Методика обучения упражнениям в равновесии
статья по физкультуре

Методика обучения упражнениям в равновесии

   

Равновесие – способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении, является показателем моторной зрелости дошкольника, его готовности к освоению более сложных движений. Упражнения на равновесие способствуют формированию правильной осанки. Упражнения в равновесии проводятся начиная с раннего возраста, но наиболее интенсивно развивается способность к равновесию в возрасте 5 лет.

Способность к равновесию зависит от:

- состояния вестибулярного аппарата;

- функциональной активности организма;

- двигательного опыта.

Средствамиспособствующими развитию равновесия, являются движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре:

- ходьба и бег по узенькой дорожке;

- на одной ноге;

- остановка по сигналу во время кружения;

- приземление в обозначенное место;

- ползанье по скамейке;

- ходьба на лыжах;

- передвижение на велосипеде.

В равновесии различают упражнения:

1. Статические (стойка на носках, «цапля», «аист»);

2. Динамические.

  

Сложность упражнений в равновесии зависит от:

- высоты, ширины, устойчивости опоры (качающееся бревно, поднятое на высоте);

- способа движения (ходьба на носках, бег, танцевальные шаги);

- угла наклона плоскости (по приставленной к гимнастической стенке скамье);

- сочетания динамических и статических движений в одном задании: дойти до середины скамейки на носках (приставным, танцевальным шагом), стать, поднять ногу вперед (в сторону, наклониться, присесть); дойти до конца и спрыгнуть (спиной вперед, с поворотом);

- положения рук (на пояс, за голову, в стороны, вверх);

- используемых предметов (корзиночки, мяч, мешочки с песком на голове).

Руководство упражнениями в равновесии должно учитывать подготовленность детей и стимулировать самостоятельность.

В младших группах упражнения носят игровой характер («По дорожке к кукле в гости», «Через лужицы ша-гай, выше ножки подни-май!»). Методические указания должны быть направлены на ощущение уверенности.

В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, выше горка), но и меняются способы выполнения и объем упражнений: используются разные способы выполнения упражнений и их чередование (до середины скамейки идем на носках, а дальше обычным шагом; до середины – приставным шагом пятка к носку, дальше прыжками, бегом; до середины – приставным шагом правым боком, далее поворот на 1800 и приставными шагами левым боком).

В старших группах большое внимание уделяется самостоятельности и проявлению инициативы. Усложнение количественное и качественное. Задания могут быть: до середины скамейки пройти на носках, а дальше различными способами самостоятельно («По скамейке передвигаться различными способами, движения нельзя повторять, если его уже выполнял кто-то из ребят»).

  

Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно использовать разнообразные движения врассыпную – кружения в сочетании с ходьбой, бегом, остановками по сигналу на двух и одной ноге, включая движения с закрытыми глазами: ходьбу бег, прыжки спиной вперед. Способность к равновесию развивается в спортивных упражнениях: ходьбе на лыжах, скольжению по ледяным дорожкам, передвижениях на велосипеде, санках.

Способы организации занимающихся при выполнении упражнений в равновесии:

- поточный (передвижения по дорожкам, скамейкам);

- фронтальный (кружение, статические упражнения).

При выполнении (обучении) упражнений в равновесии должна осуществляться страховка, места занятий должны быть оборудованы гимнастическими матами.

Литература:

1. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. - М.: AcademiA, 2002. - 316 с.

2. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. - Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Э. Я. Степаненкова. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 365 с.

3. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Э. Я. Степаненкова. - М: Мозаика-Синтез, 2008. - 95 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

« Обучение детей старшего дошкольного возраста прыжкам на скакалке»
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)

Цель: Формирование умения прыгать через скакалку.

Задачи:

1. Обучать прыжкам на двух ногах через вращающуюся скакалку.

2. Развивать координацию движений и ориентирование в пространстве.

3. Развивать интерес к играм со скакалкой.

Оборудование:

Скакалки по количеству человек

Ход занятия:

1. Вводная часть

Построение в одну шеренгу.

Приветствие, сообщение задач, правила поведения на улице.

Инструктор : Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами будем учиться прыгать на скакалке. Напоминаю вам правила поведения на улице. Во время движения соблюдаем дистанцию, не толкаемся.

А теперь , группа направо. В обход налево шагом марш.

• Разновидности ходьбы.

Ходьба на носках, руки вверх.

Ходьба на пятках, руки за голову.

Ходьба с высоким подниманием бедра, хлопок под ногой

Ходьба с захлёстом голени, руки за спиной.

• Разновидности бега.

Бег подскоками руки на пояс

Бег с залёстом голени руки на пояс

Шаг галопом руки на пояс

• Упражнения на восстановление дыхания.

Ходьба руки в стороны-вдох, руки вниз –выдох.

2. Основная часть

Перестроение из одной колонны в две.

Упражнения со скакалкой:

1. И.П. – Стойка, скакалка в правой руке.

- Покачивание скакалки вперед-назад. 15-20 раз

- Вращение скакалки вперед. 15-20 раз

- Прыжки на месте на двух ногах, вращая скакалку в правой руке. 10-15 раз

#1048;.П. – Стойка , скакалка в левой руке. 15-20 раз

- Покачивание скакалки вперед-назад. 15-20 раз

- Вращение скакалки вперед.15-20 раз

- Прыжки на месте на двух ногах, вращая скакалку в левой руке.10-15 раз

Стихи под упражнения со скакалкой.

1. Чтоб скакалка не скучала

Мы скакалку покачаем

Раз, два, раз, два

Мы скакалку покачаем

Раз, два, раз, два

Со скакалкой поиграем

2. Раз, два, три четыре

Мы скакалку закрутили

Будем мы ее крутить

Будем с нею мы дружить

3. Слышим стук из под скакалки

Будем прыгать под него

Раз прыжок и два прыжок

Прыгай весело дружок.

Организационно-методические указания

Туловище и голова, расположены прямо. Руки разведены предплечьями в стороны (предплечья почти параллельны полу), а локти находятся около туловища или касаются его. Ручки скакалки надо держать без напряжения. Вращение скакалки осуществляют кистями. Чем интенсивнее работают кисти, тем быстрее вращается скакалка. При выполнении прыжков туловище должно оставаться прямым. Это позволит свободно и ровно дышать. Смотреть надо прямо перед собой.

3. И.П. Стойка скакалка в руках , руки в стороны книзу.

Скакалка за спиной, мах скакалкой вперед над головой и назад.

4. И. П. Стойка скакалка вперед.

Дети проговариваю вслух : вниз, над головой, перешагнули (перепрыгнули)

1- стойка , скакалка вниз

2- мах скакалкой над головой

3- перешагнуть через скакалку

5. И.П. Стойка скакалка за спиной

Прыжки через скакалку на месте.

Организационно-методические указания

Берете ручки скакалки в обе руки и начните вращения скакалкой, при этом совершаете прыжки, отрываться от пола нужно на 1-2 сантиметра. Темп здесь задаете более медленный – около 80 прыжков в минуту.

Перестроение.

Группа поворачивается направо и смыкается.

Игровое задание со скакалкой. «Наездники»

2 команды в колонну по одному, скакалка на шее.

Первая пара, передвигаясь шаг-галопом друг за другом, второй ребенок «наездник» - держит концы скакалки впереди идущего - « лошадки».

Дойдя до воспитателя, первый отдает скакалку воспитателю. Дети поворачиваются кругом, второй становится «лошадкой», а первый «наездником» возвращаются шаг-галопом, отдают скакалку инструктору и идут в конец колонны.

3. Заключительная часть.

Перестроение из двух колонн в одну.

Инструктор: на этом наше занятие закончено. До свидания.

Дети за воспитателем уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения упражнений без предметов в гимнастике.

Методика обучения упражнений без предметов в  гимнастике....

Играем вместе. Методика обучения детей раннего возраста упражнениям и играм с мячом (как и любому физическому упражнению) имеет свои особенности, которые заключаются в том, что в обучении преимущественно используются игровые приемы.

Учимся играть вместе.Как же научить малыша ловкости и уме­лости в играх с мячом. Методика обу­чения детей раннего возраста упражнени­ям и играм с мячом (как и любому физиче­скому упраж...

Методика обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте с учетом феномена функциональной асимметрии"

На основе знаний о феномене функциональной асимметрии и симметрии разработать средства и методы обучения упражнениям спортивных видов гимнастики и прыжков на батуте для достижения в короткие сроки и н...

Методика обучения равновесию

Способность сохранять равновесие  необходима для овладения многими основными движениями. Доказана необходимость специальных упражнений, направленных на развитие у ребенка устойчивости в разн...

Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления дв...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РАВНОВЕСИЮ.

      Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка. По мере расширения его двигательного опыта. Сначала это первоначаль...