Докладу на тему «Лэпбук как современное средство развития детей»(опыт работы)
материал (младшая группа) на тему

Слуцкая Валентина Алексеевна

Докладу на тему «Лэпбук как современное средство развития детей»(опыт работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Докладу на тему «Лэпбук как современное средство развития детей»(опыт работы)

Реформирование системы дошкольного образования, в связи с введением ФГОС заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки; содержание, методы, формы работы с детьми, требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Внедрение стандарта  включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Это предоставило современному педагогу свободу в выборе эффективных форм и методов организации детской деятельности. Главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков.

В педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно -обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

 Важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются разработка новых педагогических технологий, связанных с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности находились и педагоги нашего детского сада.

Одной из таких возможностей современного образования, которую мы стали  изучать и применять в своей работе, является  новая для нас форма работы с детьми – «лэпбук».

На  первом  этапе воспитателями нашего детского сада был  изучен  немногочисленный  опыт  работ отечественных  педагогов   по  данной  теме  с  использованием интернет  -  ресурсов,  журналов  «Дошкольное  образование», «Обруч», т.д.

Познакомившись с данной литературой  мы узнали, что "Лэпбук" (lapbook) -  сравнительно новое средство обучения

 Лэпбук , или как его еще называют тематическая папка, - это самодельная интерактивня папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это наглядно-практический метод обучения.

Лэпбук – это один из новых способов организации образовательной деятельности с дошкольниками, средство для повышения педагогического мастерства педагога, это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка.

Самая главная ценность «Лэпбука» - он позволяет ребёнку быть соучастником всего процесса, на любом из его этапов, развивает у детей любознательность, произвольность, инициативность. Все игры в лэпбуке интерактивны, ребёнок использует разные виды деятельности в ходе заполнения этой папки, таким образом происходит интеграция образовательных областей и видов деятельности. В этом состоит новизна и нестандартность этой формы работы.

Инновационную интерактивную технологию «Лэпбук» используем для  обновления развивающей предметно-пространственной среды.

Чем же привлекла нас эта технология?

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

- трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

- полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;

- вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей; в лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;

- доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности; лэпбук обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;

- насыщенность - среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой);

- безопасность – одно из главных требований к организации ППРС.

Также работа с  лэпбуком  отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

-добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

-свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Содержание лэпбука зависит от возраста детей и от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной теме. Работая над темой, важно затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может включать материал по всем пяти направлениям.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность воспитателю построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В нашем детском саду лэпбук   используется в работе с детьми.

Для детей младшего возраста берем  «широкие, обобщающие» темы – зима, осень, животные, сказки и т.п. Получается книжка с самыми общими знаниями,  которые для них являются новыми.

Для детей старшего возраста - темы берем более узкие, несущие конкретную информацию. Темы могут быть как общие, так и частные. Например,  можно сделать общий  Лэпбук на тему «Насекомые», а можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в Лэпбуке  дать подробную информацию о нем.

  Расскажу об опыте применения новой технологии в своей работе.

Для меня стала привлекательна данная форма работы:

1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку.

2. Лэпбук -  это превосходный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

3. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В папке содержатся задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе задания по силам.

4. Это просто интересно.

Первый, созданный мной лэпбук - это «В гостях у сказки». Выполнен в форме ширмы для организации театральной деятельности.

Он содержит рубрики: «Отгадай загадку», «Игра - лото «Расскажи сказку», «Расставь правильно героев сказки», «Поиграем в сказку», с использованием ширмы, «Пальчиковая гимнастика».

Цель:   закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

Задачи: развивать мышление, речь, воображение, память, наблюдательность,   развивать интерес к художественной литературе, обогащать словарный запас детей, развивать желание выполнять совместные игровые задания.  

Театральная ширма предназначена для показа театрализованных постановок.

Удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий дополнить ППРС группы. Данное пособие превращает игру в настоящее театрализованное представление.

 Дидактическая ценность - игровые средства используются как средство   обучения ребенка.

Эстетическая ценность - игровые средства являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств, творчества.

Следующий изготовленный мною лэпбук -  «В мире животных».

Он оформлен в виде трёхстворчатой папки. Центральная часть состоит из двух частей – лес и деревня, а также имеет удобные карманы в виде цветочков ромашки и василька, с помощью которых фиксируются животные. Это помогает решать проблемные ситуации, например игра «Кто, где живёт?». Также здесь расположены книжка о жизни животных «Это интересно» и загадки, расположенные на домиках, о домашних питомцах.

На створках лэпбука находятся игры: «Один - много», «Собери пазлы», загадки о диких животных, пальчиковые игры.

 С обратной стороны лэпбука размещена игра «Кто спрятался?»

Лэпбук интересен тем, что собранный материал стал хорошим подспорьем при закреплении темы, расширил представления детей о животном мире.

Папка с дидактическими играми использовалась в процессе совместной деятельности  детей друг с другом и со взрослым, так же и в самостоятельной деятельности. Лэпбук повысил интерес у дошкольников к животному миру.

Сначала я использовала лэпбук для закрепления знаний детей по теме «Животные». Интересную папку  предложила  ребятам в день рефлексии пройденной темы. Мы рассмотрели "Лэпбук" как необычную книжку про животных, в которой нет страниц, но есть интересные кармашки, конвертики и т.д. Интерес детей к папке был вызван не только ее красочностью и необычностью, но и знакомым содержанием. Рассматривая книжки-малышки, конверты и картинки, дети с удовольствием убеждались в том, как много они знают о животных.

На родительском собрании познакомила  родителей с лэпбуком. Они заинтересовались и включились в совместную с детьми работу по его изготовлению: подбирали нужную информацию, картинки и т.п.    

Лэпбук по  теме «Времена года» имеет рубрики: «Что лишнее», «Каждому сезону своя одежда», «Собери картинку», «Разложи картинки по сезонам», «Дерево времени года», «Загадки, стихи»

Лэпбук  направлен на формирование и закрепление представлений детей о временах года.  Содержание лэпбука позволяет развивать восприятие детей, внимание, память, мышление и речь; закреплять признаки времен года, подбирать одежду по сезону и т. д.

Таким образом, выполняя задания из этой папки, ребенок познакомиться с пословицами, поговорками, загадками, выучит стихи.  Также учится сравнивать, находить закономерность, у него развивается наблюдательность, связная речь, память, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Ребенок становится более активным, внимательным, эмоционально-отзывчивым.

Ребята были довольны новой папкой, каждый стремился показать лэпбук своим родителям и рассказать с какими кармашками он работал.

Для проведения открытого мероприятия с детьми,  в рамках конкурса «Воспитатель года – 2017» , я разработала лэпбук «В гости к лесовичку».

Его целью стало обобщение знаний детей о живой природе.

 В перспективе планирую работу по изготовлению  других лэпбуков, которые станут творческим продуктом проектной деятельности и будут выполнены совместно с родителями.      В    группе  будет создана  копилка  семейных лэпбуков.

Подводя итог, необходимо отметить, что создание «лэпбука» решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания по теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Значимость и преимущества технологии «лэпбук»:

-  активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

- позволяет самостоятельно собирать нужную информацию (в старшем возрасте);

-  развивает речь, творческое мышление, мелкую моторику;

-  помогает разнообразить занятия, совместную деятельность со взрослым;

- позволяет сохранить собранный материал;

- способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;

- способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;

- обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;

-  объединяет педагогов, детей и родителей;

- способствует творческой самореализации педагога.

 В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Задача педагога лишь придавать  воспитанникам  уверенности  в своих  силах  и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.   В заключении хочется отметить, что данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Данный опыт  может быть использован воспитателями,  специалистами ДОУ в процессе организации  проектной  деятельности  детей  дошкольного  возраста, комплексно  –  тематическом  планировании,  взаимодействии  с  семьями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект на тему: «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Развитие познавательно-исследовательской активности и интеллекта, развитие адекватной инициативности и самостоятельности детей в процессе создания «лэпбука», путем внедрения инноваци...

Доклад на тему:«Лэпбук как современное средство обучения дошкольников»

Лэпбук как современное средство обучения дошкольников...

Работа по проекту "Лэпбук как современное средство развития дошкольников"

В детском саду №9 города Светлого реализуется проект "Лэпбук как современное средство развтития дошкольников". Содержание работы:Создание лэпбука "У природы нет плохой погоды"...

План самообразования Тема: «Лэпбук как современное средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самост...

ОПЫТ РАБОТЫ «Инновационная технология лэпбук как современное средство развития речи детей»

Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с т...