Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»
проект по развитию речи (младшая группа)

Актуальность

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Это - не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребёнка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_razviie_melkoy_motoriki.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Это - не просто красивые слова: в них содержится объяснения того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передаётся в мозг ребёнка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов.

Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребёнка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки можно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

В последние годы в стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время становится актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

Работа по развитию мелкой моторики рук позволяет улучшить и ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста, улучшает качество речи, чёткость звуков, расширяет словарный запас, вызывает у детей интерес к познанию нового и интересного. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

При поступлении ребёнка в школу недостаточное развитие мелкой моторики, трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к школе, снижению учебной мотивации.

Продолжительность проекта: с 01.09.2021г. – по 31.05.2022г.

Тип проекта: познавательно – игровой, творческий.

• по количеству детей, вовлеченных в проект – групповой.

• по продолжительности – долгосрочный.

• по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта:

• Развитие координации движений мелкой моторики рук через традиционное и нетрадиционное использование различных предметов.

Задачи проекта:

• Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

• Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

• Развитие зрительного и слухового восприятия.

• Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения

• Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

• Развитие чувства уверенности в себе.

Задачи для педагога:

• подготовить методический материал по данной теме, изготовить игры и пособия для развития мелкой моторики;

• развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;

• для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики; показать игры для развития мелкой моторики рук;

• развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

• развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Задачи для родителей:

• учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

• создавать в семье благоприятные условия для проведения игр для развития мелкой моторики, пальчиковой гимнастики.

Участники проекта:

• Воспитатель.

• Дети первой младшей группы.

• Родители.

Предполагаемый результат:

• Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.

• Формирование речевых навыков у детей раннего возраста.

• Интеллектуальное развитие детей;

• Пополнение предметно-развивающей среды;

• Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Мелкую моторику рук развивают:

• Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

• Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;

• Народные игры с ладошками;

• Игры с природным материалом;

• Игры с предметами домашнего обихода;

• Игры с песком и водой;

• Пальчиковый театр;

• Дидактические игры;

• Занятия продуктивной деятельностью (рисование, лепка, аппликация).

Использование мелкой моторики в различных видах деятельности:

• Продуктивная деятельность

• Индивидуальная работа

• Самостоятельная деятельность

• Прогулка

• Самообслуживание

• Работа с родителями

Средства достижения поставленных задач:

• использование атрибутов, игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики рук

Художественное слово.

Пальчиковые игры сопровождаются стихотворными текстами. Стихотворения в играх – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук имеет ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта – стихи привлекают внимание детей, легче и быстрее запоминаются.

Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу – предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Атрибуты, имеющиеся в группе:

• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.);

• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;

• игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;

• сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;

• грецкие орехи и шишки, шарики для массажа;

• сетки для раковины и разноцветные ленточки;

• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом);

• макароны и шнурки для нанизывания или готовые шнуровки.

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап 10.09.2021 – 28.10.2021

1. Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

2. Изучение методической литературы по данной теме.

3. Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации; современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.

4. Составление перспективного плана проведения игр для развития мелкой моторики рук детей.

5. Разработка рекомендаций по проведению игр для развития мелкой моторики рук детей.

II. Основной этап реализации проекта. 1.11.2021 – 19.05.2022

1. Обучение родителей проведению игр для развития мелкой моторики рук детей, пальчиковой гимнастики с ребенком;

2. Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, в утренние и вечерние отрезки времени.

3. Тематическое планирование работы с родителями по проекту:

Консультация «Ум на кончиках пальцев»;

Приобретение материалов для развития мелкой моторики;

Изготовление «Умного куба» и пособий к нему;

Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»;

Консультация «Пальчиковые игры»;

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики».

Выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

Консультации : «Речь и пальчики», «Как проводить с ребёнком пальчиковые игры».

Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук».

Перспективный план по обучению играм для развития мелкой моторики рук.

1. Включение пальчиковой гимнастики в вечерние отрезки времени, в прогулки. (Ежедневно)

2. Включение пальчиковой игр в конспекты занятий. (Ежедневно)

Сентябрь

1. Изучение методической литературы по данной теме.

2. Подготовка игр по развитию мелкой моторики.

3. Подготовка наглядного материала.

Октябрь

1. Оснащение группы нестандартным оборудованием по играм для развития мелкой моторики рук.

2. Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности.

3. Подготовка консультаций для родителей.

Ноябрь

1. Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…».

2. Пальчикова гимнастика «Капал дождик на дорожку»

3. Упражнение «Крокодил».

4. Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения:

«Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика).

«Открути и закрути».

«Ловкие ручки» (катушки из-под ниток, веревочки).

5. Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода».

6. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук».

Декабрь

1. Игры «Бусы для мамы», «Подбери крышки по цвету», «Цветные резиночки».

2. Игра «Тук, ток».

3. Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

4. Рекомендации по проведению пальчиковых игр.

Январь

1. Игра «Цветные палочки».

2. Игра «Найди игрушку» (сухой бассейн).

3. Игра «Подарки для зверей».

4. Игра с бумагой «Как на горке - снег, снег…».

Февраль

1. Игры с застежками (молнии, липучки, пуговицы)

2. Игра на выкладывание «Подарок маме».

3. Игровой массаж «Поиграем с ручками"

Март

1. Сбор материала, изготовление оборудования и игр по теме: «Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей».

2. Подборка материала для уголка родителей «Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам».

3. Игры с фасолью: «Волшебные домики» (цветные тарелки, фасоль).

4.«Накормим Зайчика» (баночка с отверстием, фасоль)

5.«Рисование фасолью» (яркие, крупные раскраски, дополненные нарисованными овалами или прямоугольниками, с целью наложения на них фасолинок).

6. Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей.

Апрель

1. Игра «Умный кубик» (кубик изготовлен из решеток для раковины). Сбор материала и оборудования для игр с кубиком.

Подбор ленточек разной длины, ширины по цветам радуги.

2. Учить детей продевать ленточки в отверстия решетки в разных направлениях.

3. Изготовление платочков разных по цвету.

4. Учить детей крепить платочки к решеткам с помощью прищепок, «крабиков».

5.«Рисование» разными по цвету шнурками на решетках.

6. Завязывание веревочек, шнурков, ленточек на стенках кубика.

8. Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста».

Май

1. Мониторинг развития у детей мелкой моторики.

2. Родительское собрание «Развитие мелкой моторики».

III. Заключительный этап. 20.05.2022 – 31.05.2022

1. Подведение итогов работы.

2. Презентация проекта.

Список литературы:

БольшаковаС. Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». М. ,2009г.

Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». «ВЛАДОС».2015г.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

Проект Первая младшая группа «Носики – Курносики ». Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста».

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не ...

Проект "Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"

quot;Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста"...

«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»

Проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»...

Проект в первой младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста»

Проект в первой младшей группе«Игры для развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста» Актуальность.«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончика...

Проект во второй младшей группе «Игры для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста»

О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. И то, что мелкая моторика влияет непосредственно на развития речи ...