Мастер класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Тесля Ирина Сергеевна

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.   От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_vospitateley_po_obuch_gr.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»

Подготовила: воспитатель ВКК Тесля Ирина Сергеевна

МКДОУ ЦРР детский сад №10 г. Россошь Воронежская область

Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.

Задачи:

Систематизировать знания педагогических работников об эффективных формах работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников;

Представить личный педагогический опыт педагогам ДОУ района по использованию игровых технологий в подготовке дошкольников к обучению грамоте;

Сформировать у участников мастер-класса практические навыки разнообразных приемов работы с детьми через использование игровых упражнений и дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте.

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Что мы вкладываем в понятие «грамота»? Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.  От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.

В своем выступлении хочу поделиться с вами приемами и формами работы с использованием речевых и дидактических игр при подготовке детей обучению грамоте.

Применяемые мною на практике игры по развивающим задачам условно я разделила на следующие группы:

1. Игры на выделение и интонирование звуков. Игры, помогающие определить позицию звука в слове.

Игра № 1 "ЗВУКОЕДИК"

Игровой материал : кукла. Правила игры: рассказываем детям.

У Звуковичков есть страшный враг - Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.

Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:

...иван, ...каф, ...тул и т.д.

Что хотела сказать кукла?

Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: "Сто...,

сту..., тарелк... и т.д."

"В СТРАНЕ ЗВУКОВ"

Правила игры: В стране звуков не принято называть друг друга по именам или

фамилиям. Там говорят только первый и последний звуки. Например:

Вова - [В-А]

Серёжа - [С- А]

Баранкин - [Б - Н]

и т.д.

Давайте познакомимся, как будто мы в стране звуков.

"ПОДАРКИ ЛЕСНЫМ ЗВЕРЮШКАМ"

Правила игры: крокодил Гена провёл отпуск в Африке. И оттуда привёз своим друзьям -

лесным зверюшкам - много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название

которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки, например:

зайчику - зонтик, звонок, задачник; лисенку - леденец, лежак и лейку;

лосенку - лопатку, лыжи и лакомство.

А что подарил крокодил Гена волчонку, белочке, барсучку, медвежонку и Чебурашке?

Какие подарки мог подарить крокодил Гена детенышам животных: козлёнку, жеребенку,

щенку, ослику и верблюжонку?

2. Игры и упражнения для развития произносительной стороны речи, способствующие восприятию речи и её фонетическому оформлению. 

Назовите эти предметы.

Назови слова со звуком «бь».

Назови слова со звуком  «б».

3. Игры, направленные на формирование умения классифицировать звуки по качественной характеристике.

Когда у детей сформированы понятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки», провожу игры:

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (твердые и мягкие согласные звуки)

Цель: учить дифференцировать согласные звуки по твердости – мягкости.

Оборудование: наборы предметных картинок на заданные звуки.

Ход игры: ребенок называет названия четырех предложенных картинок, выделяя голосом первый звук в каждом слове. Затем определяет лишний предмет, обосновывая свой выбор. Например, белка лишняя, потому что в этом слове первый звук [Бь], а в словах «барабан, ботинок, бобер» первый звук [Б].

«Два короля».

- Жили – были 2 короля. Один король правил государством твёрдых звуков, а другой - королевством мягких звуков. Во дворце Твёрдого короля находились только твёрдые вещи, а Мягкого - только мягкие. И слова они любили разные: один с мягкими согласными звуками, а другой – с твёрдыми.

А теперь поиграем в этих королей. Выберем из вас твёрдого и мягкого короля.

Вариант 1. У каждого короля есть свой дворец. Выберите каждый для своего дворца вещи, подходящие вам. Не забудьте, что Твёрдый король должен выбирать слова с твёрдыми согласными звуками, а Мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. (Вот список предлагаемых вещей - шкаф, стол, диван, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, лампа, ложка, вилка.)

Вариант 2. Короли любят ходить на охоту. Кто из них на кого будет охотиться (лиса, волк, кабан, белка)

В этой игре дети учатся анализировать звуковой состав слова и делать простейшие выводы.

4. Игры, развивающие у детей буквенный гнозис.

Буквенный гнозис-узнавание букв и написание букв

Для запоминания букв и их узнавания я провожу игры:

«Допиши буквы»

«Какая буква выглянула в окошко?» 

В окошко, вырезанное по силуэту, показываю фрагмент буквы, по которому дети должны угадать букву.

Данные игры не только помогают запоминанию и узнаванию буквы, но и развивают пространственное мышление и внимание.

Сколько букв  на картинке?

5. Игры, направленные на формирование первоначальных навыков чтения. 

"Накорми зверей".

У детей картинки с изображением животных и птиц. которых они будут "кормить". На столе карточки с названиями кушаний. Карточки перевёрнуты, дети по очереди открывают и читают названия. Кому что предложить.

"Перевод с вороньего"

. Ворона все слова называет словом "кар". надо им дать человечьи названия. т. е. ребёнок должен дополнить, дописать слова, которые начинаются на "кар"- картина, карандаш, карлик, карусель. Аналогично можно играть "Перевод с козьего" (слова на "МЕ", "Перевод с гусиного" - слова на "га")

"Найди слово по половинке"

Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.

И напоследок расскажу о двух играх, применяемых при выделении ударения в словах

«Лингвистический эксперимент» - при обучении детей вычленению ударения я провожу такой эксперимент. Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу трёхсложное слово. Почему свеча погасла при произнесении последнего слога? – потому что последний слог ударный, он произносится с силой, усиливается напор потока выделяемого воздуха.

Игра «Кастинг» помогает детям понять подвижность ударения.

В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.

А теперь предлагаю игру «Кастинг». Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.

 

Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

Я желаю, чтобы показанные мною игровые технологии успешно использовались педагогами в практической работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс «Использование современных игровых технологий в интеллектуальном развитии дошкольников - Мнемотехника. ТРИЗ. Игры. Упражнения .»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в на...

Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»

Мастер-класс для педагогов«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»...

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Игровые технологии как средство развития социально-коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс на тему: «Игровые технологии как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Артикуляционая гимнастика,изготовление с родителями тренажера для дыхательной гинастики....

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте» (презентация)

Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.Задачи:Систематизировать знания педагогических раб...

Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»

Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр.Задачи:Систематизировать знания педагогических раб...