Главные вкладки

    Доклад к августовской конференции по теме "Роль информационно-коммуникативных технологий в создании современной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"
    статья по теме

    Особое значение  внедрения в учебный процесс средств ИКТ имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе,  и детей - инвалидов. Состояние здоровья детей с особыми образовательными возможностями  препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться в обучения детей с  ОВЗ  при объяснении нового материала,  при обобщении и систематизации полученных знаний. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_ikt_-_kopiya.docx49.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    детский сад № 50

    Роль информационно-коммуникационных технологий    в создании современной образовательной среды               для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Подготовила: Костина О.В., учитель - логопед

    г. Ставрополь, 2018 г.

         «Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством чувств они воспринимаются»

    К.Д. Ушинский 

         Усилия Министерства образования и науки Российской Федерации сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации  образования создать в ДОУ и других организациях образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

         В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан к этой информации. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образовании, решающих эти задачи является внедрение в учебный процесс средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

        Информационные образовательные технологии – это технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей, в том числе, развития, диагностики, коррекции детей с ОВЗ.

         ИКТ имеют преимущества в обучении перед традиционными технологиями:

    1. Значительно   расширяют  возможности    предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, мультипликации позволяет воссоздавать реальный предмет или явление; смоделировать жизненные ситуации, показать явления, которые сложно увидеть в повседневной жизни (воспроизведение звуков природы, рост цветка, запуск ракеты).
    2. Предъявление   информации  на   экране   компьютера  в
      игровой форме вызывает у детей огромный интерес, является стимулом познавательной активности детей; позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
    3. ИКТ вовлекают детей  в коррекционно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их ресурсных возможностей, активизации умственной деятельности, развитию речи;
    4. Предоставляют       возможность   индивидуального подхода в работе с дошкольниками.  В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
    5. Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха».
    6. Обучение  с  применением   компьютера    способствует  формированию у детей рефлексии.

        Особое значение  внедрения в учебный процесс средств ИКТ имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе,  и детей - инвалидов. Состояние здоровья детей с особыми образовательными возможностями  препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения. Современные информационно-коммуникационные технологии предоставляют для обучения принципиально новые возможности. Они могут использоваться в обучения детей с  ОВЗ  при объяснении нового материала,  при обобщении и систематизации полученных знаний.

         Использование ИКТ позволяет педагогу реализовывать один из главных принципов – принцип наглядности, который на занятии помогает ребёнку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал в полном объёме:

    • представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
    • создать положительную мотивацию за счет использования средств  привлечения внимания;
    • активизировать познавательную и речевую деятельность воспитанников;
    • оптимально использовать время на занятии;
    • видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

         Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к образовательным мероприятиям считаю создание мультимедийных презентаций, т.к. именно их использование способствует повышению у воспитанников мотивации познания и речевой активности, интереса к непосредственно-образовательной деятельности.

         Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». Проведение НОД с применением мультимедийных презентаций по лексическим темам – это мощный стимул в речевом развитии  детей с ОВЗ.

         Все презентации, дидактические игры и упражнения разработаны в программе РowerРoint в соответствии с перспективным планом по лексическим темам и задачам  Программы коррекционно - развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой. Мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с детьми и родителями, способствующий решению многих задач, предоставляющий:

    • возможность точной, доступной и яркой передачи информации,
    • одновременное использование различной справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,
    • быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ с детьми с ОВЗ.

         Мультимедийные  презентации подготавливаются также для  проведения родительских собраний, мастер-классов, публичных отчетов, круглых столов и других мероприятий. Педагогами группы  создан банк мультимедийных презентаций по разным направлениям работы: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие (например, презентация для родителей «Артикуляционная гимнастика»).

      Современные средства  ИКТ широко и разнообразно применяются в нашем   детском саду:

    • интерактивное оборудование «Novotouch» (Новотач)  с программным обеспечением«Мерсибо», программно – дидактический комплекс «Логомер»;логопедический тренажёр «Дельфа 142»;
    • мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук);
    • интерактивная доска, планшет;
    • музыкальные центры (музыкальный, спортивные залы);
    • электропианино, синтезатор.

         Каждая  группа детского сада  оснащена ноутбуком, принтером, телевизором, которые  активно применяются  во время НОД и в свободной деятельности детей. В ряде групп есть и другие средства ИКТ: DVD- плеер, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, диктофон.

         В соответствии с ФГОС одним из эффективных методов работы с детьми и родителями является проектная деятельность. В прошлом году в младшей группе, где я работала, был реализован проект «Матрёшкины помощники». Кроме традиционных форм работы (беседы, продуктивная деятельность), в  проекте активно использовались аудио – визуальные средства ИКТ: видеоролики, видеозаписи фрагментов мультфильма, аудиозаписи с русскими народными песнями и танцевальной музыкой, фоновые звукозаписи, что сделало проект насыщеннее, ярче, нагляднее. Это  играет  немалую роль в понимании детьми с ОВЗ важных моментов происходящего в образовательном процессе.

         Использование ИКТ на логопедических занятиях  в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей с ОВЗ на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

         Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда - это способ оптимизации процесса коррекции речи.

    Выделяют три вида занятий с использованием ИКТ:

    1. Занятия с мультимедийной поддержкой (мультимедийные презентации по каждой лексической теме).
    2. Диагностические занятия (специальные программы).
    3. Занятия с компьютерной поддержкой (с использованием игровых обучающих программ).

    Коррекционно-развивающие игры с использованием  компьютера позволяют:

    • повышать речевую мотивацию;
    • активизировать  запоминание и улучшать речевое продуцирование;
    • развивать высшие психические функции;
    • автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

    Мы используем в работе с детьми с ОВЗ обучающие программы и игры:

    • «Домашний логопед» (представлен разделами: согласные звуки, гласные звуки, советы родителям, мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка”).
    • «Развитие речи. Учимся говорить правильно» содержит четыре раздела:

    неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи:

    • «Несерьезные уроки»
    • «Незнайкина грамота» (от 4,5 до 7)
    • «Гарфилд малышам»
    • «Лелик. Времена года»
    • «Лунтик. Подготовка к школе»
    • «Алик. Скоро в школу»

         На индивидуальных занятиях мы  используем  программу  «Игры для Тигры», которая  содержит:

    • игры для развития дыхания (Н-р: Упр. «Одуванчик» -ребёнок дует на одуванчики и они разлетаются при  достаточной силе выдоха);
    • игры на развитие слухового внимания (Игра «Кто в лесу живёт?». Ребёнок на слух определяет, кто кричит в лесу);
    • игры на развитие фонематического восприятия  и звукового анализа;
    • игровые упражнения, направленные на расширение словаря и психических процессов.

         Для закрепления первоначальных навыков по обучению грамоте в индивидуальной работе используем компьютерную игру «Баба Яга учится читать». Вместе со сказочными персонажами ребёнок  конструирует  буквы, составляет из букв слова, вставляет недостающие буквы, читает.

         Практика и психологические исследования показывают, что наиболее эффективно коррекционная работа с дошкольниками  происходит в процессе использования специально разработанных учебно-игровых и развивающих компьютерных программ.

         Программа «Мерсибо -Плюс»  предназначена для занятий в детском саду и начальной школе. Он содержит 93 игры и упражнения для индивидуальной и групповой работы.В играх яркие персонажи и сказочные сюжеты, которые мотивируют ребенка заниматься, развивают навыки в игровой среде и доступно объясняют новые понятия. Игры используются в конце занятий, для начала новой темы и закрепления пройденной.

    Эта программа одержит игры и упражнения по разным направлениям:

    • Фонематическое восприятие (звуко-буквенный анализ, неречевой слух);
    • Речь (грамматика, связная  речь);
    • Чтение (подготовка к чтению, слоговое чтение, чтение);
    • Общее развитие (моторика, внимание и память, окружающий мир).

         Программно-дидактический комплекс «Логомер-2» -  современное, универсальное средство обучения детей с нарушениями речи. В этой программе представлены  игры на развитие воздушной струи, на развитие фонематических процессов, звукопроизношения, формирование ЛГСР, связной речи, на слоговую структуру слова, на обучение чтению. Программно-дидактический комплекс «Логомер-2» получил сертификат соответствия ФГОС ДО.

         Логопедические тренажеры "Дэльфа-142"(версия 2.1) - комплексные программы по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Они позволяют работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи:

    • от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи,
    • внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал,
    • использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь),
    • работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

    Специалисты выделяют ряд требований, которым     должны удовлетворять развивающие  программы         для   детей:

    • исследовательский характер,
    • легкость для самостоятельных занятий ребенка,
    • развитие широкого спектра навыков и представлений,
    • высокий технический уровень,
    • возрастное соответствие,
    • занимательность.

         На сегодняшний день разработано большое количество авторских программ с участием педагогов и психологов специально для детей с ОВЗ. Цель таких программ - воспитание и обучение ребёнка в процессе игры, развитие внимательности, познавательной активности и логического мышления, а вместе с ними и развитие речи.

        При работе с компьютером во время занятия  важно соблюдать гигиенические нормы и рекомендации:

    • Занятия детей с компьютером проводятся в присутствии педагога.
    • Непрерывная продолжительность работы на компьютере на развивающих занятиях для детей 5 лет не должна превышать10 мин и для детей 6-7 лет - 15 мин.
    • Не использовать компьютер одновременно для занятия двух и более детей, независимо от их возраста.
    • Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см.
    • При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости, гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности.     

         Новые  ИКТ делают  работу более яркой  не только с детьми с ОВЗ, но и с их родителями, поскольку одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Вовлечение родителей воспитанников с ОВЗ в образовательный процесс особенно важно.

         Если совсем недавно компьютер использовали только для поиска и демонстрации иллюстраций к занятиям, то сейчас ИКТ становится неотъемлемой частью работы педагогов  с родителями.

         На сайте нашего детского сада родители воспитанников могут ознакомиться с полезной информацией по обеспечению условий для обучения инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ, узнать полную информацию о детском саде, коллективе, https://stavsad50.ru/.

         Педагоги детского сада активно используют приложения Skype и WhatsApp  в телефоне. Родители детей могут задать любой волнующий их вопрос или сообщить о проблеме. Преимущество в использовании таких приложений — это осуществление живого диалога с родителями, оперативность информации.

         Электронная почта предоставляет более широкие возможности для общения с семьями воспитанников с особыми образовательными потребностями. Например, в нашей группе имеется  адреса электронной почты родителей, по которым им рассылается текущая информация: сведения об индивидуальном развитии ребенка, результаты диагностики, приглашения на родительские собрания и другие мероприятия.

         В группе педагоги и родители используют видеокамеру для создания видеороликов из серии «Жизнь группы» (праздники, прогулки, открытые занятия и др.).

         Педагоги группы, учитывая возрастные особенности детей,  рекомендуют родителям воспитанников  для прослушивания аудиосказки, классическую музыку, аудиозаписи, например: «Угадай, что звучит?».

         Внедрение  ИКТ позволяет сделать просветительскую работу педагога более продуктивной и эффективной. Воспитатели и учителя – логопеды широко используют Интернет – ресурсы. Создание персонального сайта - это не только хорошая возможность повысить свой профессиональный уровень в сфере информационно - коммуникационных технологий, но и возможность повысить сферу своего профессионального общения, обогатить педагогический опыт по актуальным проблемам образования детей с ОВЗ.

         Моя связь с родителями, кроме традиционных форм работы,  осуществляется при помощи  Интернета посредством  персонального  сайта учителя – логопеда в социальной сети «nsportal.ru»,https://nsportal.ru/kostina-olga-viktorovna.

         На сайте  размещены преимущественно консультационные материалы по разным направлениям в развитии детей с ОВЗ: возрастные особенности, советы специалистов, рекомендации учителя - логопеда, логопедические домашние задания в виде презентаций, ссылки на образовательные Интернет – ресурсы  и др.  

         При работе с веб-страницей учитываются нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» и не выкладываются личные фотографии детей, результаты диагностики, персональные сведения о воспитанниках и родителях и др.

         В процессе образовательной деятельности средства ИКТ помогают педагогам в  оформлении календарных и перспективных планов, подготовке материала для  родительского уголка, оформлении результатов диагностики, что значительно экономит время.

         Важным аспектом в работе педагога является  участие в различных педагогических проектах, дистанционных интерент- конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самообразования. 

         Так, участвуя на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок»  в конкурсе «Презентация к уроку» с конспектом занятия  и презентацией «Необычное путешествие на остров сокровищ», я стала победителем и получила диплом победителя,  (http://открытыйурок.рф/статьи/634168/).

         Я стала победителем  I степени во  Всероссийской  педагогической олимпиаде «Профессиональная компетентность учителя – логопеда ДОУ»  на сайте ФГОС урок.

         В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам.  Я систематически публикую свои разработки на образовательных сайтах:

    • на сайте электронное СМИ «Педсовет» опубликована статья и презентация по теме  «Консультация для воспитателей "Осуществление комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с нарушениямиречи",http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,101323/;
    • на сайте методического издания «Педагогический мир» опубликованы статья и презентация на тему «Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой, имеющих тяжёлые нарушения речи», http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=120445, а также конспект логопедического занятия в подготовительной группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Звук и буква "О", http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=25726.

         Успешное использование информационно – коммуникативных технологий способствует продуктивному усвоению знаний и развитию основных качеств детей с ОВЗ: внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности, позволяет эффективно корректировать речевые нарушения.

    Спасибо за внимание!

    Список использованной литературы:

    1. Веденина Е.Р. Развивающие и обучающие компьютерные игры в ДОУ. // Воспитатель ДОУ, 2010.
    2. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. // Логопед. -2004. — № 2.
    3. Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы, разработки, внедрения.// Логопед. – 2005. — № 7.
    4. Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе. // Логопед. — 2006. — № 4.
    5. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. // Логопед в детском саду. – 2006. — № 6.
    6. Соприна М.В. Компьютерные технологии в коррекции речевого развития дошкольников. // Воспитатель ДОУ. — 2010. — № 7.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Создание инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Данный материал быд представлен на городской научно-практической конференции "Проблемы реализации инклюзивного образования в практике современного  ДОУ" в декабре 20014г. в г. Новокузнецке...

    " Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)

    Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...

    Методическая разработка: «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Успешное внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями, требует решения задач на государственном уровне, а именно: формирование новой философии государственной политики относител...

    Социальное партнёрство как ресурс формирования и развития доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: опыт работы и перспективы

    Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального...

    СТАТЬЯ «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья».

    Нормативно-правовые и научно-методические материалы последних десятилетий бесспорно доказывают необходимость создания в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды для развития ...

    «Организация инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОО»

    Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...

    Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для учета индивидуальных особенностей и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья."

    Каждый ребёнок имеет право на получение образования вне зависимости от места жительства, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; социального статуса....