Игры и упражнения на равновесие
картотека по физкультуре (младшая группа) по теме

Васильева Екатерина Александровна

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СОХРАНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ

Возраст 1-3 года 
Упражнения на равновесие играют важную роль в восприятии, координации движений, сохранении позы. 
___________________________________
1. Плывет кораблик
Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая:

Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой. 
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
(С. Маршак) 
___________________________________
2. Покачай нас звонкий мяч
Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч — фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая:

Качи-кач и качи-кач —
Покачай нас, звонкий мяч!
Влево, вправо, влево, вправо,
А потом назад — вперед. 
Покатаемся по кругу,
А потом наоборот!
___________________________________
3. На лошадке
Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто-то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»:

На лошадке цок-цок-цок
Через запад на восток
Мимо гор, лесов, морей
К милой мамочке моей. 
___________________________________
4. Кружимся-кружимся
Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая:

Кружимся! Кружимся!
Стой, голова закружится!
___________________________________
5. На одной ноге постой-ка
Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий. 
Ну, смелее подними. 
Да гляди не упади. 
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый. 
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый. 
___________________________________
6. Внутри — снаружи
Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча. 
Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» — встаньте внутри круга. Вместо «день» — ночь», можно говорить «снаружи» — «внутрь», «кошки» — «мышки» и т. д. 
___________________________________
7. Маленькие змейки
В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки. 
___________________________________
8. Канатоходец
Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней:

Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер. 
(С. Маршак) 

На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись. 
___________________________________
9. Ковер
Скажите малышу, что ковер — это ваш плот, который плывет по реке. Предложите малышу обойти ковер по его краю, «не замочив» ноги об воду. 
___________________________________
10. Перешагиваем
Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия. 
___________________________________
11. Идет бычок, качается
Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске:

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А. Барто) 

Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки. 
___________________________________
12. Там мышка живет

Малыш идет по гимнастической скамейке, в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:

Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик. 
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет. 

Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки. 
___________________________________
13. Идет котик по лавочке

Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки:

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки. 
___________________________________
14. По мостику

Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка — это мостик через речку:

Над речкой — узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти. 
(Е. Железнова) 

Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т. п. ). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.  
___________________________________
15. На улице

Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам-ходилкам, пенечкам и проч. 
___________________________________
16. На горку

Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол:

Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Вот Ариночке годок. 
На горку поднимается,
С горочки спускается. 
___________________________________
17. По горам\
Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы:

По долам, по горам,
Ходит шуба, да кафтан. 
___________________________________
18. По камешкам
Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»:

По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки. 
Раз-два, раз-два, раз-два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки. 
Раз-два, раз-два, раз-два!
___________________________________
19. С бугра на бугор
Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:

Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор. 
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники. 
___________________________________
20. С игрушкой на голове
Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого друга.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_naravnovesie.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СОХРАНЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ

Возраст 1-3 года 
Упражнения на равновесие играют важную роль в восприятии, координации движений, сохранении позы. 
___________________________________
1. Плывет кораблик
Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая:

Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой. 
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
(С. Маршак) 
___________________________________
2. Покачай нас звонкий мяч
Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч — фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая:

Качи-кач и качи-кач —
Покачай нас, звонкий мяч!
Влево, вправо, влево, вправо,
А потом назад — вперед. 
Покатаемся по кругу,
А потом наоборот!
___________________________________
3. На лошадке
Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто-то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»:

На лошадке цок-цок-цок
Через запад на восток
Мимо гор, лесов, морей
К милой мамочке моей. 
___________________________________
4. Кружимся-кружимся
Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая:

Кружимся! Кружимся!
Стой, голова закружится!
___________________________________
5. На одной ноге постой-ка
Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:

На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий. 
Ну, смелее подними. 
Да гляди не упади. 
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый. 
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый. 
___________________________________
6. Внутри — снаружи
Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча. 
Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» — встаньте внутри круга. Вместо «день» — ночь», можно говорить «снаружи» — «внутрь», «кошки» — «мышки» и т. д. 
___________________________________
7. Маленькие змейки
В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки. 
___________________________________
8. Канатоходец
Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней:

Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер. 
(С. Маршак) 

На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись. 
___________________________________
9. Ковер
Скажите малышу, что ковер — это ваш плот, который плывет по реке. Предложите малышу обойти ковер по его краю, «не замочив» ноги об воду. 
___________________________________
10. Перешагиваем
Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия. 
___________________________________
11. Идет бычок, качается
Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске:

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А. Барто) 

Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки. 
___________________________________
12. Там мышка живет

Малыш идет по гимнастической скамейке, в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:

Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик. 
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет. 

Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки. 
___________________________________
13. Идет котик по лавочке

Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки:

Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки. 
___________________________________
14. По мостику

Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка — это мостик через речку:

Над речкой — узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти. 
(Е. Железнова) 

Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т. п. ). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.  
___________________________________
15. На улице

Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам-ходилкам, пенечкам и проч. 
___________________________________
16. На горку

Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол:

Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Вот Ариночке годок. 
На горку поднимается,
С горочки спускается. 
___________________________________
17. По горам\
Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы:

По долам, по горам,
Ходит шуба, да кафтан. 
___________________________________
18. По камешкам
Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»:

По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки. 
Раз-два, раз-два, раз-два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки. 
Раз-два, раз-два, раз-два!
___________________________________
19. С бугра на бугор
Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:

Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор. 
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники. 
___________________________________
20. С игрушкой на голове
Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого друга.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения в равновесии

Игры и упражнения в равновесии...

Конспект по физической культуре в средней группе. Тема: «Упражнения в прыжках. Задания в упражнениях в равновесии».

                                    Конспект по физической культуре в средней группе....

Консультация для родителей и педагогов "Упражнения в равновесии. Развиваем вестибулярный аппарат"

Упражнения в равновесии - способствуют развитию ловкости и координации движений, решительности, формируют правильную осанку ребенка.В консультации даны варианты игровых упражнений для тренировки детей...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...

Методика обучения упражнениям в равновесии

Методика обучения упражнениям в равновесии   Равновесие – способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении, является показателем моторн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАВНОВЕСИЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАВНОВЕСИЕ( материал для инструкторов по физической культуре, родителей и воспитателей ДОУ)Пояснительная записка  Умение сохранять равновесие в разны...