«Обучение ползанию и лазанью детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Боргун Алёна Викторовна

Это обобщение опыта работы по ползанию и лазанью детей дошкольноговозраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Обучение ползанию и лазанью детей дошкольного возраста»

                                                   

Содержание.

 Введение…………………………………………………………………………..3

1. Значение упражнений в ползании и лазанье для разностороннего развития детей………………………………………………………………………………………………………………......4

2.   Виды и способы ползания и лазанья. Техника выполнения……………….5  

3. Последовательность обучения. ………………….............................................9

4. Особенности выполнения упражнений в ползании и лазании детьми дошкольного возраста.…………………………………………………………..13

5. Методика обучения.………………………………………………………………….15

6. Игры на ползание и лазание………………………………………………….21

7. Заключение……………………………………………………………………24

Список использованных источников…………………………………………..25

Введение.

С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы ДОУ.  Здоровый малыш стремится к движениям, активной деятельности.  Формирование правильных, прочных, гибких навыков «основных движений» создает возможность для нормального образа жизни, включения в разнообразные виды деятельности, реализации заложенных в организации ребенка ресурсов, повышение его приспособленности к жизни. Одним из видов основных движений являются ползание и лазание.

Лазание является сложным условным рефлексом, вырабатываемым в процессе многократных повторений. Оно вовлекает в работу значительную массу мышц и повышает функциональную деятельность всего организма ребенка, а также помогает формированию правильной осанки, способствует познанию ребенком окружающей среды. Ползая на четвереньках, ребенок снимает отягощение с позвоночника, что способствует укреплению опорно-двигательного аппарата. Поэтому проблема оптимизации обучения лазанью и ползанию детей дошкольного возраста остается актуальной задачей.

1. Значение упражнений в ползании и лазанье для разностороннего развития детей.

        Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало, готовность и умение создавать новое.

        Дошкольный возраст-это «период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения».

        Главная цель развития личности- реализация ребёнком своего «Я», а также переживание себя в качестве социального индивида- успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.

        Движения даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка, которую учёные рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов детской деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника- насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведёт к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность.

        Большую группу разнообразных движений составляют ползание, подползание, переползание, пролезание и лазанье. Движения эти чрезвычайно важны для детей. Они относятся к любимым движениям маленького ребёнка.

        На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначении внутренних органов и систем организма. Чем скорее ребёнок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируются у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.

        Двигательная активность активизирует нравственное развитие личности ребёнка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности.

        Таким образом ползание и лазание являются важнейшими факторами формирования разностороннего развития детей.

2.Виды и способы ползания и лазанья. Техника выполнения.

Ползание. Ползание на четвереньках с опорой на носки и кисти рук. Согнутую правую ногу подтягивают к груди, левую руку одновременно выставляют вперед, и тело перемещается вперед до полного выпрямления левой ноги. После этого подтягивают к груди левую ногу, правую руку выставляют вперед и тело перемещается вперед до полного выпрямления правой ноги. Далее движение выполняется в том же порядке.

Ползание на четвереньках с опорой на ладони и колени. Опора на всю ладонь, пальцы должны быть широко расставлены и направлены вперед. Вся голень, от колена до носка должна лежать на полу, подъем ноги прижат к полу. Ползание на четвереньках с опорой на ладони и колени. Дошкольников учат ползать на полу на животе разноименным и одноименным способом.

          Для ползания на животе разноименным способом надо помочь ребенку встать на колени, опереться о пол руками, выпрямить правую, затем левую ногу и лечь на пол. После этого вытянуть правую руку и одновременно подтянуть к животу колено сильно согнутой левой ноги. Туловище при этом слегка повернуть влево. Затем, сгибая правую руку и разгибая левую ногу, ребенок передвигает тело вперед.

          При одноименном способе ползания на животе   начинается с правой руки и правой ноги, затем включается левая рука и левая нога и тело передвигается вперед.

          Ползание на животе проводится и с помощью только одних рук: попеременно выносят руки вперед, затем, сгибая их в локтях, туловище подтягивают вперед.

          Ползание по лежащей на полу веревке выполняется следующим способом: руки поочередно переставляются вперед по веревке, ноги слева и справа от нее; ноги – по веревке, руки слева и справа от нее; руки и ноги – по веревке.

          Перед ползанием по скамейке нужно научить детей подниматься на нее разными способами6 подойти к концу скамейки, наклониться, опереться руками, затем поочередно поставить на скамейку одно и другое колено; встать сбоку скамейки, наклониться, взяться за ее края, опираясь на руки, поставить одно, а затем другое колено; сесть верхом на скамейку, взяться руками впереди себя за ее края, опереться на руки и поставить поочередно колени ног на скамейку сзади.

          При ползании по скамейке (горизонтальной и наклонной) на животе нужно вытянуть руки вперед, захватить края скамейки и тело подтянуть с помощью обеих рук. Подтягивать тело можно и одной рукой: выносится вперед правая рука и туловище подтягивается вперед, затем выносится вперед левая рука и туловище опять подтягивается вперед.

          При ползании на спине   нужно захватить края скамейки согнутыми руками на уровне пояса и, разгибая их, скользить по ней. Хват руками за края скамейки можно делать за головой и подтягиваться одновременно двумя руками или одной.

          По бревну можно передвигаться следующим способом: сесть на бревно и продвигаться вперед при помощи рук и ног, а также на четвереньках.

          При подлезании под веревку головой вперед сначала ребенок, наклонившись, проносит голову, затем, прогибаясь в спине, передвигает одну ногу, потом другую.       

          Подлезание под препятствие на четвереньках с опорой на предплечья и колени.        Руки от кончиков пальцев до локтей должны лежать на полу, Вся голень от колена до носка лежит на полу, подъем ноги прижат к полу, носки выпрямлены, спина прогибается, голова приподнята.

         При подлезании ногами вперед сначала передвигается одна нога, потом прогибается спина, затем переставляется вторая нога.

          При подлезании правым и левым боком    сначала передвигается правая (левая) нога, затем прогибается спина и проносится голова, а после этого переставляется левая (правая) нога.

           Пролезание в обруч выполняется разными способами: 1. ребенок держит обруч в руках горизонтально, пролезает сначала одной ногой, потом другой, затем поднимает его вверх над головой и возвращает в и.п.; 2. обруч поднимается прямыми руками над головой, затем опускается сверху вниз и ребенок перешагивает через него сначала одной ногой, потом другой.

          Для перелезания   через бревно, гимнастическую скамейку нужно лечь вдоль предмета на живот и, держась руками, перенести поочередно или одновременно ноги, затем встать; перенести поочередно или одновременно руки, потом поочередно и одновременно ноги и встать.

          Влезание на предметы:   применяется с раннего возраста. Сначала учат влезать с помощью рук. Держась за предмет руками, ребенок ставит на него поочередно ноги. При слезании он опускает ноги поочередно или спрыгивает с предмета.      

Лазание. Лазание по гимнастической стенке разноименным способом. Исходное положение – одна нога, например, левая, стоит на полу, другая - на первой, самой нижней рейке. Выполнение: правая рука охватывает рейку на уровне головы, левая - ниже, на уровне плеча.

           Лазание по гимнастической стенке одноименным способом Лазанье с поочередным переносом с рейки на рейку одновременно одноименных руки и ноги, характерно исходное положение – если левая нога стоит на полу, то правая находится на первой рейке, но левая рука находится на уровне головы (выше), а правая охватывает рейку на уровне плеча

   Осваивая переход с пролета на пролет гимнастической скамейки переступать приставными шагами в сторону и перехватывая руки с перекладины на перекладину в горизонтальном направлении. По последнему пролету дети слезают вниз.

         По данным А. Д. Удалой, в пятилетнем возрасте чередующийся шаг появляется у ребенка спонтанно, без обучения. Максимальное количество детей, пользующихся этим шагом, наблюдается в возрасте 6—6,5 лет. Однако до 7,5 лет 40% мальчиков и 47% девочек применяют смешанный с преобладанием приставного шага при влезании и особенно при слезании с лестницы. Перекрестная координация движений рук и ног при этом не выявляется. Наибольший прирост скорости при лазание наблюдается в 5—5,5 лет, причем мальчики лазают быстрее, достигая максимума в 7—7,5 лет.

При систематическом обучении дети старшей и подготовительной групп лазают быстро и ритмично с выполнением дополнительных заданий (влезть на трибуну и перешагнуть на другой ее пролет, достичь площадки на трибуне и поднять флажок, забраться на самый верх трибуны с разбега — игры «Обезьянки и охотники», «Ловишки с лентами» и др.).

Эти упражнения во всех возрастных группах должны непременно проходить под непосредственным постоянным наблюдением воспитателя.

          Детям старшего возраста доступно лазание по шесту и канату, это также циклическое движение. Вначале ребенок, стоя вплотную к канату (шесту), совершает хват руками, поднятыми вверх, затем виснет на прямых руках, подтягивает согнутые в коленях ноги и упирается стопами о канат (шест). Затем ребенок выпрямляет ноги, тело подается вверх, руки одновременно сгибаются в локтях. Только после этого совершается перехват каната (шеста) выше головы поочередно каждой рукой. Этим заканчивается цикл при влезании.   (1-с.158)

Ползание по-пластунски. Лежа на животе, вытянуть вперед слегка согнутую в локте руку и положить ладошкой вниз; противоположную ногу согнуть и положить плоско, чтоб ею можно было упираться в пол при отталкивании. Вторая согнутая в локте рука упирается в пол рядом с туловищем, противоположная ей нога выпрямлена. Туловище слегка развернуто в сторону вытянутой руки. Голову опустить как можно ниже. Опираясь на руки и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, подтянуть туловище.

         Перелезание «перевалом» через препятствия высотой 50-60см. Выполняется движение из исходного положения стоя к снаряду лицом: опереться грудью и руками о препятствие, повернуться вдоль него, перенести через него сначала одну ногу, затем другую, держась руками, опуская ноги поочередно на другую сторону препятствия, встать к нему лицом, выпрямиться.

3. Последовательность обучения.

Лазание связано с использованием предметов: в условиях физкультурного зала - это гимнастическая стенка, разные лестницы, (установленные вертикально, горизонтально, наклонно), шест, канат; в естественных условиях - деревья, склон овражка, канавка, пригорок и др.

Лазание выполняется по лежащей на полу или приставленной к гимнастической стенке лестнице, по лесенке-стремянке, по гимнастической стенке. Используется для лазания и нестандартное оборудование, особенно на участке - заборчики, горки; в старших группах применяются канаты, шесты, веревочные лестницы.

Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением стандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при необходимости тут же исправляет. Затем выполняется следующее действие.

В начале обучения в младшей группе надо дать возможность детям влезать на пособия и спускаться произвольно, как кто хочет. Необходимо обеспечить страховку: ограничить высоту, подложить маты. Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии питателя.

Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).

Общие правила: при лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами; при спуске - наоборот, ребенок должен смотреть на руки, ноги повторяют движения рук; держаться за рейку следует хватом - большой палец - снизу; ногу ставать на рейку дети должны серединой ступни, а не на носок.

Самый простой способ лазания - приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: "Подойдите к гимнастической стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки..." Надо помочь каждому малышу увидеть эту рейку. «Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед... Вторую ногу поставьте рядышком... Теперь возьмитесь руками за реечку повыше... Переставьте ноги...»

Когда дети средней группы начинают осваивать переменный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: "Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а второй - за следующую повыше..." При спуске: "Надо начинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше..."

На этом уровне обучения, как правило, в каждый момент опираются на три точки - две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.

По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям - одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы.

Легче освоить одноименный способ. Поскольку длина рук у старших детей увеличилась, то в качестве точки отсчета для исходного действия может быть такое указание: "Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки... Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу... Я буду подсказывать: "Левые... правые... Начали!"

Итак, дети отпускают сразу руку и ногу и держатся несколько мгновений одной рукой и ногой. Но, конечно, это - идеальный вариант, и не все дети могут выполнить задание в таком виде. Как правило, руки опережают движение ног, и это нормально для дошкольного возраста. Разноименный способ осваивается аналогично: в качестве первого действия на рейку ставится одна рука и разноименная нога...

Детям, затрудняющимся выполнить его действие, можно предложить подводящие упражнения - имитацию лазания, стоя у стенки, или те же действия на полу или на скамейке. Хорошо, если освоение разноименного способа совладает по времени с ползанием по-пластунски - движения похожие. Для тех, кто хорошо осваивает движения, нужно усложнять задания, например, переходить с пролета на пролет лестницы приставными шагами вправо и влево, по диагонали, а также перелезать через заборчик, поочередно перешагивая верхнюю рейку.

Подготовленных детей начинают обучать лазанию по канату. Сначала проводят подводящие упражнения. Детям предлагается встать у каната, взявшись за него руками на уровне груди, поочередно перехватывая канат руками, подниматься вверх.

Это же упражнение можно выполнить:

- из положения приседа;

- держась за канат на уровне груди, приподнять ноги;

- взявшись за канат прямыми руками выше головы;

- держась произвольным хватом, покачиваться на канате;

- держась произвольно, попробовать поднять ноги до положения виса лежа;

- держась за канат, переступать ногами в положении виса лежа вперед, назад, по кругу и т.д.

Полезно проделать подводящие упражнения и для ног:

- сидя на скамейке рядом с висящим канатом, захватить его подошвами ног, разводя колени в стороны;

- держась руками за скамейку и захватив канат подошвами, приподняться над скамейкой;

- сидя на скамейке с гимнастической палкой в руке и держа ее вертикально, ступню правой ноги повернуть воском внутрь и приложить наружной стороной к палке; ступню левой ноги повернуть носком наружу и прижать наружной стороной к палке с другой стороны - зажать палку ступнями.

Затем начинается освоение лазания по канату из положения виса стоя на прямых руках в три приема;

- согнув ноги, подтянуть их повыше, захватить канат наружными сторонами стоп и коленями, руки слегка гнуть;

- упираясь ногами в канат, выпрямить ноги, согнуть руки, не перемещая их;

- сохраняя захват каната прямыми ногами, поочередно перехватывать его руками как можно выше.

Затем все повторяется.

Лазание по шесту осваивается аналогично.

При спуске по канату или шесту действия выполняются в обратном порядке: вначале перехватываются пониже руки, ноги прямые; затем сгибаются ноги и выпрямляются руки. Слезать по канату нельзя.

Во время лазанья по лесенке-стремянке, гимнастической стенке, веревочной лестнице, по канату воспитатель обеспечивает страховку и оказывает необходимую помощь. Для профилактики травм под снаряды кладут гимнастические маты.

Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением нестандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при крайней важности тут же исправляет. Далее выполняется следующее действие. Навыки ползания и лазания совершенствуются в подвижных играх, в быту.

4.Особенности выполнения упражнений в ползании и лазании детьми дошкольного возраста.

Упражнения в лазании и ползании очень полезны для дошкольников. В их выполнении берут участие крупные мышечные группы (спина, живот, ноги и руки). Эти упражнения требуют большего физического напряжения, чем многие другие основные движения. Для выполнения их нужно иметь несложное оборудование, которое используется в домашних условиях (стулья, скамейка, обруч, палка). На детских площадках, в парках и скверах желательно также использовать гимнастические стенки, доски, кубы, Дети младшего дошкольного возраста рано овладевают такими видами движений, как ползание по полу, пролезание в обруч, под веревочку, натянутую на высоте 40—50 см, перелезание через бревно, скамейку и т. д. Эти упражнения дошкольники усваивают довольно быстро. Более трудным для них является ползание в сочетании с упражнениями в равновесии (ползание в упоре стоя на бревне).

Перемещение    рук    и    ног   во время ползания может быть одноименным и разноименным способом. При разноименном способе вначале выставляют левую руку и правую ногу, а затем правую руку и левую ногу. При одноименном способе одновременно двигается правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога. Дошкольников обучают ползать обоими способами.

Упражнения в ползании желательно объединять с движениями, способствующими выпрямлению туловища. Например, после ползания между ножек стула встать, поднять руки через стороны вверх и хлопнуть в ладони над головой.

Младшие дошкольники, лазая по вертикальной лесенке или гимнастической стенке, часто плохо координируют движение рук и ног, проявляют нерешительность.

Для детей этого возраста упражнения в лазанье представляют значительную сложность, поэтому от них еще рано требовать лазанья переменным способом. Они должны подниматься и опускаться произвольным способом — как им удобнее.

Позднее добиваются, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз не пропускали перекладин и наступали на каждую из них одной ногой. При выполнении этих упражнений взрослый стоит рядом и в случае необходимости оказывает помощь.

Подлезание под веревочку (палку, которая лежит на сиденье двух стульев) и пролезание в обруч дети этого возраста выполняют боком и грудью вперед. Пролезая и подлезая грудью вперед, ребенок подходит к снаряду, делает шаг вперед, немного приседает, перемещает вперед голову и туловище, а затем вторую ногу. При подлезании и пролезании вторым способом нужно повернуться левым или правым боком, сделать широкий шаг вперед, наклониться, переместить вперед голову и туловище, а затем вторую ногу.

Дети старшего дошкольного возраста довольно быстро овладевают упражнениями в лазании, подлезании и ползании. С ними разучивают ползание по-пластунски на полу (траве). Ребенок ложится на пол лицом вниз. Затем немного поднимается и перемещает как можно дальше вперед правую ногу и одновременно левую руку, туловище поворачивается немного вправо. Отталкиваясь согнутой правой рукой, продвигается вперед, подтягивая левую ногу. Далее движение повторяется в той же последовательности. Голову во время ползания не следует поднимать высоко.

К одному из наиболее интересных и полезных упражнений для детей 6—7 лет относится перелезание через препятствие (бревно, скамейка). Выполняют это разными способами: можно лечь на грудь и живот вдоль бревна, перенести вначале на противоположную сторону ноги, затем — руки или одну ногу и руку, а потом — вторую ногу и руку. При втором способе ребенок опирается о бревно обеими руками, затем поочередно ставит на него ноги и, отталкиваясь ими, преодолевает препятствие.

Перед детьми этого возраста во время выполнения упражнений в лазании ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага в лазании по гимнастической стенке (лесенке), правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин.

5. Методика обучения.

Программа физического воспитания в детском саду ориентирует на создание в детском саду обстановки, способствующей формированию навыков личной гигиены.  Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения. При обучении лазанью и ползанию в детском саду предусмотрены следующие программные требования.

Первая младшая группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см; по гимнастической скамейке.

Подлезание под воротца, веревку (высота 40-30 см), перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м) удобным для ребенка способом.

Вторая младшая группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, вокруг них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).

Средняя группа. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние -10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед.

Пролезание в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамейку. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево).

Старшая группа. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.

Подготовительная группа. Ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, бревну; ползание на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч разными способами; подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими способами подряд (высота 50-35 см).

Лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета на пролет по диагонали.

Первые попытки самостоятельного передвижения в виде ползания на животе отмечаются у детей первого года жизни. Научившись вставать на колени, малыши пытаются ползать на четвереньках, опираясь на ладони и колени или стопы, и довольно скоро уверенно выполняют это движение. При наличии соответствующих условий и систематического стимулирования дети к концу первого года жизни влезают на лесенку горки на четвереньках и слезают с нее.
        Детям второго года жизни становятся доступными влезание в ящик высотой 10—15 см и вылезание из него; влезание на диван или скамейку высотой 40 см и слезание; переползание через бревно с перекидыванием ног из положения сидя на бревне или опираясь руками о бревно; перелезание через бревно из положения стоя, опираясь руками и перекидывая ноги, подползание на четвереньках под палку или веревку, приподнятую на высоту 30—40 см от пола.
        Ползание полезно всем дошкольникам и должно использоваться в работе с детьми всех возрастных групп, не исключая и старших. Ползание выполняется при опоре на руки и ноги, давая возможность разгрузки позвоночника, который оказывается в горизонтальном положении. Получаемая детьми нагрузка распределяется более равномерно на руки и ноги, она даже несколько снижена для ног, испытывающих при других движениях (ходьбе, беге, прыжках) большое напряжение. При ползании активнее работает верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для воспитания у детей правильной осанки. За дошкольный период навыки ползания постепенно совершенствуются.    Сначала малыши свободно ползают по полу, трасе, в любом направлении, затем по ограниченному пространству, например между шнуров, палок, по узкой дорожке, учатся ползать в направлении, указанном взрослым, к игрушке — мишке, мячу.

Дальнейшим усложнением является проползание на четвереньках по хорошо отполированной доске, положенной горизонтально или наклонно, по скамейке, бревну. В последнем упражнении оно сочетается с умением сохранять равновесие и является хорошей тренировкой этого качества.
        В ползании дети используют различные способы. Некоторые малыши ставят вперед сразу обе руки, опираются на них и в это время передвигают ноги. Другие передвигают попеременно вперед руки и ноги. В обоих случаях дети могут опираться на ступни и ладони либо на колени и ладони. У многих детей получается ползание на животе. Несколько позже дети овладевают ползанием на предплечьях и коленях, подтягиваясь руками в положении лежа на скамейке. Сложность препятствия постепенно увеличивается — нужно подлезть под низко подвешенный шнур, переползти через несколько скамеек.
        В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями — ходьбой, прыжками, бегом. Ползание на четвереньках часто сочетается с подползанием под шнур, ветку. Вначале проносится голова, затем поочередно руки и ноги. Ребенок, не умея рассчитать высоту препятствия, подползает так же, как ползает, т. е. не прогибает спину, и поэтому часто задевает шнур, разгибается слишком рано. Воспитатель, учитывая полученные ребенком при этом ощущения прикосновения, стимулирует появление правильного навыка. Предлагает нагнуться пониже. Учит подползать правым и левым боком, двигаясь приставными шагами: передвинуть под шнуром правую ногу и руку, прогнуться, перенести голову и после этого приставить левую ногу и левую руку, оказавшись таким образом по другую сторону шнура.
        Через более высокие препятствия (бревно, дерево, скамейку) ребенку приходится перелезать. Это движение также выполняется разными способами: прямо, переставив за препятствие сначала обе руки, потом обе ноги, боком, перенеся поочередно правую руку и правую ногу, и затем присоединить к ним левую руку и левую ногу. При перелезании левым боком первыми перенесутся левая рука и левая нога.
        Особенностью упражнений в ползании является то, что они выполняются почти без показа движений воспитателем, на которого не рассчитаны пособия. Ползание непременно должно сочетаться с выпрямлением, потягиванием, прыжком вверх.
Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. При выполнении упражнений в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования, так как дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку.
        Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально. Расположение пособия требует и соответствующего положения туловища. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и на боковые брусья (если лестница шириной 40 см), по вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладины. Лазанье по канату в детском саду встречается редко, хотя наблюдения показывают, что непродолжительное подтягивание и висы положительно влияют на мышцы спины, живота, ног, помогают формированию правильной осанки у дошкольников. Малышам удобнее лазать по лесенке-стремянке, находясь в наклонном положении, при котором меньше мышечные усилия, легче удается сохранять равновесие при переносе рук, возможен зрительный контроль за движением.
        На лестницу дети влезают гораздо быстрее и увереннее, чем слезают, хотя при этом нужны значительные усилия для поднимания веса собственного тела. При слезании мышечное напряжение меньше, но требуются большая смелость, решительность, определенные пространственные представления, так как ребенок еще не может увидеть, куда поставить ногу, а должен почувствовать, нащупать опору.
        На начальных этапах освоения дети лазают приставным шагом. Они берутся последовательно обеими руками за одну перекладину, встают на перекладину одной ногой и подтягивают к ней другую. Таким образом на одной перекладине одновременно оказываются обе руки, на другой — обе ноги. Также приставным шагом они и спускаются, только темп движений становится более медленным. В процессе многократных упражнений постепенно в лазанье (вначале при влезании) появляется чередующийся шаг, т. е. на каждой перекладине находится одна нога или рука. Такое движение выполняется одноименным и разноименным способами. При первом способе движение начинают, например, левая нога и левая рука, затем активно действуют правая йога и правая рука. Если ребенок использует разноименный способ, то вначале он действует правой ногой и левой рукой, чередуя с движениями левой ногой и правой рукой.
        В период овладения лазаньем дети выполняют двигательные действия с напряжением, прикладывая чрезмерные усилия там, где это совсем не требуется. При влезании делают сильный толчок ногой, резкие и широкие движения рук при перехвате перекладин, лишние сгибания и разгибания рук, отклоняют и приближают туловище к лестнице. При слезании не согласуют по времени движения рук и ног, часто они сближаются, ребенок сгибается, что отрицательно влияет на воспитание правильной осанки.
        Как показали исследования А. Д. Удалой, согласованные действия рук и ног в определенной последовательности — сложная задача, требующая от дошкольников умения управлять движениями, произвольно регулировать степень напряжения и расслабления разных групп мышц. Для этого необходимы многократные упражнения. Следует чаще предлагать детям лазать во время прогулок и в свободное от занятий время, так как на физкультурных занятиях это движение выполняется одновременно небольшой подгруппой детей и занимает неоправданно много времени.  Собственный двигательный опыт ребенка в лазанье поможет ему быстрее освоиться на пособии, овладеть координацией движений рук и ног, ритмом шагов.
        Перелезание используется при переходе с одного пособия на другое, например, перелезание с пролета на пролет гимнастической стенки, с наклонной доски или лестницы на вертикальную стенку; перелезть можно через верх стремянки, башни, заборчика. При перелезании с пролета на пролет удобнее пользоваться приставными шагами, через верх заборчика — перешагиванием.
        Пролезание выполняется между перекладинами гимнастической башни, поставленной на бок лесенки, в обруч. В естественных условиях пролезают между близко расположенными деревьями. Расстояние между перекладинами лестницы для этого упражнения должно быть не менее 40 см. В обруч пролезают разными способами: сверху, снизу, держа одной или двумя руками; в поставленный на пол обруч пролезают боком и прямо.
        Упражнения в лазанье должны обеспечиваться внимательным руководством, высокой дисциплиной детей. Нельзя допускать скученности детей на пособиях, при этом возможны случайности, ведущие к травмам, наступил на руку сверстника, и тот непроизвольно ее отпустил. В то же время необходимо воспитывать у детей находчивость, умение не растеряться в сложной неожиданной ситуации, например, спокойно и быстро нащупать ногой перекладину, с которой сорвалась нога.
        Лазанье по лестницам реже используется в подвижных играх, чаще предлагается в виде упражнений. При хорошем навыке лазанье включается в игры «Медведь и пчелы», «Пожарные на учении» и др.

6.Игры на ползание и лазанье.

1 младшая группа:

«Доползи до погремушки». Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной из стен комнаты. Перед ними на расстоянии 3-4 м на пол кладутся флажки или погремушки. Инструктор просит детей доползти до погремушки на четвереньках, взять ее, встать и погреметь, затем положить игрушку на пол и вернуться на свое место.

«В воротики». Дети располагаются на стульях. Впереди на расстоянии 2,5 м стоит дуга – воротики. Дальше, на расстоянии еще 2 м, находится стойка с сеткой, у стойки на полу лежит мяч. Инструктор вызывает кого-нибудь из детей и предлагает на четвереньках доползти под нее, подползти к мячу, затем встать, поднять мяч двумя руками и опустить его в сетку.

2 младшая группа:

«Проползи – не задень». Дети располагаются в одной стороне комнаты. На расстоянии 3-4 м от них ставятся стулья, на их сиденьях – гимнастические палки или длинные рейки. Двое или трое детей должны проползти под палками, стараясь не задеть их, доползти до скамейки, на которой лежат флажки, встать, взять флажки и помахать ими, затем бегом возвратиться обратно.

«Пробеги, как мышка, пройди, как мишка». Дети располагаются у одной стены комнаты. Инструктор ставит перед ними две дуги: первая дуга высотой 50 см, за нею на расстоянии 2-3 м вторая, высотой 30-35 см. Инструктор вызывает одного ребенка и предлагает ему пройти под первой дугой на четвереньках, как мишка, т. е. опираясь на ступни ног и на ладони. Под второй дугой – пробежать, как мышка (на ладонях и коленях, затем вернуться на свое место.

Средняя группа:

«Пожарные на ученье». Описание игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.

«Через обруч к погремушке».        Через обруч к погремушке (флажку, ленточке). Обозначается исходная линия- на расстоянии 3м от нее по числу играющих ставятся большие стулья или к 2 стульям прикрепляется вертикально обруч. За ним через 2м лежат ленточки, флажки. Дети ползут от исходной линии на четвереньках, проползают между ножками стульев или в обруч, доползают до ленточки, берут её, машут над головой, кладут обратно и возвращаются. Упражнения выполняют следующие.

Старшая группа:

«Медведи и пчелы». Играющие делятся на две неравные группы. Одни (приблизительно треть детей) – медведи, остальные – пчелы. На расстоянии 3 -5 м от вышки очерчивается лес, а на расстоянии 8 -10 м на противоположной стороне – луг. Пчелы помещаются на вышке или на гимнастической стенке (улей). По сигналу воспитателя пчелы летят на луг за медом и жужжат. Как только все пчелы улетят, медведи вылезают на вышку – в улей и лакомятся медом. По сигналу воспитателя: «Медведи!» - пчелы летят и жалят медведей, не успевших убежать в лес (дотрагиваясь до них рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку, и игра возобновляется. Ужаленный медведь один раз не выходит за медом. После того, как игра проведена 2 – 2 раза, дети меняются ролями. Воспитатель должен находиться у вышки (гимнастической стенки), чтобы в случае надобности оказать помощь играющим.

«Перелет птиц». Дети стоят врассыпную на одном конце площадки (комнаты). Они – птицы. На другом конце площадки помещается вышка для лазания или гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида, двойная лесенка. По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку – скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят. Воспитатель должен находиться возле приборов для лазанья, чтобы в случае надобности помочь детям. Если гимнастическая стенка имеет мало пролетов, дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья.

Подготовительная к школе группа:

«Наседка и цыплята». «Цыплята» располагаются вдоль одной стороны площадки, шнур натянут в 3м. от детей. На противоположной стороне площадки сидит лиса. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовёт цыплят: «Ко-ко-ко». По зову, цыплята подлезают под верёвку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, ищут корм. Рассыпать «корм» так, чтобы дети старались быстрее подлезать под шнур: «Торопитесь, цыплята, а то зёрен не хватит всем». По сигналу «Лиса!» цыплята быстро убегают. Роль лисы выполняет воспитатель, она не ловит, а только делает вид, что догоняет.

«Кролики и хозяин». На одной стороне площадки в ограниченном месте «клетка» для кроликов. Границы «клетки» обозначены двумя стульями без шнура. На противоположной стороне зала «хозяин» - воспитатель. Между «хозяином» и «клеткой» лужок, на котором гуляют дети-кролики. Хозяин загоняет кроликов в клетку и объясняет: «Как только я открою клетку, все кролики пойдут гулять. Будьте внимательны, выползаем только из клетки». Кролики выползают из клетки, гуляют по лугу, ползают, бегают, «щиплют травку». По сигналу: «Кролики, домой!» дети бегом возвращаются в клетку. При последующих повторениях дети все действия выполняют по сигналам «Гулять!» и «Домой!». Воспитатель следит за тем, чтобы дети выползали и возвращались только в ограниченное место – вход в клетку.

Вывод.

Ежедневное упражнение в лазании обеспечивает ребенку необходимый жизненный навык и воспитывает координацию движений. Для этого рекомендуется в групповых комнатах устанавливать гимнастические лестницы хотя бы в один пролет, а на участке -- трибуны с вышками, заборчики, стойки с канатами и шестами. В процессе лазания воспитываются необходимые волевые качества: смелость, решительность, сообразительность.

Детям - дошкольникам не рекомендуется долго виснуть на руках: это вызывает длительное статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок, утомляет нервную систему. Однако непродолжительные висы на турниках разной высоты, гимнастической стенке могут использоваться, начиная с пятилетнего возраста, но не дольше 1--1,5 с, и чередоваться с опорой тела на ноги. Такие упражнения укрепляют мышечную систему плечевого пояса и способствуют формированию правильной осанки.

Литературные источники:

1.Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. М., 2007

2.В.Н. Шебенко, В.А. Шишкина, Н. Н. Ермак Методика дошкольного воспитания в дошкольных учреждениях. М 1998.

3. Вавилова Е.Н. Учите убегать, прыгать, лазать, метать. - М., 1983.

Интернет ресурсы:

1.https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2012/04/06/metodika-obucheniya-i-tekhnika-vypolneniya-ovd

2.http://parohod.kg/fisic_vospitanie/884-polzanie-prolezanie-podlezanie-vlezanie-lazane.html