Доклад на тему:«Лэпбук как современное средство обучения дошкольников»
методическая разработка на тему

Лэпбук как современное средство обучения дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx101.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны

Тербунского муниципального района Липецкой области

        

E:\лэпбук2 новая\к докладу\2568224002.jpg

Подготовила воспитатель:

Зуева Татьяна Витальевна

с. Тербуны, 2018 год

«Лэпбук как современное средство обучения дошкольников»

Модернизация образования, введение ФГОС ДО стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук.

Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Татьяна Пироженко является автором популярного блога для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», создает авторские интерактивные папки-лэпбуки. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Научной литературы по технологии «лепбук» на данный момент нет. Авторы передового опыта дают разное толкование данной технологии: одни относят ее к игровой, другие к проектной, третьи – к исследовательской технологии. По всей видимости, это определяется от ведущей задачи работы с использованием лэпбука.

Татьяна Пироженко дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу нужно будет выполнить задания, провести наблюдения, изучить представленный материал.»

Цель создания лэпбуков: развитие познавательной активности и интеллекта детей.

Зачем нужен лэпбук?

- Лэпбук оказывает помощь ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

-  Это отличный способ для повторения и закрепления пройденного. В любое удобное время ребенок просто берет лэпбук и с радостью повторяет пройденный материал, рассматривая разработанную сделанную своими же руками книжку.

-  Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому.

- Позволяет сохранить собранный материал.

- Объединяет педагогов, детей и родителей.

Ну и в конце концов, это просто увлекательно!

Эта форма работы помогает воспитателям обеспечить условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В ходе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, художником-иллюстратором, но и дизайнером, сочинителем собственных моментов из жизни, загадок, стихотворений. Такая необычная увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и развития ребенка.

Для воспитателей  лэпбук  — уникальный способ организации познавательной работы детей дошкольного возраста.

 Лэпбук отвечает требованиям установленным федеральным стандартом к организации развивающей предметно-пространственной среды: информативен; многофункционален; имеет возможность применяться как индивидуально, так и группой детей одновременно (можно так же с участием взрослого как партнера); владеет образовательными свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру культуры; вариативен; его содержание и структура доступны детям дошкольного возраста; обеспечивает экспериментирование; способствует вовлечению детей в игровую, познавательно-исследовательскую, конструктивную и творческую деятельность.

Идеальный возраст дошкольника для начала занятий с лэпбуками — 5 лет.

Как же изготовить такое пособие?

На первом этапе подготовки необходимо выбрать тему лэпбука, просмотреть необходимую литературу по данной теме.

Сложность тематической папки зависит от возраста, интересов и потребностей дошкольников. Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

•учебные;

•игровые;

•поздравительные,

•праздничные;

•автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

•стандартная книжка с двумя разворотами;

•папка с 3-5 разворотами;

•книжка-гармошка;

•фигурная папка.

При создании лепбука необходимо учесть:

  • эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
  • долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)
  • минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
  • приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

Организация материала:

•стандартные кармашки;

•обычные и фигурные конверты;

•кармашки-гармошки;

•кармашки-книжки;

•окошки и дверцы;

•вращающиеся детали;

•высовывающиеся детали;

•карточки;

•стрелки;

•пазлы;

•чистые листы для заметок и т.д.

Второй этап – составление плана

Третьим этапом будет изготовление макета и оформление в натуральную величину. Это необходимо для того, чтобы мы могли реально оценивать площадь лэпбука и размещение его наполнения.

Лэпбук  разделяется на четыре основные части: познавательная, игровая, творческая и художественно-литературная.

Далее начинаем подбирать материал к каждой части лэпбука.

 В познавательной части лэпбука располагается информация, которую необходимо усвоить детям, эту часть, как правило, рассказывает и объясняет взрослый (рассказ о животных (городе, явлениях природы и т.д.), показ иллюстраций.

Игровая часть – это различные дидактические игры, посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал (здесь могут быть «игры-ходилки», «найди пару», «отгадай чьё», «собери пазл», игры на внимание и ассоциации и многое другое). 

Творческая часть подразумевает собой то, что могут выполнить дети самостоятельно или совместно с родителями, это может быть фото на фоне своего дома, природы, в зоопарке и т.д., это могут быть всевозможные раскраски, задания по теме лэпбука.

      

Художественная часть подразумевает собой подбор сказок, рассказов, стихов, музыки по теме лэпбука. Элементы наполнения могут дополняться и меняться в соответствии с выбранной темой лэпбука.

    Четвертый этап  - презентация лэпбука.

Важно помнить:

1)     что готовый лэпбук должен быть удобным в использовании для ребенка, то есть его размеры не должны быть слишком велики, так как это вызовет затруднения в использовании, а также не должны быть слишком маленькими, это усложнит восприятие материала.

2)     наполнение должно быть практичным и прочным, соответственно лэпбук должен быть обклеен, игры и наполнение заланимированы или обклеены скотчем.

3)     наполнение должно быть интересным для ребенка, нести не только игровой, но и обучающий характер. Не стоит забывать, что лэпбук – это средство ОБУЧЕНИЯ, а не игра, то есть в нем должен содержаться познавательный материал, закрепление которого происходит посредством игр.

4)     Лэпбук – это совместное творчество взрослого и ребенка, то есть, дети должны быть привлечены к изготовлению лэпбука.  Например, предоставление фотографий по тематике лэпбука, сочинение рассказа, сказки по теме лэпбука и другое.

5)     Лэпбук может пополнятся и дорабатываться исходя из возраста и потребностей детей. То есть при изучении определенного наполнения лэпбука, например, по животным, можно добавлять новые, не изученные ранее материалы, тем самым расширяя знания детей.

Дети дошкольного возраста с удовольствием используют лэпбуки в самостоятельной деятельности, а также в совместной деятельности с педагогом.

Создание лэпбука является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители могут обеспечить поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы);
  • техническую (фото, видео);
  • информационную (сбор информации для лэпбука);
  • мотивационную (поддержание интереса,    уверенности в успехе)

Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Ведь она позволяет нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Интерактивная игра, как современное средство обучения дошкольников"

Выступление "Интерактивная игра, как современное средство обучения дошкольников"...

Инновационный проект на тему: «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Развитие познавательно-исследовательской активности и интеллекта, развитие адекватной инициативности и самостоятельности детей в процессе создания «лэпбука», путем внедрения инноваци...

Докладу на тему «Лэпбук как современное средство развития детей»(опыт работы)

Докладу на тему «Лэпбук как современное средство развития детей»(опыт работы)....

Мастер-класс на тему "Лэпбук - как современное средство обучения дошкольников"

Мастер-класс раскрывает понятие "Лэпбук", виды лэпбука, алгоритм его изготовления и т.д....

“ЛЭПБУК” как современное средство обучения дошкольников

Изучение возможностей использования ЛЭПБУКА как средства обучения детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по теме: «Лэпбук как одно из средств развития дошкольников»

Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей во всех видах деятельности. И наш задача как воспитателей – найти новые нестандартные формы взаимодействия...

Консультация для педагогов «Лэпбук - как современное средство обучения дошкольников» 2020г

Одной из новых форм коллективного творческого дела, которую я успешно применяю на занятиях с детьми дошкольного возраста, является - лэпбук. Форма, которая позволяет творчески подойти к учебному проце...