Игры для развития и обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (младшая группа) по теме

Шинкарева Галина Геннадьевна

В работе инструктора по физической культуре, который проводит образовательную деятельность в бассейне, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Чтобы занятия в бассейне несли не только образовательную функцию, как средство обучение плаванию, но и развитие психических процессов – память, внимание, мышление, восприятие, в своей деятельности использую традиционные и нетрадиционные виды работы. 
С целью создания благоприятного эмоционального фона, интереса к предстоящей деятельности использую музыкальное сопровождение с разным ритмическим рисунком. Наибольший интерес, отклик и результаты со стороны воспитанников вызывают дидактические игры на воде. 
В связи с этим разработала картотеку дидактических игр, позволяющих развивать психические процессы и закреплять плавательные навыки. Представляю Вашему вниманию, несколько игр из своей картотеки.

«Зеркальце»

Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать внимание, зрительную память, мышление; уметь воспроизводить увиденное.
Описание игры: дети строятся в круг, выбирается ведущий, который занимает место в центре круга. Держась за руки, дети идут по кругу и хором произносят слова:


Ровным кругом друг за другом,
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте!
С Димой вместе делай так!


После слов дети останавливаются. Ведущий показывает плавательное упражнение, а дети повторяют упражнение. Ведущий выбирает нового ведущего и игра повторяется.

Правила игры: все упражнения выполняются одновременно, на задержке дыхания.

«Мы - волшебники»

Цель: развитие психических процессов, совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, образную память, наблюдательность, логическое мышление; закрепить умение на задержке дыхания свободно погружаться в воду и выполнять упражнение «звезда»; учить скольжению на воде, совершенствовать работу ног стилем «кроль».

Дидактический материал: карточки с изображением морских животных: морской звезды, морского конька, крокодила, краба, рака, рыбы.

Описание игры: инструктор предлагает детям поиграть в маленьких волшебников, научиться превращаться в различных морских обитателей. Показывая карточку с изображением морского обитателя, предлагает изобразить его. Все упражнения выполняются на задержке дыхания с погружением в воду. 
Крокодил, рак, краб – передвижение по дну бассейна на руках с погружением воду на задержке дыхания (рак – движение назад, краб – движение боком, крокодил – движение вперед).
Передвигаясь по дну бассейна на руках, по команде дети делают глубокий вдох и опускают голову в воду. Победитель тот – кто дольше всех задержал дыхание.
Морской конек – прогнувшись назад руками взяться за ноги. 
Морская звезда – лежание на воде, с задержкой дыхания, руки, ноги напряжены, разведены в стороны. 
Медуза – то же, но руки и ноги расслаблены.
Рыбка – скольжение по воде, руки вдоль туловища, ноги работают «кролем». Для усложнения можно предложить проплыть в подводный тоннель (под воду опускается обручь).

 



Правила игры: все превращения выполняем по свистку, глаза руками нельзя вытирать, можно моргать ресницами. 
Когда дети научаться правильно выполнять все плавательные движения, можно провести вариацию этой игры «Отгадай загадку». Инструктор загадывает загадку, а дети показывают отгадку.

1.
На мели сижу, усами шевелю
Задом наперед гулять хожу( рак)
Я живу на дне морском, сверху панцирь крепкий он,
Я - подобен пауку, хожу боком по песку (краб)
2.
Вот зеленое бревно, вниз по речке поплыло.
Если речка эта Нил, то бревно в ней...(крокодил)
3.
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! Меня не троньте!»
Лапки у меня от пуза.
Как зовут меня? (медуза)
4.
Глубоко на дне она 
Словно на небе видна. 
Но не светит, и не греет, 
Потому что не умеет.(морская звезда)
5.
На лошадку я похожа,
И живу я в море тоже.
Резво прыгаю, прыг-скок -
Зовут меня морской... (конек)
6.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле я не хожу,
И совсем не говорю,
Глазки есть, но не мигаю,
Крылья есть - не летаю (рыба)

 

 

 

«Аквалангисты»

Цель: развивать память, наблюдательность, слуховое восприятие, научить погружению под воду с головой и открытыми глазами, развивать умение согласованно действовать с партнером.

Описание игры: дети делятся на пары и берутся за руки, одновременно приседая, погружаются под воду, открывают глаза и смотрят друг на друга.

Правила игры: погружение выполнять только по команде инструктора, вынырнув из воды не вытирать лицо руками, поморгать глазами.

«Искатели клада»

Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать зрительную память, произвольное внимание, логическое мышление, мелкую моторику, погружаться под воду на задержке дыхания.

Дидактический материал: тонущие мелкие и крупные предметы разного цвета.

Описание игры: дети ныряют и достают предметы со дна бассейна.

Варианты заданий:
«Подними крупные предметы в красный контейнер, мелкие в синий».
«Подними определенное количество предметов». 
«Подними предмет определенного цвета». 

Правила игры: нырять нужно на задержке дыхания, под водой открыть глаза, найти один предмет и доставлять в контейнер.
Когда дети освоили большую часть плавательных упражнений можно организовать игру

«Танцы на воде»

Цель: развитие психических процессов, совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать воображение, память, внимание, умение определять характер музыки и подбирать движения.
Дидактический материал: надувные мячи, обручи, цветы.

Описание игры: ставиться задача - подготовить выступление спортсменов синхронного плавания. Дети самостоятельно придумывают совместные движения и плавательные упражнения в зависимости от характера музыки.
Правила игры: полная самостоятельность.

Использование дидактических игр на занятиях в бассейне способствует знакомству детей с многообразием движений в необычной среде, развитию активности и самостоятельности в выполнении их, развитие творческой направленности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_obucheniya_detey_3.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития и обучения плаванию детей младшего дошкольного возраста

Автор: Шинкарева Галина Геннадьевна, инструктор по физической культуре, МАДОУ МАЯЧОК г.Нижний Тагил.
В работе инструктора по физической культуре, который проводит образовательную деятельность в бассейне, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Чтобы занятия в бассейне несли не только образовательную функцию, как средство обучение плаванию, но и развитие психических процессов – память, внимание, мышление, восприятие, в своей деятельности использую традиционные и нетрадиционные виды работы. 
С целью создания благоприятного эмоционального фона, интереса к предстоящей деятельности использую музыкальное сопровождение с разным ритмическим рисунком. Наибольший интерес, отклик и результаты со стороны воспитанников вызывают дидактические игры на воде. 
В связи с этим разработала картотеку дидактических игр, позволяющих развивать психические процессы и закреплять плавательные навыки. Представляю Вашему вниманию, несколько игр из своей картотеки.

«Зеркальце»

Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать внимание, зрительную память, мышление; уметь воспроизводить увиденное.
Описание игры: дети строятся в круг, выбирается ведущий, который занимает место в центре круга. Держась за руки, дети идут по кругу и хором произносят слова:
Ровным кругом друг за другом,
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте!
С Димой вместе делай так!
После слов дети останавливаются. Ведущий показывает плавательное упражнение, а дети повторяют упражнение. Ведущий выбирает нового ведущего и игра повторяется.

Правила игры: все упражнения выполняются одновременно, на задержке дыхания.

«Мы - волшебники»

Цель: развитие психических процессов, совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать внимание, слуховое и зрительное восприятие, образную память, наблюдательность, логическое мышление; закрепить умение на задержке дыхания свободно погружаться в воду и выполнять упражнение «звезда»; учить скольжению на воде, совершенствовать работу ног стилем «кроль».

Дидактический материал: карточки с изображением морских животных: морской звезды, морского конька, крокодила, краба, рака, рыбы.

Описание игры: инструктор предлагает детям поиграть в маленьких волшебников, научиться превращаться в различных морских обитателей. Показывая карточку с изображением морского обитателя, предлагает изобразить его. Все упражнения выполняются на задержке дыхания с погружением в воду. 
Крокодил, рак, краб – передвижение по дну бассейна на руках с погружением воду на задержке дыхания (рак – движение назад, краб – движение боком, крокодил – движение вперед).
Передвигаясь по дну бассейна на руках, по команде дети делают глубокий вдох и опускают голову в воду. Победитель тот – кто дольше всех задержал дыхание.
Морской конек – прогнувшись назад руками взяться за ноги. 
Морская звезда – лежание на воде, с задержкой дыхания, руки, ноги напряжены, разведены в стороны. 
Медуза – то же, но руки и ноги расслаблены.
Рыбка – скольжение по воде, руки вдоль туловища, ноги работают «кролем». Для усложнения можно предложить проплыть в подводный тоннель (под воду опускается обручь).

Правила игры: все превращения выполняем по свистку, глаза руками нельзя вытирать, можно моргать ресницами. 
Когда дети научаться правильно выполнять все плавательные движения, можно провести вариацию этой игры «Отгадай загадку». Инструктор загадывает загадку, а дети показывают отгадку.
1.
На мели сижу, усами шевелю
Задом наперед гулять хожу( рак)
Я живу на дне морском, сверху панцирь крепкий он,
Я - подобен пауку, хожу боком по песку (краб)
2.
Вот зеленое бревно, вниз по речке поплыло.
Если речка эта Нил, то бревно в ней...(крокодил)
3.
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! Меня не троньте!»
Лапки у меня от пуза.
Как зовут меня? (медуза)
4.
Глубоко на дне она 
Словно на небе видна. 
Но не светит, и не греет, 
Потому что не умеет.(морская звезда)
5.
На лошадку я похожа,
И живу я в море тоже.
Резво прыгаю, прыг-скок -
Зовут меня морской... (конек)
6.
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле я не хожу,
И совсем не говорю,
Глазки есть, но не мигаю,
Крылья есть - не летаю (рыба)

«Аквалангисты»

Цель: развивать память, наблюдательность, слуховое восприятие, научить погружению под воду с головой и открытыми глазами, развивать умение согласованно действовать с партнером.

Описание игры: дети делятся на пары и берутся за руки, одновременно приседая, погружаются под воду, открывают глаза и смотрят друг на друга.

Правила игры: погружение выполнять только по команде инструктора, вынырнув из воды не вытирать лицо руками, поморгать глазами.

«Искатели клада»

Цель: развитие психических процессов,совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать зрительную память, произвольное внимание, логическое мышление, мелкую моторику, погружаться под воду на задержке дыхания.

Дидактический материал: тонущие мелкие и крупные предметы разного цвета.

Описание игры: дети ныряют и достают предметы со дна бассейна.

Варианты заданий:
«Подними крупные предметы в красный контейнер, мелкие в синий».
«Подними определенное количество предметов». 
«Подними предмет определенного цвета». 

Правила игры: нырять нужно на задержке дыхания, под водой открыть глаза, найти один предмет и доставлять в контейнер.
Когда дети освоили большую часть плавательных упражнений можно организовать игру

«Танцы на воде»

Цель: развитие психических процессов, совершенствование плавательных навыков.
Задачи: развивать воображение, память, внимание, умение определять характер музыки и подбирать движения.
Дидактический материал: надувные мячи, обручи, цветы.

Описание игры: ставиться задача - подготовить выступление спортсменов синхронного плавания. Дети самостоятельно придумывают совместные движения и плавательные упражнения в зависимости от характера музыки.
Правила игры: полная самостоятельность.

Использование дидактических игр на занятиях в бассейне способствует знакомству детей с многообразием движений в необычной среде, развитию активности и самостоятельности в выполнении их, развитие творческой направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» ( ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ).

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей младшего дошкольного возраста играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение ...

Дидактические игры по развитию математических представлених для детей младшего дошкольного возраста.

картотека дидактических игр по рарвитию математических представлений у дошкольников....

Консультация "Роль подвижной игры в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста"

Материал расскажет о том, как в подвижных играх развиваются основные движения малышей....

РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. ...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

Проект во второй младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ...


 

Комментарии

Шинкарева Галина Геннадьевна

Я разработала эти игры для начального обучения малышей плаванию. легкому прохождению освоения в воде. Результаты использования этих игр высокие, малыши очень эмоциональны, и легче справляются со своими страхами перед водой.

Зуева Ольга Вениаминовна

Рада Вашему приглашению! В своих авторских играх Вы совершенствуете плавательные навыки; развиваете внимание, зрительную память, мышление; учите воспроизводить увиденное. Спасибо за опыт, мне материал понравился, взяла в закладки! Голосую и желаю Вам удачи d df;yjq hf,jnt!