Воздействие национальных игр на изучение якутского языка детей дошкольного возраста в условиях полиэтнической среды ДОУ
материал на тему

Национальные игры делают занятия содержательным, интересным, эмоционально значимым. В ходе игры, ребенок знакомится не только с новой игрой и правилами – он обогащает активный словарь и на собственном опыте познает мир детей другой страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad1.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

Тема: Воздействие национальных игр на изучение якутского языка детей дошкольного возраста в условиях полиэтнической среды ДОО

                                                               ВыполнилаТарская Дария Ивановна,

воспитатель  д/с №95 «Зоренька»

г. Якутск

 2016

На современном этапе развития нашего общества знание других языков и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном полиэтническом обществе.   Именно поэтому, гармонизация развития личности подрастающего поколения требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки. Воспитание на национальных  традициях – это не только изучение языка, но и передача детям традиций, культурных ценностей того народа, представителем которого он является и в среде которого он живет, но и знакомство с традициями других народов.

В последние годы отмечается прирост населения за счет приезжих с других улусов республики и регионов России. Следовательно, в детских садах ежегодно возрастает количество детей разных национальностей и приобщение  детей к  культуре народа Саха является значимой  проблемой.

Уже с первых дней изучения якутского языка детям дошкольного возраста необходимо показать каждому ребенку важность и ценность народной педагогики.

В нашем контексте эта мысль будет означать: ребенка, прежде всего, должен заинтересовать мир детей страны изучаемого языка. А самое действенное средство, которое позволяет нам заинтересовать детей в изучении якутского языка это – игра.

Национальные игры делают занятия содержательным, интересным, эмоционально значимым. В ходе игры, ребенок знакомится не только с новой игрой и правилами – он обогащает активный словарь и на собственном опыте познает мир детей другой страны.

        Педагогу очень важно иметь ясное понимание роли и значения национальных игр в изучении якутского языка, уметь отличать от простого развлечения ту занимательность, которая содействует более глубокому усвоению детьми культуры, быта, традиций народа. Дети, играя в национальные  игры, знакомятся с жизнью якутов. Игра помогает снять у детей психологическую напряженность, развивает навыки самоконтроля, вызывают у них стремление узнавать больше о культуре родного края, т.е. расширяет сферу коммуникативных возможностей.

Национальные  игры внедряются в процесс обучения для решения следующих практикоориентированных задач:

1) для обогащения словаря;

2) для знакомства с историей и традицией народа Саха, расширения кругозора;

3) для усовершенствования движений в соответствии с задачами физического воспитания дошкольников и на основе тех двигательных навыков, которыми дети уже владеют;

  1. как внесение новизны для повышения эмоциональной нагрузки или вариантов усложнения на основе принципа сходства движений, используемой атрибутики или решаемых с помощью игр задач (круговая лапта – охотники и утки, городки – мохсуо);
  2.  для обеспечения обратной связи:  педагог получает полную информацию о том, как усвоил ребенок учебный материал, что позволяет определить, в какой мере ребенок владеет конкретными знаниями и способами практических и умственных действий в каждый данный момент, и это помогает нам учитывать индивидуальные особенности  каждого ребенка.

Предлагаем общие методические рекомендации в изучении якутского языка детей дошкольного возраста через национальные игры.

На подготовительном этапе организации игр заранее готовится материал (отбираются игры, соответствующие возрасту, знаниям и умениям воспитанников), продумывается размещение детей во время игр с учетом индивидуальных особенностей детей, расположение материала, чтобы детям было удобно, все видно и слышно.

Ознакомление с игрой происходит в три этапа:

1)  Объяснение игры (беседы о жизни народа Саха, ознакомление с целью, правилами, ходом игры, ролью играющих, местом их расположения);

2)  Совместные игры с детьми;

3)  Самостоятельные игры.

Конечно, успех игры в значительной мере зависит от ее объяснения. Ребенок не зная смысл игры, свою роль в игре, ход игры правила не сможет полностью раскрыться в игре. Он будет автоматически повторять все за детьми.

Для объяснения  используются дидактические материалы: это картины из жизни, быта народа Саха, атрибуты для игры и многое другое. Но в дошкольном возрасте воля и тормозные функции у детей развиты слабо. Им трудно долго и внимательно слушать объяснения игры до конца, они предлагают себя на ту или другую роль в игре. В связи с этим стараюсь использовать игры с небольшим количеством правил. Ознакомление с правилами происходит по мере усвоения их детьми.

В спортивных играх нужно много тренировки, для того, чтоб самостоятельно играть, соревноваться. Поэтому в таких играх как «Кылыы», «Куобах», «Ойбонтонуулааhын» и др. много играю с детьми, тренирую их, устраиваем мини – соревнования.

Если дети все уже усвоили, можно приступать к 3-му этапу: самостоятельные игры детей. Детям очень нравится играть в якутские национальные игры. Им интересно знать, как жили якуты, как проводили свободное время дети.

По окончании игры очень важно подвести итоги; отметить лучших игроков, удачные моменты в игре, имеющиеся недочеты и т.д. Все это имеет очень большое значение для развития творческого отношения детей к игре, а также поднятия культуры самой игры.

Следует выделить, ряд педагогических условий, требующих особого внимания при организации детской деятельности:

- Одни из условий успешного внедрения якутских национальных игр в жизнь детей дошкольного возраста является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также умелое руководство игрой.

- Не стоит обязательно стремиться к тому, чтобы предлагаемые игры были приняты детьми в их свободную деятельность. Возможно, это будут только игры с воспитателем, берущим на себя роль организатора. Но бесследно подобные занятия пройти не могут: какие-то игровые элементы будут заимствованы детьми и включены в любимые игры. Увеличатся познания ребят, более разнообразным станет словарь. А значит, обогатится внутренний мир детей, расширится взгляд на мир, станет больше возможностей для самовыражения. И, конечно, в отношениях между детьми и педагогом появится больше творчества и радостных открытий друг друга.

        - Так как в любой народной игре решается сразу несколько практических задач, то, расставив по-новому игровые акценты, педагог при помощи одной и той же игры может разрешать разные проблемы. Например, выделив подвижную часть, можно активизировать детей, содействовать эмоциональной разрядке, обеспечить им необходимую физическую нагрузку, способствовать развитию моторики. Сделав акцент на драматической стороне игры и соответствующим образом распределив роли, можно разрешить некоторые психокоррекционные вопросы, совершенствовать эмоциональную сферу детей. Ведь игровой процесс сам по себе сопровождается яркими эмоциями и переживаниями. Уделив особое внимание игровым словам и их проговариванию, можно проводить работу по произношению якутских звуков. Предложив детям подробнее поиграть бытовые подробности, расширять их знания о народной культуре и т.п.

        - Возможно, что, чем больше дети будут играть в какую-то игру, тем более значительным изменениям подвергнутся ее первоначальный текст и правила. Это – яркое свидетельство того, что идет живой процесс освоения игры и перевод ее  в самую близкую для ребят форму. Педагогу достаточно иногда напоминать детям о первоначальном варианте, не настаивая на безоговорочном следовании ему.

- Успех игры в значительной мере зависит от ее объяснения. Ребенок не зная смысл игры, свою роль в игре, ход игры правила не сможет полностью раскрыться в игре. Он будет автоматически повторять все за детьми.

        - При организации игры и распределении ролей недопустимо насильственное привлечение детей. Любое принуждение разрушает игру как таковую. Педагогу необходимо найти, исходя из специфики каждой конкретной группы и потребностей своих подопечных, такие игры и такую форму их проведения, которые могли бы заинтересовать большинство участников.

        - Заметив угасание игровой активности, педагогу следует завершить игру. Тогда детям запомнится яркая эмоциональная атмосфера игры. Желание пережить повторно эти эмоции и будет в следующий раз мотивом и стимулом к началу игры. Для отдыха среди игрового действия и для окончания игры желательно использовать не директивные распоряжения и приказы, а особые игровые формулы. Их можно придумать вместе с детьми по типу: «Чур, мин дьиэ5э баарбын!», «Оонньуубуттэ, тар5аhыы буолла!» и др.

        - Так как эмоциональное возбуждение у детей дошкольного возраста отличается медленным угасанием, то после подвижных и спортивных игр рекомендуется провести любую спокойную игру, любимую детьми. Например, «Биhилэхкутуhуу», «Тарбахтаайсыы», «Кулуккорунуу» и др. Обычно благотворное влияние оказывает включенная как фон спокойная музыка при постепенном уменьшении громкости ее звучания. Вначале лучше проигрывать мелодии, соответствующие возбужденному состоянию детей, и лишь затем переходить к успокаивающим  ритмам.

        - Многие подвижные и спортивные игры могут привести к нежелательным  последствиям (сильным ушибам, травмам). Поэтому перед началом игры педагог должен четко определить запрещенные действия. Лучше, если эти действия будут выделены и названы самими детьми в беседе с педагогом.

        - Якутские национальные подвижные и спортивные игры могут быть национально-региональным компонентом в образовательной деятельности по физической культуре.

-  По окончании игры очень важно подвести итоги; отметить лучших игроков, удачные моменты в игре, имеющиеся недочеты и т.д. Все это имеет очень большое значение для развития творческого отношения детей к игре, а также поднятия культуры самой игры.

Чтобы у дошкольников формировать знания о родном крае, необходимо приобщать детей к истокам народной культуры. Приобщая детей к духовному наследию народа, важно, что дети не просто получили знания  о народной культуре, а в последующем осмыслили ее значения для себя как источника нравственных ценностей.

 Именно поэтому якутские народные игры необходимо рассматривать в органическом единстве со своей духовной культурой общества и как одно из важнейших средств воспитания подрастающего поколения. Влияния этих игр на процесс становления и развития человека с ранних лет его жизни многообразно и может иметь большое значение для всего последующего личного общественного его бытия.

Эти игры, будучи увлекательными по своему игровому сюжету, повышают жизненный тонус, доставляют детям радость и в то же время воспитывают чувство коллективизма, развивают, силу, быстроту, ловкость, внимательность, гибкость рук мышцы пальцев, закрепляют счет, тренируют глазомер и т.д.

Якутские народные игры – своеобразный жанр народного творчества, раскрывающий национальную культуру и быт якутского народа в прошлом и настоящем. Игры рождались и отмирали, изменяли первоначальные значения, содержания, уступали место новым по содержанию народным играм, отражали условия жизни и труда якутского народа, национальный характер и национальную культуру.

В настоящее время произошло качественное обновление якутских национальных игр, они сохранили в себе все самое ценное, что выдержало испытание временем и отвечает особенностям национального характера. Они прочно вошли в быт и культуру якутского народа, стали атрибутом традиционных народных гуляний и праздников.

Работа по внедрению национальных игр в образовательно-воспитательный процесс помогает социализации дошкольника в полиэтнической среде, прививает интерес к культуре (обычаям, обрядам, праздникам) и  жизни народа региона, в котором он проживает.

Таким образом, национальные игры являются важнейшим средством по приобщению детей к культуре и быту народа Саха. Узнавая свой край, приобщаясь к народной культуре, ребенок постепенно принимает возрастные нормы поведения, решает свои эмоциональные проблемы, познает мир людей. Систематическая и планомерная работа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре народа Саха способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети уважительнее и терпимее стали относиться к сверстникам других национальностей, их обычаям и культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение английского языка в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению ...

Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте

Многие родители спрашивают меня, как репетитора иностранных языков со стажем, нужно ли обучать малышей иностранным языкам в раннем возрасте. Так вот....

Консультация для родителей "Начинать ли изучение иностранного языка в дошкольном возрасте?"

О наболевшем. Зачастую родители воспитанников логопедических групп безудержно стремятся к тому, чтобы их чадо всенепременно познакомилось с иностранным языком как можно раньше. При этом редко кто из н...

Консультация для родителей"Начинать ли изучение иностранного языка в дошкольном возрасте?"

Материал для родителей, когда можно начинать изучать иностранный язык в дошкольном возрасте....

Обучение государственным языкам детей дошкольного возраста в условиях билингвального образования

Обучение государственным языкам детей дошкольного возраста в условиях билингвального образования...