Проект во второй младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»
проект (младшая группа)

Черняева Светлана Сергеевна

О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ребенка, так же знает большинство из нас. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_melkaya_motorika.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Гагинский  детский  сад №1

Проект во второй младшей группе

«Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

Разработала :Черняева С.С.

Гагино 2023

ИДЕЯ ПРОЕКТА :

О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ребенка, так же знает большинство из нас. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызвать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму, а не само письмо. Развитие мелкой моторики рук так же напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Создание условий для развития мелкой моторики у детей по средствам развивающих игр, творческой деятельности на занятиях и повседневной деятельности; развитие у детей познавательного интереса, эстетического восприятия, творческого отношения к выполнению заданий.

ЗАДАЧИ:

изучить игровые технологии в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста;

составить подборку дидактических игр, создание предметно-развивающей среды в группе;

использование знаний, навыков на занятии и в свободное время;

привлечение родителей к развитию мелкой моторики рук детей.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯдолгосрочный сентябрь -апрель УЧАСНИКИ: дети, педагоги, родители.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: вторая младшая группа

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Дети:- увеличение словарного запаса детей, развитие более эмоциональной и выразительной речи детей.

- повышение интереса к пальчиковой гимнастике в повседневной жизни;

- улучшение моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи.

Родители:

- информирование в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

- получение родителями необходимых знаний по данной теме

Этапы проекта :

I. Подготовительный этап:

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме:

О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год) и другая.

II. Основной этап реализации проекта :

- составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;

- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

- обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;

- включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в утренние и вечерние отрезки времени.

Подготовка наглядного материала:

- письменных консультаций, стендов информации;

- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Бусы»«Цветная башенка» и др.

- оформление фотовыставок «Говорящие пальчики»«Пальчиковые сказки» и др. ;

- выставки детских работ «Цветы для мамы» и др.

Работа с родителями :

выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

консультации индивидуальные и групповые «Пальчиковые игры»«Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»«Пальчиковые шаги»;

мастер-класс для родителей «Волшебные пальчики»;

беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;

родительское собрание: знакомство с проектом.

III. Заключительный этап

Анализ проделанной работы.

Оформление выставки

Консультация для родителей

Продуктивная творческая деятельность детей, изготовление подарков

КАК ЖЕ РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК?

С помощью тактильного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Мелкая моторика играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию мелкой моторики :

лепка из глины, пластилина, теста;

аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

конструирование из бумаги (оригами);

рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

собирание пазлов;

сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует развитию мелкой моторики.

Для развития мелкой моторики у детей необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Можно изготовить «Осязательные ванны» — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует развитию мелкой моторики.

По возможности можно использовать и естественные условия природной среды: игры с мелкими камушками, сухим песком и др.

Вся работа по развитию мелкой моторики у детей проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением самого процесса. Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей речевой активности.

В ДЕТСКОМ САДУ так же изготавливаем поделки из бумаги. Вырезывание самостоятельно ножницами, составление узоров, выполнение аппликаций. По результатам таких работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

Такая всесторонняя, увлекательная тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенными, школьные занятия будут для ребенка не столь утомительны.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку:

1. Развивают мелкую моторику руки, подготавливая к овладению письмом.

2. Формирует художественный вкус, что полезно в любом возрасте.

3. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

1. ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ И ПЛАСТИЛИНА - это очень полезное занятие и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук. Если на дворе зима что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или камней. Используйте любую возможность, что бы улучшить моторику рук малышей.

2. СОБИРАНИЕ ПАЗЛОВ,ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ШАРИКОВ - замечательное занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики

3. АППЛИКАЦИЯ ПЛАСТИЛИНОМ - любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики (аппликация «Цветы для мамы»)

3. ПОИГРАЕМ В ЗОЛУШКУ – для этого смешаем в мисочке фасоль,горох и например крупные бусины и предложим рассортировать. При этом можно усложнить задание (брать щепотью,большим и средним пальцем и т. д.)-все это развивает образное мышление, фантазию и конечно моторику рук.

4. «ЧЕРЕПАШКА» ЗАСТЕГИВАНИЕ, РАСТЕГИВАНИЕ ПУГОВИЦ, ЗАВЯЗЫВАНИЕ И РАЗВЯЗЫВАНИЕ ШНУРКОВ, ВЕРЕВОЧЕК - каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук

5. НАНИЗОВАНИЕ БУС И ПУГОВИЦ. В этой детской игре формируется не только мелкая моторика,но и сенсорные эталоны (цвет,форма,величина). Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, мелких плодов и т. д

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики дома» (игры на кухне).

В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, бусинки, крупа и т. д.

1. Покройте тонким слоем пластилина картонку. Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры. 10-15 минут тишины обеспечено

2. Самые вкусные игры - ссыпать вместе 2-3 сорта изюма, орехов и т. д. и пусть он разбирает.

3. Берем разные баночки и крышки. Ребенок должен подобрать крышку к баночке (крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся, пусть тренирует пальчики.

4. Поставьте одну тарелочку с крупой, а другую пустую. Покажите ребенку, как надо брать ложкой крупу и перекладывать в пустую.

5. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе.

6. Делаем «бусы» из макарон с крупным просветом и длинным шнурком.

4. Результативность проекта Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей

детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими

воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на

знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли

желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли

упражнения на развитие мелкой моторики рук;

возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным,

улучшилась память;

Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия

педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации

проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в

домашних условиях.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи. Представленная система работы направлена не только на моторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по моторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельностью. Такое воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

ЕЖЕДНЕВНО ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ЗАНЯТИЕ НА МЕЛКУЮ МОТОРИКУ РУК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Первая младшая группа «Носики – Курносики ». Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста».

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не ...

Проект "Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"

quot;Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"...

«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»

Проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»...

Дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ

Дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ...

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки сп...

Проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»

Проект в первой младшей группе«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста» Актуальность.«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончика...