Подвижные игры народов нашей страны в физическом развитии детей дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Семяшкина Ирина Юрьевна

Спортивно-познавательное мероприятие совместно с родителями для старших дошкольников

Наша Родина — ве­ликая страна Россия. В ней свы­ше тысячи городов, множество сел, деревень, проживают люди раз­ных национальностей — русские, татары, башкиры, марийцы, даге­станцы, якуты и многие другие. Некоторые живут, где очень холодно, некоторые – где очень жарко, а некоторые - высоко в горах. Все дети, где бы они не проживали, любят играть. У каждо­го народа есть свои игры, свои традиции и обычаи. Сегодня мы стараемся познакомить детей с подвижными играми разных наро­дов, которые передаются из по­коления в поколение.                         

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  В своей практике, я, как инструктор по физической культуре, использую народные подвижные игры - они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Вовлечение родителей в образовательный процесс сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру и позволяет нам совершенствовать их знания в вопросах здоровьесбережения и физического развития детей, приобщать к традициям народов посредством подвижных игр, что является эффективным обменом опыта между педагогами и родителями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yatyonona-vmeste_druzhnaya_semya.docx28.93 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

муниципальное  автономное дошкольное

 образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад

« Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

спортивно-познавательное мероприятие совместно с родителями для старших дошкольников

 

Разработала:

И. Ю. Семяшкина
инструктор  по физической культуре

2017 год

 « Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

спортивно-познавательное мероприятие совместно с родителями для старших дошкольников

Наша Родина — великая страна Россия. В ней свыше тысячи городов, множество сел, деревень, проживают люди разных национальностей — русские, татары, башкиры, марийцы, дагестанцы, якуты и многие другие. Некоторые живут, где очень холодно, некоторые – где очень жарко, а некоторые - высоко в горах. Все дети, где бы они не проживали, любят играть. У каждого народа есть свои игры, свои традиции и обычаи. Сегодня мы стараемся познакомить детей с подвижными играми разных народов, которые передаются из поколения в поколение.

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  В своей практике, я, как инструктор по физической культуре, использую народные подвижные игры - они являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Вовлечение родителей в образовательный процесс сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру и позволяет нам совершенствовать их знания в вопросах здоровьесбережения и физического развития детей, приобщать к традициям народов посредством подвижных игр, что является эффективным обменом опыта между педагогами и родителями.

Цель праздника:

Формирование у детей дошкольного возраста чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей, живущих на Земле, в России, в округе.

Образовательные задачи:

Обобщение и расширение знаний детей о красоте и разнообразии игр различных народов.

Объединение опыта и знаний детей для создания у них целостной картины многонациональности России. Формировать умение видеть и понимать другого человека, проявлять уважение к культуре и обычаям других народностей.

Формировать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит на Земле, России.

Учить осознавать свою индивидуальность, значимость для других людей, стимулировать положительное отношение к сверстникам.

Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от национальной принадлежности.

Развивающие задачи:

Развивать двигательные качества скоростно-силовые, координацию, ловкость.

Повторять различные виды передвижений, ползаний, прыжков.

Инструктор: Здравствуйте, ребята! Скажите мне, а что больше всего любят делать все дети на свете? Конечно же, играть! Игра, пожалуй, любимое занятие многих, причем как детей, так и взрослых. Но игры бывают разные – развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же, народные. И сегодня у нас праздник игр, но игр не простых, мы сегодня будем играть в игры народов России.

Нашу страну – Россию населяют разные народы. Наше государство многонациональное. А какие вы знаете национальности? (Ответы детей). Так вот с помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни всех тех народов, которые проживают в нашей стране. Игры отражают особенности жизни людей, их быт, труд, традиции и обычаи.

А чтобы нам лучше узнать, в какие же игры играют разные народы России, я предлагаю вам отправиться к ним в гости. Вы согласны? Ну что же, тогда в путь!

Мы живем на огромной планете, а называется она …. Земля

На планете Земля есть огромная страна, а называется она …. Россия:

Башкиры, Буряты, Ингуши, Ханты и Манси, Осетины, Татары, Чуваши, Якуты. Ведущий:

Эй, девчонки и мальчишки,

Озорные шалунишки.

Приглашаю поиграть,

Свою ловкость  показать.

Друга за руку бери

С ним играть и приходи.

Позовем мы и гостей

Вместе будет веселей.

Мы живем с вами в России, самой большой стране на Земле.  Когда на одном ее конце дети просыпаются, то на другом -  уже ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом -  может идти снег.

Чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолете.

Но где бы мы с вами не оказались, можно уверенно сказать: все дети нашей страны любят играть. И я вас приглашаю совершить путешествие по нашей стране и поиграть в игры народов России. Ну, что, в путь?

Физкультминутка «Самолет»

Руки в стороны: в полет

Отправляем самолет.

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

Самолет гудит,

Самолет летит.

На полянку прилетел,

Лететь дальше не хотел.

Срочно сделать мы решили

Самолет другой модели.

Над Россией полетим

К друзьям в гости прилети.

Самолет гудит,

Самолет летит.

На полянку тихо сел

К друзьям в гости прилетел.

Мы с вами оказались на самом севере нашей страны.

Здесь живут ханты, манси, ненцы, буряты, эвенки.

Раз в год народы  Севера собираются вместе на праздник оленеводов,

чтобы показать свою сноровку в метании, силу в борьбе, ловкость в играх, умения в ходьбе на лыжах.  

Женщины и мужчины надевают нарядно расшитые шубы, к рогам оленей привязывают колокольчики, упряжь украшают лентами и искусственными цветами.

Расскажу вам немного о празднике оленеводов.

Главный помощник на нашем празднике – олень. Он может пройти там, где никакой автомобиль не проедет. Из оленьих шкур шьют одежду, и жилье ими утепляют. Чтобы стать настоящим оленеводом, нужно быть очень ловким и умелым.

Начинается праздник бегом оленьих упряжек. Вот они, наши красавцы-олени.

В белой тундре, где снега,

Он растил свои рога –

Гордый северный олень!

Царь всех северных зверей.

Устроим и мы забеги на оленьих упряжках.

Сегодня я приглашаю вас, дорогие дети и родители принять участие в таких состязаниях.

«Вестовые» (якутская народная игра)

Играют взрослые и дети.

На бескрайних просторах Крайнего Севера, где давным-давно зародилась эта игра, вести передавались специальными людьми — вестовыми. Они ездили на оленях или собачьих упряжках, а сами «письмена» еще до освоения письменности народами Севера изготавливались с помощью узелков на связках тесемок из тонких полосок кожи или веревок. Для игры понадобятся две такие связки тесемок с узелками.

Перед началом игры дети и взрослые делятся на две команды и разбиваются в них по парам. В каждой паре один родитель будет «вестовым», а ребенок «оленем». В помещении или на площадке обозначается место для двух «столбов». Вокруг каждого «столба» должны будут обегать игроки определенной команды, причем первым должен бежать «олень», а сзади, не отставая от него ни на шаг, бежит «вестовой» из этой пары игроков. Игра проводится в виде эстафеты: каждый вестовой вместе со своим оленем «скачет» к столбу, обегает его вокруг по часовой стрелке два раза и быстро возвращается к своей команде. Там он отдает свою связку тесемок («письмо») следующей паре игроков, и новый «вестовой» с «оленем» опять пускается в путь.

Выигравшей считается команда, чьи «вестовые» первыми вручат «письмо» судье по окончанию пути.

Правила:

1. «Вестовой» не должен обгонять своего «оленя».
2. Надо обязательно сделать два круга возле столба.
3. Следующий «вестовой» не имеет права выбегать навстречу игрокам своей команды, возвращающимся с «письмом».

 «Рукавицу гнать» (бурятская народная игра)

Выбирают водящего и садятся вокруг него тесным кругом или напротив ведущего на лавке, но тоже так тесно, чтобы не было зазоров между сидящими. Руки все игроки держат за спиной. У одного из игроков в руках рукавица. Он начинает громко нараспев приговаривать: «Рукавицу гони!», одновременно передавая рукавицу своему соседу. Тот, в свою очередь, громко подхватывает песню и как можно быстрее передает рукавицу дальше. Водящий указывает на игрока, который должен показывать свои руки. Если в них рукавица, то проигравший становится водящим, если нет, то игра продолжается.

Правила:

1.Поет только тот, у кого рукавица.

2.Нельзя пытаться задержать у себя рукавицу, надо быстро передавать ее следующему игроку, который тут же начинает петь. Так создается эффект «какофонии», когда несколько игроков поют одновременно, с небольшой задержкой по времени.

3.Если водящий правильно указал игрока, у которого рукавица, тот не имеет права передавать ее дальше, а должен показать водящему и занять его место.

        

Вот такой веселый праздник проводится у жителей  Севера каждый год. А  нам пора продолжить наше путешествие.

Физкультминутка «Самолет»

На юге нашей страны тоже живет много народностей: кумыки, осетины,  лезгины,  даргинцы.

Это край высоких гор, бурных рек, бескрайних пастбищ.

А люди, живущие здесь: гордые, сильные, смелые, веселые. Поиграем  в народные игры жителей этих мест.

 «Слепой медведь» (осетинская народная  игра)

Традиционно в этой игре внимание «слепого медведя» игроки привлекали с помощью трещоток: две деревянные палочки длиной с карандаш. Концы одной из палочек имели «зазубринки», при проведении по которым гладкой стороной другой палочки можно было получить своеобразный треск. Однако можно использовать и другие звуковые сигналы, например звон колокольчика.

По жребию выбирают водящего «слепого медведя». Этому ребенку плотно завязывают глаза.

Остальные дети приближаются к медведю и начинают трещать деревянными палочками. «Слепой медведь» идет на звук и пытается поймать или «осалить» любого игрока. Спасаясь от медведя, игроки убегают врассыпную. Но при этом они не должны покидать пределов игрового поля.

Пойманный игрок сам становится «слепым медведем».

Правила:

1.  Если игрок покинет пределы игровой площадки, то он считается проигравшим.
2.  Игрок, приблизившийся к медведю, должен обязательно трещать трещотками.

Спасибо нашим друзьям  за такие замечательные  игры, но нам пора продолжать наше путешествие.

Физкультминутка «Самолет»

Приземлился наш самолет в Марийскую Республику

Как и мы, марийцы очень любят веселиться. Во время праздников они надевают самые красивые народные костюмы, поют, танцуют, играют в народные игры.

«Бой петухов» (марийская народная игра)

Все игроки должны разделиться на пары так, чтобы дети одного возраста и примерно равные по силам оказались друг напротив друга. Затем команды выстраиваются в две шеренги, одна напротив другой, так, чтобы каждый ребенок оказался напротив своего соперника. Дети становятся на одну ногу; другую ногу, согнутую в колене, держат за спиной обеими руками. По команде все дети начинают прыгать на одной ноге по направлению к своим соперникам, выставив вперед плечо. Сблизившись, противники толкают друг друга плечом, отскакивают и снова с разбега сталкиваются. Если во время петушиного боя игрок потеряет равновесие и встанет на обе ноги или обопрется на руку, чтобы не упасть, то он считается проигравшим, и пара выходит из игры. Когда все пары закончат состязаться, подсчитывается, сколько игроков из каждой команды стали победителями в бою петухов. Так определяется команда-победительница.
Правила:
1. Толкаться можно только плечом в плечо, другие удары запрещены.
2. Можно толкать только своего соперника по паре.

Теперь мы с вами оказались в центре нашей страны. Здесь живет народ — татары.

Главный город татар - Казань. Это большой и красивый город. Татары говорят на татарском языке. «Здравствуйте» на татарском языке звучит как «исенмэсез». Давайте поздороваемся друг с другом на татарском языке.

«Жмурки» (татарская народная  игра)

Эту игру можно проводить на улице или в помещении. Необходимо до начала игры заготовить небольшие кружочки, на которые в дальнейшем будут становиться игроки. Рекомендуем вырезать такие кружочки из плотного картона такого размера, чтобы на них можно было устойчиво стоять двумя ногами. Однако можно просто очертить круги мелом на асфальте или палочкой на земле. Главное, чтобы они были хорошо заметны, и количество таких кругов несколько превышало количество игроков.

В центре площадки «раскручивают» водящего с завязанными глазами, чтобы он потерял ориентацию и не знал, в какую сторону он идет. По команде взрослого водящий идет наугад, а другие игроки перебегают из кружка в кружок до тех пор, пока водящий не по­дойдет вплотную к одному из них. Тогда все «замирают», а водящий должен в полной тишине попытаться на ощупь найти, где спрятался игрок. Ребенок, которого ловят, может приседать, наклоняться в сторону, но ни при каких обстоятельствах не сходить с круга. Если он не смог удержать равновесия и заступил за круг, он считается проигравшим.

Если водящий сумел найти игрока, стоящего на круге, то он должен еще определить на ощупь, кого он поймал. Если это ему удалось, то этот игрок становится водящим.

Правила:

1. Все могут опять перебегать с кружка на кружок, шуметь, хлопать в ладоши, только до того момен­та, пока водящий не подошел вплотную к игроку «в кружке».

2. Ребенок, который попытался убежать или просто не удержал равновесие (сдвинулся с места), когда «водящий» вплотную подошел к его кружку, сам становится водящим.

У башкирских народов язык и традиции похожие на татарские.

«Липкие пеньки» (башкирская  народная  игра)

Водящие (их несколько человек одновременно) присаживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются, неподвижно сидя на корточках, поймать или хотя бы коснуться руками («ветками») пробегающих детей. Если им это удалось, то пойманный ребенок становится водящим, и теперь сам должен ловить («приклеивать») веселых бегунов.

Привила:

  1. Нельзя ловить игроков за одежду.

2. «Пеньки» не должны сходить с места.

А на востоке от Казани находится Республика Удмуртия. Давайте поиграем в Удмуртские горелки.

«Удмуртские  горелки» (удмуртская  народная  игра)

Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф.

Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий отступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось.

Правила:

1.  Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой.

2.  Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке.

3.  Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны.

4.  Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга.

И как бы мы далеко не жили друг от друга: на севере, юге, западе или востоке -  всех нас объединяет такая замечательная страна – Россия. Всех детей может объединить русские игры и хоровод

«Капканы» (русская народная игра)

Для этой игры выбирается несколько игроков, которые встают парами, лицом друг к другу. Они берутся за руки и поднимают их вверх, как и при игре «ворота»: теперь — это «капканы». «Капканы» должны быть расставлены по игровому полю равномерно. Остальные дети бегают, свободно пробегая через «капканы», пока они открыты.

Неожиданно «капканы» закрываются: водящие опус­кают руки (сигналом может служить свисток судьи или прекращение музыки). Те дети, которые в этот момент пробегали через капканы, оказываются в ловушке.

Пойманные игроки и дети, изображавшие в игре «капканы», берутся за руки и становятся в круг, поднимая сомкнутые руки вверх. Остальные игроки образуют «цепочку», которая змейкой вьется по кругу, про­бегая через «капканы». «Капканы» закрываются снова, и опять некоторые дети оказались в ловушке: теперь внутри круга.

Правила:

1.  Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется всего несколько детей.

2.  Игру можно повторять 2—3 раза, заменяя «капканы».

3.  В конце игры надо отметить самых ловких игроков и самый удачливый «капкан».

«Золотые ворота  — круговые» (русская народная игра)

В этой игре половина игроков образует круг, взявшись за руки и подняв их вверх — это круглые ворота. Остальные дети образуют живую цепочку, которая поочередно огибает каждого игрока, стоящего в круге. Дети, изображающие «ворота», повторяют речитативом стих (см. игру «Золотые ворота).

На последнем слове дети опускают руки и ловят тех, кто оказался внутри круга.

Пойманные дети образуют вместе с детьми, уже стоявшими в круге, еще больший круг, и игра продолжается. Постепенно цепочка игроков становится все короче, а детей в круге — все больше.

Игра заканчивается, когда вне круга остаются всего несколько детей.

Правила:

1. Нельзя останавливаться перед воротами и не входить в них, если вот-вот должны произнести последние слова стиха. Такие дети тоже считаются пойманными.

2. Дети в цепочке не должны размыкать руки. Если игрок «оторвался» от своей цепочки и остался один, то он тоже считается пойманным.

Вот теперь вы знаете, какие интересные игры бывают у народов нашей родины.

Дети под музыку «Я, ты, он, она- вместе дружная семья» выходят из спортзала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста.

Методическая разработка "Подвижная игра как средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста"...

Подвижная игра как средство оздоровления и всестороннего развития детей дошкольного возраста

В современных условиях жизнедеятельности в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми....

Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста

В статье дана классификация подвижных игр и их роль в физическом развитии детей дошкольного возраста...

Подвижные игры в физическом развитии детей дошкольного возраста

В статье дана классификация подвижных игр и их роль в физическом развитии детей дошкольного возраста...

«Роль подвижной игры в физическом развитии детей дошкольного возраста ».

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Подвижная игра, как средство и метод физического воспитания детей дошкольного возраста.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведе...

Консультация для родителей "Роль подвижных игр в летний период в физическом развитии детей дошкольного возраста"

Воспитание здорового поколения с гармоничным развитием физических качеств — одна из основных задач современного общества. В любом обществе, построенном на гуманистических и демократических принц...