Интеграция физического воспитания с математическим развитием у старших дошкольников
методическая разработка по физкультуре (старшая, подготовительная группа) на тему

Каратеева Галина Сергеевна

Интегрированный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает его целостность и системность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Интеграция физического воспитания с математическим развитием у старших дошкольников

В Российской Федерации проводится стандартизация системы образования с целью повышения доступности и качества образования, а также с целью развития и поддержки талантливых детей. В настоящее время для дошкольного образования установлены федеральные государственные образовательные стандарты. Стандарт является ориентиром для независимой оценки качества дошкольного образования.

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать работа в ДОО. Одним из них является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их возможностями и спецификой. Слияние видов деятельности помогает познанию детьми своего организма, допускает осознание у воспитанников уровня ответственности по отношению к своему здоровью, воспитывает потребность ведения здорового образа жизни, формирует предпосылки учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность ребенка в будущем.

Задачи психолого-педагогической работы в современных  ДОО по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Интегрированный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает его целостность и системность. Дети более глубоко осознают осваиваемое содержание, если оно представлено в разнообразных связях и отношениях, поэтому использование интеграции целесообразно и эффективно.

Обучение техническим элементам баскетбола как часть направления по физическому воспитанию,  также удачно интегрируется с различными образовательными областями, в частности с математическим развитием. Важной особенностью интегрированного занятия по обучению техническим элементам баскетбола является смена видов детской деятельности. Дошкольники предлагается встретиться  и с математическими отношениями: необходимо сравнить спортивный инвентарь по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая. Предлагая детям различные физические упражнения, по обучению элементам баскетбола нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения не по образцу, а по устной инструкции. Также, дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать плоские и объемные геометрические фигуры, цифры.

Сидорова Т.В. выделяет задачи, которые органично интегрируются в образовательную деятельность по физическому развитию:

  • Формирование посредством движений пространственных, временных представлений: слева – справа, вверх – вниз, длинный – короткий, медленный – быстрый.
  • Изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств и фактуры предметов: тяжелый – легкий, мягкий – твердый, гладкий – шершавый, тонкий – толстый.
  • Расширение и активизация словарного запаса детей, предметного, глагольного, слов-определений, наречий: ловить, бросать, катать, толкать, забрасывать, передавать, упругий, прыгучий и др.
  • Развитие посредством двигательных заданий, подвижных игр, эстафет математических представлений, а также психических процессов: памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

При обучении элементам техники баскетбола мы сможем, опираясь на предложенные Сидоровой Т.И. задачи  проинтегрировать обучение детей ведению мяча с закреплением навыков количественного и порядкового счета:

  • Выполнить на месте  указанное количество ударов мяча в пол, правой и левой рукой;
  • Выполнить один удар мяча в пол правой, два левой рукой, затем три правой, четыре левой, затем пять правой, шесть левой и т.д. до десяти (тоже, но начать с другой руки).
  • Посчитать количество ударов мяча до заданного предмета;
  • Выполняя ведение мяча вперед обвести мяч вокруг третьей (пятой, восьмой и т.д.) фишки;
  • Выполняя ведение мяча вперед коснуться, не прерывая ведения мяча второго (четвертого, шестого) предмета.

На интегрированных занятиях улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

Во многих психологических и педагогических работах доказано, что познание структуры предметов, их формы и размера осуществляется не только в процессе восприятия той или иной формы зрением, но и путем активного осязания, ощупывания ее под контролем зрения и названием словом. Совместная работа этих анализаторов способствует более точному восприятию формы предметов.

Таким образом, по результатам изучения литературы посвященной данной проблеме можно сделать вывод, о том что интегрированные занятия оказывают положительное влияние на уровень освоения физических упражнений и элементов техники баскетбола дошкольниками, повышают уровень образованности, способствуют не только развитию физического потенциала дошкольников, но и закреплению математических представлений.

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - М.: Омега - Л., 2014. - 134 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки Р.Ф.[Текст]. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 96 с.
  3. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: советский спорт,  2010. – 320с.
  4. Малюженко И.В. «Школа мяча»: баскетбол для старших дошкольников / И.В. Малюженко // Инструктор по физкультуре. – 2014. - № 5 – С. 11
  5. Сидорова Т.В. Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. 2013. №12-1 (28). С.128-133.
  6. Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5–7 лет в процессе физического воспитания [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук:13.00.04. – Тюмень, 2004 – 126 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Интеграция физического и художественно-эстетического развития детей. Ритмика-одна из форм эстетического развития."

Одной из менее востребованных форм интеграции на сегоднящнний день является интеграция физического развития. Важно приобщать детей к  культуре и нет никакого противопоставления к какой культуре. ...

Рекомендации для родителей по физическому развитию физического развития у старших дошкольников.

Данная информация будет интересна родителям детей страшего дошкольного возраста....

В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.

В картотеке собраны песни для детей по темам:  ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...

Презентация: Интеграция образовательных областей в математическом развитие младших дошкольников

Интеграция– это состояние (или процесс,ведущий к такому состоянию) связанности,взаимопроникновения и взаимодействия отдельныхобразовательных областей содержания дошкольногообразования, обеспечив...

Презентация "Интеграция речевого и логико-математического развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности"

Презентация "Интеграция речевого и логико-математического развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности"...