Главные вкладки

    Мастер-класс на тему "Лэпбук - как современное средство обучения дошкольников"
    методическая разработка

    Богайчук Мария Ивановна

    Мастер-класс раскрывает понятие "Лэпбук", виды лэпбука, алгоритм его изготовления и т.д.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Мастер-класс34 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Послушайте, и Вы забудете,

    посмотрите, и Вы запомните,

    сделайте, и Вы поймёте»

    (Конфуций)

    «Создание тематической папки «лэпбук» как средство развития  детской инициативы в совместной деятельности»

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!

    Скажите, пожалуйста, а вам знакомо такое модное слово «ЛЭПБУК»?

    Слайд

    я расскажу о лэпбуке – как части развивающей предметно-пространственной среды, а также, поделюсь с вами своими знаниями по изготовлению лэпбука и работе с ним.

    Цель и задачи вы можете посмотреть на экране

    Слайд

      Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука. 

    Задачи: 

    • Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
    • Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним на примере игр и игровых заданий.
    • Повысить уровень мастерства педагогов.

    Слайд

    Термин «Лэпбук» был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается и на коленях ребенка. А под наш менталитет адаптировала её уже Татьяна Пироженко - автор познавательных книг для детей, и популярного блога «Это интересно!». Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

    Слайд 

    Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время? Да потому, что Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:

    • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
    • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
    • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;
    • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
    • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
    • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
    • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

    Слайд   Виды пособий в зависимости от назначения и наполнения

    Принято выделять такие виды лэпбуков по назначению:

    • Игровой. Эта папка предусмотрена для игры, вместе с педагогом или самостоятельной детской, поэтому главный акцент в ней необходимо сделать на развлекательность, лёгкость восприятия информации. В неё можно, кроме игровых подвижных элементов (окошки, круги, раздвижные кармашки-лепестки), вложить популярные сейчас игры-ходилки, карточки для логических игр наподобие «Кто я?», «Что я загадал?», мелкие предметы для игры «Что у меня в руке?», «Отгадай на ощупь» в небольшом тканевом мешочке.
    • Учебный (энциклопедический). Прекрасное подспорье для организованной образовательной деятельности и индивидуально работы по закреплению определённой темы. В такой лэпбук можно поместить не только обучающие игры, карточки для развития памяти, пословицы, но и интересные факты, народные приметы, вопросы для викторины. Естественно, использовать такое пособие дети смогут при помощи воспитателя.
    • Поздравительный. Будет оригинальным и очень приятным подарком для близкого человека, вкусы и увлечения которого вам хорошо известны. Лучшей подружке дочери подойдёт изготовленный совместно с мамой лэпбук, в котором найдётся место общим фотографиям подружек, бумажной кукле с набором платьев и аксессуаров, собственноручно сшитой тряпичной кукле, небольшой плоской шкатулочке с детской бижутерией. Лэпбук в подарок мальчику можно наполнить магнитами с изображением динозавров, героев мультфильмов, деревянным конструктором (его детали плоские и уместятся в конверте), фотографиями любимых спортсменов, автомобилей.
    • Автобиографические. Это может быть как история одного ребёнка (материалы и оформление помогают сделать малышу родители дома), так и история жизни одной группы детского сада, в которой будут собраны фото, поделки и забавные высказывания малышей.

    Слайд (Различия лэпбуков в зависимости от возраста детей)

    Не менее важным является разделение лэпбуков по возрасту детей. 

    Тематические папки для младшего дошкольного возраста отличаются меньшим количеством страниц, интерактивных элементов.

    Четырёхлеткам средней группы подойдут папки с большим количеством подвижных элементов, пазлов, несложных логических задач.

    Старшие дошкольники проявляют не только интерес к развлекательным возможностям лэпбука, но и пытливость, последовательность в овладении содержащимися в нём знаниями. Им интересно и рассмотреть изображение, и узнать новые сведения о нём.

    Лэпбуки для дошкольников отличаются бОльшим (по сравнению со школьным) наличием игровых элементов, ведь дети дошкольного возраста познают мир играя.

    - Если меня спросят, зачем нужен лэпбук? Я отвечу что

    • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.
    • Это способ для повторения пройденного.
    • Ребенок научится самостоятельно собирать  информацию.
    • Создание   лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.

    Итак, вы захотели сделать лэпбук?  С чего начать создание лэпбука?

    • Выбираем тему будущего лэпбука. 

    Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность.

    • Составляем план будущего лэпбука. 

    Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. План может включать  загадки, стихи, раскраски, игры и т.д.

    • Создание макета.

    После того, как Вы составили план, нужно нарисовать макет лэпбука на листе А4, чтобы было легче понять, как расположить необходимые элементы. Форма макета может быть  двух-створчатой, трехстворчатой.

            Здесь нет границ для фантазии.  Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках и т.д.  Они  призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. Так же, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. 

    У меня, в группе,  уже есть несколько лэпбуков,  по теме «Времена года. Весна», «Зима», «Зимующие птицы нашего города», «Домашние животные», «Дикие животные и птицы наших лесов» .   Хочу отметить, что,  несмотря на кажущую простоту, создание лэпбука – это длительный процесс.

    Слайд

    И так, мы начинаем. Сегодня, мы вместе с вами сделаем лэпбук на тему «Новый год» и «Зимушка». Ввиду того, что время ограничено, перед вами уже лежат заготовленные папки. Ваша задача: составить план, подготовить элементы и приклеить всё на свои места. Готовый  лэпбук можно скрепить лентой, зажимом, веревочкой и т. д.

    И помните: не ограничивайте свою фантазию! (включаю фоновую музыку)

    Слайд  (план лэпбука на экране)

    Анализ работы в группе.

    Сегодня я кратко проанализировала форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности, познакомила с этапами изготовления лэпбука,  а продукт  мастер-класса -   лэпбуки  «Новый год» и «Зимушка»

    Рефлексия.

    Сейчас я попрошу Вас оценить значимость проведенного мастер-класса.

    Возьмите каждый по одной фишке и прикрепите на тот рисунок, который соответствует вашему мнению.

    На столы подаются  рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

    • Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
    • Мясорубка – информацию переработаю.
    • Корзина - мне это не нужно, выброшу.

    Хочется закончить наш мастер- класс словами Ричарда Брэнсона:  «Ещё не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки».

    Спасибо за плодотворную работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление "Интерактивная игра, как современное средство обучения дошкольников"

    Выступление "Интерактивная игра, как современное средство обучения дошкольников"...

    Доклад на тему:«Лэпбук как современное средство обучения дошкольников»

    Лэпбук как современное средство обучения дошкольников...

    Мастер класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»

    Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.   От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в ...

    Консультация для педагогов «Лэпбук - как современное средство обучения дошкольников» 2020 год

    Одной из новых форм коллективного творческого дела, которую я успешно применяю на занятиях с детьми дошкольного возраста, является - лэпбук. Форма, которая позволяет творчески подойти к учебному проце...

    Мастер-класс «Игровая технология, как одно из средств знакомство дошкольника с хозяйственно-бытовым трудом в ДОУ»

    Мастер-класс «Игровая технология, как одно из средств знакомство дошкольника с хозяйственно-бытовым трудом в ДОУ»Цель: Приобщение детей к труду взрослыхЗадачи:- Учить д...

    “ЛЭПБУК” как современное средство обучения дошкольников

    Изучение возможностей использования ЛЭПБУКА как средства обучения детей дошкольного возраста....