ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КУБИК – БРОСАЙКА»
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему

Фадеева Оксана Владимировна

Дидактическое наглядное пособие «Кубик - бросайка» разработано для детей от 3 до 7 лет (младший - старший дошкольный возраст). Использовать данное пособия можно в пяти образовательных областях («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»). Оно способствует развитию познавательного интереса, развитию речи, формированию навыков коммуникации, совершенствованию интеллекта, логического мышления дошкольника, а также применению этих знаний в практической деятельности.

Этот продукт предназначен для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_vosstanovlen_-_kopiya.docx1018.39 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«КУБИК – БРОСАЙКА»

Фадеева О.В.

Аннотация

 Дидактическое наглядное пособие «Кубик - бросайка» разработано для детей от 3 до 7 лет (младший - старший дошкольный возраст). Использовать данное пособия можно в пяти образовательных областях («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»). Оно способствует развитию познавательного интереса, развитию речи, формированию навыков коммуникации, совершенствованию интеллекта, логического мышления дошкольника, а также применению этих знаний в практической деятельности.

Этот продукт предназначен для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей.

Универсальное дидактическое пособие – это куб с прозрачными карманами, в которые в зависимости от возраста, темы, целей и вида деятельности размещаются картинки, схемы и пиктограммы движений, упражнений, подвижных игр, эстафет и др.

Технология создания: (почему пособие имеет такой вид?)

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра –это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский.

 Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Через игру ребёнок знакомится с окружающим миром, с отношениями между людьми. Игра способствуют физическому развитию ребенка: формированию начальных представлений о некоторых видах спорта; выполнению физических упражнений и овладению подвижными играми с правилами; овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 Формирование двигательных умений и навыков - одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений.

Основными движениями человека принято считать движения, которыми он пользуется в повседневной жизни - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнение в равновесии. Достаточный уровень сформированности основных видов движений обеспечивает возможность полноценно осваивать игровые и трудовые действия, облегчает формирование навыков самообслуживания.

При использовании схем, карточек – символов ребенок не получает знания в готовом виде, а в процессе игры ведет поиск, через знания только условного обозначения, схемы, что соответствует главным требованиям стандарта.

Традиционно в работе при организации совместной деятельности по физическому воспитанию используются предметные и сюжетные картинки, карточки и схемы. Они имеют плоскостной вид, с ними можно производить немного действий (рассмотреть).

Мы встречали варианты использования куба в других видах деятельности. Именно поэтому и возникло желание создать что-то новое и интересное для детей в области физического воспитания.

Цель: создание условий для развития положительной мотивации и устойчивого интереса детей к физической культуре;

приобщение детей к здоровому образу жизни;

 обогащение развивающей среды.

Задачи:

Образовательные:

- обобщать и систематизировать представления детей в области физической культуры и спорта;

 - отрабатывать умение выполнять движения по схематическому изображению

Развивающие:

-развивать двигательную активность, логическое мышление; воображение

-способствовать развитию речи дошкольников, умение совместно решать и находить ответы на вопросы, проявлять инициативу и творчество.

Воспитательные:

-воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Из чего можно изготовить пособие самостоятельно. 

Куб может быть сделан из картонной коробки или из поролона с прозрачными кармашками.  К кубу прилагается набор картотек.

Наш куб сделан из картонной коробки, обклеенной самоклеящейся плёнкой. Кармашки из прозрачных обложек. Карточки заламинированны.

Разрабатывая дидактическое пособие «Кубик - бросайка» учитывала следующие характеристики:

- насыщенность материалом (картинки по видам деятельности);

-трансформируемость (картинки легко вынимаются, заменяются в зависимости от целей и задач);

-полифункциональность: использование картинок, схем в разных видах деятельности

-вариативность: игровой материал в пособии периодически сменяется и пополняется;

-безопасность: пособие легкое, выполнено из картона, все составляющие детали экологически безопасны; можно обрабатывать;

 -доступность: он прост в изготовлении, больших материальных и временных затрат не требует.

Картотеки для решения задач физического воспитания могут быть:

-картотека имитационных упражнений;

-картотек картинок и схем подвижных игр;

-картотека схем выполнения общеразвивающих упражнений

-картотека схем выполнения основных видов движений

-картотека схем эстафет и полосы препятствий

-картотека видов сорта.

Как используется.

Взрослый или ребенок подбрасывает кубик, выпадает картинка, в зависимости от целей и задач детям надо назвать, что изображено, рассказать названия, содержание и правила выполнения подвижных игр, общеразвивающих упражнений, основных видов движений, эстафет и др., выполнить или придумать упражнение.

При проведении игр с кубком - бросайка нужно помнить об основных требованиях, предъявляемых к ним: соответствие содержания игровым действиям, возрастным особенностям детей, полученным ранее умениям и навыкам, а также об индивидуальном подходе к детям.

Возрастная направленность.

Использовать пособие можно начинать со второй младшей группы. На карточках для этой возрастной группы изображаются знакомые  животные. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе; мышка - ходьба на носках.

 Дети старшего дошкольного возраста уже могут прочитать схему, рассказать содержание эстафеты, подвижной игры, или самостоятельно придумать подражательное упражнение. Использование куба позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках.

Возможность использования

Данное пособие можно использовать в непрерывной образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей. 

Для физического развития

Формирование двигательных умений и навыков - одна из важных сторон физического воспитания дошкольника. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений.

Основными движениями человека принято считать движения, которыми он пользуется в повседневной жизни - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание, упражнение в равновесии. Достаточный уровень форсированности основных видов движений обеспечивает возможность полноценно осваивать игровые и трудовые действия, облегчает формирование навыков самообслуживания.

Пособие предназначено для закрепления навыков ходьбы, бега, лазанья, прыжков, использование его повышает интерес к физическим упражнениям, снимает мышечные зажимы и эмоциональные проблемы, дает ребенку ощущение свободы, радости, творчества.

При использовании кубика создаются благоприятные условия для совершенствования основных движений, стимулирования двигательной активности. Таким образом, обеспечивается гармоничное развитие ребёнка.

Данное пособие можно использовать для проведения викторин (н-р, «Угадай подвижную игру», «Какой вид спорта», «Отгадай загадку» и т.д.)

В других видах деятельности

Можно использовать не только на занятиях по физкультуре с дошкольниками, но и интегрировать созданное пособие в другие сферы деятельности дошкольников:  

* двигательная (физические упражнения, физминутки и динамические паузы, игры-имитации),

* игровая (сюжетно-отобразительные игры, сюжетно-ролевые игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды); игры-импровизации), подвижные игры (в том числе народные),  

* коммуникативная (художественно – речевая деятельность: придумывание сказок с заданными героями)

* познавательно – исследовательская (использование методической разработки в изучении нового материала при формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей).

Для развития творчества и инициативы

Пособие помогает развивать у ребёнка инициативу и самостоятельность, способствует воспитанию интереса детей дошкольного возраста к процессу выполнения физических упражнений. Помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения.

Опыт показывает, что самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В результате последовательно проводимой работы по обучению умения «считывать» задание-рисунок, схему - развивается инициатива у каждого ребёнка, желание как можно лучше выполнить задание. 

Для развития у ребёнка инициативы и самостоятельности, можно предложить детям придумать игры, используя выпавшие картинки.

Самостоятельная двигательная активность является критерием степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

Основные достоинства пособия:

-Такие кубы многофункциональны, просты в изготовлении, удобны в использовании.

-Их можно использовать во всех видах деятельности и областях.

-Развивают умственные и творческие способности детей

- Являются ярким элементом предметно – пространственной среды.

-Мобильны

-Компактны

-Благодаря таким кубам можно закреплять ранее полученные знания в игровой форме.

-Можно использовать в разных возрастных группах.

Результаты использования

Использование пособия помогло созданию устойчивого интереса к физкультурным занятиям, развитию самостоятельности, творчества, самоконтроля. Применение нетрадиционных форм не мешает, а помогает добиваться техничного выполнения упражнений.

Приложение 1

Пример подвижной игры.

Подвижная игра «Два мороза».

- Как называется игра?

- Назови правила подвижной игры.

Приложение 2

Игровые подражательные упражнения

Название

Исходное положение

Выполнение упражнения

«Мышка»

Стоя на носках, руки согнуты, кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз

Ходьба на носках семенящим шагом

«Петушок»

О.с.: (ноги расставлены, руки опущены вниз)

Ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны

«Утка»

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы широко расставлены

Прыжки в приседе с продвижением вперед

«Белка»

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены перед грудью и опущены вниз

Прыжки в приседе с продвижением вперед

«Кенгуру»

О.с

Руки отвести назад и чуть присесть, согнуть руки в локтях. Прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперед

«Лошадки»

Ноги слегка расставлены, руки согнуты, ладони опущены вниз

Прямой галоп

«Лягушка»

Ноги на ширине плеч, присесть, руки поставить между ног

Прыжки из полного приседа вверх с продвижением вперед, во время прыжка руки поднимаются вверх, ноги и спина выпрямляются

«Пингвины»

Стоя на пятках, руки опущены вниз и прижаты к туловищу, кисти рук разведены в стороны

Ходьба на пятках, руки прижать, кисти рук развести в стороны

«Гусь»

Стоя на пятках, руки за спину, подбородок немного вверх

Ходьба на пятках, руки за спину

«Обезьянки»

Ноги слегка расставлены, наклониться, поставить кисти рук на пол, голову поднять вверх

Бег на высоких четвереньках прямо и боком

«Черепаха»

Стоя на коленях, руки касаются пола

Ползание с опорой на кисти рук и колени

«Заяц»

Упор присев, руки на полу. Вынести обе руки вперед, толчком ног, принять упор присев

Прыжки на руках и ногах с продвижением вперед

«Цапля»

Стойка на одной ноге, руки перед грудью, ладони соединить

Стойка на одной ноге

Имитационное упражнение «Лягушка»

- Кто изображен на картинке?

- Придумай и покажи лягушка (как двигается лягушка).

Приложение 3

Приложение 3

Примеры схем эстафет и полосы препятствий.

Полоса препятствий

- Расскажи последовательность выполнения полосы препятствий.

Эстафета «Перемени предмет»

- Как называется эстафета?

- Расскажи (придумай) правила выполнения эстафеты.

Приложение 4

Примеры схем общеразвивающих упражнений.

-Покажи выполнение упражнения.

Приложение 5

Примеры схем основных видов движений.

- Как называется упражнение?

- Объясни, как выполнить упражнение правильно.

Приложение 6

Примеры дидактических игр.

Дидактическая игра по физической культуре «Кубик - бросайка» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи: закреплять умения выполнять движения по схематическому изображению, упражнять в ориентировке в пространстве, а так же по отношению к самому себе, способствовать творчеству. Активизировать речь, внимание, память.

Возраст: 4-7 лет

Правила

Ребенок кидает куб с изображением упражнений, называет выпавшее движение и показывает его выполнение. Все играющие повторяют движение. Затем куб переходит к следующему игроку.

Усложнения: менять карточки с упражнениями на более сложные задания.

Дидактическая игра по физической культуре «Назови вид спорта» для детей старшего дошкольного возраста.

 Цели и задачи: закреплять знания детей о видах спорта. Активизировать речь, внимание, память.

Возраст: 4-7 лет

Правила

Ребенок кидает куб с изображением видов сорта, называет выдавший вид спорта. Затем куб переходит к следующему игроку.

Усложнения: назвать инвентарь игрока.

Дидактическая игра по физической культуре «Придумай упражнение» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: упражнять детей в выполнении двигательных заданий, регулируемых правилами; воспитывать организованность, произвольность внимания.

Возраст: 4-7 лет

Правила: Ребенок кидает куб с изображением животных,  называет выпавшую картинку и изображает игровой образ в движении, Все играющие повторяют движение., затем выбирается другой ведущий.

Рекомендации:  после окончания игры обсудить с детьми, какой игровой образ им больше всего понравился, что получилось легко, а что трудно.

Дидактическая игра по физической культуре «Запрещенные движения» Цель: упражнять детей в выполнении двигательных игровых заданий для развития концентрации и переключения внимания; способствовать проявлению детьми творчества. 

Возраст: 4-7 лет

Правилапедагог стоит с кубиком перед детьми и под счет или музыку они выполняют движение в соответствии с картинкой, которая выпала, при этом игровой образ может быть разным по характеру. Далее задается движение, которое повторять запрещено: например, тигр, крадущийся в джунглях. Тот, кто делает запрещенное движение, выходит из игры. Более старших детей в группе можно назначить водящим, и он сам назначает «запрещенное» движение.

Дидактическая игра по физической культуре «Угадай картинку на кубике» (для детей с 5 лет)

Цель: упражнять детей в выполнении выразительных движений в соответствии с наглядным изображением; способствовать проявлению волевых усилий и развитию памяти и воображения. 

Возраст: 5-7 лет

Правиладети стоят в кругу, ведущий с закрытыми глазами в центре круга. Играющие передают кубик за спинами, при этом считают до 10 или под музыку. На счет 10 или окончание музыки заканчивается передача куба. Педагог показывает картинку детям, и все вместе обращаются к ведущему со словами: «Ты глаза открывай и картинку угадай». Ведущий отгадывает содержание картинки по движениям, которые изображают дети.

Список используемой литературы

1. М.С. Анисимова, Т.В. Хабарова.  Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста. – Детство – пресс, 2012. – С.183-187

2. Стерлядева, Э.А. Подвижные имитационно- подражательные игры

 [Электронный ресурс]: Социальная сеть работников образования / 2014. - Режим доступа:  http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/02/23/podvizhnye-imitatsionno-podrazhatelnye-igry свободный

3. Голиков Н. Забота о здоровье детей - задача общая  [Текст]  / Голиков Н. // Воспитание и обучение. – 2005. - № 6.

4. Е.А. Сочеванова.  Комплексы утренней гимнастики 6-7 лет. Детство – пресс, 2010.

5. 4. Е.А. Сочеванова.  Комплексы утренней гимнастики 5-6 лет. Детство – пресс, 2009.

6. Т.А. Гусева Картотека сюжетных картинок. Подвижные игры для старшего дошкольного возраста/вып.34 Детство – пресс, 2016.

7. Т.А. Гусева. Картотека сюжетных картинок. Наглядный дидактический материал. Выпуск 14. Подвижные игры. ФГОС Детство – пресс, 2016.


8. http://fizinstruktor.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КУБИК – БРОСАЙКА»

Универсальное дидактическое пособие – это мягкий куб с карманами, на которых символами изображены задания.Цель дидактического пособия:  решение задач нескольких образовательных областей....

УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «КУБИК – БРОСАЙКА»

Движения, связанные с каким-либо образом, увлекают детей, образ подталкивает к исполнению подражательных движений, которые очень любят дошкольники. Во время выполнения этих упражнений создаются благоп...

Развитие воображения у детей с использованием дидактического пособие "Кубики Историй"

Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста по использованию "кубиков историй". Метод стал популярен в нашей стране в последнее время, используется как в досугов...

«Использование дидактического пособия «Кубики дорожной безопасности» для формирования первичных представлений об опасных ситуациях на дорогах для занятий с детьми 4-5лет»

Дети дошкольного возраста представляют собой особую категорию пешеходов. В связи с возрастными особенностями, дети иначе воспринимают окружающий мир.         Он...

Дидактическое пособие "Кубик"

Дидактическое пособие – это мягкий куб с карманами, на которых символами изображены задания.Цель дидактического пособия: решение задач нескольких образовательных областей....

Дидактическое пособие «Кубик безопасности».

это пособие предназначено для детей 4-5 лет...

Дидактическая игра "Кубик - бросайка"

Цель: формировать у детей интерес к физической культуре.Задачи:- упражнять детей в умении опираясь на картинку куба, выполнять упражнения; - развивать память, мышление, логику, укреплять опорно-д...