Программа профессионального саморазвития на тему "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Калиничева Альбина Алексеевна

Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий МБДОУ

детского сада №20 г. Павлово

_____________Назарова Н.Г.

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

на 2017-2018, 2018-2019 уч.гг.

воспитателя МБДОУ детского сада №20

г. Павлово

Калиничевой Альбины Алексеевны

Тема «Лэпбук, как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко.  Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

    В дословном переводе с английского языка лэпбук  означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях .

   Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

      Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. 

     Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

       Лэпбук – разновидность метода проекта.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1 целеполагание (выбор темы)

2 разработка лэпбука (составление плана)

3 выполнение (практическая часть)

4 подведение итогов.

  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности .

        Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

       Родители обеспечивают поддержку:

v  организационную (экскурсии, походы)

v  техническую (фото, видео)

v  информационную (сбор информации для лэпбука)

v  мотивационную (поддерживание интереса,    уверенности в успехе)

      Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

•         включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

•         добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

•         свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

•         открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Чем для нас стала привлекательна данная форма работы в ДОУ?

       Во-первых,  Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

       Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое удобное время ребенок просто открывает Лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

       В-третьих, ребенок самостоятельно собирает и организовывает  информацию.

       В-четвертых, можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.)

        Ну и, в конце концов, это просто интересно.

  В результате данной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

 -  умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со  сверстниками;

 - распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя  устную  речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования Лэпбуков:

·   ребенок  самостоятельно собирает нужную информацию

·   структурирует большой объем данных

·   пробуждает интерес у детей к познавательному развитию

·   может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым

·   развивает креативность и творческое мышление

·   простой способ запоминания

·   объединяет людей для увлекательного и полезного занятия

   Эффективно использовать Лэпбук можно, как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.

Из чего состоит лэпбук?

Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме Лэпбука: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации.

АКТУАЛЬНОСТЬ:  

В соответствии с ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка  полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.  Совместная деятельность – одна из перспективных форм развивающего обучения. В ее недрах набирает силы познавательный интерес детей к различным областям знания и созревают навыки сотрудничества. Значимым является утверждение В.А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость

 ФГОС ДО п.4.6
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
«…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности…»

ДАТА НАЧАЛА РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 01.09.2017 г.

ОКОНЧАНИЕ РАБОТЫ: 01.06.2019 года.

ФОРМА САМООБРАЗОВАНИЯ: совместная. 

ЦЕЛЬ:

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс.

 ЗАДАЧИ

1. Изучить научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме.

2. Разработать систему мероприятий по созданию и использованию лэпбуков, как средства обучения детей дошкольного возраста на 2017-2018, 2018-2019 учебные годы.

Ожидаемый результат

Для детей.
- Повышение познавательной активности, самостоятельности, инициативности, возможность применять полученный опыт в новых жизненных ситуациях;

- развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, умения синтезировать полученные знания;

- формирование социальных навыков в процессе групповых взаимодействий, опыт исследовательско - творческой деятельности;
Для педагогов.

- Грамотная и качественная организация образовательной деятельности с детьми, отбор содержания образования и использование его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы,
эффективное выстраивание партнерских отношений с родителями.

- повышение профессионального мастерства:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста ( «лэпбук»)
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.
    Для родителей.

- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах образования и
развития дошкольников, активное участие в воспитательно-образовательном
процессе детского сада.

ИЗУЧЕНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.

1) http ://madou40-tomsk.ru/lichnye-stranitcy-pedagogov -3/matckevich-natalya-vladislavovna/master-klas s-l-pbuk-forma-sovmestnoy-deyatelnosti-vzroslog o-i-de
2) http:// infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-s
ovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-51 2880.html
http://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html

• Страна Мастеров. Лэпбук (изучаем погоду) -
http://stranamasterov.ru/node/581310
• Проект «Волшебный мир зазеркалья» - http://www.o-detstve.
ru/forchildren/research-project/14385.html
• Лепбук «Олимпиада» - http://ta-vi-
ka.blogspot.gr/2014/02/lapbookolimpiada.
• Английский для меня и моей семьи. Введение в лэпбукологию -
//english4.me/wp/lapbook-kak-sdelat-anglijskij-dlja-detej/
http://jimmie.squidoo.com/minibooks (на английском)
• Пустые шаблоны для лэпбука - http://www.homeschoolshare.
com/lapbooking_resources.php

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Срок

Этап

Проблема

Содержание работы

Форма отчетности

Сентябрь – октябрь 2017

Организационно - теоретический

Повышение своего профессионального уровня, развитие любознательности и познавательной активности.

1. Изучение нормативных документов

2. Детальное  изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы по данной проблеме.

3. Составление перспективного плана по изготовлению лэпбука, разработка макетов.

Консультация для родителей «Что такое «Лэпбук»».

Октябрь 2017 – апрель 2019

Накопительно - практический

Использование лэпбука ,как метода проектов в практике дошкольного образовательного учреждения как инновационной педагогической технологии

1. Изучение материалов по составлению и изготовлению лэпбука, опыт  педагогов в Интернете.

2.Изготовление лэпбуков в совместной деятельности детей, родителей, педагогов.

3. Консультации для педагогов ДОУ.

4. Привлечение родителей.

6. Освещение данной темы на своей страничке в интернете.

Консультация для педагогов ДОУ.

Демонстрация изготовленных лэпбуков.

Май 2019

Рефлексивный

Анализ эффективности проведённой работы

1. Оформление опыта работы (папка методического материала, электронная копилка)

Выступление на итоговом родительском собрании

Сентябрь 2017

- Изучение литературы по теме, в том числе, источники в интернете. (Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС);

Терентьева Н. А. «Лепбук - как вид совместной деятельности взрослого и ребенка».;

- Изучение статей Кипиной С. В. «Лэпбук - как средство развития детской самостоятельности и инициативы»; и т. д.)

Октябрь 2017

- Изучение форм организации информации в лэпбуке (кармашки, конверты, кармашки-гармошки, книжки-малышки, окошки и дверцы, вращающиеся детали и т. д.)

- Изготовление лэпбука на тему «Кто где живёт»

Ноябрь 2017

- Изготовление лэпбука “Животные средней полосы”

- Изучение статьи Кашицева О. А. Что такое Лэпбук. [Электронный ресурс]. http://konkurs-dlya-pedagogov.info/

Декабрь 2017

- Консультация для родителей «Лэпбук – одна из форм совместной деятельности детей и взрослых».

- Изготовление лэпбука «В гостях у сказки»

Январь 2018

- Изготовление лэпбука “Зима”.

- Изучение Интернет ресурса Илюхина Александра Анатольевна «Что такое лэпбук?

Февраль 2018

- Изготовление лэпбука «Правила дорожного движения»

Март 2018

- Размещение стендовой информации для родителей «Информация о Лэпбуке».

- Изготовление лэпбуков детьми совместно с родителями “Азбука здоровья”.

Апрель 2018

- Изготовление лэпбука «Лего»

- Изготовление лэпбука «Солнечная система»

Май 2018

-Демонстрация материала на педсовете. Презентация  «Лэпбуки нашей группы»

Сентябрь 2018

- Изготовление лэпбука «Скоро в школу»

- изготовление лэпбука «Профессии»

Октябрь 2018

- изготовление лэпбука «Экология»

- изготовление лэпбука «Мальчики и девочки»

Ноябрь 2018

- изготовление лэпбуков  детьми совместно с родителями «Математика вокруг нас», «Уроки математики»

Декабрь 2018

- изготовление лэпбука «Весёлые буквы»

- изготовление лэпбука «Спорт»

Январь 2019

- изготовление лэпбуков «Лес», «Вода – это жизнь»

Февраль 2019

- изготовление лэпбука «Жалобная книга природы»

- изготовление лэпбука «Масленица»

Март 2019

- изготовление лэпбука «Серая ворона»

- изготовление настольной игры-лэпбука «Знатоки родного города»

Апрель 2019

- изготовление лэпбука «Весна»

- изготовление лэпбука «Театр и дети»

Май 2019

- анализ эффективности проведённой работы

- презентация опыта на итоговом родительском собрании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Лэпбук - это универсальное пособие, которое может быть использовано при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию....

Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста

Сегодня государством поставлена задача - подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. В связи с этим перед нами педагогами встала задача поиска новых нестандартных форм взаимодейс...

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» в подготовительной к школе группе на 2017-2018 уч.г.

Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей....

Проект «Лэпбук - современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №5 «Солнышко»       Проект«Лэпбук - современное средство обучения детей до...

Инновационный проект на тему: «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»

Развитие познавательно-исследовательской активности и интеллекта, развитие адекватной инициативности и самостоятельности детей в процессе создания «лэпбука», путем внедрения инноваци...

Проект «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста».

Данный проект будет интересен воспитателям детского сада и неравнодушным родителям, которые делают всё возможное для всестороннего развития своих детей. Лэпбук - это интерактивная папка, а по-другому ...

Мастер- класс "Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста" (текст)

Мастер- класс поможет моим коллегам использовать лэпбук в своей работе....