Доклад на тему: «Лечебная физкультура как средство реабилитации детей с ОВЗ»
консультация по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Физическая культура - это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, но это, прежде всего, «работа с духом» человека, его внутренним миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ «САЯНОГОРСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Доклад на тему:

 «Лечебная физкультура как средство реабилитации детей с ОВЗ»

Докладчик: Хит Галина Петровна

руководитель физического воспитания

Саяногорск, 2017г.

 

Жить в современном, постоянно меняющемся мире, сложно. Сложно здоровым людям. А как приспособиться к жизни детям с ограниченными возможностями здоровья? Сейчас социальная защита детей с ОВЗ перерастает из разряда социально-медицинской проблемы в общую социальную задачу, предполагающую системное взаимодействие всего социокультурного окружения человека: семьи, интерната, спортивной школы, медицинских учреждений и т.д. Такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними. Возникает ситуация несогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации.

 В качестве наиболее актуальной проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья родители указывают на «трудности самореализации, невостребованности в обществе, отсутствие перспектив».

Физическая культура - это не только область работы с телом, создания физической готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования, но это, прежде всего, «работа с духом» человека, его внутренним миром.

Целью лечебной физической культуры является социализация детей с ограниченными возможностями, а не только их лечение, по средствам физических упражнений и физических процедур. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление жизненных сил, повышение психологического комфорта. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.

Инструктор ЛФК - это психолог, он же воспитатель, он же родитель. Воспитание идет рядом с тренировочным процессом, и только обоюдное взаимодействие воспитанника и педагога может дать положительные результаты.

К принципам работы лечебной физкультуры относятся: 

  • создание мотивации;
  • согласованность активной работы и отдыха;
  • непрерывность процесса; 
  • необходимость поощрения;
  • социальная направленность занятий;
  • необходимость активизации всех нарушенных функций;
  • сотрудничество с родителями;
  • воспитательная работа.

Для детей с ОВЗ важно использование упражнений, с помощью которых можно развивать гибкость, координацию движений, правильную осанку, мышечно-суставный аппарат.

Использование гимнастических упражнений позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами - с гимнастической палкой, обручем, мячом, с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании.

Дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений. Для лечения и профилактики плоскостопия дети на занятиях лечебной физкультурой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно – связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуется различные виды ходьбы: по гальке, песку, ребристым и ортопедическим дорожкам, массажным коврикам, по наклонной плоскости.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой для таких детей можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например упражнения из исходного положения, лёжа на животе, укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно - моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ОВЗ является фитбол - гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах. Фитбол выдерживает вес более 300 кг и при повреждении медленно сдувается. Применяются фитболы разного размера.  Размер увеличивается с ростом и возрастом. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо - эмоциональную сферу.

Все эти упражнения помогают повысить самооценку, уверенность в себе и дать стимул к общению.

Для педагогов не является новостью, что для достижения положительной динамики развития ребёнка с ОВЗ необходимы не только занятия со специалистом, но и активное участие родителей ребёнка в процессе коррекции. На наших занятиях происходит тесное взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе обучения. Мы рассматриваем оптимальные приёмы работы с ребёнком и родителем способы доступного объяснения заданий, эффективные методы стимулирования мотивирования ребёнка, корректные способы исправления ошибок, адекватные виды помощи ребёнку в процессе обучения. Кроме того, в процессе данной работы родители могут уточнить интересующие их вопросы.

Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушений и социальной адаптации.


Примечание: Доклад на 7-10 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие речи, как средство общения детей"

Развитие речи детей подготовительной группы осуществляется в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Важнейшей предпосылкой для развития речи является организация обстановки в группе, в кото...

Статья: «Адаптивное физическое воспитание как средство реабилитации детей с нарушением зрения»

Занятия адаптивной физической культурой явля­ются необходимой составной частью превентивных, реабилитацион­ных и лечебных мероприятий для детей с нарушением зрения....

Докладу на тему «Лэпбук как современное средство развития детей»(опыт работы)

Докладу на тему «Лэпбук как современное средство развития детей»(опыт работы)....

Бобат – терапия как средство реабилитации детей с ДЦП

Одним из важных средств реабилитации детей, которые страдают церебральными параличами, является лечебная физкультура. Цели ЛФК при ДЦП - это развитие способности к произвольному торможению движений, с...

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")

Психомоторная коррекция как средство реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (статья в сборнике "Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи")...

Технические средства реабилитации детей с нарушением ОДА

Виды, назначение и функциональность ТСР...