Доклад на Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной/полилингвальной/ образовательной среды "Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка".
статья

Базарова Гэрэлма Бато-Мунхоевна

В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас  в в последнее время  создаются все более благоприятные условия для развития бурятского  языка, нашими учеными, общественными и политическими  деятелями, представителями культуры ведется огромная работа по популяризации языка на сегодняшний день подавляющее большинство детей бурятской национальности  плохо владеет родным языком. Воспитательно-образовательный процесс во всех дошкольных учреждениях ведется на русском языке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка.

Г.Б-М.Базарова воспитатель высшей категории, МБДОУ «Барагханский детский сад «Хараасгай» Курумканского района.

   В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас  в в последнее время  создаются все более благоприятные условия для развития бурятского  языка, нашими учеными, общественными и политическими  деятелями, представителями культуры ведется огромная работа по популяризации языка на сегодняшний день подавляющее большинство детей бурятской национальности  плохо владеет родным языком. Воспитательно-образовательный процесс во всех дошкольных учреждениях ведется на русском языке. Собственно, так и было всегда. Раньше  доминирование русского языка в образовательном процессе  никоим образом не  влияло на уровень владения родной речью детьми национальных сельских детских садов. Русский язык использовался детьми  пассивно, в основном на занятиях и бурятский язык был главным средством их общения со взрослыми и сверстниками. То на данный момент в силу проникновения гаджетов во все жизненные сферы, картина изменилась в противоположную сторону. Родная речь у детей уходит в пассивный словарь, основным средством общения становится русский язык.   Наши воспитанники, к сожалению, тоже не стали исключением. Что не могло  не встревожить нас, педагогов – носителей языка и  заставило искать пути решения выхода из данного положения. Опираясь на исследования, рекомендации ученых, методистов нашего Бурятского государственного  университета  мы пришли к выводу, что наиболее продуктивной формой для развития бурятского языка в детском саду  является создание активной языковой среды, взаимодействие с национальной культурой, использование краеведческого материала. Все это способствует появлению у детей интереса к окружающей их действительности, повышению познавательных способностей, обогащению словаря. Исходя из этого наши педагоги стали пользоваться бурятским языком как средством общения с детьми, стали стремиться создавать бурятоязычное пространство. Речь воспитателя выступает в качестве основного средства создания языковой среды. Она является образцом для подражания и моделью речевого поведения детей. Для того, чтобы повышать обучающее воздействие речи, нужно соблюдать некоторые условия:

 - доступность речи

(видео 3)

- избегание сложных предложений

 - использование повторов, перефразирование речи

(видео 4)

 - использование наглядных пособий;

 - описание ситуации;

(видео 1)

 - применение языка жестов, символов.

 Многие научные источники доказывают, что естественная языковая среда достаточно стимулирует процессы овладения родным языком. Но так же доказано и то, что только лишь постоянный контакт с «живым» языком и его носителями – не гарантирует приобретение знаний и коммуникативных навыков. Необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь, прежде всего, развивающий характер, т.е. нужно создавать развивающую языковую среду. Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер. Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. С целью приобщения к культуре родного народа мы проводим праздники и развлечения, инсценируем с детьми сказки на бурятском языке, разучиваем музыкальные произведения, стихи бурятских писателей, организовываем просмотр мультфильмов на бурятском языке. Кроме того, особое внимание уделяется таким направлениям работы, как:

 - воспитание у детей любви к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

(видео 2)

 - побуждение интереса к историческому прошлому родного края;

 - воспитание патриотических чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;

 - знакомство детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками бурятского народа;

- знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями столицы - г. Улан-Удэ,  родного Барагхана

Очень большое влияние на воспитание любви к родному краю, к родному языку оказывают экскурсии, прогулки. ( видео 5) Великолепная природа, наш уникальный краеведческий музей, вызывая искренний интерес, способствуют возникновению незримой связи детей с малой родиной и с родным языком.

В настоящий момент мы получаем большие возможности для расширения языковой среды для развития бурятского языка. Детские сады обеспечиваются сборниками художественных произведений для детей, а также комплектами аудио - материалов, мультфильмов   на бурятском языке. В нашем  ДОУ создан этноуголок в виде  юрты, где дети могут поиграть в сюжетно-ролевые, дидактические, игры. В ней находятся настольные игры, лото, домино, тематические таблицы, алгоритмы, игрушки, фотографии, видовые открытки с изображением главных достопримечательностей Бурятии, Барагхана, Улан-Удэ.

Изучение бурятского языка – это и знакомство с культурой, с праздниками и обычаями народа, сказками, детскими играми и фольклором. Для этого в каждой группе создан бурятский уголок, с куклами в национальных костюмах, утварью, дидактическими играми, национальными костюмами. Проводятся проекты на бурятском языке, разработаны дидактические пособия на бурятском языке. Дошкольники хорошо воспринимают потешки, песенки, народные игры с речитативом. Бурятские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему.

Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев. С целью приобщения детей к национальной культуре мы проводим национальные праздники: «Сурхарбаан», «Сагаалган». Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Например, большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка, на его развитие речи позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в изучении языка, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Для этого дети на занятиях должны чувствовать себя комфортно: не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность.

Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении детей бурятской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают бурятские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических бурятских  звуков. Так, дети играют в разные национальные подвижные, хороводные игры, сопровождающиеся текстом на бурятском языке.

В старшей и подготовительной группе расширяются и углубляются знания по темам. У детей формируются умения:

  - пересказывать небольшие по объёму тексты;

 - составлять рассказ по картине и наблюдениям;

 - рассказывать стихотворение, считалки, петь песенки, сказки.

Хорошие результаты появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Важную роль в обучении детей бурятской разговорной речи играет семья. От отношения родителей к родному языку зависит обучаемость детей.

В нашем детском саду для родителей созданы информационные стенды, проводятся беседы, совместные проекты. Однако мы считаем, наиболее эффективными такие формы работы, которые позволяют отходить от слов к практическим действиям. Сегодня уже все родители понимают о важности изучения родного языка.

Таким образом, описанные методические принципы помогают правильно организовать процесс общения на бурятском языке и создавать адекватную развивающую языковую среду для детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной / полилингвальной / образовательной среды Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка МБДОУ « Барагханский детский сад « Хараасгай » Воспитатель:Базарова Г.Б-М

Слайд 2

Языковая среда должна иметь прежде всего развивающий характер Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер бурятоязычной среды.

Слайд 3

Предметная среда Привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Роль предметной среды в ДОУ очень велика, т.к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте. В связи с этим стимулируется реальное общение на бурятском языке в рамках предметной среды. Эта среда носит интерактивный характер . В нашем ДОУ работают следующие проекты на бурятском языке: « Будамшуутай аяншалга » («Путешествие с Будамшуу »), « Манай гэр булэ », « Шэдитэ замбуулин ». Созданы игровая зона «Юрта», дидактическое панно «Бархан- нютаг минии тоонто ».

Слайд 4

Этноуголок «Юрта»

Слайд 6

Проведение национальных праздников

Слайд 9

Проект « Минии гэр булэ »

Слайд 10

Участие в конкурсах

Слайд 11

Лэпбук « А митад »

Слайд 12

Дидактическое панно «Бархан- минии тоонто »

Слайд 14

Экскурсии в краеведческий музей

Слайд 15

Изучение бурятского языка в группе происходит в различных видах детской деятельности: учебной, игровой, творческой Мы, педагоги, в течение дня используем бурятский язык во время различных режимных моментов (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи), в сюжетно - ролевых играх, на детских праздниках. Обучение детей бурятскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита в обеденном зале перед приемом пищи ). Закрепляя знания дошкольников в течении дня по бурятскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей, мы ориентируемся на личность каждого ребенка и способствуем реализации его творческого потенциала.

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение английского языка в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению ...

Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте

Многие родители спрашивают меня, как репетитора иностранных языков со стажем, нужно ли обучать малышей иностранным языкам в раннем возрасте. Так вот....

Консультация для родителей "Начинать ли изучение иностранного языка в дошкольном возрасте?"

О наболевшем. Зачастую родители воспитанников логопедических групп безудержно стремятся к тому, чтобы их чадо всенепременно познакомилось с иностранным языком как можно раньше. При этом редко кто из н...

Воздействие национальных игр на изучение якутского языка детей дошкольного возраста в условиях полиэтнической среды ДОУ

Национальные игры делают занятия содержательным, интересным, эмоционально значимым. В ходе игры, ребенок знакомится не только с новой игрой и правилами – он обогащает активный словарь и на собст...

Современные методы изучения адыгейского языка, в дошкольном образовательном учреждении

Аннотация:В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. В связи с изменениями...