Рабочая программа
рабочая программа по физкультуре на тему

Валеева Лиана Ришатовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabochaya_programma.docx68.8 КБ

Предварительный просмотр:

Структура и содержание рабочей программы

1

Пояснительная записка

1.1

Общие положения

1.2

Цели и задачи деятельности по реализации программы

1.3

Принципы и подходы по формированию программы

1.4

Общие приоритеты оздоровительной работы в ДОУ

1.5

Формы работы по физическому воспитанию в режиме дня.  Описание ежедневной организации  жизни и деятельности  воспитанников

2

Национально-региональный компонент

2.1

Содержание образовательной области «Физическая культура»

 3

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

4

Годовые задачи по разделу «Физическая культура»  

5

Совместная деятельность родителей и инструктора по физкультуре в ДОУ

6

План совместной работы со специалистами узкой направленности

7

Мониторинг освоения детьми образовательной области «Физическая культура»

8

Интегративное качество «Овладение  необходимыми умениями и навыками»

8.1

Содержание образовательной области “Физическая культура” интегрируется со следующими образовательными областями.

8.2

Содержание образовательной области “Здоровье” интегрируется со следующими образовательными областями.

9

Приложение «Комплекс утренней гимнастики»

I. Пояснительная записка

 

Дошкольное воспитание играет значительную роль в жизни общества, создавая условия для дальнейшего развития человека, а гармоничное развитие невозможно без воспитания.

Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурные занятия - самая эффективная школа обучения движениям.

С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно-оздоровительной работе с детьми, которая является одной из главных составляющих дошкольного образования.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования различных форм и средств физического воспитания.      

За основу рабочей программы взяты методические рекомендации   Л.И. Пензулаевой «Физкультурные занятия в детском саду». Она не противоречит с задачами образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, в  которой прописан раздел по физическому воспитанию детей и приобщения их к здоровому образу жизни.  

Данная Программа  разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Законом  «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ № 2562 от 27.10 .2011г.  "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"  2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г.  

 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

 Уставом  МКДОУ д/с «Берёзка», локальными актами.

1.1. Общие положения.

        Непосредственно образовательная деятельность по физическому воспитанию проводятся 2 раза в неделю в группе раннего возраста;в первой младшей; во второй младшей группах,3 раза в неделю в средней, старшей возрастной группах (2 занятия в зале, 1 на свежем воздухе для детей).      

Что помогает строить работу в определенной системе, дает возможность соблюдать постепенное усложнение материала, устанавливать преемственность между занятиями и другими формами работы.      

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие»,

 включающее образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье», занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе.    

Содержание Программы   обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:  

 «Физическое развитие»;  

«Социально-коммуникативное развитие»;  

«Познавательное развитие»;

«Музыка».    

 Работа педагога по физической культуре  проводится через все ведущие виды деятельности, соответствующие возрастным и психофизиологическим особенностям каждого ребенка, и основывается на ведущих принципах педагогики: гуманизации, индивидуализации, природосообразности, системности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, успешности и др.

Согласно ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 г. физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

1.2. Цели и задачи деятельности   по реализации Программы

 

     Цель данной программы предполагает создание условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным.          

  Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:  

• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);  

• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.          

  Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;  

• воспитание культурно - гигиенических навыков;  

• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.  

 

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

      Начинать решать эти задачи надо в дошкольном возрасте. Известно, что дошкольный возраст — решающий в становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.        Оздоровление детей ведется в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время игр, режимных моментов, взаимодействия с семьей.      Для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями используют различные варианты занятий: традиционные, игровые, сюжетные, занятия тематические с использованием музыкально-ритмических движений, занятия-путешествия.      

Традиционное, классическое занятие физической культурой состоит из трех частей:

 • вводная часть, включает упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке — различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и т.д.;

• основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств; в основную часть входят: общеразвивающие упражнения, основные движения, подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей;

• заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.    

  В работе используются нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузки, учитывая уровень двигательной активности и полуролевой принцип подбора движений. Нетрадиционность в данном случае предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:

• на каждом занятии физической культурой должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребенка;

 • обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;

 • содержание и методика проведения занятия физической культурой должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.    

 В настоящее время в работе  используются следующие варианты проведения занятий физической культурой:    

  Занятие по единому сюжету, построенному на сказочной или реальной основе. За основу берется классическая структура занятия физической культурой, содержание двигательной деятельности согласуется с сюжетом.    

 Тренировочное занятие — закрепление определенных видов движений. Оно обеспечивает возможность многократно повторить движение, потренироваться в технике его выполнения. Традиционная структура занятия физической культурой может быть несколько нарушена за счет исключения общеразвивающих упражнений и увеличения времени работы над основными движениями, элементами спортивных игр при обязательном обеспечении разумной и правильной физиологической нагрузки. Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на

одном движении. Структура его построения аналогична предыдущему, но для упражнения в основных движениях отбирается только один из видов (например: лазанье), и дети упражняются в разных его видах: ползании по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролезании в обруч и т.д.    

 Круговая тренировка, принцип организации достаточно прост: вводная и заключительная часть занятия проводятся в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарем в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Каждый ребенок встает к какому-либо пособию и упражняется на нем в течение 2-х минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнётся круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу. В основной части круговой тренировки могут быть использованы тренажеры и массажеры. Этот вид занятий условно можно назвать занятие на тренажерах.    

  Занятие, построенное на подвижных играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций.

 Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности.

 В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений.

Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.    

Занятия, построенные на музыкально-ритмических  движениях, нравятся детям и успешно применяются   для создания бодрого настроения у детей.       Вводная часть такого занятия, как правило, состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнения танцевальных движений.

 Общеразвивающие упражнения проводятся в виде ритмической гимнастики.         Контрольное обследование выполнения основных движений, которое проводится ежегодно в начале и в конце учебного года,   проводится на диагностическом занятии. Оно   построено в виде приема в школу космонавтов, спортивную школу и т. п., для чего дети проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения.      Благодаря широкому использованию циклических движений (различные виды ходьбы и бега, упражнения в прыжках и др.)     практически на каждом занятии отмечается  высокая моторность плотности (80-90 %).

    Главное - научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Структурная модель реализации Программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Триаду здоровья составляют рациональный режим, закаливание и движение.

Для обеспечения воспитания здорового ребенка, работа в ДОУ должна строиться в следующих направлениях:  

-создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

 -повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;

 -комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;

-воспитание здорового ребенка усилиями детского сада и семьи.    

  Для полноценного физического развития детей, реализации потребности движения в ДОУ созданы условия организации предметно-пространственной среды, способствующей физическому развитию воспитанников.

 

Основными задачами детского сада по физическому развитию детей являются:

-охрана и укрепление здоровья детей; -формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

 -создание условий в двигательной активности; -воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-обеспечение физического и психического благополучия;

Для полноценного физического развития детей, реализации потребностей в движении в ДОУ созданы условия:

 - гибкий двигательный режим дня в течение дня;

- обязательная утренняя гимнастика; - физкультминутки и динамопаузы (для снятия напряжения во время занятий);

 - физкультурные занятия - 3 раза в неделю; в т.ч.1 раз на свежем воздухе с 5-ти лет;

- ежедневные прогулки на воздухе (включая подвижные и спортивные игры;

-  гимнастика после сна;

 - самостоятельные занятия детей;

 

Данный подход позволяет:

- осуществлять целостный подход к выявлению уровня развития детей;

- планомерно и целенаправленно отслеживать уровень каждого ребенка;

- своевременно выявлять проблемы в развитии отдельных детей; - способствовать укреплению здоровья детей.

Принципы физического воспитания 

В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания:

 - всестороннее и гармоничное развитие личности;

- связь физической культуры с жизнью;

- оздоровительная направленность физического воспитания;

- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;

- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

- цикличное построение занятий;

- возрастная адекватность направлений физического воспитания.

При работе используются следующие методы и приемы обучения:

Наглядные: - наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры); - тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора); Словесные: - объяснения, пояснения, указания; - подача команд, распоряжений, сигналов; - вопросы к детям и поиск ответов; - образный сюжетный рассказ, беседа; - словесная инструкция. - слушание музыкальных произведений;  

Практические: - выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями; - выполнение упражнений в игровой форме; - выполнение упражнений в соревновательной форме; - самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.

 

1.4. Общие приоритеты оздоровительной работы в МКДОУ д/c «Берёзка»

 

1. Осмысление собственного здоровья

2. Развитие физического и психического состояния детей

3. Воспитание стремления к самосозиданию, «творению» собственной телесной организации (красота и здоровье тела и движений)

4. Овладение детьми доступными навыками самомассажа, дыхательной гимнастики

5. Развитие познавательного интереса к телу, его функциональным возможностям

6. Развитие эмоционального сопереживания

7. Превращение здорового образа жизни в норму

8. Приобщение детей к занятиям по физической культуре. Как известно, степень развития движений ребенка зависит от состояния и развития центральной нервной системы; анатомо-физиологических особенностей; условий окружающей среды.

 

  1. Формирование основных движений 

• ходьба, различные виды ходьбы

• бег, различные виды бега

• прыжки

• лазание, перелазание

 • метание, ловля, броски

 • равновесие, координация движений

 

  1. Упражнения для разных групп мышц 

• упражнения на создание и сохранение позы

• упражнения на развитие мелкой моторики

 • упражнения на развитие мышц лица и мимики

  1. Упражнения из различных видов спорта 

• санки (катание на санках)

• лыжи (ходьба на лыжах)

  1. Коррекционные упражнения 

• дыхательные и звуковые

 • упражнения для формирования и корректировки осанки

• упражнения для профилактики плоскостопия

• закаливание

 

1.5. Формы работы по физическому воспитанию в режиме дня

 

Физкультурные занятия

• Образовательная форма работы с детьми проводится 2 раза в неделю в группе раннего возраста и в младших группа:

2 раза в неделю в зале и 1 раз на свежем воздухе для детей 5-7 лет

 • Круговая тренировка

• Занятия по виду спорта

 

Физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня

 ⋅ Утренняя гимнастика

 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

 Физкультминутки

 Динамические паузы

 Физические упражнения после сна

  Упражнения на релаксацию

 

Активный отдых

 Физкультурный досуг

 Физкультурные праздники

  Дни здоровья  

Коррекционная работа

 Занятия коррекции по нарушению осанки

  Профилактика плоскостопия

 Дыхательная гимнастика

  Самомасссаж

  Релаксационные упражнения

 

Самостоятельная двигательная деятельность детей в детском саду

 

 Проводится на прогулках

Структура организации образовательного процесса

 Занятия по физическому развитию основной образовательной программы для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю.

 Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

- в группе раннего возраста- 10 мин.;

 - в 1 младшей группе – 10 мин.;

- во второй младшей группе – 15 мин.;

- в средней группе – 20 мин.;

- в старшей группе – 25 мин.    

 Один раз в неделю для детей 5-7 лет следует круглогодично организовываются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Два раза в год проводится мониторинг физической подготовленности, в течение двух недель.

 В структуре организованной образовательной деятельности выделяются:

Вводная часть, которая направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.  

Основная часть (самая большая по объему и значимости), включающая в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме.

Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.

Заключительная часть, в ходе которой выравнивается функциональное состояние организма детей. В ней дети выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.

2.Национально-региональный компонент 

В дошкольном образовании как первой ступени формирования и становления личности ребенка важным компонентом содержания обучения и воспитания является национально-региональный компонент. Дети, посещающие наше МБДОУ, воспитываются в среде с национальным колоритом, знакомятся с произведениями устного народного творчества, играют в народные игры. Это способствует пробуждению в детях национального самосознания, воспитанию чувства любви и уважения к Родине, обучению основным правилам поведения в обществе.

 

2.1 Содержание образовательной области «Физическая культура».

 

Задачи: - Формирование представлений о традиционных для Урала видах спорта, спортивных, подвижных (народных) играх.  - Формирование интереса к спортивным событиям в своем селе, районе, знаменитым спортсменам, спортивным командам.

Содержание:

Традиционные для Урала виды спорта, спортивные, подвижные (народные) игры.  Особенности национальной одежды народов Урала. Способы обеспечения и укрепления, доступными средствами, физического здоровья в природных, климатических условиях конкретного места проживания, Среднего Урала. Спортивные события в своей местности, крае. Знаменитые спортсмены, спортивные команды

Средства:

Игры:      «Городки», «Гуси лебеди», «Жмурки», «Классы», «Краски», «Лапта», «Ляпки», «Молчанка», «Палочкавыручалочка», «Пятнашки», «У медведя во бору», «Фанты», «Коршун и цыплята»,  «Кошки-мышки», «Ручеек», «Золотые ворота», «Прорываты»,  «Обыкновенные жмурки», «Кривой петух»,   «Горелки»,   «Казаки-разбойники», «Два мороза» и другие. Спортивные игры: «Городки», «Катание на лыжах», «Катание на санках» и др. Экскурсии, прогулки: Участие детей в целевых прогулках обеспечивает необходимую двигательную активность и способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

3. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

 

Младшая группе

     В младшем дошкольном возрасте дети наиболее подвижны их движения хаотично и не координированы. Задача физического воспитания в этом возрасте - развить у детей интерес к процессу движения. Главным направлением работы является создание условий для творческого освоения эталонов движения детьми в различных ситуациях. Большинство занятий направлено на освоение основных движений: ходьба, бега, прыжков, лазания, ловли и броски мяча, равновесию. Основные движения тесно сочетаются с подвижными играми. Эффективным приемом является описание воображаемой ситуации, в которой задействован известный персонаж «Зайка серенький сидит». Широко используется в занятиях упражнения на подражания, птичка летает, зайчик скачет. Все это создает благоприятные условия для развития двигательных навыков и физических качеств. При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков. Это связано с тем, что первоначально созданные и закреплённые, они не разрушаются полностью и впоследствии могут снова проявиться. Обучение каждому новому плавательному упражнению (движению) требует от ребёнка определённой готовности, поэтому оно сводится к игре. Эмоциональная насыщенность игры позволяет ребёнку активно двигаться в воде, помогает проявлять свои подражательные способности. Для освоения сложных плавательных упражнений подбираются такие игры, в которых ребёнок подготавливается к более сложным подвижным играм.

 

Средняя группа

     Этот возраст является периодом интенсивного роста и развития ребенка. В развитии основных движений детей происходят заметные качественные изменения: возрастает естественность и легкость их выполнения. На этом фоне особое внимание уделяется индивидуальным проявлением детей к окружающей их действительности.

Воспитывается устойчивый интерес к различным видам движений, к выполнению элементов выразительного образа двигательного действия. Формируется обобщенные представления о возможностях основного движения для включения его в различные виды деятельности. Особое значение приобретают совместные сюжетно - ролевые игры. Они становятся в этом возрасте ведущим видом деятельности. На пятом году жизни ребенок быстро ориентируется в новых ситуациях, в состоянии выполнять ритмически согласованные простые движения, делает большие успехи в прыжках, метании и беге, пытается осваивать более сложные движения. У детей 4-5 лет закрепляется умения и навыки плавания, приобретённые на занятиях в младшей группе. Упражнения в воде и игры выполняются детьми на глубине 70 см. без поддержки взрослого. Детей среднего возраста учат выполнять упражнения сначала на суше, а затем повторяют их в воде.     Особенно важен показ упражнения в воде: дети воспринимают последовательность       выполнения и       понимают, что сделать его в воде вполне возможно. Краткое и доступное объяснение помогает ребёнку сознательно овладеть правильными движениями. В объяснении используются образные сравнения, так как      мышление детей среднего возраста образное. Образ должен быть понятен детям. Большое значение уделяется воспитанию у детей организованности и дисциплинированности. В обучении используются разнообразные игровые упражнения и игры.

 

  Старшая группа

 

В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника. Детям шестого года жизни доступно овладение сложными видами движений, способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники. Во время ходьбы у большинства детей наблюдаются согласованные движения рук и ног, уверенный широкий шаг и хорошая ориентировка в пространстве. На шестом году жизни у детей значительно улучшаются показатели ловкости. Они овладевают более сложными координационными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в

различных вариантах игр и упражнений. К шести годам дети владеют всеми способами катания, бросания и ловли, метания в цель и вдаль, совершенствуется техника выполнения ползания и лазания, бега, различных видов прыжков. В группах детей старшего дошкольного возраста начинается новый этап в обучении плаванию: осваиваются умения и навыки определённых способов плавания, разучивается их техника. В старшей группе овладение техникой плавания предполагает использование подготовительных и подводящих упражнений, в том числе и на суше. Новые движения рук. ног, дыхания и их согласование сначала выполняется на суше, а затем переносятся в воду.   Дети продолжают разучивать скольжение на груди и на спине. В этом возрасте дети обращают больше    внимания на качество движения рук и ног при плавании.

Содержание образовательной деятельности

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога в рамках образовательной области «Физическое развитие»

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

Нормативно-правовую основу для разработки рабочей программы образовательной области «Физическое развитие» составляют:

  1. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения
  2. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Приказ МОиН РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

Период младенчества (первый год жизни ребенка) характеризуется возникновением следующих возрастных новообразований.

Развитие произвольности. Формируются движения, ведущие к достижению цели: перемещению тела в пространстве, схватыванию и удерживанию предметов.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) заключает в себе потенциал для возникновения следующих возрастных новообразований.

Развитие произвольности. Действуя с вещами, ребенок осваивает их физические свойства, учится управлять их перемещением в пространстве, начинает координировать свои движения; на основе овладения речью появляются начала управления собственным поведением (в основном в ответ на указания взрослого).

В дошкольном детстве (от 3 до 7 лет) складывается потенциал для дальнейшего развития ребенка.

У детей дошкольного возраста отмечается быстрое развитие и совершенствование двигательного анализатора. Условные рефлексы у детей этого возраста вырабатываются быстро, но закрепляются не сразу и навыки ребенка вначале непрочны и легко нарушаются. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко диградируют, поэтому внимание у детей неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер и дети быстро утомляются. Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения преобладают над торможением.

Следовательно, детям этого возраста нужно давать упражнения для развития основных двигательных умений, приучать их выполнять ритмичные движения, вырабатывать способность ориентироваться в пространстве, совершенствовать быстроту реакций и развивать активное торможение.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

В этом возрасте быстро развиваются и совершенствуются такие движения, как бег, ходьба, прыжки, лазание, метание и др.

Целевые ориентиры образовательного процесса

В соответствии с ФГОС дошкольного образования к целевым ориентирам образовательной области «Физическое развитие» относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка:

целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

  • стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
  • проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
  • у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.);

целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Промежуточные планируемые результаты

1 – 3 года:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • хорошо спит, активен во время бодрствования
  • имеет хороший аппетит, регулярный стул.

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • умеет правильно мыть руки и насухо их вытирать;
  • умеет самостоятельно кушать и пользоваться салфеткой;
  • употребляет слова «спасибо», «пожалуйста».

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • имеет простейшие понятия о важности для здоровья соблюдений правил личной гигиены, занятий физическими упражнениями, прогулки (знает, что нужно мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе и т.д.);
  • при небольшой помощи взрослых пользуется индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации):

  • прыгает на месте и с продвижением вперед;
  • может бежать непрерывно в течение 30–40 с;
  • влезает на 2–3 перекладины гимнастической стенки (любым способом);
  • берёт, держит, переносит, бросает и катает мяч.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • легко ходит в разных направлениях и в различном темпе, ходит с перешагиванием через предметы (высота 10 см);
  • бросает предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой;
  • может пробежать к указанной цели;
  • воспроизводит простые движения по показу взрослого.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • охотно выполняет движения имитационного характера, участвует в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым;
  • получает удовольствие от участия в двигательной деятельности.

3 – 4 года:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • легко и быстро засыпает, спокойно спит, с аппетитом ест;
  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
  • владеет навыками поведения во время еды, умывания, умеет пользоваться носовым платком, причёсываться, следит за своим внешним видом;
  • охотно включается в выполнение режимных моментов и гигиенических процедур.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • имеет простейшее представление о полезной и вредной для здоровья пище;
  • владеет элементарными знаниями о правилах личной гигиены, важных для здоровья (мыть руки, чистить зубы, делать зарядку, гулять на свежем воздухе) о значении сна;
  • умеет бережно относиться к своему здоровью, здоровью других детей;
  • умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих вред здоровью; осознает необходимость лечения;
  • знает физические упражнения, укрепляющие разные органы, знает о необходимости закаливания;
  • соблюдает навыки гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

  • энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;
  • проявляет ловкость в челночном беге;
  • умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
  • может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
  • умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;
  • может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • принимает участие в совместных играх и физических упражнениях;
  • проявляет интерес к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;
  • проявляет положительные эмоции, активность в самостоятельной и двигательной деятельности;
  • проявляет самостоятельность в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);
  • проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

4 – 5 лет:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • проявляет привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
  • имеет элементарные представления о том, что полезно и вредно для здоровья;
  • сформированы навыки культуры еды, культуры поведения, умеет следить за своим внешним видом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • знает, что надо одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой;
  • имеет представление о полезной и вредной для здоровья пище;
  • знает части тела и органы чувств человека и их функциональное назначение;
  • сформирована потребность в соблюдении режима питания, знает важность сна, гигиенических процедур для здоровья;
  • умеет устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствия;
  • имеет представление о составляющих здорового образа жизни.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

  • прыгает в длину с места не менее 70 см;
  • может пробежать по пересеченной местности в медленном темпе 200–240 м;
  • бросает набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • ходит свободно, держась прямо, не опуская головы;
  • уверенно ходит по бревну (скамейке), удерживая равновесие;
  • умеет лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами;
  • в прыжках в длину с места отталкивается двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивает на одной ноге;
  • ловит мяч руками, многократно ударяет им об пол и ловит его;
  • бросает предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;
  • чувствует ритм, умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • активен, с интересом участвует в подвижных играх;
  • инициативен, радуется своим успехам в физических упражнениях;
  • умеет самостоятельно и творчески использовать физкультурный инвентарь для подвижных игр.

5 – 6 лет:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1–2 раза в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу;
  • имеет навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых);
  • сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком);
  • владеет простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой, ножом.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

  • имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье;
  • знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня;
  • имеет представление о роли гигиены и режима дня для здоровья человека;
  • имеет представление о правилах ухода за больным.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

  • может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;
  • умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;
  • умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;
  • выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие;
  • умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;
  • ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами;
  • умеет кататься на самокате;
  • умеет плавать (произвольно);
  • участвует в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;
  • проявляет самостоятельность, творчество, выразительность и грациозность движений;
  • умеет самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры;
  • проявляет интерес к разным видам спорта.

6 – 7 лет:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:

  • легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;
  • редко болеет острыми респираторно-вирусными инфекциями (1раз в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

  • усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном;
  • правильно пользуется носовым платком и расческой;
  • следит за своим внешним видом;
  • быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: имеет сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

– может прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см);

– мягко приземляться;

– прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см);

– с разбега (180 см);

– в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

– может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг);

– бросать предметы в цель из разных исходных положений;

– попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м;

– метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м;

– метать предметы в движущуюся цель;

– ходит на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;

– проявляет статическое и динамическое равновесие, координацию движений при выполнении сложных упражнений.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

  • выполняет правильно технику всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;
  • умеет перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу,

шеренги после расчета на первый-второй;

  • соблюдать интервалы во время передвижения;
  • выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;
  • следит за правильной осанкой.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

  • участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):
  • умеет самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры;
  • проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;
  • проявляет интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).

Задачи рабочей программы

Общие:

Содействовать приобретению двигательного опыта детей, повышению уровня ежедневной двигательной активности, становлению целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Развивать двигательные качества и способности детей: ловкость, быстроту, гибкость, силу, общую выносливость;

Создавать условия для формирования опорно-двигательной системы организма, выполнения основных движений (ходьба, бег, прыжки), овладения подвижными играми с правилами;

Развивать интерес к спорту, расширять представления детей о некоторых видах спорта;

Способствовать становлению ценностей здорового образа жизни, овладению его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Развитие физических качеств:

1-3 года

Учить прыгать на месте и с продвижением вперед;

Развивать общую выносливость в ходе непрерывного бега (в течение 30–40 с);

Учить влезать на 2–3 перекладины гимнастической стенки (любым способом);

Обучать действиям с мячом (берёт, держит, переносит, бросает и катает мяч).

3-4 года

Учить энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;

Поощрять проявление ловкости в челночном беге;

Закреплять умение бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями педагога.

4-5 лет

Учить прыгать в длину с места не менее 70 см;

Развивать общую выносливость в ходе бега по пересеченной местности в медленном темпе 200–240 м;

Учить бросать набивной мяч (0,5 кг), стоя из-за головы, на 1 м.

5-6 лет

Учить прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см), прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см), с разбега (не менее 100 см), в высоту с разбега (не менее 40 см), прыгать через короткую и длинную скакалку;

Учить лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа;

Учить метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3–4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м). Владеет школой мяча.

6-7 лет

Учить прыгать на мягкое покрытие (с высоты до 40см); мягко приземляться; прыгать в длину с места (на расстояние не менее 100 см); с разбега (180 см); в высоту с разбега (не менее 50 см) – прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

Учить перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг); бросать предметы в цель из разных исходных положений; попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 4–5 м; метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5–12 м; метать предметы в движущуюся цель;

Учить ходить на лыжах: переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку, спускается с горки, тормозит при спуске;

Учить плавать произвольно на расстояние 15 м;

Способствовать проявлению статического и динамического равновесия, координации движений при выполнении сложных упражнений.

Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):

1-3 года

Учить ходить в разных направлениях и в различном темпе, ходит с перешагиванием через предметы (высота 10 см);

Учить бросать предметы в горизонтальную цель (расстояние 1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой;

Способствовать бегу к указанной цели;

Поощрять воспроизведение простые движений по показу взрослого.

3-4 года

Учить сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;

Учить ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;

Учить ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направлении;

Учить катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2–3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5 м.

4-5 лет

Способствовать формированию правильной осанки при ходьбе, держась прямо, не опуская головы;

Закреплять умение уверенно ходить по бревну (скамейке), удерживая равновесие;

Развивать умение лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагами;

Учить прыжкам в длину с места отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляется, подпрыгивая на одной ноге;

Учить ловить мяч руками( многократно ударяет им об пол и ловит его);

Учить бросать предметы вверх, вдаль, в цель, через сетку;

Развивать чувство ритма (умеет ходить, бегать, подпрыгивать, изменять положение тела в такт музыке или под счет).

5-6 лет

Способствовать развитию умения ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп;

Привлекать к выполнению упражнений на статическое и динамическое равновесие;

Учить перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом;

Продолжать учить ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами;

Учить кататься на самокате;

Учить плавать (произвольно);

Привлекать к участию в спортивных играх и упражнениях, в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

6-7 лет

Способствовать правильному выполнению техники всех видов основных движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазанья;

Закреплять умение перестраиваться: в 3–4 колонны, в 2–3 круга на ходу, шеренги после расчета на первый-второй; соблюдать интервалы во время передвижения;

Совершенствовать умение выполнять физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

Способствовать формированию правильной осанки.

Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

1-3 года

Привлекать к  выполнению движений имитационного характера, участию в несложных сюжетных подвижных играх, организованных взрослым;

Вызывать эмоциональный отклик от участия в двигательной деятельности 

3-4 года

Привлекать к участию в совместных играх и физических упражнениях;

Способствовать проявлению интереса к физическим упражнениям, умеет пользоваться физкультурным оборудованием в свободное время;

Создавать условия для проявления положительных эмоций, активности в самостоятельной и двигательной деятельности;

Поощрять проявление самостоятельности в использовании спортивного оборудования (санки, лыжи, трехколесный велосипед);

Поощрять проявление самостоятельности и творчества при выполнении физических упражнений, в подвижных играх.

4-5 лет

Способствовать проявлению активности и инициативности ребёнка в подвижных играх;

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата при проведении физических упражнений, создавать ситуацию успеха;

Поощрять самостоятельное и творческое использование физкультурного инвентаря для подвижных игр.

5-6 лет

Привлекать к участию в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей;

Способствовать проявлению самостоятельности, творчества, выразительности и грациозности движений;

Содействовать самостоятельной организации знакомых подвижных игр;

Стимулировать проявление интереса к разным видам спорта.

6-7 лет

Привлекать к участию в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис):

Содействовать самостоятельной организации знакомых подвижных игр, поощрять придумывание собственных игр

Поддерживать проявление интереса к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта;

Поощрять проявление интереса к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, теннис, хоккей, футбол).

Особенности организации образовательного процесса

Структура образовательного процесса включает следующие компоненты:

непосредственно образовательная деятельность (использование термина «непосредственно образовательная деятельность» обусловлено формулировками СанПиН);

образовательная деятельность в режимных моментах;

самостоятельная деятельность детей;

образовательная деятельность в семье.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется в совместной деятельности взрослого и ребенка в ходе познавательно-исследовательской деятельности, её интеграцию с другими видами детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, продуктивной, а также чтения художественной литературы).

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

Самостоятельная деятельность детей

Образовательная деятельность в семье

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования, контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки;

Решение образовательных задач в ходе режимных моментов

Деятельность ребенка в разнообразной, гибко меняющейся предметно-развивающей и игровой среде

Решение образовательных задач в семье

Ежедневный объём непосредственно образовательной деятельности определяется регламентом этой деятельности (расписание), которое ежегодно утверждается заведующим и согласовывается с Управлением образования.

Общий объем учебной нагрузки деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН.

Начинать решать эти задачи надо в дошкольном возрасте. Известно, что дошкольный возраст — решающий в

становлении физического и психического здоровья. Именно в этом возрасте важно сформировать у детей знания и

навыки здорового образа жизни, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом.

Оздоровление детей ведется в ходе непосредственно образовательной деятельности, во время игр, режимных

моментов, взаимодействия с семьей.

Для повышения интереса к занятиям физическими упражнениями используют различные варианты занятий:

традиционные, игровые, сюжетные, занятия тематические с использованием музыкально-ритмических движений,

занятия-путешествия.

4. Годовые задачи по разделу «Физическая культура»

(2 младшая группа)

• Формировать и совершенствовать умения и навыки в основных видах движений.  

• Учить ходить и бегать со свободными, координированными движениями рук и ног, не шаркая ногами, не опуская головы, изменять темп ходьбы и бега, энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением. Принимать исходное положение, правильно приземляться в прыжках в длину и в высоту с места.  

Учить принимать правильное исходное положение в метании предметов.

Учить хвату за перекладину во время лазанья, лазать, не пропуская реек.

 • Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя и в ходьбе, правильное положение туловища, головы при выполнении упражнений в равновесии.

 • Развивать глазомер, ловкость при выполнении упражнений, в подвижных играх.

 • Приучать действовать совместно, в общем, для всех темпе.

Учить строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях.

• Закреплять умения ползать, энергично отталкивать предметы при катании, бросании.

• Продолжать учить ловить мяч двумя руками.

• Учить детей выполнять правила в подвижных играх, развивать интерес к ним, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями.

 

(Средняя группа)

• Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.

 • Формировать правильную осанку.

Закреплять умения ходить и бегать с согласованными движениями рук и ног, ползать, пролезать, подлезать, перелезать, энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках, ориентироваться в пространстве.

 • Учить бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

•  Закреплять умения принимать правильное исходное положение при метании, в прыжках в длину и высоту с места, сохранять равновесие.

• Учить перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево); в прыжках с места сочетать отталкивание с взмахом рук.

Учить детей прыгать через короткую скакатку; отбивать мяч о землю правой и левой рукой; бросать и ловить его кистями рук (не прижимая его к груди ).

• Учить построениям, соблюдению дистанции во время передвижения.

 • Развивать физические качества: быстроту, выносливость.

• Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

• Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками, быть инициативными в подготовке и уборке мест занятий.

 

(Старшая группа)

 

• Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

• Формировать правильную осанку, умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.

 • Закреплять умения детей легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.

• Учить детей бегать наперегонки, с преодолением препятствий, лазать по гимнастической стенке одноименным и разноименным способами, меняя темп.

• Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие с места, через длинную скакалку, сохранять равновесие.

• Учить ориентироваться в пространстве.

 • Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести в ходьбе.

 • Развивать физические качества: быстроту, ловкость, общую выносливость, морально-волевые качества: выдержку, настойчивость.

• Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования.

• Воспитывать справедливость, честность, дружелюбие, организованность, самостоятельность.

• Поддерживать интерес к различным видам спорта. Знакомить детей с историей Олимпийского движения.

5. Совместная деятельность родителей и инструктора по физкультуре в ДОУ

 

Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами образовательного учреждения. Семья и детский сад – социальные структуры, определяющие уровень здоровья ребенка. Поступая в ДОУ, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, слаборазвитые двигательные навыки (быстроту, ловкость, координацию движений). Наша задача – помочь родителям в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям). Один из путей решения задач – совместная спортивная деятельность детей и взрослых, как в детском саду, так и в семье. В нашем дошкольном учреждении разработаны формы тесного взаимодействия детей и взрослых. В детском саду проводятся: Физкультурные занятия, развлечения и праздники, приобщение к здоровому образу жизни.  В работе с семьей стараемся приобщить родителей проводить с детьми в домашних условиях:   утреннюю гимнастику, подвижные игры, игровые упражнения, комплексы по профилактике нарушений осанки и развития плоскостопия, упражнения в домашней ванне, профилактику простудных заболеваний. В работе с родителями используются традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, открытые занятия).   Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание  здорового человека, как физически, так и духовно. Одно дошкольное учреждение без помощи семьи ничего не сможет сделать, общеизвестно, что 80 % черт характера ребенка закладывается в семье.

 

 

 

 

 

 

6.ПЛАН СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ

УЗКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Месяц

Логопед

Музыкальный руководитель

Сентябрь

Рекомендации в подборе упражнений для звуковой гимнастики старшей и подготовительной группах

Подготовка и проведение праздника «День знания»

Октябрь

Работа под звуковой и дыхательной гимнастикой

Использование звуковой и дыхательной гимнастики на музыкальных занятиях

Ноябрь

Работа под звуковой и дыхательной гимнастикой

Коррекционная работа по профилактике нарушений осанки на музыкальных занятиях

Декабрь

Работа под звуковой и дыхательной гимнастикой

Подготовка и проведение новогодних праздников

Январь

Использование логоритмики на физкультурных занятиях

 

Использование на музыкальных занятиях построений и перестроений. Помощь в проведении зимнего спортивного праздника

Февраль

Использование логоритмики на физкультурных занятиях

Помощь в проведении «Малых Олимпийских игр», дня Защитников Отечества

Март

Использование логоритмики на физкультурных занятиях

 

Подготовка в проведении «Масленицы»

Апрель

Использование логоритмики на физкультурных занятиях

 

 

Поиск новых форм совместной работы

Май

Использование логоритмики на физкультурных занятиях

 

 

Подготовка и проведения праздника «День победы», подготовка к летне-оздоровительной работе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...