам безопасности жизнедеятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасное детство»

Основы безопасности – один из наиболее актуальных вопросов для любого возраста. Детей этому следует учить, начиная с самого детства. Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одн...