Образовательная среда
методическая разработка по физкультуре на тему

Сильченок Светлана Ивановна

Презентация образовательной среда физкультурного зала.

Нетрадиционное оборудование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskiy_podhod_2.1.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка использования крупного конструктора в организации предметно – развивающей среды в ДОУ.                                                                                                      Воспитатель физкультуры Сильченок Светлана Ивановна.

В настоящее время, одним из критериев оценки профессионального мастерства педагога является авторский подход в организации предметно-развивающей среды. Представленные мной материалы помогают и воспитателям  групп разнообразить оформление спортивных уголков. Предметно-пространственная развивающая среда моего спортивного зала построена в соответствии с «Концепцией построения развивающей среды в ДОУ» и «Концепцией дошкольного воспитания», основной общеобразовательной Программой  ДО, разработанной на основе примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой. М.А.Васильевой. Рекомендации ФГОС ДО по организации предметно – пространственной развивающей среды позволили мне применить авторский подход к оформлению физкультурного зала.

Использование деталей детского крупного конструктора в качестве физкультурных пособий.

Одной из задач физического воспитания в детском саду является развитие движений у детей. Для более полноценного развития движений у детей я использую различное оборудование, пособие. Применяя пособия, достигается большая последовательность в прохождении программного материала по развитию движений у детей. Использование пособий делает занятия интересными, направляет внимание детей на умение по – разному использовать имеющиеся в их распоряжении игрушки и пособия, развивает творчество детей. Крупный конструктор удобен в работе по развитию движений у детей: он лёгок, дети охотно сами переносят отдельные его детали и строят несложные пособия. Кроме крупного конструктора я использую строительный (кубы, бруски) и природный (шишки, прутья) материалы.                                                                                                                             Я разработала методику проведения упражнений с деталями конструктора в разных возрастных группах. Часть упражнений взята мною из пособия, написанного А.И.Быковой, часть – из альбома В.П.Поликарпова. Все эти упражнения мне бы хотелось показать в несколько иных вариантах, применяя собственные методические приёмы. Кроме того, предлагаю варианты упражнений с деталями конструктора в  порядке относительной последовательности и усложнения от младшей группы к старшей.                         Для упражнений мы используем большой конструктор. Для того чтобы детям легко было запомнить названия отдельных частей конструктора, мы заменили трудно произносимое слово «параллелепипед» словом «ящик», а названия «призма» и «круг» оставили. Детям знакомы эти слова, и мы не заменяем их названиями «горка» и «колесо». Правила пользования составлены в целях безопасности детей и в целях предохранения деталей от повреждения. Детали конструктора, чтобы они не сдвигались с места во время упражнений, мы всегда располагаем на специальных ковриках.

Большое внимание необходимо уделять подготовке деталей конструктора к занятиям. Перед занятием вместе с детьми разложить в зале детали конструктора так, чтобы во время занятий не приходилось тратить лишнего времени на сборку и переноску пособия. Если пособие составляется из нескольких деталей, например горка из кубов, ящиков и призм, то детям необходимо подносить детали, а воспитателю самому конструировать пособие, обеспечивая прочность крепления. В группах дети так же широко используют детали конструктора в своих творческих играх.                                                                        Опыт применения  деталей крупного конструктора в качестве пособия для развития основных движений позволяет сделать вывод, что умелое использование деталей детского конструктора может помочь воспитателям в работе по развитию движений у детей в детских садах, которые не обеспечены специальным оборудованием. Но, если даже детский сад имеет необходимое оборудование, использование деталей детского конструктора даст возможность разнообразить игры, упражнения и поднимет интерес детей к ним.

Упражнения в ходьбе и беге.

1.Игра «По ровненькой дорожке». В младшей группе для обучения детей ходить друг за другом, необходимо ограничить пространство положенными на пол двумя двухметровыми палками, расположенными друг от друга на расстоянии 40 – 50 см, и предложить группе детей в 6-8 человек пройти по дорожке. Позднее составить более «длинную дорожку» из двух рядов палок.

2. Игра «Трамвай» и «Поезд» - палки изображают рельсы.

3 Упражнение «Не пропусти» (старший возраст). В углах комнаты, на ящики кладём погремушки. Дети строятся в цепочки, воспитатель назначает ответственных за погремушки. Дети идут друг за другом вдоль стены. Каждый ответственный, дойдя до ящика, должен погреметь погремушкой, а затем продолжать ходьбу. Ящик является ориентиром для их дальнейших действий, а треск погремушки позволяет воспитателю контролировать выполнение задания.

4 Ходьба врассыпную. Расставляются почти все основные детали конструктора: кубики, ящики, призмы, цилиндры и полуцилиндры. Предложить детям ходить между предметами, не задевая, их и не наталкиваясь друг на друга («охотники ходят в лесу, не задевая за кусты, чтобы не спугнуть зверей»).

5 Упражнение. Чтобы научить детей ходить свободным, ритмичным шагом, можно использовать следующее упражнение: на полу на равном расстоянии (15, а затем 20 – 25см) один от другого раскладывали круги. Во время ходьбы учить детей ставить ногу на середину круга. При этом темп ходьбы определяется ударами в бубен.

Все указанные упражнения можно проводить, заменив ходьбу бегом или чередуя эти движения.

Упражнения в равновесии.

1 Упражнение «Пойти по узкой дорожке»

Младший возраст. «Пойти по узкой дорожке» между палками, положенными на расстоянии 30 см одна от другой. По мере овладения детьми равновесием  расстояние между палками постепенно уменьшали до 25 – 20 см.                                                                                            Средний возраст. Ходить между палками, находящимися на расстоянии 20 – 15 см, держа на голове мешочек с песком.                                                                                                                                               Старший возраст. Ходить между палками, положенными на расстоянии 10 – 7 см одна от другой. Сначала дети идут обычным шагом, а затем начинают плотно приставлять пятку одной ноги к носку другой или при каждом шаге опускаются на одно колено. Это упражнение ребёнок выполняет следующим образом: делает широкий шаг левой ногой и опускается на правое колено, встаёт и переносит вес тела на левую ногу, опускается на левое колено и т.д. В этом упражнении расстояние между палками равно 20 см.                                                 Учить детей ходить по трём, а затем по двум связанным вместе палкам, лежащим на ковре. Позднее ходить по одной палке.

2 Упражнение «Сегодня в лесу много поваленных деревьев (палки) и камней (кубики)». Перешагивать через них.                                                                                                                                                                                                     Средний возраст. Дети перешагивают через перекладины лестницы, положенной на пол. При этом нельзя  приставлять ноги одну к другой: перешагнув левой ногой через первую перекладину, сразу же поднять правую ногу для перешагивания через вторую перекладину и т.д. Этим мы приучаем детей удерживать равновесие, стоя на одной ноге.                         Старший возраст. Перешагивать через перекладины лестницы, положенной на кубики.

3 Упражнение. Используем ящики и кубы.                                                                                                                                                                                                              Средний возраст. Ходить по ящикам и кубам, положенным на ковре вплотную друг к другу. Затем учимся ходить по четырём палкам, связанным вместе и положенным наклонно на ящики или кубы (один конец на полу, другой на ящике).                                   Старший возраст. Ящики и кубы ставятся на расстоянии 15 – 25 см один от другого и дети перешагивают с одного предмета на другой (Упражнение «По камушкам через ручеёк»).

Упражнения в прыжках.

Детали крупного конструктора,  мы применяем в упражнениях с прыжками лишь в средней и старшей группах.

1. Игра «Воробушки и кот», «Охотники и зайцы». Для прыжков в глубину используем кубы и ящики, комбинации ящиков и досок и пр.  Проводим спрыгивание детей в средней группе с высоты 20 – 30 см, а в старшей – 30-40 см.

2. Игра «Лягушки с кочки» и упражнение «Через ручеёк». Используем параллельно разложенные шнуры и круги

Обучение самому сложному виду прыжков – прыжков в высоту, где надо уметь сильно оттолкнуться и мягко приземлиться, предлагаем детям различные упражнения на подпрыгивание.                                                                                                                                                                                                                                                                                  3. «Погреми погремушкой», «Кто соберёт больше лент?». Ставим стойки для закрепления шнура, на котором подвешиваем ленты или погремушки. Можно делать из длинных палок, вставленных в отверстия кубов или ящиков. Шнур вешается свободно на шпильки, вставленные в палки на высоте 20 – 50 см.

Упражнения в подлезании, перелезании, лазании.

1. Игра «Наседка и цыплята», «Кролики и сторож» (младший возраст) мы используем длинные палки, вставленные в верхние отверстия двух полуцилиндров или ящиков. В средней и старшей группе палка для подлезания опускалась ниже.

2. Для развития гибкости позвоночника можно дать задание перелезть «Змейкой» между ступеньками лестницы.

3. При обучении детей лазанью можно построить маленькие заборы.

Упражнения в катании, бросании, ловле, метании.

1. Для младших групп. Катать мяч по дорожкам, сделанным из палок. При этом необходимо требовать от детей, чтобы они докатывали мячи до конца дорожки, объяснить ребяткам, почему надо сильнее толкать мяч. В этом упражнении развивается не только точность движения, но и сила толчка.                                                                                                                                                             Дети прокатывают мячи в ворота, сделанные из кубиков, ящиков и полуцилиндров. Расстояние между деталями постепенно уменьшают и упражнения усложняются.

2. Дети средней группы прокатывают мячи в ворота, сделанные из кубиков. Эти же предметы дети скатывают с горки, сооружённой из призмы конструктора.

3. Детям старшей группы предлагали в упражнении «Подбрось – поймай» отбивать мяч о круг, лежащий у ног ребёнка.

4. Упражнение «Перебрось за верёвку». На палки, вставленные в кубы, ящики или полуцилиндры, натянуть верёвку на уровне груди ребёнка. Дети перебрасывают мяч через верёвку двумя руками, используя разные приёмы бросания: снизу, от груди, из - за головы.

5. Метание в горизонтальную и в вертикальную цели. Для горизонтальной цели можно использовать ящик, поставленный на пол, который затем постепенно отодвигать вглубь. Таким образом, увеличивая расстояние до цели.

6. Упражнение «Накинь кольцо». Дети накидывают кольца серсо на оси длиной 50 см, вставленные в отверстие куба.

7. Вертикальная цель представляет собой палку, вставленную в куб, с прикреплённым на ней на уровне глаз ребёнка кругом. Так как диаметр круга небольшой (28 см), эту цель предоставить детям старшей группы, и то лишь после того как они уже умели попадать в более крупную цель с расстояния 2 – 2,5 м.

Использование крупного конструктора при проведении вечеров досугов.

1. Эстафета  «Кто скорее». Дети делятся на две команды. Первые из каждой команды, подходят к стартовой черте, держа в руках по два круга. По сигналу воспитателя они кладут один круг перед собой, встают на него двумя ногами, кладут второй круг перед собой на таком расстоянии, чтобы можно было шагнуть на него, не наступая на ковёр. Став на второй круг, играющие,  берут первый круг, вновь кладут его перед собой, встают на него и т.д., пока не дойдут, таким образом, до следующего участника команды, передать круги и встать в конце колонны. Выигрывает та команда, которая первая закончит эстафету.

2. Эстафета «Кто скорей перенесёт?». Дети делятся на две команды. У стартовой черты на расстоянии одного шага друг от друга два ящика. В каждый из которых клали равное количество кубиков. Напротив этих ящиков на противоположном конце ковра ставили два пустых ящика. Дети по одному, по сигналу воспитателя начинали переносить по одному кубику в пустые ящики. Выигрывает та команда, которая первая закончит эстафету.

Используемая литература

А.И. Быкова А.И. «Обучение детей дошкольного возраста основным движениям».                                                                                                                                                                        Полтавцева Н.В. «Физическая культура в дошкольном детстве», Москва «Просвещение», 2015 г.                                                                                                                                                                                                                                                                   О.Е.Громова «Спортивные игры для детей», Москва «Творческий центр», 2018 г.Е.Н.Вареник, С.Г.Кудрявцева, Н.Н.Сергиенко «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет», ООО «ТЦ Сфера», 2007 г.                                                                                                                                                                                        Под ред.М.И.Фонарёва, М.»Просвещение», «Развитие движений ребёнка-дошкольника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ.

ТИПОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. консультация для воспитателей....

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...