Главные вкладки

    " Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Гимадиева Гульнара Замиловна

    Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику для глаз, самомассаж, рассматривание карточек с изображением перелетных и зимующих птиц, картинок с временами года. Частая смена заданий, музыкальное сопровождение, игровой замысел занятия, специально обучающие игры совершенствуют познавательную деятельность детей и их умственное развитие. Рекомендовано воспитателям подготовительных групп.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_vesna_3.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

    для детей

    подготовительной группы

    на тему «Весна»

    (Республиканский семинар

    на тему:

    «Использование информационно-коммуникативных технологий

    в процессе обучения, воспитания

    и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)

    Подготовила

    воспитатель

    Гимадиева  Гульнара Замиловна

    Цель: Уточнять и расширять знания о признаках весны, развивать умение использовать свои знания в предметно-практической и игровой деятельности.

    Задачи: Научить узнавать и называть признаки весны, перелетных птиц, весенние цветы; развивать интерес к окружающему миру природы познавательную активность; развивать зрительную память и слуховое внимание, речевую активность детей,  общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни. Учить выполнять совместные задания, упражнения с другими детьми.

    Предварительная работа: Проведение бесед о весне, знакомство с её основными признаками на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, в индивидуальной работе.; проведение наблюдений за изменениями в природе с приходом весны; закрепление полученных знаний в изобразительной деятельности, в процессе подвижных игр, при чтении художественной литературы по теме «Весна»; рассматривание иллюстраций о весне и беседа по ним.

    Материал и оборудование: Кассета с записью птичьих голосов, магнитофон, экран, конверт с письмом от Весны, кружочки синего и зеленого цвета, счетные палочки, бархатная бумага, фасоль, пластилин, разноцветные прищепки; по 4 карточки с изображением признаков различных времен года на каждого ребенка; игра «Что сначала, что потом», презентация «Весна», картинки-символы весны на каждого ребенка, синяя ленточка, картинки зимних и перелетных птиц, картинки стебель-бутон цветок на каждого ребенка.

    Организационный момент

    Дети садятся на свои места за столами

    Воспитатель. Ребята сегодня утром я получила письмо. Оно от Весны. (читает) .

    «Дорогие ребята, волшебница Зима не хочет уступать место мне, Весне. Спрятала меня в лесу, заколдовала, засыпала дорожку ко мне снегами непроходимыми, закрыла солнышко тучами снеговыми. Помогите мне выбраться, выполните задания. Тогда оживет, проснется природа, и наступит Весна. Желаю удачи в вашем нелегком деле. До скорой встречи»

    Воспитатель. Ребята, готовы помочь Весне?

    Дети. Да, готовы.

    Воспитатель. Вы молодцы, что не побоялись отправиться в путешествие, чтобы помочь Весне. А как вы думаете, что будет, если Весна не наступит? Хорошо это или плохо?

    Дети.

    Солнышко не будет греть и не растает снег.

    Снег не растает - не будет ручейков - цветам и деревьям нечего будет пить. Не проснутся насекомые, не прилетят перелетные птицы. Не расцветут прекрасные весенние цветы.

    Воспитатель. Мы отправляемся с вами в путешествие. Чтобы помочь Весне, нам предстоит попасть в весенний лес, Все ли готовы? Отправляемся! Но прежде я прошу вас закрыть глаза (музыка):

    - Раз, два, три, четыре, пять!

    Все, кто хочет погулять,

    Оглянитесь, повернитесь,

    В весеннем царстве очутитесь!

    Воспитатель. Ребята, мы попали с вами в весеннее царство. Посмотрите на экране изображение. Весна. Какие весенние месяцы вы знаете?

    Воспитатель. Ребята, скажите, что такое Весна?

    Дети. Весна – это время года.

    Воспитатель. Какие еще времена года вы знаете?

    Дети. Зима, весна, лето, осень

    Воспитатель. Какое время года наступает после зимы?

    Дети. После зимы наступает весна.

    Воспитатель. Что бывает только весной? Какие приметы весны вы знаете? (Слайд 2 «Весна»)

    Дети. Солнышко светит и греет, тает снег, бегут ручейки, висят сосульки на крышах, просыпаются насекомые, прилетают перелетные птицы из теплых стран, появляются первые весенние цветы.

    Воспитатель. Ребята, посмотрите, Зима спрятала Весну среди других времен года, давайте отыщем ее. (Слайд 3 «Времена года») 

    Выложите картинки по порядку, начиная с зимы. Теперь найдите и покажите картинку, на которой, по-вашему, нарисована весна. Почему вы думаете, что это весна?

    2. Дидактическая игра «Когда это бывает?» (Выбор из 4 картинок признаков времен года, картинки весны)

    Воспитатель. Как вы думаете, какая самая главная примета весны? С чего начинается весна?

    Дети. Самая главная примета весны – это солнышко. Без него весна не начинается.

    Воспитатель. Посмотрите, ребята, Зима спрятала солнышко за снежную тучку. Не может оно направить свои горячие лучики на землю. Давайте поможем солнышку (Слайд 4 «Солнышко за тучей»).

    3. Игровое упражнение «Солнышко»

    1 пара детей выкладывает солнышко из палочек и кружочка на бархатной бумаге;

    2 пара детей выкладывает солнышко из фасоли на пластилиновой основе;

    3 пара детей собирает солнышко из прищепок

    Воспитатель. Молодцы, ребята, какие замечательные солнышки у вас получились, какие веселые, ровные лучики! Да и солнышко мы разбудили. Давайте с ним поиграем.

    4. Самомассаж «Солнышко»

    Солнца лучик золотой

    Ярко светит над рекой.

    (Дети стоят в кругу, протягивают руки вперед)

    Носики подставили,

    (Гладят носик)

    Щечки все поджарили,

    (Гладят щечки)

    Зажмурили глазки

    (Зажмуривают глаза)

    И оказались в сказке.

    (Открывают глаза. Слайд 5 «Солнышко»)

    Воспитатель. Мы с вами превратились в солнышко и растопили весь снег на крыше, с крыш закапало.

    Воспитатель. Давайте послушаем, как звенит капель. Какие чудесные звуки! Как красиво звенит весенняя капель! (Звучит музыка. Слайд 6 «Сосульки»)

    Что же капает? Откуда берутся сосульки?

    Дети. Снег тает, превращается в воду. Еще холодно, вода замерзает.

    Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, сосульки можно брать в рот? Почему?

    Дети. Сосульки брать в рот нельзя, потому что можно заболеть, и в них много грязи, мусора.

    Воспитатель. Ребята, скажите, каких вы знаете птиц, которых можно увидеть зимой в городе? (Слайд 7 «Зимующие птицы»)

    Дети. Синица, воробей, дятел, сорока, голубь, ворона.

    Воспитатель. Какие это птицы?

    Дети Зимующие

    Воспитатель. Откуда появляются птицы?

    (Слайд 8 «Яйцо – птенец – взрослая птица»)

    Дети.  Птицы появляются из яиц.

    Воспитатель. Где птицы откладывают яйца?

    Дети.  Птицы откладывают яйца в гнездах

    Воспитатель. Птенцы в гнездах появятся позже, ближе к лету. Сейчас же только ранняя весна и птицы еще только готовятся к весне, ждут своих друзей из теплых стран. Какие птицы прилетят с юга?

    Воспитатель. Какие это птицы?

    Дети. Это перелетные птицы. (Слайд 9 «Перелетные птицы»)

    Дети. Лебедь, цапля, ласточка, грач, кукушка, аист.

    Воспитатель. Почему перелетные птицы улетают в теплые края, а весной возвращаются обратно?

    Дети. Перелетные птицы улетают на юг, потому что им нечего есть: насекомые зимой спрятались и спят, рыба и лягушки подо льдом.

    6. Дидактическая игра «Раздели птиц»

    На столах картинки зимующих и перелетных птиц. Дети прикрепляют к синему кружочку – зимующих птиц, а к зеленому кружочку – перелетных.

    Воспитатель. Молодцы, ребята, выполнили задание, освободили птиц, запели они свои веселые весенние песенки.

    (Звучит аудиозапись голосов птиц)

    Воспитатель. Птички прилетели нас поблагодарить:

    Зарина:

    Здравствуй, матушка весна,

    Хорошо, что ты пришла.

    Надоел нам снег и холод

    Да еще замучил голод

    Аделина:

    Чем кормиться нам зимой,

    Вот и плачем: «Ой-ой-ой! »

    А с Весной мы оживаем

    Песни громко распеваем.

    Вместе: Хорошо, что ты пришла

    Нам надежду принесла.

    Воспитатель.. Растаял снег, и появились (ручейки) (Слайд 10 «Ручеек»). Какая вода в ручейке, холодная или теплая, почему?

    Дети. Вода в ручейке холодная, потому что снег холодный и кругом еще холодно.

    Воспитатель. Скажите, а настоящий ручеек можно взять с собой? Но мы-то с вами в волшебном лесу и ручеек у нас волшебный. Давайте возьмем его с собой. Он поможет нам найти цветочную полянку. (Воспитатель показывает синюю ленточку).

    7. Физкультминутка «Солнышко»

    Солнышко, солнышко,

    (Дети стоят в кругу, держась за синюю ленточку-ручеек)

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    (Поднимают руки с лентой вверх)

    Побежал в саду ручей,

    Прилетело 100 грачей,

    (Руки вытягивают вперед и делают волнообразные движения)

    А сугробы тают, тают,

    Постепенно приседают.

    А цветочки подрастают.

    (Поднимаются на носочки и тянутся вверх)

    Воспитатель.  Путь был такой долгий. Вот мы с вами на цветочной полянке, а цветов-то никаких нет. Скажите, какие первые весенние цветы должны появиться?

    Дети. Подснежники, сон трава, мать–и–мачеха, ландыши, медуница (Слайд 11 «Весенние цветы»).

    Воспитатель. Что нужно, чтобы появились цветы?

    Дети. Для цветов нужна земля

    Воспитатель. Правильно. Что нужно ещё?

    Дети. Цветам нужны солнышко и вода.

    Солнышко у нас уже есть. Ручеек водички принес.

    Воспитатель. Теперь у нас есть земля, солнце, вода. Что же из земли появится первым: листья, стебельки или лепестки цветка?

    8. Игра «Что сначала, что потом?» (Слайд 12 «Стебель – бутон – цветок»)

    Дети раскладывают по порядку картинки «Стебель – бутон – цветок» (за столами).

    Воспитатель. Молодцы, ребята, выполнили задание - освободили первые весенние цветочки

    Воспитатель. Чтобы весна смогла прийти к нам, нам осталось выполнить последнее самое сложное задание. Перед вами на столах лежат конверты с картинками - символами Весны. Вам нужно будет очень внимательно посмотреть кадры фильма о весне и выложить на стол  картинки - символы, о которых мы говорили сегодня.

    Просмотр презентации о весне

    Итог занятия

    Воспитатель.  Какие символы вы выбрали? Понравилось вам сегодня наше путешествие в весенний лес? В какие игры мы играли? Помогли мы весне освободиться от чар зимушки-зимы?

    Воспитатель.  Скажите, ребята, кто был самым активным на занятии, кто вам понравился и почему?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад «Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната»

    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА  КОМИТЕТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕБЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ И ДЕТЯМ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕН...

    "МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА"

    Любая современная мама начинает думать о развитии своего любимого чада задолго до того, как малышу исполнится год! Существует множество программ по разностороннему развитию детей и различных специализ...

    Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

    Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

    Доклад к августовской конференции по теме "Роль информационно-коммуникативных технологий в создании современной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Особое значение  внедрения в учебный процесс средств ИКТ имеет в случае обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе,  и детей - инвалидов. Состояние здоровья детей с о...

    Гидромассаж в комплексе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

    Развитие физической активности ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья, двигательных возможностей и моторных навыков, повышение физической работоспособности создает основу для его более у...

    Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья

    Методы и принципы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья...