НОД по физической культуре для старших дошкольников на основе русского фольклора
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Даниленко Татьяна Николаевна

Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать физически здорового, жизнерадостного и любознательного человека, в ребенке необходимо поддерживать радостные эмоции. Приоритетным направлением в моей работе является приобщение детей к истокам русской народной культуры через различные формы фольклора. На занятиях по физическому развитию  активно использую народные подвижные игры. Народная игра,  как жанр устного народного творчества является национальным богатством, и я ставлю перед собой задачу сделать ее достоянием  детей, посещающих наш детский сад.  Игры развивают быстроту движений, ловкость, меткость, силу, приучают к сообразительности, вниманию, воспитывают позитивные качества характера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Приобщение детей к духовно-нравственному наследию  народной культуры.

Задачи:

Оздоровительные: 
- Создать условия для укрепления здоровья детей, совершенствования защитных функций организма посредством закаливания;

-  Содействовать формированию правильной осанки, развитию различных групп мышц тела, укреплению нервной системы, укреплению связочно-суставного аппарата, активизации обменных процессов.

Образовательные: 

- Формировать навык ориентировки в пространстве: перестроения в круг, в пары, в колонну по одному, по три, в шеренгу; 

- Упражнять в  умении лазать на гимнастической стенке различными способами; спрыгивать с высоты, мягко приземляясь на носки;

- Совершенствовать навык ползания по скамье на животе, подтягиваясь двумя руками,  в равновесии при ходьбе по гимнастической скамейке с выполнением заданий.

Развивающие:

- Закреплять умение выполнять общеразвивающие упражнения под музыку;

-  Развивать самостоятельность и осознанность выполнения двигательных действий, акцентировать внимание на самоконтроле;

-  Содействовать развитию  физических качеств: ловкости, быстроты, равновесия, гибкости, силы, выносливости; 

Воспитательные:                                                                                                                           - Создать условия для развития воображения, развития творческой двигательной активности; - Воспитывать позитивные качества характера:  находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе,  целеустремленность, доброту; - Прививать любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Вид  деятельности: игровая, двигательная.

Инвентарь и оборудование: палка гимнастическая (палица богатырская) по количеству детей,   гимнастическая стенка 3 пролета,  2 гимнастические скамейки, атрибуты для героев,  массажный мяч(волшебный клубок), конверт с текстом письма,  аудио записи.

Основная часть: «Помогай другу везде, не оставляй его в беде»

Ход занятия:

 Мальчики подготовительной группы в спортивной форме входят в физкультурный зал. Построение в шеренгу по одному, равнение, приветствие.

Инструктор по физкультуре: Ребята,  сегодня утром белая голубка  принесла письмо от Ивана Царевича.  Вы хотите узнать, что там написано?

Дети: Да, хотим!

Инструктор по физкультуре:Иван-царевич  обращается к нам с просьбой о помощи: напало на его царство страшное чудище – Ерыкалище,  и нужно во что бы то ни стало победить злодея: « Один в поле не воин» Что будем делать, ребята?

Дети: Отправимся в тридевятое царство, в тридесятое государство и поможем Ивану-царевичу.

Инструктор по физкультуре: Молодцы, другого ответа я и не ожидала.  Народная поговорка учит « Помогай другу везде, не оставляй его в беде»,  еще есть и такая мудрость: «Что одному не под силу, то легко коллективу». Но знайте, впереди нас ждут трудности и испытания, не боитесь?

Дети: Не боимся!

I часть. Вводная:  ходьба  и бег в чередовании в колонне по одному, по два (узкая, широкая дорога),  ходьба на носках руки вверх (высокие деревья), приставным шагом с полуприседом (густые  заросли), ходьба выпадами (широкие ручьи),

боковой галоп, взявшись за руки (бурная река),бег с выполнением поворота на 360 по звуковому сигналу (запутанная тропинка в лесу). Ходьба. Перестроение в колонну по три (волшебная поляна), по ходу берут гимнастическую палку –палицу богатырскую.

Инструктор по физкультуре:  Ребята,  авы знаете, кого во все времена считают самыми сильными на земле русской? (Ответы детей)                                                                                - Правильно – богатырей, и отличались они завидной силушкой и здоровьем. В одной древней книге так описывается силушка богатырская: «Он одной то рукой-то камень вывернет, а двумя-то  руками быка свалит!»- выполнение упражнения на дыхание.                - Да только, говорят, перевелись богатыри на земле нашей …

Звучит фонограмма: «Нет! Не перевелись еще богатыри на земле нашей, не оскудела в сердцах молодецкая удаль! Сойдемся с вами друзья и братья, восславим песней силу нашу, силу гордую, богатырскую!»

Под песню «Богатырская сила» (музыкальная композиция С. Намина) мальчики выполняют общеразвивающие упражнения с палицами богатырскими (гимнастическими палками).

II часть. Обще развивающие упражнения с палками
   1. И. п. – основная стойка, палка внизу хватом на ширине плеч. 1 – палку вверх, отставить прямую ногу назад на носок; 2 – исходное положение; 3–4 – то же левой ногой (6–8 раз).
   2. И. п. – то же. 1– руки вперед; 2 – выпад вправо, палку вправо; 3 – ногу приставить, палку вперед; 4 – исходное положение. То же влево (8 раз).
   3. И. п. – основная стойка, палка в согнутых руках у груди. 1–3 – палку вперед, пружинистые приседания с разведением колен в стороны; 4 – исходное положение (7 раз).
   4. И. п. – лежа на спине, палка за головой. 1–2 – поднять ноги вперед-вверх; 3–4 – исходное положение (6–8 раз).
   5. И. п. – стойка на коленях, палка внизу. 1– палку вперед; 2 – поворот вправо; 3 – палку вперед; 4 – исходное положение. То же влево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
   6. И. п. – основная стойка, палка на плечах, руки удерживают ее хватом сверху. 1– прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги вместе. Серия из 8 прыжков в чередовании с ходьбой на месте после каждой серии прыжков. Повторить 3–4 раза.

Инструктор по физкультуре: Размялись мы хорошенько, пора дальше в путь отправляться

Основные виды движений
1. Ползание по гимнастической скамейке, лежа наживоте, подтягиваясь двумя руками (непролазные кущи)
2. Ходьба по гимнастической скамейке; на середине скамейки присесть, хлопнуть в ладоши, выпрямиться и пройти дальше (калинов мост)
3. Лазание на гимнастической стенке различными способами (скалы)  спрыгивание с высоты(40 см), мягко приземляясь на носки (обрыв)
 Все движения выполняется поточным способом  двумя колоннами. После выполнения упражнения дети обходят пособия с внешней стороны. При выполнении упражнений в равновесии и лазании воспитатель осуществляет страховку. Повторить 2 раза.                                                                                                                   Медленный бег.

В зал вбегает избушка на курьих ножках, за ней – Баба Яга(переодетый помощник воспитателя).

Баба Яга: А я говорю, стой! Стой, пернатая! Ты куда запропастилась? В путешествие пустилась? Ты должна стоять на месте, иль ходить со мною вместе. Ишь, чаво удумала, совсем от хозяйки отбилась. Вот я тебе! (Грозит метлой).

Дети: Бабушка, а вы попробуйте ласково, по-хорошему: цып, цып, цып!

Баба Яга подзывает, изба подходит, ластится.

Баба Яга: Что такое? Никак русским духом пахнет? Кто такие? Зачем пожаловали? Проводится подвижная игра «Бабка Ежка»

Баба Яга берет в руки помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят: Бабка Ёжка  - костяная ножка,                                                                                        С печки упала, ножку сломала.                                                                                                                                          А потом и говорит: - У меня нога болит.                                                                                      Пошла она на улицу, раздавила курицу.                                                                               Пошла, на базар раздавила самовар.                                                                                                 Пошла,  на лужайку испугала зайку.

Баба Яга старается коснуться ребят своим помелом. Повторить 2-3 раза.

Баба Яга: Ой, потешили вы меня касатики! А то я от скуки  с избушкой своей прятки затеяла, да едва без жилплощади и не осталась! Просите, чего хочется. Дети просят подсказать, как им найти Ерыкалище.

Баба Яга: Дорогу к Ерыкалищу покажет волшебный клубок. В руки его тихонько беру, просьбу вашу вежливо говорю (что-то шепчет над клубочком), да и отпускаю его (бросает клубочек в угол зала). Вот теперь, касатики, за ним  сами  поспешайте,  приведет он вас к чудищу поганому. Только помните, что смелостью, добротой и главное дружбой своей и взаимовыручкой сможете одолеть Ерыкалищу.

Проводится русская народная игра «Ерыкалище».                                                                          На данном занятии роль Ерыкалища  исполняет воспитатель, он надевает маску страшного чудовища, выходит к детям и становится в круг. Дети бегают вокруг и припевают: Эко диво, чудо – юдо, морская губа – Ерыкалище!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Эко диво, чудо – юдо, с горынова дуба – хромое поганище!                                                                                                                                                                                                                           Ерыкалище, выскакивает из круга, и, прыгая, на одной ноге ловит бегающих вокруг детей. Кого он поймает, тот превращается в «каменную глыбу»,  расколдовать своих друзей можно только дружеским объятием. Задача игроков -  выручать друг друга.  Ерыкалище  после продолжительных попыток  сдается.

Дети: Мы  победили чудище, тридевятому царству больше ничего не угрожает!

Инструктор по физкультуре: Молодцы, ребята! Нет больше Ерыкалища! Помогли вы Ивану-царевичу одолеть ворога лютого.                                                                                        А теперь пора домой! Вот и тропинка знакомая!

  III часть. Ходьба в колонне по одному

 Инструктор по физкультуре: Какое сегодня занятие необычное получилось!                         Я горжусь вами, ребята!  Вы показали свое умение прийти на помощь в трудную минуту.  И проявили смелость, выдержку, доброту, готовность выручить друга из беды.  Запомните народную мудрость на всю жизнь «Помогай другу везде, не оставляй его в беде».

     Список использованной литературы и источников:

  • О.Л. Князева, М.Д. Маханева. «Приобщение к истокам русской культуры»,

СП6 «Детство-Пресс», 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы. Тема: «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры у старших дошкольников с ОНР»

Тема:  «Формирование графических навыков и профилактика дисграфии средствами физической культуры  у старших дошкольников с ОНР» Актуальность темы.  Вся деятельность дош...

Своеобразие непосредственно-образовательной деятельности области "Физическая культура" со старшими дошкольниками, имеющие ОНР

В материале используется план-конспект  по физкультуре : Своеобразие непосредственно-образовательной деятельности области "Физическая культура" со старшими дошкольниками, имеющие ОНР...

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в старшей группе на основе народных подвижных игр

Конспект НОД по физической культуре построенного на народных играх, поможет провести занятие интересно и полезно....

Занятие по физической культуре для старших дошкольников "Весёлая резиночка"

Пробуем помочь ребятам освоить такое интересное спортивное оборудование, как резинка! Ведь раньше этот атрибут был у каждой девочки во дворе......

Занятия по физической культуре для старших дошкольников на самоизоляции

Комплекс упражнений на май из пособия для воспитателей дет. сада Пензулаевой Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет...