Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды
методическая разработка по теме

Пушкова Елена Викторовна

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем успешнее происходит её свободное и активное развитие: человек одновременно является и продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное и общественное развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

теоретический семинар

Тема: Представление о понятии «среда»

Структурно-содержательная характеристика образовательной среды

План

1. Структура образовательной среды

2 Характеристика компонентов образовательной среды

3. Типы образовательных сред

Ведение:

«Под окружающей человека средой подразумевается совокупность условий и влияний окружающих человека» Маркович Д.

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека

Чем больше и полнее личность использует возможности среды, тем успешнее происходит её свободное и активное развитие: человек одновременно является и продуктом и творцом своей среды, которая дает ему физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное и общественное развитие.

Для человека среда – это мир, который существует в его общении, взаимодействии, коммуникации и других  процессах.

  1. Таким образом среда человека – это его естественное и социальное окружение, обладающие комплексом влияний, условий и возможностей.
  2. Образование же – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
  3. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении.

Выделяют 4 типа образовательной среды:

  1. Догматическая – характеризуется зависимостью и пассивностью
  2. Безмятежная – пассивностью и свободой
  3. Карьерная – активностью и зависимостью
  4. Творческая – свободой и активностью

ВОПРОС: Какая среда  является наиболее оптимальной для развития творческой личности?

В образовательной среде каждый субъект образовательного процесса осуществляет свою деятельность.

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

  1. Пространственно-предметный (физическое окружение)
  2. Социальный (человеческий фактор)
  3. Психодидактический (программ обучения)

Описание характеристик компонентов образовательной среды:

Пространственно-предметный компонент:

  1. Архитектура здания
  2. Степень открытости – закрытости кострукций, дизайн.
  3. Размер и пространственная структура групповых и других помещений в здании детского сада
  4. Легкость пространственной трансформации при возникшей необходимости
  5. Возможность и широта пространственных перемещений субъектов.

Социальный компонент:

  1. Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями
  2. Преобладающие позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса
  3. Авторитетность руководителей образовательного процесса: заведующей и педагогов, родителей.
  4. Степень участия всех субъектов образовательного процесса в управлении О.Б.
  5. Сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса
  6. Продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.

Психодидактический компонент

  1. Деятельностная структура
  2. Стиль воспитания и обучения и характер социально-психологического контроля
  3. Кооперативные или же конкурентные формы обучения
  4. Содержание программ обучения (их традиционность, консерватизм или гибкость)

Задание для педагогов: оценить степень соответствия образовательной среды своего детского сада с предложенными критериями. Высказать  свои предложения по позитивным преобразованием среды ДОУ.

Требования к организации предметно-развивающей среды

  1. В каждой группе нужно создать условия для самостоятельной активной, целенаправленной деятельности (игровой, изобразительной, двигательной, театральной0
  2. Организация и размещение предметов развивающей среды должены отвечать возрастным особенностям и потребностям детей
  3. Динамичность – статичность среды
  4. Функциональность предметной среды. В обстановке группы должны находиться только востребованные детьми и выполняющие развивающую функцию материалы.
  5. Среда должна быть наполнена развивающим содержанием соответствующим потребностями интересам

- мальчиков и девочек  

- «зоне ближайшего развития» в обстановку группы кроме предметов предназначенных детям определённого возраста, должно быть включено примерно 15% материалов ориентированных на более старший возраст.

6. Во всех возрастных группах должны  быть обустроены уютные места для отжыха

Вопросы для обсуждения:

  1. Как влияет каждое из перечисленных положений предметно- пространственной среды (по В.А. Петровскому)на фактор психологической защищенности ребенка?

А) статичность и подвижность предметного окружения?

Б) гибкость зонирования предметно-пространственного окружения

В) комфортность предметно-пространственного окружения

Г) открытость – закрытость предметно-пространственного окружения

2. как влияют следующие принципы на познавательное развитие ребенка

А) принцип активности

Б) принцип стабильности – динамичности

В) принцип эмоциогенности

Г0 принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

3.Как влияет предметно-развивающая среда на виды деятельности:

а) игру

б) общение

в) труд

г) обучение.

  1. Как влияет каждое из перечисленных положений предметно- пространственной среды (по В.А. Петровскому)на фактор психологической защищенности ребенка?

А) статичность и подвижность предметного окружения?

Б) гибкость зонирования предметно-пространственного окружения

В) комфортность предметно-пространственного окружения

Г) открытость – закрытость предметно-пространственного окружения

        

2. как влияют следующие принципы на познавательное развитие ребенка

А) принцип активности

Б) принцип стабильности – динамичности

В) принцип эмоциогенности

Г0 принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

3.Как влияет предметно-развивающая среда на виды деятельности:

а) игру

б) общение

в) труд

г) обучение.

Используемая литература:

  1. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду/составитель Нищева Н.В.-СПб.,»Детство-пресс»,2006г
  2. Принципы построения развивающей среды/Петровский А.В-М.: Педагогическое общество России, 1998


Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный семинар

  1. Теоретическая часть - «Принципы и методы организации творческой образовательной среды»
  2. Практическая часть - Тренинг педагогической осознанности. Программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям

Задачи:

  1. Стимулировать творческую активность воспитателей.
  2. Поиск резервов для более эффективной работы по реализации программы развития и воспитания детей
  3. Создать условия для проявления профессиональной и личностной позицией на основе практического усвоения понятий «понятие, принятие, признание личности ребенка»

Модель построения жизненного пространства в детском саду

Организационные   условия

Материально – технические условия

  1. Обеспечение контакта между взрослыми и детьми в зависимости от дистанции общения.

Учет комфортной дистанции взаимодействия:

Взрослый – ребенок

Ребенок – взрослый

Создание общего психологического пространства общения с каждым ребенком и группой в целом.

Разноуровневая мебель. Регулируемая, по высоте.

Комплекты мебели специальной технической конструкции. Позволяющие наблюдать педагогу за детьми во всех уголках группы

Нетрадиционные формы столов

Уголки уединения с удобной мебелью

Красивый ковер – место общего сбора детей

2. обеспечение возникновения и развития познавательных интересов у ребенка его волевых качеств, эмоций, чувств

Создание композиции среды с учетом детской субкультуры, возрастных психофизиологических возможностей.

Выбор цветовой гаммы, материалов, создающих атмосферу радости и уюта.

Выбор местоположения центров активности в соответствии с рекомендациями программы, возрастными особенностями детей и их интересами.

Соответствующая санитарно-гигиеническим требованиям расстановка мебели и оборудования.

Определение места в группе для оформления собственных выставок репродукций, рисунков и др.

Разработка алгоритма построения предметно-развивающей среды в соответствии с темой (проектом) недели

Световой дизайн – двухуровневое освещение

Звуковой дизайн – фонотека с записью плеска воды, пения птиц и т.д.

Наличие места для отдыха

Оснащение познавательных центров активности в соответствии с темой проекта недели дидактическим материалом, пособиями, средствами, схемами, моделями и др.

Оснащение лаборатории «научных открытий», дома книгоиздательства, импровизированного театра, музея, библиотеки, художественной мастерской, центра кулинарии.

Оснащение игрового пространства определенным набором функционально-игровых предметов, предметами – заместителями, бросовым материалом и др, развивающими творчество и фантазию детей.

Оборудование костюмерной, грмерно с разнообразными аксессуарами.

3. Обеспечение стабильности-динамичности развивающей среды.

Создание проекта возможного изменения среды.

Предоставление ребенку права видоизменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением.

План группы с подвижными составляющими.

Подвижная мебель (на колесиках)

Мягкие модули.

Прозрачные перегородки, ширма.

Сборно-разборные домики легкой конструкции.

Пластмассовая мебель, переносные зонты и т.д.

4. Обеспечение одновременной реализации различных видов деятельности

Оптимальное использование функциональных помещений.

Подключение к групповой комнате части спальни, приемной (для создания уголков уединения, проведения сюжетно-ролевых игр, центра литературы и др)

Предоставление возможности свободной ориентации ребенка в пространстве группы (символы, стрелки)

Создание для неформального общения «Островка безопасность», «Аллеи здоровья», галереи детского творчества, проведение персональных выставок, рабочих стендов «Мое настроение», «Я самый, самый..», «Звезда недели», «Вести из семьи» и др

5, Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия

Доступность всего, что окружает ребенка, обеспечивая его функциональную активность.

Реализация оптимальной двигательной активности детей.

Оформление санитарных комнат.

Озеленение интерьера помещений.

Учет половой дифференциации.

Оформление информационных стендов для родителей.

Проведение семейных праздников помещениях

Экологическая комната с аквариумом, террариумом, мягким уголком, познавательным материалом.

Наличие личного пространства с полкой для личных вещей, игрушек, фотографий и др.

Наличие зеркал, игрового оборудования для мальчиков и девочек.

Этапы тренинга

1-й этап:

–определение способов общения..

2-й этап:

– самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы;

3-й этап:

– тренинговые упражнения.

4-й этап:

– проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения (эмпатическое понимание, умение давать обратную связь и т. п.).

5-й этап:

– рефлексия изменений, происшедших в участниках и в группе за время тренинга.

Тематика упражнений

1-е упражнение – «Звезда»

Вопросы для обсуждения: Ваши ощущения в процессе выполнения упражнения.?

Ваши мысли по этому поводу?

Вывод: от ребенка нельзя требовать того, чего он в принципе сделать не в состоянии.

Во время выполнения упражнения у взрослых часто вырываются восклицания, вздохи, комментарии. Это является нормальным выражением эмоций. От детей же на занятиях часто требуется тишина, что идет в разрез с  естественными реакциями и накапливается эмоциональное напряжение.

2-е упражнение – «Подкрепление».

Вопросы для обсуждения:  Как вы чувствуете себя в своей роли?

Какие чувства вызвала у вас реакция группы?

Как вы чувствуете себя сейчас?

Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

Вывод: безусловно, положительное отношение, принятие ребенка рождает доверие к миру, уверенность в себе и окружающих. Психологическая поддержка – это способ выражения принятия. С выданным за несколько минут шквалом отрицательных эмоций вы справились

3-е занятие – «Как другие видят меня?».

4–5-е занятия – «Средства общения».

6–7-е занятия – «Отработка техники общения».

8-е занятие – «Создание психологических портретов».

Практический этап.

Используемая литература:

  1. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду/составитель Нищева Н.В.-СПб.,»Детство-пресс»,2006г
  2. Принципы построения развивающей среды/Петровский А.В-М.: Педагогическое общество России, 1998
  3. Практические семинары и тренинги/автор составитель Шитова Е.В.-Волгоград:Учитель,2009



Предварительный просмотр:

В Документах Google произошла ошибка сервера. Если перезагрузка страницы не помогла устранить проблему, свяжитесь с нами.

Обсудить эту или другую проблему можно в Справочном форуме Документов Google. Чтобы просмотреть список распространенных проблем, перейдите на страницу известных проблем в Документах Google.


Приносим извинения и благодарим за помощь!
- Команда Документов Google



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность.

Слайд 2

Проектная деятельность содержит: - анализ проблемы; - постановка цели; - выбор средств ее достижения; - поиск и обработка информации, ее анализ и синтез; - оценка полученных результатов и выводов.

Слайд 3

Целью проектной деятельности является понимание и применение знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

Слайд 4

Задачи проектной деятельности: - Обучение планированию (должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); - Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); - Умение анализировать (креативность и критическое мышление); - Умение составлять письменный отчет (должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); - Формировать позитивное отношение к работе (должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Слайд 5

Принципы организации проектной деятельности: - Проект должен быть посильным для выполнения; - Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.); - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности); - Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта. - В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. - Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Слайд 6

Типология проектов. Исследовательские. такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников , социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

Слайд 8

«Родительская почта»

Слайд 10

Этапы реализации проекта

Слайд 13

На собрании родители садятся по 5-6 человек за отдельные столы, стоящие полукругом. На каждом столе лежат «размышлялки»- карточки с написанным утверждением, вызывающем противоречивые точки зрения Родители читают вслух «размышлялки»и высказывают свое мнение. Важно, чтобы текс в карточке прочитали сами родители, а не педагог. Это позволяет снизить напряженность, быстрее включиться в работу и почувствовать себя равноправным участником После чтения и обсуждения «размышлялок», можно переходить к информационному блоку. Вступительная часть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Тема: «Участие родителей в построении предметно- пространственной развивающей образовательной среды в условиях ДОО и дома»

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметно – пространственной среды. Организация развивающе...

Консультация для воспитателей на тему «Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в ДОУ в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образования»

Правильно созданная развивающая предметно-пространственная  среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действова...

Доклад к августовской конференции по теме "Роль информационно-коммуникативных технологий в создании современной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Особое значение  внедрения в учебный процесс средств ИКТ имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе,  и детей - инвалидов. Состояние здоровья детей с о...

Доклад на Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной/полилингвальной/ образовательной среды "Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка".

В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас  в в последнее время  создаются все более благоприятные условия для развития бурятского  языка, нашими уч...