Релаксационные упражнения для детей дошкольного возраста
картотека по физкультуре на тему

Рейз Валентина Александровна

В материал входят упражнения, как с текстовым соправождением так без него. Упражнения для  расслабления можно использовать для нормализации ЧСС, психического равновесия и для общего улучшения самочувствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasslablon_uprzhn.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнениями на расслабление решается задача быстрого восстановления функций организма после физической нагрузки, повышения работоспособности детей и перевод их из одного эмоционального состояния (возбужденного) в другое (спокойное) .

В детском саду целесообразно использовать следующие упражнения на расслабление:

1. Потряхивание расслабленными кистями рук, всей рукой обеими руками.

2. Поочередное потряхивание правой (левой) расслабленной ногой.

Слова воспитателя, сопровождающие это упражнение, направлены на то, чтобы вызвать мышечное ощущение расслабления в конечностях: «стряхнули водичку с рук»; «Стряхнули снег с ботинок».

3. повороты вправо (влево) всего корпуса и расслабленных рук («Руки как плети», «как ветви обвивают ствол дерева при ветре») .

4. Семенящий бег на месте, носки не отрывать от пола. Руки вдоль туловища. Движения конечностей, туловища расслаблены.

5. Семенящий бег с продвижением вперед. Вначале дети медленно продвигаются в центр круга, затем поворачиваются и двигаются в обратном направлении, расширяя круг. Возможно использование семенящего бега и в других построениях.

6. Дыхательное упражнение стоя на месте и в движении с подниманием расслабленных рук в стороны -вверх (вдох) и опусканием их (бросить) вниз (выдох) .

После освоения упражнений на расслабление стоя на месте и в движении переходят к освоению упражнений лежа на полу.

1. И. п. : лежа на животе, руки свободно лежат на полу в стороны- вверх, голова повернута в удобную для ребенка сторону. 1-2 - руки скользят по полу вниз до бедер, 3-4 - ноги врозь, 5-6 - ноги вместе, 7-8 вернуться в и. п. (рис. 1) .

2. И. п. : лежа на животе, руки под подбородком, локти в стороны. 1-2 - согнуть правую (левую) ногу, отведя колено в сторону, 3-4 – вернуться в и. п. (рис. 2) .

То же, без отведения колена в сторону, а сгибая ногу назад.

3. И. п. : лежа на животе, кисти рук под подбородком, локти в стороны. 1-2 – согнуть обе ноги в коленях и отвести их назад, 3-4 – вернуться в и. п. (рис. 3) .

4. И. п. : лежа на спине, руки свободно лежат на полу в стороны -вверх, ноги полусогнуты и разведены в коленях, ступни на полу. 1-2 – поднять руки вперед-вверх, кисти расслаблены, 3-4 – опустить руки вниз, на пол, 5-6 – поднять снова вперед-вверх, 7-8 – вернуться в и. п. (рис. 4) .

5. И. п. : лежа на спине, руки в стороны вниз. 1-2 - согнуть ноги в коленях и подтянуть их к себе без напряжения, 3-4 вернуться в и. п. (рис. 5) .

6. И. п. : лежа на спине, руки в стороны -вниз, 1-2 - положить руки на грудную клетку (выдох, 3-4 – вернуться в и. п. (вдох) (рис. 7) .

7. И. п. : лежа на спине, руки в стороны- вниз. 1-2 - положить руки на грудную клетку (выдох, 3-4 – вернуться в и. п. (вдох) (рис. 7) .

После освоения этих упражнений детей учат расслабляться в неподвижном состоянии, сначала лежа на спине на полу, а затем сидя, ноги калачиком (по-турецки, скрестно) .

1. Ребенок ложится на спину, голову поворачивает в удобную для него сторону, руки в стороны- вниз, ноги полусогнуты, колени разведены в стороны, стопы ног сближены, носки развернуты (рис. 8) .

2. Чтобы ребенок запомнил мышечное ощущение расслабления, воспитатель предлагает вначале сильно, до дрожи напрячься; сильно вытянуть ноги, оттянув носки, руки, сжав кулаки, подбородок прижать к груди и смотреть на носки. Затем, после 3-4 секунд напряжения у детей непроизвольно наступает расслабление в позе, описанной выше. Оно удерживается вначале 10 секунд; постепенно продолжительность расслабления увеличивается до 1-1, 5 минуты (рис. 9) .

3. Наиболее сложной для расслабления является поза сидя, ноги скрестно (калачиком, по-турецки, предплечья рук опираются на колени, кисти расслабленно повисают вниз, спина несколько круглая, голова опущена (рис. 10). Позже детей учат расслаблять в том же положении, но сидя на стульчиках, ноги внизу на полу.

Расслабление сидя и лежа в неподвижном состоянии проводится и с закрытыми глазами. Это дает еще больший эффект, так как исключает воздействие зрительных раздражителей.

В результате систематического применения указанных упражнений дети учатся произвольно расслаблять ту или иную группу мышц или все группы одновременно.

Релаксационные упражнения для дошкольников

Самый лучший способ снять любое напряжение (утомление) – физическое, нервное, психическое и убрать фактор раздражения – расслабиться. Независимо от наличия или отсутствия специальных условий, руководствуясь только собственным желанием, перемещаясь в тот или иной сказочный мини - сюжет, задействовав только слуховые анализаторы можно отдохнуть и восстановить свои физические и психические силы. Умение расслаблять мышцы тела, начиная с мышц лица, - одно из направлений восстановительной терапии.

Предлагаемые упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

Перед проведением релаксации педагог поясняет, для чего нужно расслабляться, какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе релаксационных упражнений контролирует степень расслабления детей.

Творческий подход и артистичность педагога во время проведения релаксационных упражнений создадут атмосферу доброжелательных отношений, позволят детям научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.

1. Космос.

Мы друзей хороших на Луне нашли.

Пригласили в космос их и летим.

Мы парим, как ласточки, в вышине.

Звёздами любуемся в тишине.

Ветерок - проказник вскоре прилетел.

Опустив на землю нас, нежно шелестел.

(лёжа на спине, полное расслабление туловища и конечностей,

рекомендуется спокойная, чуть слышная музыка)

2. Сказка.

Мы раскинем руки, мы как будто птицы.

Мы глаза закроем, - сказка нам приснится…

Шар приснится голубой…

И Мишутка маленький…

Светлый месяц за горой…

И цветочек аленький…

Лепестки ласкает ветер,

Чуть цветок качается…

Это сказка детям снится…

Дети расслабляются…

Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!

Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!

(лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление)

3. Океан.

Я слышу океана шум… прибой…

И шелест пены на песке прибрежном.

Волна беседует со мной

И убаюкивает нежно.

Она мне говорит: расслабься и глаза прикрой,

Расслабься, отдохни, услышь ты шум прибоя,

Пусть тело отдохнёт, а с ним и ты,

И все друзья, кто рядом здесь с тобою.

Прислушайся к себе: тепло и свет

Вольются в твои ноги, руки, шею,

Тепло идёт по телу, в твою грудь…

Всё тело лёгкое, а мысли всё светлее…

Мы волны слышим, тишина… покой…

Лицо ласкает солнца лучик …

Вот ветерок сюда к нам залетел,

И отогнал за горы тучи.

Вас ветерок взбодрил, погладил по щеке…

К вам силы вновь вернулись!.

Пора вставать! Пора вставать!

Как хочется, что б все вы улыбнулись!

(музыка «шум моря» и спокойный, ровный голос

речевого сопровождения способствуют мышечному расслаблению туловища и конечностей. И. п. : лёжа на спине.)

4. Волна.

Расслабляюсь на спине,

как медуза на волне…

Глазки закрываются…

Тело расслабляется…

Тихо плещется волна…

Нас баюкает она…

Баю – бай, баю – бай,

Глазки тихо закрывай…

Вот прохладный ветерок

Пробежал по телу…

Отдохнули! Вновь пора

браться нам за дело!

(И. п: лёжа на спине, раскинув руки и ноги в стороны, желательно музыкальное сопровождение под спокойное чтение текста)

5. Рыбки.

В чистой, ласковой водице

Плывёт рыбок вереница.

Чешуёй златой сверкая,

Кружится, играя стая…

Вниз их манит тишина,

Глубина… не видно дна…

Рыбки, рыбки вниз пошли,

рыбки, рыбки все легли…

глазки все прикрыли…

плавнички расслабили…

хвостик тоже не играет…

рыбка мышцы расслабляет…

здесь покой и тишина…

тихо плещется волна…

Вот луч солнца засверкал,

Рыбок всех он вверх позвал!

Встаньте все… вернёмся в зал!

(после имитационного движения «рыбки» - дети опускаются на ковёр, руки и ноги в стороны, полное расслабление мышц туловища и конечностей, музыкальное сопровождение желательно)

6. Кот.

Как у наших у ворот

на траве улёгся кот.

Глазки он свои прикрыл…

Хвостик рыжий распушил…

Он расслабил коготки,

стали лапочки легки.

Он расслабил свой животик –

Вот какой хороший котик:

Всё своё расслабил тело –

Для здоровья это дело!

Будет котик отдыхать,

А потом опять играть!

Будет мышку догонять…

Ну и нам пора вставать!

7. Бабочка.

Бабочка порхала,

Всё к цветам летала.

Крылья стали уставать,

Видно, надо отдыхать.

Вот присела на цветок,

Крылья опустила

И головку свесила,

Будто загрустила…

Отдохнула… посидела…

Да и снова полетела.

(дети, выполняя движения по тексту, учатся напрягать и расслаблять свои мышцы в разных позах, в данном случае, присев на корточки или «по – турецки», скрестив ноги)

8. Снежинка.

Лёгкая снежинка – белая пушинка

Легла на ладошку отдохнуть немножко.

Лучики расслабила и прикрыла глазки…

Лёгкая, воздушная, словно фея в сказке…

Ветер, ты здесь не шуми!

Нам снежинку не буди!

Пусть снежинка расслабляется,

Сил надолго набирается.

В путь далёкий силы надо:

ей лететь за снегопадом!

9. Барсук

На полянке у осинки

Наш барсук лежит на спинке.

Он раскинул свои лапки,

И расслабил цап – царапки.

Греет солнышко животик,

Шёрстку ветерок ласкает…

Лежебока наш барсук

Мирно дремлет, отдыхает…

Сладко наш барсук зевнул,

Свою спинку изогнул,

Потянулся, потянулся…

Бодро встал – совсем проснулся.

По бокам себя похлопал,

По делам в лесок потопал!

10. Облака

В небе синем к нам издалека

Приплывают белые облака.

Накрывают облака мягким одеялом…

Как приятно и легко

Всем ребятам стало!

Белой пеной облака нежно окружают,

В сон волшебный и прекрасный

Деток погружают.

Вот закрылись глазки – снятся детям сказки…

Облака плывут, плывут –

Отдых и покой несут…

Все ребятки отдохнули,

С боку на бок повернулись… потянулись –

И… проснулись!

До свиданья, облака, небо голубое,

Много – много, много раз

Встретимся с тобою.

11. Песня мамы – кошки.

Наигрался мой котёнок –

Милый, ласковый ребёнок.

Вот свернулся он в комочек –

Нежный, мягонький клубочек.

Ему снится сон волшебный:

Небо, солнце и река…

А в воде прозрачной, чистой

Проплывают облака,

Серебрятся спинкой рыбки…

На губах у нас улыбки…

Мама лапкой по спине

Гладила, ласкала

И котёнку своему песню напевала:

- Мяу – мяу, мур – мур - мур,

Милый мой котёнок!

Как же я тебя люблю,

Милый мой ребёнок!

Глазки ты сейчас открой

И со мною песню спой: «Мяу»!

12. Осенний лес

Мы пришли в осенний лес -

Полон сказочных чудес:

Золотом листва сияет, нежно солнце согревает…

Так приятно и легко!

Дышим ровно, глубоко…

Пахнет хвоей и грибами, и опавшею листвой.

Мы прекрасно отдыхаем – расслабляемся с тобой…

Так приятно и легко,

Дышим ровно, глубоко…

Стали птицы распевать, ну а нам пора вставать!

Дружно, сладко потянулись…

И с улыбкой все проснулись!

13. Море

Стайка рыбок закружилась –

Море синее приснилось.

Вода прозрачно – голубая

Нас баюкает, качает…

На поверхность из глубин

Подплывает к нам дельфин…

Вот совсем не зная страха,

Проплывает черепаха…

А за ней, раскинув ножки,

Вглубь несутся осьминожки…

Ах, прозрачная водица!

Видим рыбок вереницу…

Можно рыбок нам догнать…

Только вот пора вставать.

Все, как рыбки, встрепенулись,

Из морских глубин вернулись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Может быть непроизвольной и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологич...

Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста.

Желание помочь детям в нарушении равновесия и подвижности между процессами возбуждения заставило меня искать и испробовать многое. Итогом этих поисков является разработанная мной система мер по ...

Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста

Систему релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста...

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В консультации для педагогов, вы узнаете  о том, как организовать релаксационные упражнения в детском саду, а также познакомитесь с упражнениями, которые можно использовать в своей работе....

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультационный материал для педагого ДОУ о том, как организовать отдых детей с помощью релаксационных уаражнений....

КАРТОТЕКА РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающиеся снятием психического напряжения.Задачи: ü учить снимать напряжение мышц после физических упражнений;ü учить правильно, расслабляться...